С днем учителя!

Дополнительная общеразвивающая программы художественной направленности (эстрадный вокал)

0
0
Материал опубликован 5 December 2023

















Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Липецкие переливы» (эстрадное пение).





Возраст детей: 7-17 лет

Срок реализации программы: 5 лет



















Липецк, 2022г.



Содержание программы

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка………………………………………………………...3

Актуальность программы………………………………………………….4

Цель и задачи……………………………………………………………….5

Направленность программы……………………………..……………….8

Принцип построения программы…………………………………………9

Критерии программных требований……………………………………10

2. Учебный план………………………………………………………………..11

3. Содержание программного материала………………………………………14

4. Планируемые результаты……………………………………………………31

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Календарный учебный график………………………………………….…..36

2. Методы контроля и управления образовательным процессом. ………….36

3. Формы аттестации……………………………………………………………38

4. Оценочные материалы……………………………………………………….39

5. Рабочая программа…………………………………………………………..40

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Методические материалы…………………………………………………….41

2. Материально-техническое оснащение………………………………………42

3. Здоровьесберегающие технологии…………………………………………..43

Список литературы………………………………………………………….…44







КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Дети должны жить в мире красоты, музыки, фантазии, творчества.

От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям »


В.А.Сухомлинский


Искусство совершенствует и развивает чувства людей. Через него человек не только познает окружающую действительность, но и осознает и утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор.

Эстрада - это искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому одно из важных средств формирования нравственных и эстетических идеалов.

Программа вокального кружка «Липецкие переливы» апробирована в течение 5 лет, и дала положительные результаты в достижении своей главной цели. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Липецкие переливы» (эстрадное пение) начала свою апробацию с 2014 года.

Формы музыкального воспитания – сольное и коллективное творчество, в данном случае - занятия в эстрадном кружке «Липецкие переливы». Обучение в вокальном коллективе развивает чувство ансамбля, память, ритм, внимание. Кроме того, помогает детям почувствовать себя артистами, т.к. уже на первом этапе обучения они видят результат своей работы, выступая с небольшими концертами.

Акцент в работе делается на:

- воспитание у детей патриотических чувств;

- обучение детей эстрадным традициям,

- пропаганду здорового образа жизни,

- организацию досуга детей.


Ведущая идея программы - создание комфортной среды педагогического общения, развитие способностей и творческого потенциала воспитанников, социализация посредством полученных знаний, художественных и жизненно необходимых навыков, целостное восприятие культуры, а также духовное, творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности, ее подготовка к активной социальной жизни.

Построение программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

Воспитанники включены в различные виды деятельности: поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и др.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

- целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время;

- особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах мировой музыкальной культуры.

Программа вокального кружка «Липецкие переливы» позволяет детям, не только заниматься пением, но и развиваться в хореографическом, театральном плане на занятиях сценическим движением.

Программа составлена на основе прогнозирования конечных результатов деятельности педагогов и ребенка: развитие способностей детей, повышение престижа вокального кружка у родителей, коллег; повышения социальной адаптации воспитанников.

Развитие творческой индивидуальности - одна из первостепенных задач современной педагогики.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа вокального кружка «Липецкие переливы» способствует воспитанию гармонически развитой личности, подъему общей музыкальной культуры, формированию и развитию музыкально-эстетических взглядов, расширению знаний о мировой музыкальной культуре, истории эстрадного искусства, умению ориентироваться в различных эстрадных направлениях и стилях.

Главная цель программы – способствовать формированию интереса к эстрадному искусству, воспитанию художественного вкуса, культуры восприятия и развитию индивидуальных творческих способностей путем освоения основ вокального и хореографического эстрадного искусства на основе использования лучших образцов мировой эстрадной культуры, подготовка к активной социальной жизни.

Задачи программы:

Образовательные

- ознакомление детей с лучшими образцами мирового эстрадного искусства,

- ознакомление с лучшими эстрадными традициями, с эстетикой эстрадного исполнения;

- приобретение навыков вокального, ансамблевого и танцевального исполнения в эстрадной манере;

- изучение и освоение эстрадной песни и танца, их основных творческих и исполнительских закономерностей;

- формирование у детей музыкально - ритмических навыков;

- обучение приемам актерского мастерства;

- организация детьми постановочной работы и концертной деятельности, разучивание танцевальных композиций;

- ознакомление детей с историей эстрады.


Воспитательные

- формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения эстрадного наследия, формирование культуры общения,

- воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей страны, уважения и любви к эстраде как особой составляющей культурного наследия русского народа;

- углубление представления детей об окружающем посредством музыкально-ритмической деятельности;

- развитие инициативы и самостоятельности детей;

- развитие у детей активности и самостоятельности;

- формирование способности адаптироваться в современном обществе.


Развивающие

- развитие эстетического и художественного вкуса,

- развитие вокального слуха и певческого голоса, творческих способностей, навыков импровизации;

- развитие у обучающихся высокой культуры исполнения произведений, основываясь на знаниях музыкальной теории и сольфеджио;

- развитие индивидуальных творческих способностей через создание сценического образа;




- освоение основ пластики движений, умение правильно работать с звукотехническими средствами, грамотный анализ исполняемого произведения;

- развитие и укрепление в своих силах и знаниях, поиск новых познавательных ориентиров,


Социальные

- способствовать естественному преодолению всевозможных психофизиологических барьеров,

- способствовать развитию толерантности, общения, активной созидательной жизни, развитию культурного уровня детей.


Через овладение вокальными навыками, основами музыкальной теории, сольфеджио, правильного использования звукотехнических средств, прослушивание лучших образцов мировой эстрады, умение самостоятельно анализировать собственное исполнение произведений и исполнение друзей, воспитывается многогранная яркая творческая индивидуальность.

На занятиях проводится углубленная работа по обучению музыкальной терминологии, развитию вокальных данных. Дети учатся правильно пользоваться микрофонами, исполнять произведение под фонограмму, овладевают движениями в различных танцевальных ритмах, а также элементами сценического движения.

Большая работа ведется над поиском сценического образа, тщательным продумыванием грима и костюмов.

Огромное значение уделяется выбору репертуара. В работе используются разнообразные произведения, обладающие не только выразительной мелодией, но и хорошим грамотным текстом, помогающие воспитывать у юных исполнителей эстетическую культуру и художественный вкус.

Использование оригинального репертуара, который подбирается из расчета вокальных данных воспитанников, возрастных особенностей, тембра голоса, позволяет подчеркнуть индивидуальные особенности каждого восптанника.

Также на занятиях дети учатся умению правильно анализировать собственное исполнение произведений для наиболее точного определения ошибок, чистоты интонирования, соотношение голоса и фонограммы, качество подпевок (бэк-вокала). Все это делается при помощи специальной звукозаписывающей аппаратуры.


Этот способ контроля позволяет достичь таких высоких результатов, которых другими способами и методами достичь невозможно.

Занятия сценическим движением не только тесно взаимосвязаны с разучиваемым материалом, но и служат для выработки правильной красивой осанки, умение легко, бесшумно двигаться, « держать спину», свободно чувствовать себя на сцене.

Результатом деятельности вокального кружка «Липецкие переливы» могут служить концертные выступления с показом отдельных номеров, а также всей программы в целом, и активное участие в различных исполнительских конкурсах.


Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Липецкие переливы» (эстрадное пение) разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказом Минпросвещения России 13.03.2019г. №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

- приказом Минобрнауки РФ от 25.10.2013г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»;

- Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» от 6 июля 2018 ;

-Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года»;

- Устав учреждения;

- Локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность .


Данная программа разработана на основе анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Хор Лучики» Кузнецовой О.В.; «Учите детей петь» Орловой Т.М., Бекиной С.И.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Вокально-хоровое пение» Петровой М.П.; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. За основу программы была взята «Дополнительная авторская общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Эстрадное пение» Ю.А.Семеновой 2013г., методика постановки детских голосов в классе эстрадного вокала И.В.Новиковой и в дальнейшем была адаптирована для работы с детьми: детьми-сиротами и детьми, оставшиеся без попечения родителей.


Направленность программы. «Липецкие переливы» является программой творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (5 лет обучения).

Форма обучения: очная.

Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы: 7-17 лет.

Количество обучающихся в группе: индивидуальная работа или групповая до 12 человек в группе.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 5 лет обучения.

Режим занятия: занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу, что соответствует требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.2.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (76 часов в год). Занятие состоит из 3-х частей: распевание - 10, теория –5 - 10 мин., работа над произведением – 20 - 25 минут.

Формы занятий: одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Поэтому занятия проходят в форме как индивидуальных, так и групповых уроков, где воспитанники готовятся к различным выступлениям, мероприятиям.

Организация обучения формируется по возрастным группам, так как процесс обучения детей имеет свою специфику, поскольку голос ребенка физиологически подвергается изменениям в процессе роста организма.

Первая возрастная группа – 7-10лет

Вторая возрастная группа – 11-13 лет

Третья возрастная группа – 14-17 лет

Принцип построения программы: на занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы для каждого возраста:

ознакомительный – 1 год обучения (получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты);

основной– 2-4 год обучения (закрепление и совершенствование вокальных навыков, сольное об ансамблевое пение);

исследовательский – 1 год обучения (овладение в совершенстве исполнительским мастерством).

Основные дидактические принципы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность облучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Планируемые результаты освоения программы: главным результатом реализации программы является формирование у каждого вокалиста своего естественного, индивидуального тембра звучания, оригинального звука, характерной манерой поведения, а также сценического образа.

Формы подведения итогов реализации программы: участие воспитанников в конкурсах и постоянное участие в концертах, мероприятиях в детском доме и за его пределами, мониторинг результативности образовательного процесса.

Критерий программных требований.

1. Оптимальное соотношение исполняемого материала и индивидуальных особенностей развития воспитанников.

2. Общемузыкальные знания и вокальные навыки:

- расширение музыкального кругозора (знакомство с произведениями различной стилевой направленности);

- формирование художественного вкуса, понимания стиля, формы и содержания исполняемого произведения;

- воспитание слухового контроля, исполнительской ответственности воспитанников;

- развитие гармонического и мелодического слуха как плодотворной основы для достижения положительных результатов в обучении;

- приобретение и развитие многообразных навыков совместного исполнительства.

3. Стабильность исполнения.

4. Творческое, эмоциональное отношение к музыке и содержанию исполняемых произведений.

5. Культура сценического поведения.



Рабочая программа разрабатывается на каждый учебный год. Каждый год обучения – это этап не только освоения теоретических и практических основ разнообразной деятельности, это этап развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Работа с родителями. Согласованность в деятельности педагога дополнительного образования и родителей способствует успешному осуществлению учебно-воспитательной работы в творческом объединении и более правильному воспитанию детей. В этой связи с родителями проводятся индивидуальные консультации, родители приглашаются на мероприятия, где участвуют воспитанники.

Учебный план

1 год обучения



Тема занятий

Общее количество часов

1.

Вводное занятие. Индивидуальное прослушивание.

Организационно-методическая работа.

3

2.

Понятие «эстрадный вокал».

1

3.

Знакомство с голосовым аппаратом. Охрана голоса.

3

4.

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2

4.

Певческое дыхание.

4

5.

Формирование навыков певческой артикуляции.

6

6.

Формирование качества звука. Интонация. Устойчивое интонирование одноголосного пения. Естественный свободный звук. Мягкая атака звука.

6

7.

Формирование навыков голосоведения. Работа над ровным звучанием во всем диапазоне детского голоса, умение использовать головной и грудной регистры.

6

8.

Знакомство со средствами музыкальной выразительности.

5

9.

Навыки работы с микрофоном.

3

10.

Пение произведений:

27

11.

Участие в концертных программах, конкурсах.

10


Итого:

76 часов



2 год обучения



Тема занятий

Общее количество часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

Певческая установка.Посадка певца, положение корпуса, головы.

3

3.

Певческое дыхание.Смена дыхания в процессе пения.Навыки «цепного» дыхания. Исполнение продолжительных фраз на «цепном» дыхании.

6

4.

Звукообразование и голосоведение.

6

5.

Дикция и артикуляция.Работа над особенностями произношения в пении .

4

6.

Формирование качества звука.

6

7.

Выразительность исполнения.Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

4

8.

Работа с микрофоном.Работа с фонограммой. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями.

2

9.

Пение произведений.

34

10.

Участие в концертных программах, конкурсах.

10


Итого:

76 часов



3 год обучения



Тема занятий

Общее количество часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

Певческая установка.Музыкальная зарядка, упражнения для выработки правильной певческой установки.

3

3.

Певческое дыхание. Опора звука.Дыхательная гимнастика. Усовершенствование навыков дыхания.

8

4.

Звукообразование и голосоведение.Музыкальный звук, высота звука.

8

5.

Дикция и артикуляция. Усовершенствование речевого аппарата, артикуляционного аппарата.

4

6.

Унисонное пение. Формирование качества звука. Интонация.

6

7.

Выразительность исполнения.

2

8.

Исполнительно-сценический образ.Сценическая культура певца вокалиста. Работа с фонограммой

2

9.

Пение произведений.

32

10.

Участие в концертных программах, мероприятиях детского дома, конкурсах.

10


Итого:

76 часов



4 год обучения



Тема занятий

Общее количество часов

1.

Вводное занятие.

1

2

Певческая установка.

2

3.

Охрана голоса в период мутации.

1

4.

Певческое дыхание. Опора звука.

4

5.

Голосоведение. Регистровый порог.

2

6.

Дикция и артикуляция.

4

7.

Формирование качества звука. Интонация.

4

8.

Выразительность исполнения.

2

9.

Сценическая культура певца исполнителя.

2

10.

Пение произведений.

32

11.

Развитие навыков двухголосного пения.Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

12

12.

Участие в мероприятиях, конкурсах.

10


Итого:

76 часов



5 год обучения



Тема занятий

Общее количество часов

1

Вводное занятие.

1

2.

Охрана голоса в период мутации.

2

3.

Певческое дыхание. Опора звука

3

4.

Голосоведение.

4

5.

Дикция и артикуляция.

2

6.

Формирование качества звука. Интонация.

4

7.

Выразительность исполнения.

2

8.

Сценическая культура певца-вокалиста.

2

9.

Пение произведений.

32

10.

Развитие навыков двухголосного пения.

14

11.

Участие в мероприятиях, конкурсах.

10


Итого:

76 часов



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков - единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Первый год обучения самый сложный, у воспитанников формируются начальные навыки исполнительского мастерства, чистого интонирования, певческого дыхания; они учатся чистому и слаженному пению в ансамбле с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; развивают гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.

Освоив основные задачи программы, участники объединения выступают на мероприятиях разного уровня, одерживают победы в конкурсах.

Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяется в зависимости от уровня имеющихся способностей воспитанников и по мере решения определенных задач в обучении.

Определенного уровня владения комплексом умений и навыков дети достигают через три - четыре года обучения. Навыки ансамблевого пения дети приобретают с 1 года обучения. Особое место уделяется концертной деятельности: в детском доме регулярно проводятся мероприятия и концерты, посвященные праздникам, памятным датам.



Критерии подбора репертуара.

Так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать произведение, подходящее воспитаннику по его голосу и тембру, найти индивидуальность в манере исполнения. Необходимо осуществлять дифференцированный подход к воспитанникам, в соответствии с их способностями, тонко чувствовать физиологию каждого ребёнка - главное правило «Не навреди!».

В мутационный (переходный) возрастной период более осторожно подбирается репертуар. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается), но тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне.

Программа даёт возможность:

Развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое.

Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.

Обучиться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике.

Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения.

Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.

Расширить музыкальный кругозор воспитанников: в процессе обучения познакомить воспитанников с народной песней, произведениями советских и современных композиторов.



Первый год обучения.

Цель: заложить основы вокально-исполнительской деятельности, сформировать начальные навыки вокального исполнительства.

Задачи:

формирование навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);

формирование начальных навыков певческой артикуляции;

формирование певческой установки;

формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне 1,5 октав;

ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.



На занятиях первого года обучения воспитанник получает элементарные певческие навыки – правильно сидеть или стоять при пении, брать дыхание, работать над кантиленой на коротких фразах, петь естественным голосом. Певческая установка имеет большое значение, т.к. от нее зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата. Необходимо постоянно следить за тем, как сидят дети, как они держат корпус, голову, как открывают рот.

В течение первого года обучения воспитанники должны: чисто интонировать, сформировать правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани при пении (нижняя челюсть свободная); выполнять упражнения на развитие артикуляции, на формирование ощущения дыхательной мускулатуры; научиться исполнять попевки в мажоре и миноре, включающие скачки на терцию, кварту, квинту, научиться петь упражнения в умеренных и быстрых темпах с более сложным ритмическим рисунком и исполнять упражнения на сглаживание певческих регистров. Ознакомить учащихся с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.


Содержание программы первого года обучения:


Вводное занятие – 3 часа (теория и практика).

Знакомство с программой работы кружка, расписанием занятий. Цели и задачи обучения. Знакомство с правилами охраны труда, правилами пожарной и электробезопасности.

Индивидуальное прослушивание.

Проведение беседы на тему: «Вокальное искусство». Искусство вокала – народный, академический, эстрадный вокал. Их различие. Прослушивание и анализ музыкального материала.


Понятие «эстрадный вокал» – 1 час (теория).

Беседа: «Эстрадный вокал». Отличие эстрадного пения. Сочетание разных техник. Фундаментальные разделы дисциплины.


Знакомство с голосовым аппаратом. Охрана голоса – 3 часа (теория).

Голосовой аппарат. Три отдела голосового аппарата: дыхательный аппарат, гортань с голосовыми связками, артикуляционный аппарат. Функционирование органов голосового аппарата в пении.

Презентация: «Строение голосового аппарата». Физиология голосового аппарата. Происхождение звука. Положение речевого аппарата. Речевой аппарат как голосовой инструмент.

Знакомство с правилами охраны голоса. Здоровьесберегающие технологии.

Деление голосов на женские, мужские, детские; низкие, средние, высокие; драматические, лирические. Типы голосов и их характеристика. Примеры для иллюстрации различных голосов (прослушивание аудиозаписей академических, народных, эстрадных и джазовых певцов).


Певческая установка – 2 часа (теория и практика).

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

Беседа «Понятия: голосообразование, звукообразование». Психофизические аспекты человека. Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство.


Певческое дыхание4 часа (теория и практика).

Беседа: «Общие понятия о дыхании и роль дыхания в жизни человека».
Отличие певческого дыхания от бытового. Виды дыхания. Фазы дыхания (вдох, физиологическая задержка, выдох). Опора дыхания. Дыхание в эстрадном вокале.

Различные характеры дыхания перед началом исполнения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе исполнения.

Практика свободного и глубокого дыхания.

Упражнения для выработки правильного дыхания эстрадного исполнителя. С приемами дыхания воспитанники знакомятся без пения, по знаку педагога.


Формирование навыков певческой артикуляции - 6 часов (теория и практика).

Понятия техники речи и вокальной дикции.

Беседа: «Эстрадному исполнителю особенно важно иметь красивую, правильно поставленную речь и четкую дикцию».

Работа над дикцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов (умение открывать рот, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти).


Формирование качества звука. Интонация– 6 часов (теория и практика).

Высота звука. Работа над чистотой интонирования. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. Устойчивое интонирование одноголосного пения. Естественный свободный звук. Мягкая атака звука.

Понятие музыкального диапазона. Определение диапазона воспитанников. Вокальный и полный диапазон.

Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Упражнения на интонацию на примерах движения вверх и вниз по лесенке.


Формирование навыков голосоведения – 6 часов (теория и практика).

Пение легато, нон легато. Работа над ровным звучанием во всем диапазоне детского голоса. Освоение навыков кантиленного пения.

Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.


Знакомство со средствами музыкальной выразительности – 5 часов (теория и практика).

Познакомить воспитанников с динамическими оттенками. Использование динамических оттенков в пении.


Навыки работы с микрофоном – 3 часа (теория и практика).

Навыки пользования средствами усиления голоса (микрофон и звукоусиление). Специфика исполнения с микрофоном.


Пение произведений – 27 часов (теория и практика).

Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.

Разучивание песен разнообразного характера в диапазоне 1,5 октав.


Участие в концертных программах, конкурсах – 10 часов (практика).


Любое публичное выступление воспитанников коллектива является формой подведения итогов работы и лично каждого воспитанника, и коллектива в целом.



Второй год обучения

Цель: расширение параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всём диапазоне).

Задачи:

развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);

развитие навыков певческой артикуляции;

закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;

работа над высокой певческой позицией;

сглаживание переходных звуков;

формирование ощущения головного и грудного резонирования;

развитие навыков звуковедения: пение на легато, нонлегато, стаккато;

развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке;

целенаправленная работа над выразительностью исполнения - фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;

работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

работа с микрофоном под минусовую фонограмму.



Как и первый год, так и во второй большое значение имеют упражнения. Им уделяется не менее одной трети урока. На основе упражнений развивается слух, формируется чистая интонация. Научить воспитанников петь легко, не напрягаясь, естественным, светлым звуком, привести их к основам кантилены, к пению с ощущением опоры – вот задача занятий на втором году обучения. Этой задаче посвящена значительная часть распеваний.

В течение второго года обучения воспитанникидолжны: петь распевки с более сложным ритмическим рисунком в подвинутых темпах, включающие пропевание текста скороговоркой, уделяя внимание четкости ритмического рисунка, активизации голосового и артикуляционного аппарата в фальцетном и грудном регистрах.

Необходимо выполнять упражнения на развитие певческого дыхания и на выравнивание звучания гласных. Выполнять упражнения на интонирование сложных скачков (квинта, секста, октава) и на развитие певческой кантилены. Продолжается работа с микрофоном под минусовую фонограмму.

После второго года обучения воспитанники должны уметь: петь чистым естественным звуком, правильно формировать гласные и согласные звуки; петь на одном дыхании более длинные фразы, знать средства музыкальной выразительности; петь под фонограмму в группе и соло.



Содержание программы второго года обучения:


Вводное занятие – 1 час (теория).

Знакомство с программой работы кружка, расписанием занятий. Цели и задачи обучения. Повторение правил охраны труда, правил пожарной и электробезопасности.


Певческая установка - 3 часа (теория и практика).

Отличие певческого голоса от речевого голоса. Три физических свойства голоса (высота, сила, тембр). Три физические характеристики голоса (интонационная, динамическая, тембральная).

Беседа: «Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и психическое состояние». Роль внутреннего спокойствия на звукоизвлечение. Источники зажима голоса. Рекомендации по преодолению возможных голосовых напряжений.

Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса.


Певческое дыхание - 6 часов (теория и практика).

Упражнения на дыхание, звукообразование.

Посыл дыхания в момент начала звука. Степень смыкания голосовых связок. Три вида атаки.

Речевой тренинг с ритмическими заданиями.


Звукообразование и голосоведение – 6 часов (теория и практика).

Развитие певческого диапазона и развитие голосового аппарата .

Лекция: «Способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена, нон легато)». Развитие навыков звуковедения: пение на легато, нонлегато, стаккато

Работа над вокализом.

Дикция и артикуляция – 4 часа (теория и практика).

Беседа: «Пение как «омузыкальненая» речь». Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения.

Упражнения для правильного формирования звука. Речевой тренинг (артикуляционная гимнастика, скороговорки).


Унисонное пение. Формирование качества звука. Интонация – 6 часов (теория и практика).

Работа над вокальной партией.

Закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы; работа над высокой певческой позицией; сглаживание переходных звуков.

Упражнения на воспитание и развитие музыкально-певческих способностей.


Выразительность исполнения – 4 часа (теория и практика).

Выразительность исполнения – работа над закреплением технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Обучение осмысленному, выразительному, художественному вокальному исполнительству. Распределение кульминационных зон.

Работа с микрофоном – 2 часа (теория и практика).

Навыки пользования средствами усиления голоса (микрофон и звукоусиление). Специфика исполнения с микрофоном солиста и ансамбля. Сценическое воплощение музыкального произведения. Навыки сценического мастерства и артистизма для публичного исполнения репертуара.

Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма.

Работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений.


Пение произведений – 34 часа (практика).

Беседа «Голос – самый гибкий музыкальный инструмент».

Разучивание разнохарактерных вокальных произведений.


Участие в концертных программах, конкурсах – 10 часов (практика).

Любое публичное выступление воспитанников коллектива является формой подведения итогов работы и лично каждого воспитанника, и коллектива в целом.

Третий год обучения

Цель: расширение параметров сольного вокального эстрадного исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей воспитанников).

Задачи:

развитие певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);

развитие навыков певческой артикуляции(формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);

развитие тембровых возможностей голоса;

развитие динамических возможностей голоса;

целенаправленная работа над выразительностью исполнения — фразировкой, агогикой(сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;

работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

работа с микрофоном под минусовую фонограмму.


В течение третьего года обучения воспитанники должны: петь распевки в различных темпах, выполнять упражнения на развитие певческого дыхания. Необходимо отрабатывать упражнения на «сглаживание» регистров, выполнять упражнения на выравнивание звучания гласныхв мелодических последовательностях в объёме секунды, терции и отрабатывать упражнения на интонирование сложных скачков и на развитие певческой кантилены.

Продолжать работу над усовершенствованием актёрских навыков, раскрытием образа в произведениях и над сценическим движением. Воспитанник должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива или низких нотах.


Содержание программы третьего года обучения:


Вводное занятие – 1 час (теория).

Знакомство с программой работы кружка на учебный год, расписанием занятий. Цели и задачи обучения. Повторение основных правил безопасности на занятиях, правил пожарной и электробезопасности.


Певческая установка - 3 часа (теория и практика).

Раскрепощение при пении. Саморегуляция голоса через эмоционально-художественные стимулы. Принцип постепенного овладения мастерством пения.

Лекция: «Резонирование голоса певца. Верхние и нижние резонаторы».

Особенности певческого положения гортани. Зависимость уровня положения гортани от типа и характера голоса.

Понятие регистра голоса. Наименование регистров. Два природных механизма работы голосовых связок (грудной и головной), их недостатки и достоинства. Методы сглаживания регистров голоса в пении. Регистры женских и мужских голосов. Понятие «фальцет».


Певческое дыхание . Опора звука – 8 часов (теория и практика)

Понятие певческой атаки. Характеристика видов атак (твердой, мягкой, придыхательной). Значение придыхательной и твердой атак в эстрадном пении. Атака как метод исправления недостатков голосообразования.

«Опертое звучание» - беседа по учебному пособию «Основы эстрадного вокала» Кузьгова Р. Манера голосообразования. Различное ощущение опоры звука. Ощущение свободно распоряжаться своим голосом. Обращение на опертое звучание голоса у воспитанника и закрепление этого ощущения.

Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.


Звукообразование и голосоведение – 8 часов (теория и практика).

Работа над сглаживанием регистровых переходов.Развитие певческого диапазона и развитие голосового аппарата . Работа над репертуаром.

Дикция и артикуляция - 4 часа (теория и практика).

Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении. Индивидуальные звуковые черты человека. Искажение звуков. Основные правила эстрадного вокала. Четкость произнесения гласных.

Роль гласных и согласных в певческом голосообразовании. Однородность звучания гласных и четкость произнесения согласных.

Речевой тренинг (артикуляционная гимнастика, скороговорки). Гимнастика для губ и языка. Комплекс мер для «согревания» мышц и подготовки их к вокальной нагрузке.



Унисонное пение. Формирование качества звука. Интонация – 6 часов (теория и практика).

Работа над расширением диапазона голоса, выравнивание звучности гласных, над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры.

Комплекс тренировочных интонационных упражнений. Упражнения на широкие интервалы с сохранением правильной позиции.


Выразительность исполнения – 2 часа (практика).

Определение творческих задач и способов сценического воплощения выбранного репертуара. Разучивание поэтического материала и мелодии. Работа нанюансами исполнения.

Развитие динамических возможностей голоса; работа над выразительностью исполнения — фразировкой, агогикой(сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой.


Исполнительно-сценический образ. Сценическая культура певца вокалиста – 2 часа (теория и практика).

Дальнейшее развитие навыков исполнительского мастерства в жанре эстрадного пения. Работа с фонограммой, микрофоном. Работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений

Лекция: «Концертный номер на эстраде. Имидж и амплуа эстрадного артиста».

Понятие бэк-вокал.


Пение произведений – 32 часа (практика).

Разучивание и работа над разнохарактерными произведениями.


Участие в концертных программах, мероприятиях детского дома, конкурсах – 10 часов (практика).

Любое публичное выступление воспитанников коллектива является формой подведения итогов работы и лично каждого воспитанника, и коллектива в целом.

Четвертый год обучения

Цель:расширение параметров сольного вокального эстрадного исполнительства (формирование ровности и силы звука в разных регистрах, работа над нюансировкой от пиано до форте);

Задачи:

развитие навыков певческого дыхания;

развитие беглости голоса на легато и стаккато;

работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренном и быстром);

развитие навыков вокального интонирования (работа над точностью интонирования и лёгкостью звучания голоса в быстрых темпах).

Продолжается работа над расширением диапазона, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, фальцет, глиссандо. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Необходимо выучить 4-8 произведений русских, зарубежных и современных композиторов, уделяя внимание формированию высокой певческой позиции, музыкально - художественной и сценической выразительности исполнения. Продолжается работа с микрофоном под минусовую фонограмму.

На данном этапе обучения, воспитанники осваивают двухголосие. Двухголосие начинаем разучивать с терции. Используются специальные упражнения. Разучиваются песни с элементами двухголосия, когда вся песня одноголосная и только в нескольких тактах появляется второй голос.

Укрепление голоса решается путём укрепления середины диапазона, а затем верхних и нижних звуков. Продолжается работа над дыханием. К этому периоду обучения воспитанники уже должны понимать, когда пение подкреплено дыханием, а когда такой опоры нет.Задачи, поставленные перед воспитанниками усложняются. Теперь дыхание укрепляется в процессе пения и постоянно связывается с практикой. Ведь к этому периоду воспитанники уже имеют сценический опыт, достаточно много выступают на концертах. Поэтому приходится решать множество задач. Это и чистое интонирование двухголосия, тембральные окраски, и характер звуковедения, динамика, ритм. Параллельно решаются требования сценического движения и эмоциональной выразительности. Только после предварительныхупражненийначинается работа над соединением двухголосия.

В конце учебного года воспитанники должны: соблюдать при пении певческую установку; использовать мягкую атаку, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всем диапазоне ровным по тембру звуком; уметь петь выразительно, осмысленно напевную мелодию; уметь петь двухголосные песни; обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнерами.



Содержание программы четвертого года обучения:


Вводное занятие – 1 час (теория).

Знакомство с программой работы кружка на учебный год, расписанием занятий. Цели и задачи обучения. Повторение основных правил безопасности на занятиях, правил пожарной и электробезопасности.


Певческая установка - 2 часа (теория и практика)

Беседа: «Приемы, применяемые в эстрадном вокале: расщепление, драйв, субтон, обертоновое пение, глиссандо, фальцет, йодль, штробас».

Певческое вибрато. Физиологически механизм образования вибрато. Характер вуибрато, его зависимость. Вибрато как критерий стилевой выразительности.

Охрана голоса в период мутации – 1 час (теория).

Беседа: «Здоровьесберегающие технологии в вокальном искусстве».


Певческое дыхание – 4 часа (теория и практика).

Раскрепощение при пении. Саморегуляция голоса через эмоционально-художественные стимулы. Принцип постепенного овладения мастерством пения.


Голосоведение. Регистровый порог – 2 часа (теория и практика).

Понятие регистровый порог. Развитие навыков звуковедения: пение на легато, нонлегато, стаккато. Работа беглостью голоса на легато и стаккато.

Дикция и артикуляция – 4 часа (теория и практика).

Лекция: «Орфоэпия в пении». Понятие орфоэпии. Особенности речевой орфоэпии. Отличие певческой орфоэпии от речевой.

Речевой тренинг (артикуляционная гимнастика, скороговорки). Скороговорки с различными ритмическими заданиями.



Формирование качества звука. Интонация – 4 часа (теория и практика).

Развитие навыков вокального интонирования (работа над точностью интонирования и лёгкостью звучания голоса в быстрых темпах).


Выразительность исполнения – 2 часа (теория и практика).

Понятие «нюанс, нюансировка», «фразировка».


Сценическая культура певца исполнителя – 2 часа (теория и практика).

Работа с звукоусилительной аппаратурой.

Беседа: «Психологическая подготовка музыканта к концертному выступлению. Методы психологической саморегуляции перед публичным выступлением. Аутотренинг и самовнушение, психологические установки и др.»


Пение произведений – 32 часа (практика).

Работа над разнохарактерными произведениями в разных жанрах.


Развитие навыков двухголосного пения – 12 часов (практика).

Навыки двухголосного исполнения репертуара. Голосоведение.

Упражнения на развитие гармонического слуха, формирования навыков многоголосного исполнения репертуара и свободного ориентирования в музыкальном материале.


Участие в мероприятиях, конкурсах – 10 часов (практика).

Любое публичное выступление воспитанников коллектива является формой подведения итогов работы и лично каждого воспитанника, и коллектива в целом.


Пятый год обучения

Цель: расширение параметров сольного вокального эстрадного исполнительства (формирование навыков самостоятельной работы с микрофоном под минусовую фонограмму, выявление тембральных особенностей голоса воспитанников, развитие динамических возможностей голоса).

Задачи:

развитие навыков певческого дыхания;

развитие навыков певческой артикуляции (дикционная ясность и чёткость синхронного произношения согласных при пении в различных нюансах, темпах, регистрах);

работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

работа над сценическим движением;

развитие навыков звуковедения (совершенствование техники освоенных штрихов в различных нюансах, темпах, регистрах);

работа с микрофоном под минусовую фонограмму.

К этому периоду воспитанники разбирают различные понятия вокальной техники – что такое певческий аппарат, для чего нужны резонаторы, каким образом они влияют на окраску звука и многое другое.

В упражнениях чередуются постепенное движение мелодии с интервальными скачками, или опевается тоническое трезвучие, или неустойчивые звуки чередуются с устойчивыми. Голосом воспитанники могут отразить динамические оттенки, фразировку. Умение ансамбля держать строй, т.е. чисто интонировать, относится к важнейшим вокальным навыкам, при этом воспитанники должны уметь подстраиваться друг к другу.

На слух у воспитанников присутствует опора звука, основанной на дыхании, которое подтверждается наличием прикрытого, яркого, упругого звучания.

К концу учебного года воспитанники артикулируют свободно, активно, выразительно. Звук становится более свободным, наполненным, мягким.

Продолжается работа над закреплением всех полученных ранее знаний, вокально-технических приёмов и навыков. Работа над музыкальными произведениями. В репертуар воспитанников должны входить произведения быстрой темповой песни, медленной, лиричной композиции, произведения зарубежных композиторов.

На итоговой аттестации учащиеся должен продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений, свободное органичное движение на сцене, безупречную технику речи и навыки актёрского мастерства.


Содержание программы пятого года обучения:


Вводное занятие – 1 час (теория).

Знакомство с программой работы кружка на учебный год, расписанием занятий. Цели и задачи обучения. Повторение основных правил безопасности на занятиях, правил пожарной и электробезопасности.


Охрана голоса в период мутации- 2 часа (теория и практика).

Беседа: «Здоровьесберегающие технологии в вокальном искусстве».


Певческое дыхание. Опора звука – 3 часа (практика).

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков певческого дыхания. Дыхательная гимнастика с четким контролем правильного певческого дыхания.


Голосоведение – 4 часа (теория и практика).

Закрепление навыков ансамблевости звучания при исполнении многоголосия и голосоведения каждого голоса своей партии.


Дикция и артикуляция – 2 часа (теория и практика).

Речевой тренинг (артикуляционная гимнастика, скороговорки). Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков.


Формирование качества звука. Интонация – 4 часа (теория и практика).

Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков правильного интонирования.


Выразительность исполнения – 2 часа (теория и практика).

Работа над репертуаром при соблюдении средств музыкальной выразительности. Закрепление навыков исполнительского мастерства при работе со звукоусиливающей аппаратурой. Нюансировка. Фразировка.


Сценическая культура певца-вокалиста – 2 часа (теория и практика).

Развитие навыков исполнительского мастерства в жанре эстрадного вокала. Закрепление навыков использовании микрофона при активном сценическом движении.

Работа над созданием художественного образа исполняемых произведений за счет певческого опыта, навыков вокального и сценического мастерства. Раскрытие индивидуальности через коллективное исполнение.


Пение произведений – 32 часа (практика).

Разучивание песен разнообразного характера.


Развитие навыков двухголосного пения – 14 часов (практика).

Упражнения на развитие гармонического слуха, совершенствование навыков многоголосного исполнения репертуара и свободного ориентирования в музыкальном материале

Участие в мероприятиях, конкурсах – 10 часов (практика).

Закрепление всех приобретенных навыков. Совершенствование исполнительской культуры в жанре эстрадного вокала, глубокого понимания и точного сценического воплощения музыкального материала.


Планируемые результаты

Планируемые результаты в конце первого года обучения.

Обучающиеся должны знать:

что такое вокальное искусство, стили, манеры исполнения;

строение голосового аппарата, функционирование органов голосового аппарата;

что такое певческая установка;

правила охраны голоса;

типы голосов, тембры;

понятия: голособразование, звукообразование;

виды дыхания, фазы дыхания, опора дыхания;

динамические оттенки;

правила безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.


Обучающиеся должны уметь:

правильно стоять или сидеть при пении (певческая установка);

правильно брать дыхание, петь на опоре;

исполнять произведения разного характера;

исполнять упражнения в умеренных и быстрых темпах с более сложным ритмическим рисунком

пользоваться микрофоном;

исполнять попевки в мажоре и миноре;

интонационно устойчиво петь в пределах 1.5 октав;

исполнять кантиленно короткие фразы;

петь естественным голосом


Планируемые результаты второго года обучения

Обучающиеся должны знать:

средства музыкальной выразительности;

физические свойства голоса;

что такое голосовые напряжения;

правила охраны голоса;

виды атак при взятии дыхания;

способы звуковедения;

виды дыхания, фазы дыхания, опора дыхания;

понятие унисонное пение;

понятие кульминация и кульминационные зоны;

специфику исполнения с микрофоном солиста и ансамбля;

правила безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.


Обучающиеся должны уметь:

правильно стоять или сидеть при пении (певческая установка);

правильно брать дыхание, петь на опоре, петь на одном дыхании более длинные фразы;

различать ощущения головного и грудного резонирования;

исполнять произведения разного звуковедения: легато, нонлегато, стаккато;

свободно петь без эмоциональной перегрузки;

петь с динамической нюансировкой;

при пении правильно формировать гласные и согласные звуки;

петь распевки с более сложным ритмическим рисунком;

петь под фонограмму в группе и соло;

исполнять попевки в мажоре и миноре;

интонационно устойчиво петь в пределах 1.5 октав;

исполнять кантиленно короткие фразы;

петь естественным голосом


Планируемые результаты третьего года обучения

Обучающиеся должны знать:

средства музыкальной выразительности;

что такое верхние и нижние резонаторы;

что такое голосовые напряжения;

правила охраны голоса;

виды атак при взятии дыхания;

способы звуковедения;

виды дыхания, фазы дыхания, опора дыхания;

понятие вокальная фонетика;

понятие кульминация и кульминационные зоны;

специфику исполнения с микрофоном солиста и ансамбля;

правила безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.


Обучающиеся должны уметь:

исполнять песни при свободном и подвижном артикуляционным аппаратом;

петь под фонограмму в ансамбле и соло;  

правильно брать дыхание, петь на опоре, петь на одном дыхании более длинные фразы;

понимать дирижёрские жесты и следовать им;

 петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения фонограммы;

петь распевки в различных темпах;

исполнять произведения разного звуковедения: легато, нонлегато, стаккато;

свободно петь без эмоциональной перегрузки;

петь с динамической нюансировкой;

при исполнении упражнений выравнивать звучание гласных в мелодических последовательностях в объеме секунды, терции;

при пении правильно формировать гласные и согласные звуки;

петь распевки с более сложным ритмическим рисунком;

петь под фонограмму в группе и соло;

работать с микрофоном под минусовую фонограмму;

интонационно устойчиво петь в пределах 1.5 октав;

исполнять кантиленно короткие фразы;

петь естественным голосом.

Планируемые результаты четвертого года обучения

Обучающиеся должны знать:

приемы исполнения, применяемые в эстрадном вокале;

здоровьесберегающие технологии в вокальном искусстве;

приемы раскрепощения при пении, саморегуляция голоса через эмоционально-художественные стимулы;

средства музыкальной выразительности;

понятия «нюанс, нюансировка»;

понятия «фразировка», «кульминация»;

что означает орфоэпия в пении;

методы психологической саморегуляции перед публичным выступлением;

способы звуковедения;

виды дыхания, фазы дыхания, опора дыхания;

понятие регистровый порог;

специфику исполнения с микрофоном солиста и ансамбля;

правила безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.


Обучающиеся должны уметь:


работать над разнохарактерными произведениями в разных жанрах;

соблюдать при пении певческую установку;

чисто интонировать при исполнении песен, попевок, вокальных упражнений;

исполнять песни при свободном и подвижном артикуляционным аппаратом;

владеть специфическими приемами исполнения: мелизмы, глиссандо и т.д.;  

правильно брать дыхание, петь на опоре, петь на одном дыхании более длинные фразы;

петь песни с использованием элементов двухголосия;

понимать дирижёрские жесты и следовать им;

 петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения фонограммы;

свободно петь без эмоциональной перегрузки;

петь с динамической нюансировкой;

при пении правильно формировать гласные и согласные звуки;

петь распевки с более сложным ритмическим рисунком;

петь под фонограмму в группе и соло;

работать с микрофоном под минусовую фонограмму;

интонационно устойчиво петь в пределах 1.5 октав;

обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;

обладать дисциплинированностью, уметь взаимодействовать с партнерами по сцене.


Планируемые результаты пятого года обучения

Обучающиеся должны знать:

понятия вокальной техники – что такое певческий аппарат, для чего нужны резонаторы и т.д.;

здоровьесберегающие технологии в вокальном искусстве;

приемы раскрепощения при пении, саморегуляция голоса через эмоционально-художественные стимулы;

средства музыкальной выразительности;

понятия «нюанс, нюансировка»;

понятия «фразировка», «кульминация»;

методы психологической саморегуляции перед публичным выступлением;

способы звуковедения;

виды дыхания, фазы дыхания, опора дыхания;

специфику исполнения с микрофоном;

правила безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.


Обучающиеся должны уметь:

исполнять песни с использованием как и поступенного движения мелодии, так и с интервальными скачками;

самостоятельно работать с микрофоном под минусовую фонограмму;

голосом отражать динамические оттенки, фразировку;

артикулировать при исполнении свободно, активно, выразительно;

правильно брать дыхание, петь на опоре, петь на одном дыхании более длинные фразы;

интонационноточно исполнять вокальные произведения;

исполнять произведения дикционно ясно и четко произношеносить согласные при пении в различных нюансах, темпах, регистрах;

петь с ощущением стиля исполняемых произведений;

свободно, органично двигаться по сцене, иметь безупречную технику речи и навыки актерского мастерства;

 петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения фонограммы.



Отдельно здесь нужно сказать о мальчиках.

В 12-15 лет у них начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. В это время гормональная перестройка организма приводит к активному росту хрящей гортани, к увеличению массы голосовых мышц. Возникают трудности голосообразования(«петухи», перепады звуковысотности, охриплость, покраснение, отёчность слизистой оболочки гортани и т. п. ) В это время мы должны максимально ослабить нагрузку ребёнка, вплоть до пения только тренировочных упражнений в острый период. Основа этих упражнений такова: у мальчика до мутации должен быть хорошо развит фальцетный режим по женской модели голосообразования.

Во время мутации мы переносим нагрузку в фальцетном режиме на формирующийся грудной режим с имеющимися показателями певческого голосообразования, с их защитными механизмами. Фальцет должен быть звучным, опёртым на дыхание, резонирующим в груди, а грудной звук – мягким, воздушным и проточным, резонирующем в голове и груди, по тембру приближаясь к фальцету. Диапазон их голосов смещается вниз: ми-фа (малой октавы).

С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с мутацией, формируется тембр будущего взрослого голоса – тенора или баритона. В этот период рабочий диапазон голосов составляет октаву - до (малой) - до (первой).

В постановке голоса продолжается работа над основными темами, но подход к ним становится на качественно новый уровень.

Пятый год обучения – завершающий год программы. И хотя в последующем обучение продолжается, именно сейчас мы подводим итоги многолетнего развития.

Проводимая в конце года диагностика и отчётные концерты кружка дают возможность увидеть успехи и достижения воспитанников по основным направлениям программы.




КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1.Календарный учебный график

График разработан в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г. №28. График учитывает возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.


Продолжительность учебного года

Начало учебного года – 1 сентября.

Окончание учебного года – 1 июня.

Начало учебных занятий:

1 год обучения – не позднее 14 сентября;

Комплектование групп 1 года обучения – с 01 по 13 сентября.

Продолжительность учебного года – 34 недели (без учета аттестации воспитанников).

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

5 год обучения

Начало учебного года

14 сентября

1 сентября

1 сентября

1 сентября

1 сентября

Продолжительность учебного года

34 недели

34 недели

34 недели

34 недели

34 недели

Продолжительность занятия

45 минут

45 минут

45 минут

45 минут

45 минут

Промежуточная аттестация

20 - 28 декабря

20 - 28 декабря

20 - 28 декабря

20 - 28 декабря

20 - 28 декабря

Итоговая аттестация

20 – 28 мая

20 – 28 мая

20 – 28 мая

20 – 28 мая

20 – 28 мая

Окончание учебного года

1 июня

1 июня

1 июня

1 июня

1 июня

Каникулы зимние

31декабря – 10 января

Каникулы летние

2 июня – 31 августа


Регламент образовательного процесса:

Продолжительность учебной недели - 5 дней.

1 год обучения - 2 раза в неделю (76 часов в год)

2 год обучения - 2 раза в неделю (76 часов в год)

3 год обучения – 2 раза в неделю (76 часов в год)

4 год обучения - 2 раза в неделю (76 часов в год)

5 год обучения – 2 раза в неделю (76 часов в год)


Режим занятий

Занятия проводятся по расписанию.

Продолжительность занятий: 45 минут.

После 45 минут занятий организовывается перерыв длительностью 10 минут для проветривания помещения и отдыха воспитнников.

Центр организует работу с обучающимися в течение всего календарного года.


Раписание учебных занятий – Пн. 13.00 - 17.00

Вт. 14.00 - 17.00

Ср. 13.00 - 17.00

Чет. 14.00 - 17.00

Пят. 13.00 - 17.00

Режим работы учреждения в период школьных каникул.

Занятия в объединении проводятся по временному утвержденному расписанию, составленному на период каникул, в форме развлекательно-творческой деятельности.

Регламент административных совещаний:

Педагогический совет - 4 раза в год

Методические объединения – 4 раза в год



2. Методы контроля и управления образовательным процессом

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия членов коллектива в мероприятиях, оценка результатов деятельности членами жюри, анализ результатов выступлений на различных областных, всероссийских мероприятиях, концертах, конкурсах и соревнованиях. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении нового материала.

Формы аттестации

Формы контроля результативности образовательного процесса кружка эстрадного пения «Липецкие переливы».

Прослушивание.

Концерты, мероприятия.

Конкурсы, фестивали.

Наблюдение.

Для проведения основного мониторинга результативности образовательного процесса, было избрано ряд диагностических критериев: музыкальная грамота, основы вокала, развитие вокально-хоровых навыков, музыкальная память, артистичность. Диагностика проводится 2-3 раза в год.

Виды диагностики:

предварительная - сентябрь;

промежуточная – декабрь - январь;

итоговая – май.



3. Оценочные материалы

Оценки уровня обучаемости воспитанников:

Высокий: воспитанник освоил теоретическую и практическую сторону обучения на высоком уровне, может без помощи педагога ответить на теоретические вопросы, выполнить вокальные упражнения, музыкальные способности ребенка и основы вокала развиваются заметно. Может самостоятельно разучить и проанализировать произведение.

Средний уровень: воспитанник освоил теоретическую и практическую сторону обучения на среднем уровне, может ответить на некоторые вопросы, и самостоятельно и с помощью педагога, музыкальные и вокальные способности развиваются средне. Может частично самостоятельно разучить произведения и проанализировать его.

И низкий уровень обучения: воспитанник слабо усвоил теорию и практику. Может ответить на вопросы в основном с помощью педагога. Музыкальные и вокальные способности развиваются слабо, самостоятельная работа с произведениями почти не проводиться.

Итоговый мониторинг образовательного процесса. Оформляется в виде таблиц и графиков.

В начале учебного года у воспитанников проводится начальная диагностика музыкальных способностей в виде прослушиваний и фиксируется исходный уровень: эмоциональной отзывчивости детей на музыку, уровень развития мелодического (звуковысотного) слуха, музыкального ритма, ладового чувства, музыкальной памяти и т.д.

Промежуточная диагностика проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы.

  Диагностика

  Основные параметры

  Период

  Способ

  Предварительная  

Мониторинг развития личности воспитанников

  сентябрь

  Наблюдение

прослушивание

Природные физические данные каждого воспитанника

Уровень вокально-хоровых навыков

  Промежуточная   

Уровень исполнения песенного репертуара

  декабрь

  концертная деятельность,
конкурсы, фестивали

наблюдение

Мониторинг развития личности воспитанников

Выступление воспитанников в различных мероприятиях

  Итоговая

Уровень исполнения песенного репертуара

  май

  концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, наблюдение

Мониторинг развития личности воспитанников

Уровень вокально-хоровых навыков

Выступления воспитанников


Методики мониторинга имеются в приложении к программе «Мониторинг результативности образовательного процесса в кружке эстрадного пения «Липецкие переливы».

4. Рабочая программа


Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Липецкие переливы» (эстрадный вокал) .

Вид деятельности по программе: творческая.

Направленность дополнительного образования: художественная. «Липецкие переливы» является программой творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (5 лет обучения).

Форма обучения: очная. Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы: 7-17 лет. Количество обучающихся в группе: индивидуальная работа или групповая до 12 человек в группе. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 5 лет обучения.

Уровени сложности содержания программы: ознакомительный – 1 год обучения (получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты); основной– 2-4 год обучения (закрепление и совершенствование вокальных навыков, сольное об ансамблевое пение); исследовательский – 1 год обучения (овладение в совершенстве исполнительским мастерством).

Режим занятий: занятия в каждой учебной проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, всего 76 часов в год.

Дополнительную программу художественной направленности «Липецкие переливы» (эстрадный вокал) реализует педагог дополнительного образования Поленникова Светлана Сергеевна – педагог с высшей квалификационной категорией.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Методические материалы

Методическое обеспечение учебного процесса

Методы и формы реализации программы:

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

2. Материально-техническое оснащение

Огромную роль играет современное материально-техническое оснащение. Занятия по вокалу следует проводить в помещении с хорошей акустикой и вентиляцией. Программа предусматривает наличие хорошо настроенного инструмента.

Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

Наличие репетициального зала (сцена).

Фортепиано, сентизатор.

Музыкальный центр, компьютер.

Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

Электроаппаратура (магнитофон, микрофоны, микшерный пульт).

Зеркало.

Нотный материал, подборка репертуара.

Записи аудио, видео, формат CD, МРЗ.

Записи выступлений, концертов.

Доступ к интернету.



3. Здоровьесберегающие технологии.

Охрана жизни детей является частью творческого процесса. Для обеспечения необходимых условий выполняется ряд требований:

помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;

на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики;

недопускать неоправданных нагрузок на голосовой аппарат;

проводить беседы с детьми о соблюдении правил личной гигиены; о правилах поведения на улице; в общественных местах и помещении.

соблюдать средние возрастные (рабочие) диапазоны.

Техника безопасности

перед началом занятий педагог должен лично убедиться в исправленности электроприборов (аудио, видео, теле-аппаратуры), проверить электопровода, соединительные шнуры;

провести беседу по технике безопасности «Правила пользования электро – приборами»; «Правила поведения на репетициях».











Список используемой литературы



АбтA. Школа пения. Упражнения для низких голосов в сопровождении фортепиано. М.: «Музыка», 1965г. – 35 стр.

Андгуладзе Н. Homocantor: Очерки вокального искусства. — М.: «Аграф», 2003. - 240 с.

Богданова Т.С. Основы хороведения. Минск: БГПУ, 2009г. – 132 стр.

Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии)/ под ред. Кушнарева Х.С., Ленинград, 1961г. – 198 стр.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону, 2006г. – 157 стр.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007. – 365 стр.

Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. ЛМ.: Медгиз, 1970г.

Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники. Киев, «МузичнаУкраiна», 1980г. – 112 стр.

Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. М.: «Планета музыки», 2007г. – 191 стр.

Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. М., 2013г. – 120 стр.

Иванова Н.Н. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой. М.: Феникс, 2005г.

Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. М.: АСТ. Астрель, 2007. – 319 стр.

Кузьгов Р.Ж. Основы вокальногомастрества. Павлодар, 2011г. – 105 стр.

Малинина Е. Вокальное воспитание детей. «Музыка», Ленинград, 1967г. – 88 стр.

Малишава В. Методика обучения эстрадному пению. Архангельск, 2012г. – 49 стр.

Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М.: «Просвещение», 1987г. – 95 стр.

Морозов Л.Н. Школа классического вокала. М.: «Планета музыки», 2008г. – 48 стр.

Новикова И.В. Методика постановки детских голосов в классе эстрадного вокала. Фрязино, 2013г. – 29 стр.

Пекерская Е.М. Вокальный букварь. М.: 1996г. – 57 стр.

Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса. С.-П.: «Композитор», 2004г. – 89 стр.

Пузыревский А.И. Краткое руководство по инструментовке и сведения о сольных голосах и хоре. М.: 2012г. – 72 стр.

Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. М.: «Планета музыки», 2008г. – 37 стр. + диск.

Семенова Ю.А. Дополнительная авторская общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Эстрадное пение». Октябрьск, 2013г. – 22 стр.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса. М.: «Прометей», 1992г. – 270 стр.

Сонки С.М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов, воспроизводящих звук. М.: «Либроком», 2012г. – 248 стр.

Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста. М.: «Музыка», 1976г. – 112 стр.

Чишко О. Певческий голос и его свойства. М.: «Музыка», 1966г.

Юссон Р. Певческий голос М.: «Музыка», 1974г.



Сайты в сети Интернет:

youtube.ru

x-minus.ru

vcom.ru

tarakanov.net

melodyforever.ru

completevocalinstitute.com

www.vocal-coaches.com

knyazhinskaya.ru







45


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации