ДООП на тему «Основы современной журналистики» (5–7 классы)

1
0
Материал опубликован 11 February

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

«НАРТ»


 

 


 


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Основы современной журналистики»

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 11 – 17 лет

Направленность – социально-гуманитарная

Уровень освоения - стартовый

Составитель:

педагог дополнительного образования

Козырева Ксения Сергеевна


 


 

Владикавказ, 2022г


 


 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы современной журналистики» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы

Актуальность общеразвивающей программы «Основы современной журналистики» по обучению теории и практике журналистского дела связана с решением такого блока задач, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация, умение ориентироваться в цифровом контенте и личностное становление детей и подростков. А также создание авторского качественного медиаконтента, умение создавать актуальный цифровой продукт.

Занятия по программе «Основы современной журналистики» предполагают индивидуальный подход, который учитывает личностные особенности обучающихся и учит их свободно и творчески мыслить.

Педагогическая целесообразность

Программа направлена на детей без специальных навыков и умений в сфере медиапроизводства и журналистике. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого и активно развивающихся новых технологий.

Программа предполагает изучение истории развития российской журналистики, создание самостоятельного медиапродукта с использованием технического оснащения кабинета.

Программа представлена в формате блоков и представляет сложный технический материал в доступной форме в синтезе с творческим развитием навыков и умений обучающихся.

Форма обучения – очная, в разновозрастных профильных группах.


 


 


 


 

Новизна программы

Программа представляет собой синтез разных видов творчества и технического развития навыков и умений детей и подростков. Также темы программы позволяют изучать историю родного края, национальную региональную особенность. Программа ориентирована на создание качественного медиаконтента, что обусловлено развитием и распространением устройств для производства фото и видео, информационных технологий и сети Интернет. Занимаясь по данной программе дети получат необходимые знания для анализа и пользования современными средствами массовой информации в формате интернет-контента.

Цель программы

Выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения к мультимедийным технологиям, развитие навыков и умений учащихся в использовании современными устройствами для создания медиа-контента.

Задачи программы

Обучающие:

познакомить воспитанников с историей отечественной журналистики;

познакомить с историей страны и родного края;

познакомить обучающихся с выдающимися журналистами;

научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

способствовать формированию знаний и умений в области мультимедийных технологий;

Обучить детей писать читаемые тексты,вести репортажную съемку, проводить интервью.


 

Развивающие:

развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность);

развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, художественный вкус, технические навыки;

развивать эмоционально – волевую сферу ребенка;

Развивать навык публичного выступления.

 

Воспитательные:

формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия;

приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);

способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;

воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

 

Возраст обучающихся по данной программе – 11– 17 лет. Учебный материал распределен согласно возрастным психологическим особенностям детей.

Сроки реализации программы

Срок освоения программы - 1 год обучения. Совокупная продолжительность реализации программы 144ч.

Режим занятий: в соответствии с САНПиН 2.4.4.3172 – 14: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин.. Объединение могут посещать как мальчики, так и девочки. Наполняемость групп – 10- 15 человек.

К возрастным особенностям внимания относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха (физкультминутки и релаксирующие паузы). Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника.

Условия набора в объединение – без предварительного отбора, без ограничений по состоянию здоровья.

 

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов:

Публичная демонстрация групповых проектов, совместный просмотр проектов, обсуждение, опрос., тестирование.

 

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Основы современной журналистики» разработана в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 )

Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);

Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844);

Сан ПиНом 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»


 


 


 

Учебно-тематический план.

Название кейса, тем

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

теория

практика

всего

1.

 

Кто такой “современный журналист”?

4

0

4

Опрос,

рефлексия

1.1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в центре.

Что такое СМИ. Направления современной журналистики.

2

0

0

 

1.2

Кодекс чести журналиста:

Авторское право, принципы творчества, правила съемки.

 

2

0

0

 

2.

Репортажная фотография.

6

8

14

Публичная демонстрация, рефлексия

2.1

Настройки фотоаппарата.

2

2

0

 

2.2

Виды, жанры фотографий.

Композиция, ракурс.

1

2

0

 

2.3

Как вести фоторепортаж?

1

3

0

 

2.4

Репортажная фотография для газеты, журнала, новостного блога. Правила отбора фотографий и публикации.

2

1

0

 

3.

Работа со словом.

4

6

10

Опрос, публичная демонстрация, рефлексия

3.1

Статья, очерк, обзор. Что такое текст и как его не бояться?

2

2

0

 

3.2

Колонка в газете: говорим о любимых книгах/фильах.

1

2

0

 

3.3

Пост в социальные сети: как рассказать о событии?

1

2

0

 

4.

Сторителлинг

3

5

8

Опрос, публичная демонстрация, рефлексия

4.1

Как говорить, чтобы тебя слушали.

2

2

0

 

4.2

Сторителлинг в тексте.

1

3

0

 

5.

Газета творческого объединения.

3

7

10

Публичная демонстрация, рефлексия

5.1

Что такое современная газета и почему она еще существует? Поговорим о целевой аудитории.

1

1

0

 

5.2

Собираем материал для газеты.

1

3

0

 

5.5

Макет и редакция выпуска.

1

3

0

 

6.

Интервью

4

16

20

Публичная демонстрация, рефлексия

6.1

Интервью. Просмотр и обсуждение телевизионных и интернет интервью с деятелями искусства.

2

0

0

 

6.2

Этикет съемок. Подготовка тем и вопросов. Как не бояться камеры.

1

2

0

 

6.3

Подводка: подготовка текста, запись.

Работа с камерой.

0

2

0

 

6.4

Съемка.

0

4

0

 

6.5

Отбор материала.

0

2

0

 

6.6

Монтаж.

1

6

0

 

7.

Защита проектов.

1

5

6

Публичная демонстрация, рефлексия

7.1

Создание презентаций проекта.

0

2

0

 

7.2

Что такое публичное выступление и как его не бояться?

1

1

0

 

7.3

Итоговое занятие.

0

2

0

 

8.

Видеорепортаж

9

27

36

 

8.1.

Что такое телевидение?

Видеорепортаж: телевидение и блог.

2

1

0

 

8.2.

Как построить видеорепортаж? Поиск сюжета.

1

2

0

 

8.3

Сценарий. Структура, приемы журналиста.

2

6

0

 

8.4

Съемка.

2

8

0

 

8.5

Монтаж.

2

10

0

 

9.

Социальная реклама.

3

23

26

 

9.1

Как работает социальная реклама?

Поиск темы и ЦА.

1

1

0

 

9.2

Сценарий.

0

4

0

 

9.3

Распределение ролей. Репетиция.

0

2

0

 

9.4

Съемка.

0

6

0

 

9.5

Монтаж.

0

10

0

 

9.6

Что такое авторское право, подпись, свободное аудиоспровождение.

2

0

0

 

10.

Видеоблог

3

1

4

 

10.1

Что такое видеоблог? Создание концепции.

2

0

0

 

10.2

Как построить контент-план?

1

1

0

 

 

 

 

 

 

 

11

Защита проектов.

1

5

6

 

11.1

Создание презентаций проекта.

0

2

0

 

11.2

Что такое публичное выступление и как его не бояться?

1

1

0

 

11.3

Итоговое занятие.

0

2

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Содержание образовательной программы 1-ого года обучения:

Где начинается мультфильм?

Цель: Познакомить обучающихся с образовательной программой.

Теория: Техника безопасности поведения в образовательном учреждении, кабинете, с техникой. Ознакомление с учебными задачами. Знакомство с видами, техниками анимации, мультипликаторами советского периода и современной России.

 

Фотография.

Цель: Научиться работать с фотоаппаратами, создавать грамотно поставленные фотографии.

Теория: История возникновения и развития фотографии. Настройки фотоаппаратов, мобильной камеры. Знакомство с правилами грамотного построения фотоснимков : композиция, ракурс, свет.

Практика: Настроить фотоаппарат при разном освещении, создать предметные фотографии, пейзажные фотографии.

Предполагаемые результаты: Умение работать с фотокамерами разного типа (фотоаппарат, телефон).

 

 

Стоп - моушн анимация.

Цель: Научиться создавать пластилиновый мультфильм

Теория: Что такое стоп-моушн анимация? Какие материалы используют мультипликаторы? Как работать с пластилином. Знакомство с пластилиновыми мультфильмами. Что такое монтаж и как работать в программах мобильного монтажа CаpCut и Stop-Motion Studio. Как музыка влияет на настроение изображения?

Практика: Создание декораций и персонажей из пластилина, проведение съемки и монтаж. Подбор музыкального сопровождения.

Предполагаемые результаты: Пластилиновая заставка для творческого объединения. Умение работать в программах мобильного монтажа.

 

Сценарий.

Цель: Познакомиться с понятием сценарий, правилами его написания.

Теория: Что такое сценарий и зачем он нужен? Правила создания сценария. Где найти историю? Как рассказывать истории так, чтобы тебя слушали.

Практика: Дописать историю.

Предполагаемые результаты: Создать рабочий сценарий для мультфильма.

 

Озвучивание

Цель: Познакомиться с правилами озвучивания, записью и монтажом звука.

Теория: Как правильно озвучивать текст? Что такое интонации. Как записать звук, как монтировать аудио-трек для дальнейшего монтажа. Как читать текст, чтобы тебя слушали.

Практика: Запись и монтаж звуковой дорожки для дальнейшей работы над мультфильмом.

Предполагаемые результаты: Умение монтировать звуковые дорожки, создать аудиотрек для дальнейшей работы над мультфильмом.

Защита проектов

Цель: Научиться работать с презентациями, развить навык публичного выступления.

Теория: Как создавать презентации. Что такое страх публичного выступления и как с ним бороться. Как подготовить презентацию своей идеи.

Практика: Создание презентаций в программе PowerPoint, психологические тренинги для подготовки к публичной презентации.

Предполагаемые результаты: учение создавать презентации, представлять свою идею.

 

Перекладка

Цель: Познакомиться с еще одной техникой анимации – перекладка.

Теория: Что такое перекладка? Как создавать плоские мультфильмы.

Практика: Работа с цветным картоном. Съемка на фотоаппараты, монтаж в программе DaVinchiResolve

Предполагаемые результаты: Короткометражный мультфильм, созданный в программах монтажа

 

Дизайн персонажа

Цель: Познакомиться с основами анимационного дизайна и стиля

Теория: Что такое дизайн? Как создать своего персонажа? Как рассказать историю зрителю с помощью картинки. Как смотреть произведения искусств.

Практика: Создание концепта персонажей для анимации: разработка эскизов.

Предполагаемые результаты: Эскизы дизайна персонажей, понимание правил разработки дизайна анимации в едином стиле.

 

 

 

 

Бумажная кукла

Цель: Закрепление темы «Дизайн персонажа»

 

Теория: История возникновения и развития бумажной куклы. Сферы ее применения. Способы создания. Что такое портфолио? Зачем необходимо его создавать?

 

Практика: Создание бумажной куклы по своим эскизам. Фотосъемка кукол, мобильная обработка фотографий. Формирование портфолио

 

Предполагаемые результаты: Бумажная подвижная куклы для самостоятельной съемки, портфолио с работами в формате презентаций.

 

Творческие проекты

 

Цель: Обобщение всех пройденных тем. Создание самостоятельного мультфильма.

Теория: Что такое творческий проект? Как создать план работы и придерживаться его?

Практика: Создание самостоятельного проекта.

Предполагаемые результаты: Короткометражный мультфильм созданный в любой технике.

 

 

 

Защита проектов

Цель: Научиться работать с презентациями, развить навык публичного выступления.

Теория: Как создавать презентации. Что такое страх публичного выступления и как с ним бороться. Как подготовить презентацию своей идеи.

Практика: Создание презентаций в программе PowerPoint, психологические тренинги для подготовки к публичной презентации.

Предполагаемые результаты: Умение представлять свою идею.

 

 

В конце каждого полугодия проводится открытое занятие с родителями и детьми, с показом созданных проектов.

 

 

 

 

По итогам первого года обучения учащийся должен:

 

знать изученное;

уметь отличать мультипликационный фильм от анимационного, правильно характеризуя их;

уметь составлять композицию по средством фотографии;

уметь работать в фоторедактарах;

уметь накладывать звук;

уметь монтировать отснятое;

иметь основные знания по этапам создания мультипликационного фильма.

 

Принципы организации образовательного процесса

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:

самостоятельность учащихся;

развивающий характер обучения;

интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.

Дополнительная общеобразовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:

принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;

принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения учащимся предыдущих заданий;

принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы;

принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

принцип личностной оценки каждого учащегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

Групповая

Ориентирует учащихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у учащихся получались быстрее и качественнее.

Фронтальная

Предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся детей через беседу. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

Индивидуальная

Предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества учащегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить учащихся к участию в выставках и конкурсах

Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы занятий:

традиционное занятие по алгоритму:

вступление,

объяснение темы,

практическая часть,

подведение итогов;

занятие-экскурсия:

на фотовыставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников),

в парк — с практической целью (фотопланы);

беседа-презентация по алгоритму:

вступление,

объяснение темы,

наглядная демонстрация,

обсуждение,

подведение итогов;

итоговое занятие

игра-тестирование — форма психолого-педагогического мониторинга образовательных результатов обучающихся;

 

В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы:

наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов;

игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие;

диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;

проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания мультипликационного фильма;

словесные методы — актёрское мастерство.

 

Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:

Для преподавателя:

Учебный стол и стул;

Сохранять в памяти- лучшие работы;

Компьютер;

Графическая станция;

Фотоаппарат, и штатив;

Микрофоны, штатив;

Видеокамера с обзором 360°

Хромакей

Коробки для различного инвентаря;

 


 

Для учащихся:

Альбом для рисования, маленький блокнот;

Тетрадь, шариковая ручка;

Ластик, простые и цветные карандаши, фломастеры;

Ножницы, клей-карандаш;

Цветной картон, белая и цветная бумага;

Цветная бумага плотная, двухсторонняя цветная бумага:

Лего- конструктор

Бумажные, влажные салфетки.

Ноутбуки

Столы, стулья, стеллаж для поделок к мультфильму;

 

Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:

видео- и фотоматериалы по разделам занятий;

методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);

иллюстративный материал по разделам программы (видео, , фотографии, тематические альбомы и др.).


По прохождению программы проводиться диагностика уровня усвоения знаний умений и навыков в соответствие с предполагаемым результатом.

Предлагаются следующие уровни усвоение программы:

Базовый уровень – учащийся стабильно занимается, выполняет общеобразовательную программу.

Повышенный уровень – учащийся проявляет устойчивый интерес к занятиям, принимает участие в конкурсах районного и городского уровня.

Творческий уровень – проявляет ярко выраженные способности к изучаемому профилю деятельности, занимает призовые места в конкурсах, выставках разног уровня.


 


 

 


 


 

Список используемой литературы:


 

1. Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html

2. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html

3. О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3

4. Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.

5. Учебник (руководство) по html скачан с айта www.instructing.ru

6. Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru

7. Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.

8. Дуг Лоу Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" - Microsoft Office PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.

9. Электронная Библиотека «Просвещение» - www. pmedia.ru.

10. Сказочная повесть «Неизвестный с хвостом» Софья Прокофьева, «Лабиринт Пресс» 2022

11. «Вселенная Хаяо Миядзаки» Гаэль Бертон, «Бомбора», 2021

12. «Энциклопедия отечественной мультипликации»
https://www.livelib.ru/selection/20220-istoriya-rossijskoj-i-sovetskoj-animatsii

13. Сайты в помощь учителю информатики:

· www.klyaksa.net

· www.metod-kopilka.ru

· www.pedsovet.org

· www.uroki.net

· www.intel.ru

- www.multfest.online.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации