ДООП художественной направленности на тему «Кружевница» (4-7 классы)
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку программы дополнительного образования.
Дополнительная общеобразовательная программа-
дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Кружевница»
Возраст учащихся: 10-15 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: тьютор Балашова Е.В.
г. Елец, 2023 год
Содержание
№ п/п |
Содержание |
Стр. |
1. |
Пояснительная записка |
3 - 8 |
1.1. |
Цель и задачи программы |
6 - 8 |
2. |
Рабочие программы |
8 -15 |
2.1. |
Рабочая программа учебного курса «Кружевница» 1 год обучения |
8 - 10 |
2.2. |
Рабочая программа учебного курса «Кружевница» 2 год обучения |
10 -13 |
2.3 |
Рабочая программа учебного курса «Кружевница» 3 год обучения |
13-15 |
3. |
Комплекс организационно – педагогических условий |
15 -23 |
3.1. |
Учебный план |
16 |
3.2. |
Формы промежуточной аттестации и текущего контроля |
16 |
3.3. |
Календарный учебный график |
16-17 |
3.4. |
Условия реализации программы |
17-18 |
3.5. |
Оценочные материалы |
18-19 |
3.6. |
Методические материалы |
19-21 |
3.7. |
Материально – техническое обеспечение |
21 |
3.8. |
Список литературы |
21-23 |
1. Пояснительная записка
В наши дни народное искусство в целом и декоративно-прикладное искусство в частности становится необходимым элементом не только художественной, но и общей культуры, так как, являясь средством воспроизводства и передачи культурного наследия, содействует демократическому развитию общества. Возрождение декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, эстетическое воспитание и художественно-технологическое образование подрастающего поколения, как средство защиты духовного мира детей от бескультурья и утраты нравственных ценностей, приобретает все большую значимость.
Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве. С профессиональным самоопределением обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) испытывают большие трудности. Решать эту задачу помогает дополнительное образование, а в частности данная общеразвивающая программа по художественному кружевоплетению. Ремесло плетения кружева на коклюшках - одно из направлений декоративно-прикладного искусства, которое является неотъемлемой частью русской национальной культуры. В наши дни этот вид искусства переживает свое возрождение. Возникая в виде художественного промысла, вызванное к жизни разнообразными причинами, кружевоплетение становится необходимой частью художественной, экономической культуры. Время показало, что русское кружево сегодня востребовано, оно живет в уникальных творческих работах, в отделке современного костюма, украшает интерьеры, приносит радость в небольших подарочных изделиях. Кружево, как и прежде, вызывает возвышенные чувства, дарит красоту и гармонию, пробуждает художественно-эстетический взгляд на окружающий мир. Издавна кружевоплетение являлось дополнительным заработком женщины. Научившись основам ремесла, и усовершенствовав свое мастерство в будущем, подросток может обеспечить себе материальное благополучие, так как ценность профессионально выполненного изделия очень высока. Осознанность возможности самостоятельно изготовить изделие, в соответствии со своим замыслом, дисциплинирует ребенка лучше любых уговоров и наказаний. Именно вдохновение, самостоятельная постановка и решение задач воспитывают здоровое, творческое отношение к труду и способствует коррекции познавательной деятельности, развитию психических процессов и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Освоение программы учащимися, развивающимися на фоне умственной отсталости (интеллектуальных нарушений), позволяет создавать благоприятные условия для развития творческих способностей школьников, создать условия для формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формировать умения представлять результаты своей работы. Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); в действующих редакциях;
Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарные правила СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28);
Актуальность Программы обусловлена потребностью в профессиональном самоопределении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получения ими допрофессионального образования в данной области, изучении приёмов выполнения кружевных изделий, в приобщении обучающихся к истокам родной культуры и народным традициям, к истории развития искусства коклюшечного кружева, культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве.
Отличительные особенности Программы: дополнительная образовательная программа дополнительного образования «Кружевница» разработана на основе предметной области «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП) вариант 1 в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимость создания данной Программы дополнительного образования вызвана тем, что в ходе реализации программы обучающиеся получают ценные знания, умения, навыки для подготовки к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению.
Педагогическая целесообразность Содержание Программы педагогически целесообразно, т.к., кружевоплетение и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства дает широкие возможности во всестороннем развитии личности и в воспитании эстетического вкуса у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.
Ценность Программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развитию умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Изготовив изделие своими руками, ребенок обязательно будет искать ему практическое применение, ведь даже самую современную вещь можно украсить кружевом, придать ей благородный вид, и здесь важно подсказать и направить, тем самым воздействуя на формирование эстетического вкуса.
Адресат программы - возраст обучающихся: 10-15 лет.
Объем программы - согласно учебному плану, дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 204 часа (2 часа в неделю): первый год – 68 часов (2 часа в неделю), второй год - 68 часов (2 часа в неделю), третий год – 68 часов (2 часа в неделю).
Форма обучения – очная.
Срок освоения программы – 3 года.
1.1 Цели и задачи Программы:
Цель Программы – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с традициями русского художественного кружевоплетения и декоративно-прикладным искусством, через приобщение подростков к этому виду искусства и приобретение ими первичных профессиональных навыков.
Задачи Программы:
Образовательные:
обучение и закрепление знаний, умений обучающихся в области кружевоплетения на коклюшках;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
формирование умения создавать простейшие художественные образы.
Коррекционно - развивающие:
коррекция познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования правильного восприятия формы, цвета предметов, их положения в пространстве;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, контролировать свои действия;
развитие аналитических способностей, умений сравнивать и обобщать;
улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов кружевоплетения;
коррекция ручной моторики;
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения;
формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
повышение адаптивных возможностей обучающихся, их социальной ориентировки за счёт дополнительно приобретённых навыков и умений.
Воспитательные:
содействие гармоничному развитию творческой личности ребёнка, повышению его общей культуры, воспитанию у детей активности и самостоятельности общения, усидчивости, аккуратности, активности, формированию потребности к саморазвитию;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, интерес к декоративно-прикладному искусству;
воспитание аккуратности, старательности, умения доводить начатое дело до конца, интереса к ручному труду.
2. Рабочие программы
2.1 Рабочая программа учебного курса «Кружевница» 1 год обучения
Тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма текущего контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Введение |
3 |
3 |
6 |
|
1.1. |
Правила ТБ |
1 |
- |
1 |
Опрос |
1.2. |
Инструменты и материалы Оборудование для кружевоплетения: виды нитей для кружевоплетения, разнообразие коклюшек по внешнему виду, материалам, разнообразие валиков, состава для их набивания. |
2 |
3 |
5 |
Опрос |
2. |
Технология подготовки материалов к плетению |
1 |
2 |
3 |
|
3. |
Основные элементы и приёмы плетения |
4 |
45 |
49 |
|
3.1. |
Парная техника: ходовая, долевые. Плетешок. |
1 |
9 |
10 |
Выполнение практической работы |
3.2. |
Насновка. |
1 |
9 |
10 |
Выполнение практической работы |
3.3. |
Полотнянка. |
1 |
13 |
14 |
Выполнение практической работы |
3.4. |
Сетка.Скань, способы проложения скани. |
1 |
14 |
15 |
Выполнение практической работы |
4. |
Работа над изделиями |
1 |
7 |
8 |
|
4.1 |
Закладка. Подвеска на ёлку. Сувенир (плетешковое кружево). |
|
|
|
Выполнение практической работы |
5. |
Подготовка к выставке |
1 |
1 |
2 |
|
5.1 |
Снятие кружева с валика. Приведение его в порядок (при необходимости стирать, крахмалить). Проведение итоговой выставки, анализ работы, планирование.
|
|
|
|
Выполнение практической работы |
|
Итого |
10 |
58 |
68 |
|
Содержание программы
1.Модуль «Введение»
Теория. Учебный валик, коклюшки, подставка, булавки, шило, крючок. Нитки для плетения. Оборудование рабочего места. Какие инструменты в кружевоплетении являются опасными? (булавки, шило, ножницы, иглы, крючки). Правила безопасной работы (булавки в отдельном контейнере, крючок также отдельно, можно в чехле, ножницы также лучше всегда иметь в закрытом виде, шило в чехле).
Практические занятия. Запись основных понятий. Размеры и чертеж подставки, коклюшки. Материал для изготовления коклюшки (из дерева: берёзы, бука, клёна, можжевельника). Материал для набивки валика (опилки, солома, сено).
2.Модуль« Технология подготовки материалов к плетению»
Теория. Правила намотки ниток на коклюшки. Что такое сколок и почему его так назвали.
Практические занятия. Намотка ниток на коклюшки.
3.Модуль «Основные элементы и приёмы плетения»
Теория. Подготовка коклюшек к работе. Навивка ниток, закрепительная петелька. Основные приемы: «перевить», «сплести».
Практические занятия. Намотка ниток на коклюшки. Выполнение образца – плетешок, полотнянка, сетка. Отвивная петелька.
4.Модуль « Работа над изделиями»
Теория. Создание технологической карты по выполнению изделий.
Практические занятия. Итогом в этом разделе служит выполненное изделие, участие в выставке.
5. Модуль «Подготовка к выставке»
Теория. Что делаем после снятия изделия с валика? (проглаживаем, при необходимости стираем). Как прикрепляют готовую работу к рамке на основе? (пришивают редкими стежками, чтоб было незаметно с лицевой стороны).
Практические занятия. Снятие кружева с валика. Приведение его в порядок (при необходимости стирать, крахмалить).
Форма контроля Проведение итоговой выставки, анализ работы, планирование.
Планируемые результаты
По окончании первого года обучения обучающиеся будут обладать следующими знаниями и приобретут умения:
знание материалов для выполнения кружевных изделий, свойств и характеристик ниток;
знание основных элементов кружевоплетения;
умение определить плотность плетения, количество пар, толщину и крутку нитей на конкретный образец;
умение стирать, гладить кружевные изделия;
оформлять готовые изделия при помощи декоративных элементов;
пользоваться необходимыми инструментами и материалами.
2.2 Рабочая программа учебного курса «Кружевница» 2 год обучения
Тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма текущего контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Вводное занятие |
3 |
3 |
6 |
|
1.1. |
Правила ТБ |
1 |
- |
1 |
Опрос |
1.2. |
Условия выбора места начала плетения в елецком кружеве. Условия для выбора мест начала плетения. Не рекомендуемые варианты мест начала плетения. Инструменты и материалы Подготовка валиков к работе, набивка при необходимости, обшивание валиков. |
2 |
3 |
5 |
Опрос |
2. |
Навешивание пар в начале плетения в елецком сцепном кружеве |
1 |
2 |
3 |
|
3. |
Основные элементы и приёмы плетения |
4 |
45 |
49 |
|
3.1. |
Плетешковые и насновочные заполнения. Решетки. Намотка нитей на коклюшки. Плетение образца с квадратиком полотнянкой, с сеткой и решеткой в ползаплета.
|
1 |
9 |
10 |
Выполнение практической работы |
3.2. |
Вилюшка полотнянкой. Вилюшка с расколом. Вилюшка сеткой. Вилюшка с расколом.
|
1 |
9 |
10 |
Выполнение практической работы |
3.3. |
Плетешковые и насновочные заполнения. Увеличение количества пар в работе. Уменьшение количества пар.
|
1 |
13 |
14 |
Выполнение практической работы |
3.4. |
Сцепная техника. |
1 |
14 |
15 |
Выполнение практической работы |
4. |
Работа над изделиями |
1 |
7 |
8 |
|
4.1 |
Одуванчик. Сувенир (плетешковое кружево). По мотивам изготовления традиционной куклы: скрутка( игровая , обрядовая), кувадка, «утешница» , «младенчик», зайчик, ангелок. Московка. |
|
|
|
Выполнение практической работы |
5. |
Подготовка к выставке |
1 |
1 |
2 |
|
5.1 |
Снятие кружева с валика. Приведение его в порядок (при необходимости стирать, крахмалить). Проведение итоговой выставки, анализ работы, планирование.
|
|
|
|
Выполнение практической работы |
|
Итого |
10 |
58 |
68 |
|
Содержание программы
1. Модуль « Вводное занятие»
Теория. Условия выбора места начала плетения в елецком кружеве. Условия для выбора мест начала плетения. Не рекомендуемые варианты мест начала плетения.
Практические занятия. Инструменты и материалы. Подготовка валиков к работе, набивка при необходимости, обшивание валиков.
2. Модуль « Навешивание пар в начале плетения в елецком сцепном кружеве»
Теория. Навешивание пар при одноцветном плетении. Навешивание пар при двуцветном плетении.
Практические занятия. Выполнение навешивания пар при одноцветном и двуцветном плетении.
3. Модуль « Основные элементы и приёмы плетения»
Теория. Вилюшка – основной элемент сцепного кружева. Варианты выполнения волюшки.
Практические занятия. Выполнение сколка волюшки, прикрепление сколка к валику. Намотка ниток на коклюшки. Подготовка валика к работе. Выполнение образца. Разбор техники плетения сетки. Выполнение сколков, намотка ниток на коклюшки. Прикрепление сколка к валику, навешивание пар на булавки.
4.Модуль « Работа над изделиями»
Теория. Создание технологической карты по выполнению изделий.
Практические занятия. Выполнение изделий для участия в выставке.
5. Модуль « Подготовка к выставке»
Теория. Что делаем после снятия изделия с валика? (проглаживаем, при необходимости стираем). Как прикрепляют готовую работу к рамке на основе? (пришивают редкими стежками, чтоб было незаметно с лицевой стороны).
Практические занятия. Снятие кружева с валика. Приведение его в порядок (при необходимости стирать, крахмалить).
Форма контроля Проведение итоговой выставки, анализ работы, планирование.
Планируемые результаты
По окончании второго года обучения обучающиеся будут обладать следующими знаниями и приобретут умения:
знания характерных особенностей елецкого кружева и умение их выплетать;
выполнять кружевные изделия;
плетение элементов многопарного кружева;
знать плетешковые и насновочные заполнения;
владение сцепной техникой плетения;
умение стирать, гладить кружевные изделия;
знание основных элементов кружевоплетения.
2.3 Рабочая программа учебного курса «Кружевница» 3 год обучения
Тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма текущего контроля |
|
||
теория |
практика |
всего |
|
|||
1. |
Вводное занятие |
3 |
3 |
6 |
|
|
1.1. |
Правила ТБ |
1 |
- |
1 |
Опрос |
|
1.2. |
Инструменты и материалы. |
2 |
3 |
5 |
Опрос |
|
2. |
Кукла |
1 |
2 |
3 |
|
|
2.1 |
Виды авторской и игровой куклы. Передача образа с помощью цвета. |
|
|
|
Опрос |
|
2.2 |
Особенности одежды для готовой куклы (использование кружевных элементов). |
|
|
|
Выполнение практической работы |
|
2.3 |
Изготовление куклы текстильной по народным мотивам. |
|
|
|
Выполнение практической работы |
|
2.4 |
Кукла – перевертыш (времена года). |
|
|
|
Опрос |
|
2.5 |
Кукла – перевёртыш (возраст женщины). |
|
|
|
Выполнение практической работы |
|
3. |
Основные элементы и приёмы плетения |
4 |
45 |
49 |
|
|
3.1. |
Работа над сколком: корректировка. Выбор ниток для плетения. Намотка ниток. |
1 |
9 |
10 |
Выполнение практической работы |
|
3.2. |
Плетение насновки с поворота. Сцепка плетешка.
|
1 |
9 |
10 |
Выполнение практической работы |
|
3.3. |
Плетешковые и насновочные заполнения. Увеличение количества пар в работе. Уменьшение количества пар.
|
1 |
13 |
14 |
Выполнение практической работы |
|
3.4. |
Плетение композиции. |
1 |
14 |
15 |
Выполнение практической работы |
|
4. |
Работа над изделиями |
1 |
7 |
8 |
|
|
4.1 |
Сувенир (плетешковое кружево). Куклы текстильные по народным мотивам. |
|
|
|
Выполнение практической работы |
|
5. |
Подготовка к выставке |
1 |
1 |
2 |
|
|
5.1 |
Снятие кружева с валика. Приведение его в порядок (при необходимости стирать, крахмалить). Проведение итоговой выставки, анализ работ.
|
|
|
|
Выполнение практической работы |
|
|
Итого |
10 |
58 |
68 |
|
|
Содержание программы
1.Модуль « Вводное занятие»
Теория. Учебный валик, коклюшки, подставка, булавки, шило, крючок. Нитки для плетения. Оборудование рабочего места.
Практические занятия. Запись основных понятий. Размеры и чертеж подставки, коклюшки.
2.Модуль «Кукла»
Теория. Особенности выполнения собственной работы. Особенности традиционной куклы.
Практические занятия. Виды авторской куклы по материалам (папер клея, из ваты, современных пластичных масс, на шарнирах, статичные).
3. Модуль « Основные элементы и приёмы плетения»
Теория. Работа над сколком: корректировка. Плетение композиции.
Выбор ниток для плетения. Намотка ниток.
Практические занятия. Плетение насновки с поворота. Сцепка плетешка. Плетешковые и насновочные заполнения. Увеличение количества пар в работе. Уменьшение количества пар. Плетение композиции.
4.Модуль « Работа над изделиями»
Теория. Создание технологической карты по выполнению изделий.
Практические занятия. Выполнение изделий для участия в выставке, куклы текстильные по народным мотивам. Сочетание кружева с предметами декоративно – прикладного творчества, с народным костюмом.
5. Модуль « Подготовка к выставке»
Теория. Что делаем после снятия изделия с валика? (проглаживаем, при необходимости стираем). Как прикрепляют готовую работу к рамке на основе? (пришивают редкими стежками, чтоб было незаметно с лицевой стороны).
Практические занятия. Снятие кружева с валика. Приведение его в порядок (при необходимости стирать, крахмалить).
Форма контроля Проведение итоговой выставки, анализ работ.
Планируемые результаты
По окончании третьего года обучения обучающиеся будут обладать следующими знаниями и приобретут навыки:
самостоятельно выполнять изделия сцепной техники плетения, самостоятельно оформлять выставку кружевных изделий;
навык самостоятельно анализировать и «читать» сколок или кружево с образца;
навык ориентироваться в цветовой гамме;
навык составлять сколок сцепного кружева;
последовательность исполнения плоскостных и объемных изделий (куклы текстильные по народным мотивам);
навык оформления изделия.
Комплекс организационно – педагогических условий
Учебный план
Название учебного курса |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации |
||||||||||
1 год |
2 год |
3 год |
||||||||||
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
||||
«Кружевница» |
68 |
10 |
58 |
68 |
10 |
58 |
68 |
10 |
58 |
зачетная работа в форме выставки, тестирование |
Формы промежуточной аттестации
· Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование (начальная диагностика проводится в начале учебного года с целью определения уровня ЗУН у обучающихся).
· Текущий контроль:
- беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, выставки, тестирование.
· Итоговый контроль:
- промежуточная аттестация – проводится в конце первого учебного года (май) - зачетная работа в форме выставки;
- промежуточная аттестация – проводится в конце второго учебного года (май) - зачетная работа в форме выставки;
- итоговая аттестация проводится в конце третьего учебного года. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, кроссворда, практическую часть в виде защиты мини-выставки или самостоятельной работы.
3.3 Календарный учебный график
Начало реализации программы |
1 сентября |
Окончание учебного года |
22 мая |
Продолжительность учебного года |
34 недели |
Количество учебных дней |
204 |
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут. После 15 мин непрерывной работы проводятся физкультурные паузы, в том числе и для глаз, в течение 3 – 4 минут.
Типы занятий - индивидуальные и групповые занятия.
Занятия состоят из теоретической и практической частей, большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением учителя;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Форма проведения занятий:
Теоретическое занятие
Практическая работа
Самостоятельная работа
3.4 Условия реализация Программы
Набор в группу осуществляется в соответствии с заявлением родителей (законных представителей) о приеме ребенка в учебные объединения МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Аудиторные занятия проводятся на базе МБОУ «Школа № 19 г. Ельца», расписание утверждено приказом. Регулярно с обучающимися проводятся инструктажи по соблюдению техники безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случаях террористических актов. Программа рассчитана на три года обучения. Группы формируются по 6-8 человек первый год обучения, 6-8 человек второй год обучения, по 6-8 человек 3 год обучения. Возрастной охват детей 10-15 лет. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей.
Программу «Кружевница» реализуют педагоги дополнительного образования, соответствующие следующим квалификационным
требованиям: высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Для эффективной реализации Программы имеется следующая материально техническая база:
класс для проведения аудиторных занятий;
учебная мебель;
наличие наглядного дидактического материала;
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации Программы:
Аппаратные средства:
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Оценочные материалы
Викторина
Кроссворд
Выставка
Собеседование
Методические материалы
На учебных занятиях осуществляется чередование различных видов деятельности - словесных, наглядных, практической и самостоятельной работы. Наличие активных методов обучения (обучающийся в роли педагога, исследователя, игра, дискуссия), методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, способствуют активизации познавательной деятельности у обучающихся. На занятиях используются следующие педагогические технологии:
информационно - коммуникационные технологии (ИКТ);
личностно - ориентированный подход;
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии;
технологии развивающего обучения.
Использование этих технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Информационно-коммуникативные технологии делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивают познавательный интерес, побуждают желание учиться новому и применять знание в жизни.
Использование ИКТ в кружковой работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника а, главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности.
Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.
Личностно - ориентированный подход:
- принятие ребёнка как данность;
создание гуманистических взаимоотношений в коллективе;
- оценивание роста конкретной личности;
оценивание успеха ученика как успеха педагога.
При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Игровые технологии направлены для активизации деятельности обучающихся, они выступают как метод обучения и воспитания. Занятия с применением игровых технологий дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, речь, ответственность. У ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребёнку включиться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности формируется готовность детей к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.
Здоровьесберегающие технологии помогают воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью и соблюдающую принципы здорового образа жизни, обеспечить каждому обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения.
Технология развивающего обучения создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. В процессе технической деятельности на первое место ставится обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой обучающимися.
Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение, необходимое для реализации Программы:
Класс, соответствующий санитарно - гигиеническим требованиям, для занятий группы 6-8 человек (парты, стулья, доска, шкафы и стеллажи для хранения методических и наглядных материалов, раздаточных образцов).
Оборудование, необходимое для реализации программы:
картотека с рисунками-образцами для учебных работ;
компьютер для просмотра учебных фильмов;
фильмотека видео - и DVD-фильмов по народному декоративно-прикладному искусству.
методические плакаты, созданные по принципу технологической карты
инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования).
валики и подставки для плетения кружева;
коклюшки;
ножницы;
тамбурные крючки;
иголки-гвоздики;
нитки;
для составления композиций: калька, карандаши, лекала.
Список литературы:
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2."Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
3.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
4.Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52
5.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
6.Приказ Министерства Просвещения РФ №196 от 9 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
7.Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).
8.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
9.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015Г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
10.Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
11.Белозерова, И. Русское кружево: Школа плетения на коклюшках/И. Белозерова, Л.Блинова.- М.: РИПОЛ классик, 2005. – 320с.
12.Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М: Академия. 1999. - с.20
13. Гордеева, А.В. Прикладная реабилитационная педагогика: Учебно-методическое пособие /. – М.: Академический Проект, 2004. – 176с.
14.Давыдова, С.А. Русское кружево и русские кружевницы/ С.А.Давыдова. – Спб.:1892. – 128с.
15.Митрофанова, А.П. Кружевоплетение на коклюшках/ А. П. Митрофанова.