ДООП на тему «Основы современной журналистики» (5–7 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
«НАРТ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Основы современной журналистики»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 11 – 17 лет
Направленность – социально-гуманитарная
Уровень освоения - стартовый
Составитель:
педагог дополнительного образования
Козырева Ксения Сергеевна
Владикавказ, 2022г
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы современной журналистики» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы
Актуальность общеразвивающей программы «Основы современной журналистики» по обучению теории и практике журналистского дела связана с решением такого блока задач, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация, умение ориентироваться в цифровом контенте и личностное становление детей и подростков. А также создание авторского качественного медиаконтента, умение создавать актуальный цифровой продукт.
Занятия по программе «Основы современной журналистики» предполагают индивидуальный подход, который учитывает личностные особенности обучающихся и учит их свободно и творчески мыслить.
Педагогическая целесообразность
Программа направлена на детей без специальных навыков и умений в сфере медиапроизводства и журналистике. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого и активно развивающихся новых технологий.
Программа предполагает изучение истории развития российской журналистики, создание самостоятельного медиапродукта с использованием технического оснащения кабинета.
Программа представлена в формате блоков и представляет сложный технический материал в доступной форме в синтезе с творческим развитием навыков и умений обучающихся.
Форма обучения – очная, в разновозрастных профильных группах.
Новизна программы
Программа представляет собой синтез разных видов творчества и технического развития навыков и умений детей и подростков. Также темы программы позволяют изучать историю родного края, национальную региональную особенность. Программа ориентирована на создание качественного медиаконтента, что обусловлено развитием и распространением устройств для производства фото и видео, информационных технологий и сети Интернет. Занимаясь по данной программе дети получат необходимые знания для анализа и пользования современными средствами массовой информации в формате интернет-контента.
Цель программы
Выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения к мультимедийным технологиям, развитие навыков и умений учащихся в использовании современными устройствами для создания медиа-контента.
Задачи программы
Обучающие:
познакомить воспитанников с историей отечественной журналистики;
познакомить с историей страны и родного края;
познакомить обучающихся с выдающимися журналистами;
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
способствовать формированию знаний и умений в области мультимедийных технологий;
Обучить детей писать читаемые тексты,вести репортажную съемку, проводить интервью.
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность);
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, художественный вкус, технические навыки;
развивать эмоционально – волевую сферу ребенка;
Развивать навык публичного выступления.
Воспитательные:
формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия;
приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Возраст обучающихся по данной программе – 11– 17 лет. Учебный материал распределен согласно возрастным психологическим особенностям детей.
Сроки реализации программы
Срок освоения программы - 1 год обучения. Совокупная продолжительность реализации программы 144ч.
Режим занятий: в соответствии с САНПиН 2.4.4.3172 – 14: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин.. Объединение могут посещать как мальчики, так и девочки. Наполняемость групп – 10- 15 человек.
К возрастным особенностям внимания относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха (физкультминутки и релаксирующие паузы). Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника.
Условия набора в объединение – без предварительного отбора, без ограничений по состоянию здоровья.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов:
Публичная демонстрация групповых проектов, совместный просмотр проектов, обсуждение, опрос., тестирование.
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Основы современной журналистики» разработана в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 )
Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);
Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844);
Сан ПиНом 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Учебно-тематический план.
№ |
Название кейса, тем |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Кто такой “современный журналист”? |
4 |
0 |
4 |
Опрос, рефлексия |
1.1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в центре. Что такое СМИ. Направления современной журналистики. |
2 |
0 |
0 |
|
1.2 |
Кодекс чести журналиста: Авторское право, принципы творчества, правила съемки.
|
2 |
0 |
0 |
|
2. |
Репортажная фотография. |
6 |
8 |
14 |
Публичная демонстрация, рефлексия |
2.1 |
Настройки фотоаппарата. |
2 |
2 |
0 |
|
2.2 |
Виды, жанры фотографий. Композиция, ракурс. |
1 |
2 |
0 |
|
2.3 |
Как вести фоторепортаж? |
1 |
3 |
0 |
|
2.4 |
Репортажная фотография для газеты, журнала, новостного блога. Правила отбора фотографий и публикации. |
2 |
1 |
0 |
|
3. |
Работа со словом. |
4 |
6 |
10 |
Опрос, публичная демонстрация, рефлексия |
3.1 |
Статья, очерк, обзор. Что такое текст и как его не бояться? |
2 |
2 |
0 |
|
3.2 |
Колонка в газете: говорим о любимых книгах/фильах. |
1 |
2 |
0 |
|
3.3 |
Пост в социальные сети: как рассказать о событии? |
1 |
2 |
0 |
|
4. |
Сторителлинг |
3 |
5 |
8 |
Опрос, публичная демонстрация, рефлексия |
4.1 |
Как говорить, чтобы тебя слушали. |
2 |
2 |
0 |
|
4.2 |
Сторителлинг в тексте. |
1 |
3 |
0 |
|
5. |
Газета творческого объединения. |
3 |
7 |
10 |
Публичная демонстрация, рефлексия |
5.1 |
Что такое современная газета и почему она еще существует? Поговорим о целевой аудитории. |
1 |
1 |
0 |
|
5.2 |
Собираем материал для газеты. |
1 |
3 |
0 |
|
5.5 |
Макет и редакция выпуска. |
1 |
3 |
0 |
|
6. |
Интервью |
4 |
16 |
20 |
Публичная демонстрация, рефлексия |
6.1 |
Интервью. Просмотр и обсуждение телевизионных и интернет интервью с деятелями искусства. |
2 |
0 |
0 |
|
6.2 |
Этикет съемок. Подготовка тем и вопросов. Как не бояться камеры. |
1 |
2 |
0 |
|
6.3 |
Подводка: подготовка текста, запись. Работа с камерой. |
0 |
2 |
0 |
|
6.4 |
Съемка. |
0 |
4 |
0 |
|
6.5 |
Отбор материала. |
0 |
2 |
0 |
|
6.6 |
Монтаж. |
1 |
6 |
0 |
|
7. |
Защита проектов. |
1 |
5 |
6 |
Публичная демонстрация, рефлексия |
7.1 |
Создание презентаций проекта. |
0 |
2 |
0 |
|
7.2 |
Что такое публичное выступление и как его не бояться? |
1 |
1 |
0 |
|
7.3 |
Итоговое занятие. |
0 |
2 |
0 |
|
8. |
Видеорепортаж |
9 |
27 |
36 |
|
8.1. |
Что такое телевидение? Видеорепортаж: телевидение и блог. |
2 |
1 |
0 |
|
8.2. |
Как построить видеорепортаж? Поиск сюжета. |
1 |
2 |
0 |
|
8.3 |
Сценарий. Структура, приемы журналиста. |
2 |
6 |
0 |
|
8.4 |
Съемка. |
2 |
8 |
0 |
|
8.5 |
Монтаж. |
2 |
10 |
0 |
|
9. |
Социальная реклама. |
3 |
23 |
26 |
|
9.1 |
Как работает социальная реклама? Поиск темы и ЦА. |
1 |
1 |
0 |
|
9.2 |
Сценарий. |
0 |
4 |
0 |
|
9.3 |
Распределение ролей. Репетиция. |
0 |
2 |
0 |
|
9.4 |
Съемка. |
0 |
6 |
0 |
|
9.5 |
Монтаж. |
0 |
10 |
0 |
|
9.6 |
Что такое авторское право, подпись, свободное аудиоспровождение. |
2 |
0 |
0 |
|
10. |
Видеоблог |
3 |
1 |
4 |
|
10.1 |
Что такое видеоблог? Создание концепции. |
2 |
0 |
0 |
|
10.2 |
Как построить контент-план? |
1 |
1 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Защита проектов. |
1 |
5 |
6 |
|
11.1 |
Создание презентаций проекта. |
0 |
2 |
0 |
|
11.2 |
Что такое публичное выступление и как его не бояться? |
1 |
1 |
0 |
|
11.3 |
Итоговое занятие. |
0 |
2 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание образовательной программы 1-ого года обучения:
Где начинается мультфильм?
Цель: Познакомить обучающихся с образовательной программой.
Теория: Техника безопасности поведения в образовательном учреждении, кабинете, с техникой. Ознакомление с учебными задачами. Знакомство с видами, техниками анимации, мультипликаторами советского периода и современной России.
Фотография.
Цель: Научиться работать с фотоаппаратами, создавать грамотно поставленные фотографии.
Теория: История возникновения и развития фотографии. Настройки фотоаппаратов, мобильной камеры. Знакомство с правилами грамотного построения фотоснимков : композиция, ракурс, свет.
Практика: Настроить фотоаппарат при разном освещении, создать предметные фотографии, пейзажные фотографии.
Предполагаемые результаты: Умение работать с фотокамерами разного типа (фотоаппарат, телефон).
Стоп - моушн анимация.
Цель: Научиться создавать пластилиновый мультфильм
Теория: Что такое стоп-моушн анимация? Какие материалы используют мультипликаторы? Как работать с пластилином. Знакомство с пластилиновыми мультфильмами. Что такое монтаж и как работать в программах мобильного монтажа CаpCut и Stop-Motion Studio. Как музыка влияет на настроение изображения?
Практика: Создание декораций и персонажей из пластилина, проведение съемки и монтаж. Подбор музыкального сопровождения.
Предполагаемые результаты: Пластилиновая заставка для творческого объединения. Умение работать в программах мобильного монтажа.
Сценарий.
Цель: Познакомиться с понятием сценарий, правилами его написания.
Теория: Что такое сценарий и зачем он нужен? Правила создания сценария. Где найти историю? Как рассказывать истории так, чтобы тебя слушали.
Практика: Дописать историю.
Предполагаемые результаты: Создать рабочий сценарий для мультфильма.
Озвучивание
Цель: Познакомиться с правилами озвучивания, записью и монтажом звука.
Теория: Как правильно озвучивать текст? Что такое интонации. Как записать звук, как монтировать аудио-трек для дальнейшего монтажа. Как читать текст, чтобы тебя слушали.
Практика: Запись и монтаж звуковой дорожки для дальнейшей работы над мультфильмом.
Предполагаемые результаты: Умение монтировать звуковые дорожки, создать аудиотрек для дальнейшей работы над мультфильмом.
Защита проектов
Цель: Научиться работать с презентациями, развить навык публичного выступления.
Теория: Как создавать презентации. Что такое страх публичного выступления и как с ним бороться. Как подготовить презентацию своей идеи.
Практика: Создание презентаций в программе PowerPoint, психологические тренинги для подготовки к публичной презентации.
Предполагаемые результаты: учение создавать презентации, представлять свою идею.
Перекладка
Цель: Познакомиться с еще одной техникой анимации – перекладка.
Теория: Что такое перекладка? Как создавать плоские мультфильмы.
Практика: Работа с цветным картоном. Съемка на фотоаппараты, монтаж в программе DaVinchiResolve
Предполагаемые результаты: Короткометражный мультфильм, созданный в программах монтажа
Дизайн персонажа
Цель: Познакомиться с основами анимационного дизайна и стиля
Теория: Что такое дизайн? Как создать своего персонажа? Как рассказать историю зрителю с помощью картинки. Как смотреть произведения искусств.
Практика: Создание концепта персонажей для анимации: разработка эскизов.
Предполагаемые результаты: Эскизы дизайна персонажей, понимание правил разработки дизайна анимации в едином стиле.
Бумажная кукла
Цель: Закрепление темы «Дизайн персонажа»
Теория: История возникновения и развития бумажной куклы. Сферы ее применения. Способы создания. Что такое портфолио? Зачем необходимо его создавать?
Практика: Создание бумажной куклы по своим эскизам. Фотосъемка кукол, мобильная обработка фотографий. Формирование портфолио
Предполагаемые результаты: Бумажная подвижная куклы для самостоятельной съемки, портфолио с работами в формате презентаций.
Творческие проекты
Цель: Обобщение всех пройденных тем. Создание самостоятельного мультфильма.
Теория: Что такое творческий проект? Как создать план работы и придерживаться его?
Практика: Создание самостоятельного проекта.
Предполагаемые результаты: Короткометражный мультфильм созданный в любой технике.
Защита проектов
Цель: Научиться работать с презентациями, развить навык публичного выступления.
Теория: Как создавать презентации. Что такое страх публичного выступления и как с ним бороться. Как подготовить презентацию своей идеи.
Практика: Создание презентаций в программе PowerPoint, психологические тренинги для подготовки к публичной презентации.
Предполагаемые результаты: Умение представлять свою идею.
В конце каждого полугодия проводится открытое занятие с родителями и детьми, с показом созданных проектов.
По итогам первого года обучения учащийся должен:
знать изученное;
уметь отличать мультипликационный фильм от анимационного, правильно характеризуя их;
уметь составлять композицию по средством фотографии;
уметь работать в фоторедактарах;
уметь накладывать звук;
уметь монтировать отснятое;
иметь основные знания по этапам создания мультипликационного фильма.
Принципы организации образовательного процесса
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:
• самостоятельность учащихся;
• развивающий характер обучения;
• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.
Дополнительная общеобразовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:
• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения учащимся предыдущих заданий;
• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
• принцип личностной оценки каждого учащегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
• Групповая
Ориентирует учащихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у учащихся получались быстрее и качественнее.
• Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся детей через беседу. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
• Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества учащегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить учащихся к участию в выставках и конкурсах
Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
• занятие-экскурсия:
— на фотовыставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников),
— в парк — с практической целью (фотопланы);
• беседа-презентация по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— наглядная демонстрация,
— обсуждение,
— подведение итогов;
• итоговое занятие
— игра-тестирование — форма психолого-педагогического мониторинга образовательных результатов обучающихся;
В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;
• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания мультипликационного фильма;
• словесные методы — актёрское мастерство.
Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:
Для преподавателя:
Учебный стол и стул; Сохранять в памяти- лучшие работы; Компьютер; Графическая станция; Фотоаппарат, и штатив; Микрофоны, штатив; Видеокамера с обзором 360° Хромакей Коробки для различного инвентаря; |
|
Для учащихся:
Альбом для рисования, маленький блокнот;
Тетрадь, шариковая ручка;
Ластик, простые и цветные карандаши, фломастеры;
Ножницы, клей-карандаш;
Цветной картон, белая и цветная бумага;
Цветная бумага плотная, двухсторонняя цветная бумага:
Лего- конструктор
Бумажные, влажные салфетки.
Ноутбуки
Столы, стулья, стеллаж для поделок к мультфильму;
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:
• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (видео, , фотографии, тематические альбомы и др.).
По прохождению программы проводиться диагностика уровня усвоения знаний умений и навыков в соответствие с предполагаемым результатом.
Предлагаются следующие уровни усвоение программы:
Базовый уровень – учащийся стабильно занимается, выполняет общеобразовательную программу.
Повышенный уровень – учащийся проявляет устойчивый интерес к занятиям, принимает участие в конкурсах районного и городского уровня.
Творческий уровень – проявляет ярко выраженные способности к изучаемому профилю деятельности, занимает призовые места в конкурсах, выставках разног уровня.
Список используемой литературы:
1. Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
2. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
3. О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
4. Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
5. Учебник (руководство) по html скачан с айта www.instructing.ru
6. Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru
7. Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.
8. Дуг Лоу Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" - Microsoft Office PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.
9. Электронная Библиотека «Просвещение» - www. pmedia.ru.
10. Сказочная повесть «Неизвестный с хвостом» Софья Прокофьева, «Лабиринт Пресс» 2022
11. «Вселенная Хаяо Миядзаки» Гаэль Бертон, «Бомбора», 2021
12. «Энциклопедия отечественной мультипликации»
https://www.livelib.ru/selection/20220-istoriya-rossijskoj-i-sovetskoj-animatsii
13. Сайты в помощь учителю информатики:
· www.klyaksa.net
· www.metod-kopilka.ru
· www.pedsovet.org
· www.uroki.net
· www.intel.ru
- www.multfest.online.ru