Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеллектуал»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Северодвинская прогимназия № 1»
Принята на заседании методического совета от «___»________________ Протокол №____________ | Утверждаю Директор МАОУ «СП № 1» ___________ /Тюряпин Д.Ю./ «___»_______________2023г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Интеллектуал»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: _________________________________
Возраст обучающихся: 10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель (разработчик):
Савина Ксения Васильевна,
учитель английского языка
г. Северодвинск
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Иностранный язык - это средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей. Изучение иностранного языка позволит приобщиться к национальной культуре страны изучаемого языка и даст толчок к развитию интеллектуальных способностей школьника. Актуальность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она учитывает социальный заказ родителей и общества на интеллектуально- и коммуникативно-развитую личность.
Программа по иностранному (английскому) языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Кружок предназначен готовить обучающихся 4-х классов к участию в мероприятиях общешкольного и муниципального уровня на английском языке, способствует их самопознанию, самоутверждению, самовыражению. Тематики работы кружка спланированы так, чтобы дополнить и углубить материалы урока, способствовать их более прочному усвоению, предусматривать связь с жизнью обучающихся и стимулировать их потребность в общении.
Цель программы – развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и познавательной.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) расширить коммуникативные умения обучающихся в устной (говорение и понимание на слух) и письменной (чтение и письмо) формах общения;
2) стимулировать интерес обучающихся к изучению грамматики английского языка через игру;
3) способствовать всестороннему развитию личности;
4) постоянно формировать у детей потребность в совершенствовании своих знаний и самостоятельной работе над языком;
5) максимально использовать способности детей в овладении языком.
Новизна программы в том, что в ней гармонично сочетаются:
- использование в образовательном процессе современных информационных образовательных технологий, повышающих у детей мотивацию к обучению;
- использование игровых методов обучения;
- свобода выбора ребенком направлений, видов и форм деятельности в условиях единого образовательного пространства;
- педагогическая и психологическая поддержка детей, проявляющих высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей.
Форма и режим занятий
Форма занятий: групповая.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 10 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 40 минут.
Программа рассчитана на 1 год обучения - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Лексическая сторона речи:
Основные словообразовательные средства:
- деривационная модель N+or, er для образования существительных (collector, cooker)
- деривационная модель V+tion для образования существительных (collection, decoration)
- деривационная модель un+Adj для образования прилагательных (unkind, unfriendly ). N+ful образования прилагательных (colouful, useful, peaceful)
- модель N + N для образования существительных с помощью словосложения (businessman, policeman, postman, timetable, blackboard);
- модель V — N для образования существительных от глаголов по конверсии (to find— a find, to make— a make);
- модель Adj — Vдля образования глаголов от имен прилагательных по конверсии (warm— to warm, cold— to cold).
3. Полисемантические лексические единицы (field— 1) поле 2) отрасль; fire— 1) огонь 2) камин 3) пожар; letter – 1) буква 2) письмо).
4. Синонимы и синонимические обороты(city — town, begin—start, too —also, to be a great success —to have great success).
5. Фразовые глаголы(to get on, to get off, to get up, to get on with sb, to get together, to look around, to look through, to make up smth, to take off).
6. Омонимы(flour — flower, there — their).
7. Сходные по форме, но различные по употреблению слова (near - nearly).
8. Речевые клише, большая часть которых — это фразы повседневного обихода различной семантики:
I can't believe my eyes! Come and see me some day.
My God! Thank you!
Good luck! It's been a long time.
It depends. It was nice meeting you.
Грамматическая сторона речи:
Морфология
1. Имя существительное
- абстрактные имена существительные; использование артиклей с абстрактными именами существительными;
- имена существительные (advice, work, weather, information, news, money); отсутствие неопределённого артикля перед данной группой субстантивов, замена их местоимением it; согласование вышеуказанных субстантивов с глаголами в единственном числе 3-м лице (This news is important.—Where is the money? —It is on the table.);
- имена существительные {police— полиция, carrots -морковь, grapes — виноград, potatoes— картофель etc.), сочетающиеся с глаголами во множественном числе (The police are here.— Полиция находится здесь. The potatoes are on the table. – Картофель находится на столе.);
- использование артикля с именами существительными, обозначающими:
горные цепи(the Alps, the Urals)
океаны(the Indian Ocean)
моря(the Black Sea, the Baltic Sea)
реки(the Volga, the Thames)
озёра(the Baikal, the Severn, но Lake Baikal)
театры(the Bolshoi Theatre)
кинотеатры(the Odeon)
музеи(the British Museum)
картинные галереи (the National Gallery)
отели (The Metropol Hotel)
- отсутствие артиклей перед названиями:
континентов (Europe, Asia)
стран (Russia, Spain)
городов (Paris, Moscow)
площадей (Red Square, Trafalgar Square)
улиц (Broadway, Tverskaya Street)
парков (Hyde Park, Gorky Park)
месяцев (February)
дней недели (Friday);
- употребление неопределённого артикля в некоторых структурах (in a hurry, in a quiet voice, in a sad voice);
- отсутствие артиклей в некоторых сочетаниях (to go to bed, to go to school, to go to church, to go to hospital, to be in hospital, to go to work, to be in town, to be out of town);
- образование множественного числа существительных: правила и исключения;
- притяжательный падеж имен существительных.
2. Имя прилагательное
- обобщение данных по образованию степеней сравнения
прилагательных, включая супплетивные формы:
good— better — best
bad— worse — worst
little— less — least
many/much — more — most;
- образование двух рядов степеней сравнения у некоторых прилагательных (old — older/elder-oldest/eldest);
- спецификация возможностей функционирования единиц:
а) much(сочетания с неисчисляемыми именами существительными обычно в отрицательных и вопросительных предложениях);
б) many(сочетания с исчисляемыми именами существительными также обычно в отрицательных и вопросительных предложениях);
в) a lot of, lots of (сочетания с любыми субстантивами предпочтительно в утвердительных предложениях);
- особенности функционирования единиц little/ few, a little/a few.
3. Местоимение
- особенности использования неопределённых местоимений some и any в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях;
- оборот there is/ are;
- личные и притяжательные местоимения;
- указательные местоимения this, that, these, those.
4. Имя числительное
- количественные числительные от 1 до 1 000;
- порядковые числительные от 1 до 1 000.
5. Глагол
- временные формы Present Perfect (Resultative) в утвердительных и отрицательных предложениях, вопросах разных типов. Знакомство с маркерами этого времени (already, just, ever, never, yet), их место в предложении;
- время Present Simple: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения;
- время Present Continuous: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения;
- время Past Simple: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, правильные и неправильные глаголы;
- сопоставление времён Past Simple и Present Perfect;
- оборот to be going to для выражения действия в будущем;
- модальный глагол must и его эквивалент to have to; модальный глагол сап и его эквивалент to be able to.
Синтаксис
1. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, дополнительными и обстоятельственными; придаточные предложения времени, места и образа действия.
2. Общие, альтернативные, разделительные и специальные вопросы в Present Simple, Present Progressive, Present Perfect, Future Simple, Past Simple; вопросительные и союзные слова(who, whom, what, which, whose, where, when, why, how, how well, how long, how often, how much, how many).
Сферы общения (темы, ситуации, тексты).
Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации для повторения:
1) времена года (Seasons);
2) одежда (Clothes);
3) члены семьи(People in the Family);
4) еда (Food);
5) животные, домашние любимцы (Pets and Other Animals );
6) каникулы (Holidays);
7) праздники, отмечаемые в Великобритании (The English Year);
8) спорт (Sport);
9) распорядок дня (Daily Life);
10) природа вокруг нас (Nature);
11) школьная жизнь(School Life).
Распорядок дня; дни недели; учебные предметы; расписание занятий; классная комната; начальная школа в Великобритании и РФ; учебный год в Англии; типичный день английского школьника; времяпрепровождение после занятий.
Учащимся предлагаются следующие новые учебные ситуации:
1. Где мы живем(The Place We Live In).
Дом; квартира; обстановка; типичный английский дом; обычное расположение комнат; местоположение предметов в доме.
2. Жизнь в городе. Лондон (Town Life.London).
Лондон – столица Великобритании, деловой и культурный центр страны; население Лондона; театры, музеи, улицы, парки Лондона; история создания города; Великий Лондон пожар 1666; достопримечательности Лондона – Тауэр, собор Св. Павла, Трафальгарская площадь, национальная галерея, Букингемский дворец, Вестминстерское аббатство, Парламент, Биг-Бен, резиденция премьер-министра.
3. Путешествия и транспорт (Travelling And Transport).
Путешествия поездом, самолетом, по морю, за город, на взморье – типичное времяпрепровождение на выходных (уик-энд) в английских семьях; пассажиры в аэропорту; сдача багажа; виды поездов; покупка билетов.
4. Любимые занятия(Hobbies).
Коллекционирование (монет, марок, значков и т.д.), занятие спортом; посещение театров, кино, музеев; рисование, танцы, пение, чтение, игры, телевизионные программы; мультфильмы Уолта Диснея.
5. Америка. США(America. The USA).
Открытие Америки; путешествие Колумба; День Благодарения; Дикий Запад, ковбои; американские символы; Вашингтон – столица США; Белый Дом – резиденция президента США.
6. Моя страна(My Country).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире;
- формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- развитие социальных умений, необходимых для общения, как на родном, так и иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей и его языковых способностей;
- формирование общего кругозора с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры;
- усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации;
- сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.
Предметные результаты:
А. В сфере коммуникативной компетенции:
- языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
- говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей); аудирование (понимание на слух речи учителя и других обучающихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом языковом материале);
- чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам обучющихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
- письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
- социокультурная осведомлённость (англоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
- формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
- умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике;
- перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
- умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
- осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
- ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
- перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
- формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
- развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
- умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении; готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;
- начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема учебного занятия (раздела) | Кол-во часов | ЭОР/ЦОР |
Вводный урок (1 ч) | |||
1. | Ознакомление с форматом олимпиады | 1 | |
Подготовка к разделу “Listening” (4 ч) | |||
2. | Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания | 1 | |
3. | Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации | 1 | |
4. | Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного | 1 | |
5. | Выполнение теста по аудированию | 1 | |
Подготовка к разделу “Reading” (4 ч) | |||
6. | Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания | 1 | |
7. | Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей | 1 | |
8. | Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного | 1 | |
9. | Выполнение теста по чтению | 1 | |
Подготовка к разделу “Use of English” (18 ч) | |||
10. | Имя существительное. Множественное число | 1 | |
11. | Притяжательный падеж существительных | 1 | |
12. | Неопределенный, определенный и нулевой артикли | 1 | |
13. | Личные и притяжательные местоимения. Указательные местоимения this, that, these, those | 1 | |
14. | Настоящее Простое время. Глаголы to be, have to, can, must. Указатели времени – usually, always, every…, often и т.д. | 1 | |
15. | Настоящее Простое время. Утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения | 1 | |
16. | Настоящее длительное время. Утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения. Указатели времени – now, at the moment | 1 | |
17. | Прошедшее простое время. Правильные глаголы. Указатели времени – yesterday, …ago, last… | 1 | |
18. | Прошедшее простое время. Глагол was/were. Неправильные глаголы. | 1 | |
19. | Будущее простое время. Указатели времени – tomorrow, next… | 1 | |
20. | Конструкция be going to | 1 | |
21. | Конструкция there is/there are в настоящем, прошедшем и будущем временах | 1 | |
22. | Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных | 1 | |
23. | Наречия. Простые, сложные и производные наречия. | 1 | |
24. | Предлоги времени. Предлоги места. | 1 | |
25. | Работа с тестовыми заданиями по грамматике | 1 | |
26. | Работа с тестовыми заданиями по словообразованию | 1 | |
27. | Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц | 1 | |
28. | Выполнение лексико-грамматического теста | 1 | |
Подготовка к разделу “Writing” (3 ч) | |||
29. | Мини-практикум по написанию письма личного характера | 1 | |
30. | Написание сочинения-выражения собственного мнения | 1 | |
31. | Написание письма в формате “e-mail” | 1 | |
Пробные тесты (3 ч) | |||
32. | Пробный тест в формате олимпиады №1 | 1 | |
33. | Пробный тест в формате олимпиады №2 | 1 | |
34. | Пробный тест в формате олимпиады №3 | 1 | |
34. | | 34ч | |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль и оценка знаний предполагают степень достижений обучающихся в решении поставленных целей и задач обучения.
Цель оценки заключается:
- в формировании у школьника уважительного отношения к себе;
- в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях);
- в создании у школьников и учителя мотивации для достижения целей обучения.
Контроль за уровнем усвоения материала носит систематический характер и осуществляется в конце каждой темы. Он проводится при помощи письменных тестов и устного опроса, носящего фронтальный, групповой и индивидуальный характер. Тестовая форма контроля с заданиями множественного выбора позволяет за короткий промежуток времени проверить усвоение значительного объема фактического материала, а также служит своеобразной подготовкой к устным ответам.
1. Ответы на вопросы по изученной теме: устно или письменно. | каждое занятие |
2. Тестирование по материалу, изученному в курсе. | в конце каждой темы |
3. Творческая работа по одной из пройденных тем | в конце курса |
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – выполнение работы повышенной сложности. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы.
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (иностранный язык).
3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (иностранный язык).
4. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И. Н. Верещагиной. II—IV классы.