Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Эксклюзив» (1–5 класс)

2
0
Материал опубликован 9 October 2023







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Эксклюзив»

форма обучения: очная

возраст обучающихся: 6-13 лет

срок обучения: 3 года













Автор – составитель:

Быкова Светлана Вадимовна,

педагог дополнительного образования








Принята на заседании педагогического совета

Протокол № ___ от ______________










р.п. Голышманово, 2023 г




Комплекс основных характеристик программ.

Пояснительная записка.

Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эксклюзив» имеет художественную направленность.

Актуальность

Современные требования художественного направления - разнообразие техник, художественных работ, приёмов работы с различными материалами. Это позволяет длительно вызывать и поддерживать интерес к занятиям художественного творчества, познавательных процессов. Предусматривается не только получение дополнительных трудовых навыков и умений, но и развитие творческого самовыражения и самореализации детей на более высоком уровне.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий. Целью автора не является получение «на выходе» из детского объединения профессионального художника. «Модель выпускника» - полноценная личность, с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами.

Одна из задач образования - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: листке, травинке, камушке, кусочке ткани, перышке.

Творчество, является неотъемлемой характеристикой современного образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно проявлять себя в обществе. Формированию мышления у детей, навыков исследовательской деятельности и изобретательской работы, конечно же, способствует творческая деятельность.

Чем раньше дети будут вовлекаться в творческую деятельность, тем лучше. У них будет развиваться гибкость мышления и пытливость ума, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Становясь старше, у ребёнка появляется больше собственных представлений о том, чем он хочет заниматься. У одних детей могут быть явные способности, другие хотят посещать кружки за компанию с друзьями. Занятия в кружке для подростков даже могут перерасти в профессию. Все это заслуживает поддержки со стороны педагога.

Работа в кружке расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру, позволяет выявить способности и таланты, приучает к труду.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Эксклюзив» разработана для детей 6-13 лет.

Новизна данной программа состоит в том, что программа сочетает в себе различные виды деятельности, включает использование нетрадиционных техник изображения.

Педагогическая целесообразность

Реализация программы «Эксклюзив» с применением комплекса педагогических технологий (технологии дифференциации и индивидуализации обучения, технологии проектной деятельности, игровых технологий т.д) эффективно сказывается на развитии ключевых компетенций творческой личности обучающихся. Проектная деятельность обучающихся по данной программе предполагает с одной стороны отход от традиционного обучения, а с другой комплексное использование методических средств, оказывающих интегративное воздействие на личность ребёнка, что создаёт благоприятные условия для развития его активности, как высшей цели развития личности, ориентируя каждого подростка на достижение индивидуально-личностных успехов. Организация и проведение проектной деятельности сопровождается обучением подростков работе с различными прикладными информационными программами, способствуя многогранному развитию личности подростка. На основе получаемых знании и навыков проводится проектная деятельность: как индивидуальное, так и групповое выполнение творческих проектов. Время реализации проекта не имеет одного для всех срока. Учебный или социальный проект для учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; деятельность, позволяющая проявлять себя. Испробовать свои силы, принести пользу и показать публично достигнутый результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. При выполнении проекта учащиеся занимаются мыслительной, коммуникативной (если работают с группой), практической и презентационной видами деятельности.

Программа «Эксклюзив» разноуровневая.

Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала и минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию материала, которое допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины, в рамках содержательно- тематического направления программы.

Продвинутый уровень. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно- тематического направления программы. Предполагает углубленное изучение содержания программы.

Форма обучения: очная с применением дистанционных технологий.

Реализация программы с использованием дистанционных технологий организуется в форме видеоуроков, с помощью системы управления проектами в режиме онлайн - Trello , программы для проведения онлайн-конференций – ZOOM, интерактивной образовательной доски – IDroo, а также групп класса в социальной сети ВКонтакте или Viber. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством фото или видеоотчетов, по итогам занятия.

Формы организации деятельности

Основные формы организации деятельности обучающихся:

групповые;

индивидуальные;

фронтальные;

дистанционные.

Формы занятий: теоретические и практические занятия, экскурсии,

конкурсы, беседы, интегрированные занятия, сюжетно-ролевые игры, воображаемые путешествия.

Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

частично-поисковый;

проектный;

исследовательский.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа адресована детям 10 – 16 лет. В коллектив принимаются все желающие.

Количество обучающихся в группах от 10 до 25 чел.

Объем и срок реализации программы

По нормативным срокам реализации образовательная программа «Эксклюзив» рассчитана на 3 года обучения:

на стартовом уровне – 36 часов в год

на базовом – 36 или 72 часа в год

на продвинутом -72 или 144 часа в год

Режим занятий:

Для групп стартового уровня – 1 раз в неделю по 1 часу (36 часа в год).

Для групп базового уровня – 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу, (72 часа в год)

Для групп продвинутого уровня – 2 раз в неделю по 2 часа (144 часа в год). Перерыв между занятиями составляет - 10 минут (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей").

Место реализации программы

Программа реализуется на базе МАУ ДО «Голышмановский МЦ» (р.п. Голышманово, ул. Садовая, 102).

Условия набора в группу. Особенности набора обучающихся - по желанию детей и их родителей (законных представителей). Для зачисления в объединение необходимо заявление от родителей (законных представителей), договор на оказание услуги по дополнительному образованию

Цели и задачи программы.

Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к

техническому и художественному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном материале;

Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной стилизации, составления композиций.

Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие

замыслы, идеи.

Развивающие:

развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;

формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса;

формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

развитие образного и логического мышления;

Развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический вкус, моторику рук, внимание.

Воспитательные:

Воспитание трудолюбия, аккуратности,

бережное отношение к природе,

целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.

Планируемые результаты.

Стартовый уровень

Знать:

учащиеся будут знать правила безопасности труда при работе с колющими и режущими предметами;

учащиеся будут знать организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;

Уметь:


Базовый уровень

Знать:

Уметь:

Продвинутый уровень

Учащиеся должны знать:

Виды декоративно-прикладного творчества;

Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда, правила работы с ними ;

Приемы разметки при помощи шаблонов;

Основные виды работ;

Основы композиции, формообразования.

Правила организации рабочего места;

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Знать правила  техники безопасности;

Знать виды тканей;


Учащиеся должны уметь:

Правильно организовать свое рабочее место;

Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;

Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Уметь выполнять несложные работы, шить по образцу.






Учебный план

Уровень обучения

Дисциплины (модули)

Форма проведения занятий

Количество академических часов

Формы промежуточной /итоговой аттестации

Очное обучение

Обучение с использованием дистанционных технологий

всего

теория

практика

Стартовый

Ознакомительный модуль

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

3

1

2

Наблюдение. Опрос.

Выставка.

Практическая работа.

«Бумагопластика»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

12

4

8

«Изобразительное искусство»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

12

3

9

«Пластилинография»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

9

2

7

Итого на стартовом уровне:

36

10

26



Базовый

«Бумагопластика»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

20(10)

4(2)

16(8)

Наблюдение. Опрос.

Выставка.

Практическая работа.

Коллективный анализ.

Творческая карта учащегося.

«Моделирование»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

8(4)

2(1)

6(3)

«Изобразительное искусство»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

36(18)

6(3)

30(15)

«Пластилинография»


Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

8(4)

2(1)

6(3)

Итого на базовом уровне

72(36)

14(7)

58(29)



Продвинутый


«Плоскостное и объемное моделирование»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

14(7)

2(1)

12(6)

Наблюдение. Опрос.

Тестирование. Выставка.

Практическая работа.

Коллективный анализ.

Творческий отчет. Презентация. Выставка

«Изобразительное искуссво»


Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

40(20)

2(1)

18(9)

«Макраме»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

40(20)

4(2)

36(18)

«Шитье»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

50(25)

8(4)

44(21)

Итого на продвинутом уровне:


144(72)

16(8)

128(64)


Итого по программе:

252(144)

40(20)

212(106)



1.4 Календарный учебный график

Уровень сложности

Сроки реализации, кол-во учебных недель в год

Количество часов

Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия (мин)

Ознакомительный модуль

Бумагопластика

Пластилинография

Моделирование

Изобразительное искусство

Макраме

«Шитье»

Декорирование изделий

Стартовый

36 недель (1 сентября- 31 мая)

1

1

1


1




1 занятие в неделю, по 45 минут

Базовый

36 недель (1 сентября- 31 мая)


2(1)

2(1)

2(1)

2(1)




2 занятия в неделю по 45 минут (1 занятие в неделю по 45 минут)

Продвинутый

36 недель (1 сентября- 31 мая)




4(2)

4(2)

4(2)

4(2)

4(2)

2 занятия в неделю по 90 минут (2 занятия в неделю по 45 минут)







1.5 Учебно-тематический план

Стартовый уровень (36 часов)

Название учебного модуля

Форма проведения занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Очное обучение

Обучение с применением дистанционных технологий

1

«Ознакомительный»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

3

1

2

2

«Бумагопластика»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

12

4

8

3

«Изобразительное искусство»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

12

3

9

4

«Пластилинография»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

9

2

7


Учебно-тематический план

Базовый уровень (36 часов)

Название учебного модуля

Форма проведения занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Очное обучение

Обучение с применением дистанционных технологий

1

«Бумагопластика»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

10

2

8

2

«Моделирование»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

4

1

3

3

«Изобразительное искусство»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

18

3

15

4

«Пластилинография»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

4

1

3


Учебно-тематический план

Базовый уровень (72 часа)

Название учебного модуля

Форма проведения занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Очное обучение

Обучение с применением дистанционных технологий

1

«Бумагопластика»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

20

4

16

2

«Моделирование»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

8

2

6

3

«Изобразительное искусство»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

36

6

30

4

«Пластилинография»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

8

2

6


Учебно-тематический план

Продвинутый уровень 72 часа

Название учебного модуля

Форма проведения занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Очное обучение

Обучение с применением дистанционных технологий




1

«Плоскостное и объемное моделирование»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

7

1

6

2

«Изобразительное искусство»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

20

1

9

3

«Макраме»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

20

2

18

4

«Шитье»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

25

5

20


Учебно-тематический план

Продвинутый уровень (144 часа)

Название учебного модуля

Форма проведения занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Очное обучение

Обучение с применением дистанционных технологий




1

«Плоскостное и объемное моделирование»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

14

2

12

2

«Изобразительное искусство»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

40

2

18

3

«Макраме»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

40

4

36

4

«Шитье»

Уроки-лекции, практические занятия

Видеоуроки, практические работы

50

8

44








1.6 Содержание учебного плана

Стартовый уровень (36 часов)


Модуль: «Ознакомительный»(3 часов)

Модуль рассчитан на короткий промежуток времени, который позволит ребенку познакомиться декоративно прикладным искусством и принять решение. Хочет ли он продолжать обучение по программе. Здесь обучающийся пройдет краткий 6 – часовой курс художественного мастерства, узнает, что такое работа в коллективе. Данный модуль предназначен для всех детей, поступающих в объединения ДПИ. После окончания модуля педагог может определить. На каком уровне сложности воспитанник будет продолжать обучение.


«Бумагопластика». (12 часов)


На этом этапе обучающиеся знакомятся с основными приемами работы и историей возникновения техник «Аппликация», «Торцевание», «Квиллинг», «Папье- маше» «Айрис –фолдинг» ид.р.


«Изобразительное искусство» (12 часов)


Вводное занятие. Знакомство с программой: целями, задачами, разделами. Вводная беседа об изобразительном искусстве. Правила поведения в объединении, техника безопасности на занятиях, режим работы, игры на знакомство.  Понятие о цветовом круге.  Составные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Способы получения составных цветов путем смешивания основных. Смешивание красок, получение новых цветов. Деление цветов на теплые и холодные. Особенности теплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Изучение нетрадиционных техник рисования.


«Пластилинография». (9часов)

Историческая справка о пластилине. Знакомство с историей развития техники пластилинография. Энциклопедические сведения. Просмотр экспозиции в выставке презентации: скульптурные работы, простые и сложные натюрморты, жанровые композиции с большим количеством элементов. Рассмотрение пластилинографии как вида декоративно-прикладного искусства. Рассмотрение образцов изделий в технике пластилинография. Занятия творческой деятельностью по пластилинографии реализуются и оказывает сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Лепка из пластилина воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать. Формирует аккуратность и терпение


Базовый уровень 36 часов (72 часа)


«Бумагопластика». (20 часов)


На базовом уровне продолжается более углубленное изучение виды техник бумагопластики . История развития бумагопластики. С целью успешного освоения дисциплины педагог применяет различные формы организации учебных занятий. Организацию образовательного процесса по дисциплине отличает то, что большую часть занимают практические задания. Основную роль в успешности изучения дисциплины играет доступность усвоения учебного материала, последовательность от простого к сложному. Знакомство с историей возникновения и развития техники. Базовые формы (свободная спираль, открытая спираль, закрытая спираль, лист, глаз, треугольник, капля, изогнутая капля, сердце, стрела). Просмотр работ в данной технике. Аттестация по итогам освоения модуля проводится в форме тематического контроля, участия в выставках и конкурсах разного уровня.


«Моделирование». (8 часов)


Моделирование является одним из направлений деятельности. Знакомство с материалами, инструментами, ТБ, учимся чертить линии, работать с копировальной бумагой.

Организация рабочего места, учимся чертить линии, работать с копировальной бумагой.

Рабочие операции: разметка, раскрой, обработка, сборка моделей, изготовление кубика.

Моделирование и конструирование способствует развитию способности обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. активному присвоению нового социального опыта. Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных задач.


«Изобразительное искусство». (36 часов)

Углубление знаний о нетрадиционных техниках рисования. Изучение техник “мокрым по мокрому”, «мокрым по сухому», «Живопись гуашью», «Пуантализм», «Тинга Танга». Последовательность выполнения нанесение влажной краски на влажный фон. Беседа на тему «Живопись». Техника выполнения. Последовательность нанесения краски.

«Пластилинография». (8 часов)


Плоскостное изображение. Просмотр презентации по теме. Знакомство с понятием натюрморт. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Показать прием «вливания одного цвета в другой».Подготовка эскиза, основы, фона. Подбор цветового решения. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления. Заполнение рисунка пластилином.

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные сведения о жанре изобразительного искусства- портрет. Подготовка эскиза, основы, фона. Подбор цветового решения. Заполнение рисунка пластилином.



Продвинутый уровень (144 часа)


«Плоскостное и объемное моделирование». (14 часов)

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по ТБ «Плоскостное моделирование» Исследование форм и свойств многоугольников. Теория: Понятия: «геометрия», «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник». Практическое задание: I часть – Происхождение понятия «геометрия». Определение фигур с помощью ощупывания. II часть – Конструирование по устной инструкции «Мухомор». Сборка объёмной конструкции по технологической карте «Корзина» Практическое задание: - Поиск фигур по словесному описанию. Игра «Конфетная фабрика». Конструирование по схеме «Самолёт». Сборка объёмной конструкции по образцу «Вертолёт». Конструирование узоров и орнаментов. Теория: Понятия «узор», «орнамент», «симметрия». Практическое задание – Составление плоскостного узора на основе симметрии Трансформация узора в объемной фигуре – конструирование предметов посуды – «чашка», «тарелка»


«Изобразительное искусство». (40 часов)


Ознакомление воспитанников с курсом обучения. Ознакомление с основами цветоведения. Беседа о цветах спектра «Волшебные цвета природы». Закрепление умения работать мазком (широкой стороной), смешение оттенков в «гамме» и использование контрастных сочетаний. Беседа о композиции, как о целенаправленной организации элементов, о многообразии природных форм, разнообразии красок осени, понятие о насыщенных, ненасыщенных красках. Беседа о стихиях природы. Беседа о композиции, о упорядоченном расположении элементов и градиентов, о движении в изображении. Построение пространства панорамного пейзажа. Закрепление представлений воспитанников о правилах построения пространства пейзажа, технических навыков по смешиванию оттенков, умений работать кистью. Выбор сюжета воспитанником. Правила построения композиции в листе – построение интерьера (пейзажа, необычной обстановки), расположение фигур, детализация, использование возможности цвета для раскрытия темы. Продолжение знакомства с нетрадиционными техниками рисования.


«Макраме». (40 часов)


Вводное занятие. Знакомство с нитями. Основные способы навешивания нитей: замочек налицо, наизнанку. Основные узлы макраме: плоские узлы, левосторонние, правосторонние, цепочки из них (человечки-брелочки, стрекоза, браслетики)

Сетка из двойных плоских узлов, узоры «шахматка на уголок», «шахматка от уголка», «Совенок», Узор «хамелеон», Репсовый узел, Китайский узел. Изготовление декоративных панно и женских украшений.


«Шитье». (50 часов)


Освоение ручных швов, знакомство с выкройками и шаблонами. В ходе выполнения работ дети осваивают ручные швы. Материалы: нитки, ткани разной фактуры, трикотаж, мех, тесьма, ленты, бусины и др. Наполнитель – синтепон, каркас – картон.  Инструменты: иглы для ручных работ, ножницы.

Выполнение несложных работ: «конфетки», «сердечко», «мышка». Применяется вариативность заданий с учетом интересов детей. Изготовление игольниц в форме мордочки зверей или любых других форм. Дети развивают фантазию, приобретают навыки моделирования и оформления поделки.




















Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Методические материалы

2.1.1 Методические материалы, необходимые для реализации

программы

Реализация данной программы предполагает использование методических материалов и различной литературы.

Методический и дидактический материал:

- инструкции по технике безопасности: инструкция по охране труда обучающихся, о мерах пожарной безопасности, инструкция по охране труда при уборке помещений,

- литература, журналы по различным видам декоративно-прикладного творчества,

- эскизы и схемы,

- наглядные пособия,

- карточки для практических и самостоятельных работ,

- образцы выполненных практических работ учащихся.


В случае, если программа реализуется очно с использованием дистанционных технологий, то используются следующие информационные ресурсы:

- социальная сеть «ВКонтакте»,

- платформа Google Classroom;

-приложения - месенджеры Viber, WhatsApp.


Для очного обучения с использованием дистанционных технологий можно использовать любое цифровое устройство с выходом в интернет (ноутбук, компьютер).


2.2. Требования техники безопасности


При изучении общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Эксклюзив» необходимо соблюдать технику безопасности. Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит руководитель объединения не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). При необходимости проводится внеплановый инструктаж по технике безопасности. Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности, по электробезопасности, правила поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, по правилам дорожно-транспортной безопасности (приложение 1)


2.3 Оценочные материалы Формы проведения аттестации


С целью диагностики успешности освоения обучающимися образовательной программы, выявления их образовательного потенциала, определения педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки календарно-тематического планирования осуществляется текущий контроль успеваемости по программе.

Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и предполагает качественную характеристику (оценку) сформированности у обучающихся соответствующих компетенций и устные рекомендации обучающемуся или его родителям по повышению успешности освоения программы. Текущий контроль проводится в форме: выставка творческих работ и проектов, собеседование, педагогическое наблюдение, анализ достижений.

С целью определения уровня достижения планируемых предметных и личностных результатов в процессе освоения образовательной программы проводится промежуточная аттестация. Формы промежуточной аттестации определены учебным планом.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится комплексно два раза в течение учебного года: в декабре по итогам полугодия и в мае по итогам года.

В ходе промежуточной аттестации устанавливаются следующие уровни достижения планируемых результатов: высокий, средний, низкий (неудовлетворительный) в соответствии со следующими показателям:


Показатели уровня достижения предметных результатов:



Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

показатели


Отличные теоретические знания предмета

Умение самостоятельно выполнять задания и анализировать результат

Отличные практические навыки



Не полные теоретические знания предмета (причина пропуски занятий)

Требуется помощь педагога в выполнении заданий

Средний уровень приобретенных практических навыков


Низкий уровень теоретических знаний предмета

Наличие незаконченных заданий и работ

Низкий уровень практических навыков


Стартовый уровень


Учащиеся знают основы дисциплин: материаловедения, цветоведения и композиции, рукоделия

Терминологию

Знают технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, их назначение, применение


Не полные знания основ дисциплин.

Неумение применять специальную терминологию

Средний уровень владения знаниями назначения инструментов и приспособлений и технику безопасности



Полное или частичное отсутствие знаний основ дисциплин

Полное отсутствие знаний специальной терминологии

Плохое владение инструментами и приспособлениями, не знание техники безопасности


Базовый уровень

Учащиеся знают основы дисциплин: материаловедения, цветоведения и композиции, виды декоративно – прикладного творчества

Терминологию

Знают технику безопасности при работе с инструментами и

приспособлениями, их назначение, применение

Выполняют самостоятельно работы начальных вышивальных швов, самостоятельно изготавливают макеты и модели.

Не полные знания основ дисциплин.

Неумение применять специальную терминологию

Средний уровень владения знаниями назначения инструментов и приспособлений и технику безопасности

Не полное владение техниками: вышивальных швов. Не знания, навыки и умения , полученные на занятиях в самостоятельной работе всегда правильно применяет


Полное или частичное отсутствие знаний основ дисциплин

Полное отсутствие знаний специальной терминологии

Плохое владение инструментами и приспособлениями, знаний техники безопасности

Низкий уровень владения технологией изготовления вышивки


Продвинутый уровень

Учащиеся отлично знают и умеют различать различные виды декоративно – прикладного творчества

Имеют углубленные знания по истории, традициям народного творчества

Отличные навыки выполнения творческих заданий, проектов


Учащиеся имеют не полные знания предмета

Не имеют достаточного представления по истории и традициям народного творчества.

Затрудняются в выборе технологических приемов выполнения заданий


Учащиеся имеют не полные знания предмета

Не имеют достаточного представления по истории и традициям народного творчества

Учащимся требуется помощь педагога в выполнении заданий

Наличие не законченных работ




    1. Характеристика педагогического состава

Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу: педагог дополнительного образования.

Стаж работы – не менее одного года, образование – высшее педагогическое, квалификационная категория – соответствие занимаемой должности.

Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

реализация дополнительной программы;

разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок;

побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности;

информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите творческих проектов.



2.5. Рабочая программа воспитания

детского объединения художественного направления

Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания детского объединения «Эксклюзив» разработана на основании «Программы воспитательной работы» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Голышмановский молодёжный центр», принятой на заседании педагогического совета МАУ ДО «Голышмановский МЦ», протокол №3 от 22.03.2021года.

Рабочая программа направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации, обучающихся на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

В программе воспитания объединения предусмотрены определенные результаты по каждому из направлений. Результаты выступают ориентирами для педагогических работников в их воспитательной деятельности. Достижение планируемых результатов обучающимися зависит от длительности, объема, конкретного содержания получаемого дополнительного образования, а также от комплексного воспитательного действия различных социальных институтов.

Данная программа реализуется по следующим направлениям:

формирования и развития творческих способностей обучающихся, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи

Цель: создание условий для формирования, развития, выявления и поддержки способностей и талантов детей и молодежи, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.

Задачи:


Совершенствование системы самореализации и развития талантов;

Внедрение эффективной системы наставничества, для индивидуальной поддержки каждого одарённого ребёнка;

Развитие и реализация системы мер адресной поддержки и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

Ценностные ориентиры: творчество, созидание, целеустремленность и настойчивость, самовыражение личности.

духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, возрождения семейных ценностей, формирования общей культуры обучающихся, профилактики экстремизма и радикализма в молодежной среде.

Цель: создание условий для формирования, становления и развития у детей молодежи высокой социальной активности, семейных ценностей, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству.

Задачи:

Совершенствование и реализация воспитательных мер, направленных на духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи.

Развитие качеств высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина и патриота.

Актуализация и пропаганда семейных ценностей, роли семьи в жизни каждого человека, обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома.

Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде.


Ценностные ориентиры: любовь к России, многообразие и уважение культур и народов, социальная ответственность и компетентность, нравственный выбор, милосердие, честь, достоинство, культура семейных отношений, семейные традиции, семейные ценности.

социализации, самоопределения и профессиональной ориентации

Цель: Создание условий для формирования у молодежи личностных и социально значимых качеств, готовности к осознанному профессиональному выбору.

Задачи


Совершенствование и реализация системы формирования у обучающихся объективных представлений о себе, как субъекте собственной деятельности; развитие навыков проектирования и реализации индивидуальных способностей.

Формирование у молодежи адекватных представлений об избранной профессиональной деятельности и собственной готовности к ней.

Ценностные ориентиры: личность, труд, информация, выбор профессии.

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и комплексной профилактической работы (профилактики употребления ПАВ, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и детского дорожно-транспортного травматизма)

Цель: Создание условий, способствующих укреплению физического, нравственно- психического здоровья обучающихся, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи :

Совершенствование и реализация системы мер, формирующих у детей и молодежи мотивацию к законопослушному, здоровому и безопасному образу жизни, устойчивый психологический иммунитет к употреблению различных видов наркотических средств и психотропных веществ и другим проявлениям асоциального поведения.

Повышение уровня информированности детей, молодёжи и родителей об ответственности за совершение преступлений, общественно опасных деяний.

Формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни , ответственного ,бережного отношения к своему здоровью.

Развитие у обучающихся лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

Ценностные ориентиры программы: жизнь во всех ее проявлениях, здоровье, безопасность, экологическая ответственность, репродуктивная ответственность.

формирования и развития информационной культуры и информационной грамотности

Цель: создание условий для подготовки детей и родителей к продуктивному осуществлению всех видов информационной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний.

Задачи

Развитие информационной грамотности у детско-родительской аудитории;

Воспитание информационной культуры личности обучающихся;

Обучение информационной безопасности подрастающего поколения;

Профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

Предупреждение совершения учащимися правонарушений сиспользованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ценностные ориентиры: духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, становление их гражданской идентичности и самоидентификации личности

посредством личностной и общественно значимой деятельности через последовательное включение в глобальное информационное пространство.

Исходя из основных направлений деятельности подбираются формы работы, формируется план мероприятий и подбирается советующий инструментарий для их реализации.

Данные направления находят отражение в мероприятиях реализуемых в рамках занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Эксклюзив».

Календарный план воспитательной работы

В разделе представлен план традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана. Сроки проведения мероприятий и условия участия в них конкретизируются непосредственно в течение учебного года.

Педагог постоянно общается с родителями по поводу успеваемости детей, их поведения, консультирует по компетентным вопросам. Успехи детей в творчестве и в личностном плане обязательно доводятся до сведения родителей. Своими наблюдениями педагог делится на каждом этапе обучения. Стремится заручиться поддержкой родителей, заинтересовать их в результативности учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. В общении с родителями педагог стремится установить гибкие, доброжелательные отношения. Так же важно учитывать рекомендации самих родителей. Очень полезно привлечь родителей к творческо- образовательному процессу (например, в качестве фотографа, оператора видеосъемки занятий, помощника в изготовлении необходимых инструментов и др.)

Важным моментом в деятельности объединения являются совместные занятия детей и родителей. Это имеет большое воспитательное значение.

Помимо учебных занятий в объединении организуются совместные с родителями экскурсии, чаепития, встречи с интересными людьми. Положительные эмоции, рождаемые такими мероприятиями, благотворно сказываются на активности детей, на улучшение качества межличностных отношений, а также положительно влияют на раскрытие творческого потенциала воспитанников.

В разделе представлен план традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана для организации досуга, формирования ценностных ориентиров, профилактической работы, участия в конкурсной и соревновательной деятельности и т.д. Сроки проведения мероприятий и условия участия в них конкретизируются непосредственно в течение учебного года.

Конкурсные мероприятия, как правило, входят в перечень мероприятий Региональной базы данных талантливых детей и молодежи.


Месяц

Мероприятия, организуемые для обучающихся и их родителей

Массовые мероприятия различного уровня, в которых обучающиеся могут принять участие

Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня

сентябрь

Родительские собрания

День открытых дверей

Выставка

Конкурсы по ДПИ

октябрь

Изготовление сувениров к дню учителя и дню пожилого человека

Поздравление учителей с праздником «День учителя»


Ноябрь

Мастер-класс для мам.

Выставка творческих работ к всероссийскому дню матери

Мероприятия ко Дню народного единства


декабрь

Тематическая выставка Новый год и Рождество

Новогодний утренник

Интернет –конкурс «Чудесная страна»

Январь

Тематическая выставка Новый год и Рождество

Рождественские мероприятия

Участие в конкурсах разных уровней

Февраль

Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки к Дню защитника Отечества

Праздничные мероприятия

Областной конкурс «Зеленая планета глазами детей»

Март

Мастер-класс по изготовлению сувенира к Международному дню 8 марта

Акция


Апрель

Тематическая выставка «Весна»

«День Космонавтики»- тематические открытки. Беседы о космонавтах.

Областная патриотическая акция «Георгиевская ленточка»

Участие в конкурсах разных уровней

Май

Изготовление сувениров и тематических открыток для ветеранов ВОВ

Творческая выставка по итогам

Отчетный концерт

Отчетная выставка





Перечень информационного, нормативно- правового и материально- технического обеспечения.

Нормативно-правовое обеспечение

Программа составлена на основании:

Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ;

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. N196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (сизменениямина30сентября2020года).;

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 09-3242;

Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных 28.09.2020 г. 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.),

Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года I этап (2022- 2024годы) в Тюменской области, утвержденного приказом Департамента образования и науки Тюменской области, Департаментом физической культуры и спорта Тюменской области, Департаментом культуры Тюменской области, Департаментом социального развития Тюменской области, Департамента информатизации Тюменской области

№ 556/325/1285/315-п/151-од от 28.07.2022г.,

Устава МАУ ДО «Голышмановский МЦ».



Материально- техническое обеспечение





Материалы и оборудование

количество

кабинет

1

столы

15

стулья

30

Клей: ПВА, канцелярский, «титан»

2 л

Ножницы

30 шт

Линейки

30 шт

Планшеты для лепки

30 шт

Пластилин

По мере потребления

Формочки (силиконовые, пластмассовые),

трафаретки,

чеснок давка,

стеки

По 15 шт.

15 шт.

5 шт.

15 шт.

Бумага (цветная, офисная, гофрированная, фольгированная, самоклеящаяся)

По мере потребления

Гуашь

30 шт.

Акварельная бумага

По мере потребления

Непроливашка

30 шт.

Кисти

30 наборов

Палитра

30 шт.

Картон (белый, цветной)

По мере потребления

Компьютер

1

Мультимедийная установка

1





2.6.3. Перечень информационного обеспечения

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.

Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.

Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.

Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.

Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.

Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.

Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки-мультяшки зверюшки. – Ярославль:»Академия развития», 1998.-240 с.

Гринченко А.С. Вышивка бисером.- М.: Изд-во Эксмо, 2006. 64с.,ил.

Докучаева С.О., Вольнова Е.В. Капитошка дает уроки.- М.: Финансы и статистика, 1997.-80 с.

Жакова О., ДанкевичЕ.Тряпичные куклы –СПб., Кристалл,1998, 196с.,ил.

Журналы «Вышивка крестом». ООО «Мир книги», издание на русском языке, 2004.

Канурская Т.А., Маркман Л.А. Бисер. –М.: Профиздат,2000.-240 с.

Карпунина М. Своими руками/ Пер. с англ. – ООО «РОСМЕН»,1999.

Кискальд И. Соленое тесто/ Пер. с нем. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.

Леви С. Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры. – М.: ООО «ТД Издательство Мир книги», 2005. -120 с.

Лепим из соленого теста: Украшения.Сувениры. Поделки. Панно. Декор. – М.:Изд-во Эксмо,2004.

Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД. М.: ООО «ДОД», 2007. -120с.

Смотрова Н.А. Нитяные игрушки. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-48с.

Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. – СПб.: Литера, 1998. – 208с.

Стольная Е.А. Цветы и деревья из бисера. – М.: «Мартин», 2005. -124 с.

Черныш И. Поделки из природных материалов. Москва «АСТ-ПРЕСС»,2000.
























Приложение 1.

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены. 

2. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе). 

3. При пользовании ножницами, нельзя отвлекаться и размахивать руками, подносить ножницы к лицу.

4. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. 

5. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя. 

6. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.

7. Не оставляй ножницы открытыми.

8. Используй ножницы по назначению.

Техника безопасности при работе с иглами и булавками

1. Храните иголки и булавки в определенном месте (игольнице, специальной коробке и пр.), не оставляйте их на рабочем месте.

2. Не пользуйтесь при работе ржавыми и гнутыми иголками и булавками

3. Шейте только с наперстком.

4. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.

5. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола 

6. Передавать иглу только в игольнице и с ниткой.

7. До и после работы проверить количество игл.

8. Хранить игольницу с иголками только в одном и том же месте.

9. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

10. Не отвлекайся во время работы с иглой.

11.По окончании работ убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки.

Техника безопасности при работе с клеящим пистолетом

1. При разогреве пистолета обязательно под сопло положить керамическую, стеклянную подставку или блюдце, чтобы клей не капал на стол. 

2. Хорошо, если у стола гладкая поверхность, а если нет, клей соскрести будет тяжело, даже капельку; 

3. У пистолета есть подставка, которую при работе обычно убирают, а когда ставят пистолет, то выдвигают. 

4. Следить за тем, чтобы, когда ставится пистолет на стол, подставка была выдвинутой. Иначе пистолет уткнется соплом в подставку или в деревянный стол и может прожечь и то и другое или повредить;

5. Не хватать сопло или разогретый клей руками. Температура сопла и клея на его выходе из сопла, 200 градусов.  Ожег будет обеспечен, даже, если просто прикоснуться к соплу или клею.

6. Не забывать выключать пистолет из сети, после работы и даже во время работы, чтобы пистолет не перегрелся.



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации