Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей

1
0
Материал опубликован 4 December 2023

Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей.

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт» - Конвенции о правах ребенка

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Российской Федерации до 2025 года обозначено приоритетное направление развития экономики через внедрения инновационных технологий. Поставленная задача решается путем привлечения молодежи в техническую сферу профессиональной деятельности и повышения престижа научно-технических профессий. Именно дети и молодежь, способные нестандартно решать новые проблемы, обеспечивают тот потенциал страны, который позволит ей сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере. Поэтому наше государство уделяет должное внимание развитию детской одаренности. В Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 года подчеркнуто что, важным механизмом является «…развитие сферы ДОД как составляющей системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства».

Радикальное совершенствование системы дополнительного образования детей технической направленности, процесс развития технического творчества приведет к сознательному профессиональному самоопределению детей в технической сфере.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Каким будет грядущее «завтра» зависит от нашей поддержки одаренных детей. Увидеть ростки одаренности ребенка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность – это одна из задач, которая стоит перед коллективом педагогов Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Станции юных техников г.Гуково.

К нам приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение определенной деятельностью. Это является одним из важных условий плодотворного освоения специальных умений и знаний. Область научно-технического образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути.

Техническая одаренность представляет собой взаимосвязанные и проявляющие независимо друг от друга личностные качества к пониманию техники, к обращению с техникой, к изготовлению технических изделий, к техническому изобретательству.

В МБУ ДО СЮТ города Гуково образовательная деятельность технической направленности осуществляется в творческих объединениях: «Авиамоделирование», «Судомоделирование», «Рвкетомоделирование», «Радиоконструирование», «Конструирование», «Моделирование и конструирование», «Начально-техническое моделирование», «Техническая эстетика и дизайн», в которых занимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет.

Педагоги нашего образовательного учреждения считают, что залогом успешного обучения техническому творчеству является раннее выявление технически одаренных детей, эффективная система образования, нацеленная на развитие их способностей независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Работа с технически одаренными детьми в МБУ ДО СЮТ выстроена в четкую систему: на протяжении всего периода обучения организовано личностно-ориентированное сопровождение одаренных детей. В соответствие с индивидуальными особенностями детей, их возможностями и способностями определяются виды деятельности, формы и методы обучения и как следствие создаются условия необходимые для достижения высоких результатов (Прил. 1, 2).

В начале каждого учебного года педагогами совместно с методистом проводится входящая диагностика по выявлению видов одаренности, творческих способностей, склонностей, личностных качеств, интересов детей.

С этой целью на первом этапе для определения склонности детей к технической деятельности проводится выявление вида одаренности детей по методике «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Кафа (Прил. 3)

На втором этапе диагностируется интеллектуальный фактор развития технической одаренности, с помощью теста на механическую понятливость Беннета. (Прил. 4)

На третьем этапе исследования выполняется сравнительный анализ мотивационного и интеллектуального фактора развития технической одаренности (Прил. 5)

В течение учебного года с целью всестороннего развития обучающихся педагоги проводят коррекционно-развивающую работу: тренинговые занятия с использованием инновационных технологий, решение нестандартных заданий, среди которых ТРИЗ, РТВ, кейс-стадии и др. В конце года, с целью определения результативности всех этих мероприятий, проводится итоговая диагностика.

Развитие одаренности детей в технических творческих объединениях осуществляется через образовательную и конкурсную деятельность:


Обучение по индивидуальным образовательным маршрутам и индивидуальным программам;

Организация опережающего обучения с использованием электронных ресурсов

Формирование умений работать во всех приложениях Microsoft Office, демонстрационных версиях программ Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.

Организация участия в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, конференциях, олимпиадах.

Системно-деятельностный подход обучения одаренных детей определяет следующие методы и формы обучения:

Эвристический метод обучения:

Проведение экспериментов;

Составление кроссвордов, викторин, сканвордов;

Разработка игр, заданий для одногруппников;

Самостоятельное изготовление моделей, макетов, приспособлений, инструментов, технических устройств;

Исследовательские методы обучения:

Аналитические расчеты;

Наблюдения, сравнения;

Эксперименты;

Изучение изменения технических устройств

Проблемные методы обучения:

Решение жизненно важных проблем;

Решение проблемы жизненно важной для своей семьи;

Решение нестандартных задач

Решение проблем противоречий

Проектные методы обучения позволяют решать:

репродуктивные задания на воспроизводство по образцу (предназначены для учащихся первого года обучения);

поисковые задания, связанные с отысканием сведений, фактов, объектов;

логически–поисковые задания, связанные с усовершенствованием конструкции уже известных объектов;

творческие задания, направленные на создание новых объектов

Практико-ориентированные методы обучения являются основным и естественным продолжением и закреплением теоретических знаний.

В содержание программ по техническому творчеству включено изучение обширных тем и проблем, что позволяет учитывать интересы одаренных детей к универсальным и общим законам технологий, техники и природы, их повышенное стремление к обобщению, практическую ориентацию и интерес к будущему. В обучении используется междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволяет стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний.

В процессе занятий создаются условия, стимулирующие развитие технического мышления:

ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

разрешение и поощрение множества вопросов;

создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;

стимулирование ответственности и независимости;

акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, обобщениях, сопоставлениях, сообщениях;

билингвистический опыт (более разнообразный взгляд на мир);

внимание к интересам детей со стороны родителей и окружающих.

Одаренным учащимся предлагается изучить новые виды деятельности и реализовать их в своём творческом проекте, социально значимом, как для них самих, так и для общества.

Учащиеся детских технических объединений достойно представляют МБУ ДО СЮТ г.Гуково на выставках, конкурсах, соревнованиях различного уровня. За 2020-2021 учебный год обучающиеся МБУ ДО СЮТ стали участниками пяти городских, двух областных, одного регионального и двух Всероссийских конкурсов детского технического творчества. Итоги этих конкурсов: Курышко Александра и Курышко Екатерина - 1 место в региональном конкурсе макетов военной техники периода Великой Отечественной войне в номинации «Города-герои и места воинской славы»;
Занин Сергей - 2 место в региональном конкурсе макетов военной техники периода Великой Отечественной войне в номинации «Оружие победы»;
Танаилов Даниил - 2 место в региональном конкурсе макетов военной техники периода Великой Отечественной войне в номинации «Оружие победы»;
Занин Сергей -диплом финалиста в 46 Всероссийской открытой научно- практической конференции Донской академии юных исследователей им. Ю.А.Жданова.
Занин Сергей - 3 место в областном заочном творческом конкурсе электронных презентаций «Поехали!»
Шарапова Алеся - 2 место во Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ «Морской калейдоскоп: Во имя Петра Великого»;
Гречишкин Николай - 3 место в областной заочно политехнической олимпиаде «Звуки вокруг нас»;
Сметанин Данил - 1 место в областном заочном конкурсе- выставке детского технического творчества «Юные техники Дона – инновационной России» в разделе «Дороги России»;
Мальчевский Владимир и Уродов Егор - 2 место в областном заочном конкурсе- выставке детского технического творчества «Юные техники Дона – инновационной России» в разделе «Дороги России»;
Шарапова Алеся - 2 место в областном заочном конкурсе- выставке детского технического творчества «Юные техники Дона – инновационной России» в разделе «Технология художественной обработки материалов»;
Зыкова Анастасия и Муравьева Ульяна - 3 место в областном заочном конкурсе- выставке детского технического творчества «Юные техники Дона – инновационной России» в разделе «Освоение космоса и воздушного пространства»;
Занин Сергей - 3 место в областном заочном конкурсе- выставке детского технического творчества «Юные техники Дона – инновационной России» в разделе «Дороги России»;
Сафронова Альбина - 3 место в областном заочном конкурсе- выставке детского технического творчества «Юные техники Дона-иновационной России» в разделе «Технология художественной обработки материалов». Эффективность реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в значительной мере зависит от уровня профессионализма педагога. Высшим уровнем профессионализма педагога можно считать инновационную деятельность, апробацию и внедрение в образовательный процесс прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процесс обучения и воспитания, а так же достижение учащимися стабильно высоких результатов.

Это обуславливает специальную целенаправленную работу по развитию профессионализма педагогов:

разрабатываются и внедряются необходимые рекомендации по работе с одаренными детьми «Роль семьи в развитии детской одаренности», «Эффективные формы и методы работы с одаренными детьми»;

проводятся заседания методических советов «Отбор и внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных технологий, методов и приемов, способствующих творческой самореализации одаренного ребенка», «Особенности содержания образовательных программ обучения одаренных детей»;

семинаров «Возрастные психолого-педагогические особенности одаренных детей при организации их обучения», «Эффективные подходы к организации деятельности педагогов с одаренными детьми»;

педсоветов «Обучение и воспитание успехом», «Метод проектов как средство развития детской одаренности»;

оказывается консультационная помощь;

педагоги проходят курсы повышения квалификации ;

обобщается и представляется передовой педагогический опыт через публикации в сборнике научных статей и методических материалов «Эффективный педагогический опыт», в книге коллективной монографии «Педагогика:семья-школа-ВУЗ-Общество(Инноваии и технологии)2, на страницах СМИ Интернет-изданий;

Реализация представленной системы работы позволяет создать условия для развития интеллектуально-творческих, проектно-конструкторских и научно-технических интересов и способностей учащихся, содействовать допрофессиональной ориентации учащихся на получение технического и инженерного образования.


Приложение 1

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся



Вид деятельности

Технологии, формы, методы

Сроки

Ответств.

Результат


1

Выявление интеллектуальной одаренности, изучение индивидуальных, личностных особенностей детей

- методика «Карта одаренности»
Д. Хаана и
М. Кафа;

- тест на механическую понятливость Беннета;

- дифференциально – диагностический опросник
Е. А.Климова;


сентябрь

Педагоги-

Методист

1.Выявлены дети обладающие одаренностью в технической сфере.

1.Определен интеллектуальный фактор развития одаренности.
2. Проведен сравнительный анализ мотивационного и интеллектуального факторов одаренности во всех возрастных группах

2

Всестороннее развитие одаренного ребенка

- тренинговые занятия: «Развитие познавательных процессов и навыков общения»; «Развитие исследовательской, интеллектуальной и творческой мотивации»; «Развитие вербального интеллекта», «Развитие коммуникативных навыков и самопрезентации»;
- развитие абстрактного мышления по методике ТРИЗ;
- интеллектуальные викторины;

В течение учебного года

Педагоги-

методист

1.Создано портфолио технически одаренного ребенка с целью достижения мотивации.
2. Систематически проводится работа с использованием инновационных технологий по развитию одаренности.
3. Дети свободны в общении, умеют грамотно представить свои работы.
4. Дети принимают участие в различных конкурсах и викторинах.
5. Проводится индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.

3

Определение результативности реализации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

Беседы, тренинги, нестандартные задания (ТРИЗ, РТВ, кейс - стадии), метод проектов

Выполнение тестовых заданий, головоломок, ребусов в соответствии с тематикой занятий

Игры и упражнения, решение проблемных задач

Тренинги, направленные на самоанализ: анализ своих чувств, потребностей, определение сильных и слабых сторон, самопрезентация

Май


Педагоги

методист

познавательные:
умение предлагать неожиданные, оригинальные решения; способность к переносу усвоенного опыта на новый материал; наблюдательность,
- логические: навыки вычисления, рассуждения, нестандартно мыслить;
- социальные: способность правильно воспринимать поступки других людей, строить взаимоотношения;
-
эмоциональные: уважение и эмпатия по отношению к другим людям; настойчивость в выполнении заданий

Приложение 2

Педагогическое сопровождение


Отбор педагогических технологий, способствующих развитию технического и интеллектуального мышления

Изучение педагогической литературы, проведение обучающих семинаров

сентябрь

Методист

Педагоги

Формирование банка технологий, обмен педагогическим опытом, наставничество

Проведение занятий в соответствии с принципами личностно-ориентированных, проектно-исследовательских, проблемных технологий

Анализ занятий, методические рекомендации педагогам

В течение учебного года

Методист

Педагоги

Развитие творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности детей.

Повышение профессионализма педагогов

Подготовка участников к конкурсным мероприятиям, олимпиадам

интеллектуальные викторины; выставки работ; фестивали, олимпиады

В течение учебного года

Педагоги

Достижение детьми высоких результатов

Мониторинг результативности программ

Обновление и корректировка программ

Май


Методист

Педагоги

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, индивидуальная довузовская подготовка


Приложение 3

Входящая диагностика по выявлению видов одаренности, творческих способностей, склонностей, интересов детей проходила в три этапа. Всего было продиагностированно 508 человек, из них 394 учащиеся начального звена, 93 – среднего звена и 21 – старшего.

На первом этапе для определения склонности детей к технической деятельности проводится выявление вида одаренности детей по методике «Карта одаренности»
Д. Хаана и М. Каффа. Данная методика позволяет качественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности, определить какой вид одаренности преобладает в настоящее время. Результаты представлены в таблице 1

Определение видов одаренности по методике «Карта одаренности»
Д. Хаана, М. Каффа



п/п

Вид одаренности

Начальное звено

Среднее звено

Старшее звено

%

количество человек

%

количество человек

%

количество человек

1.

Интеллектуальная

12%

47

15%

13

18%

5

2.

Творческая

10%

39

10%

9

11%

2

3.

Академическая (научная)

28%

110

26%

23

11%

2

4.

Художественно – изобразительная

-

-

5%

5

-


5.

Музыкальная

-

-



1%


6.

Литературная

18%

71

5%

5

-


7.

Артистическая

5%

20

6%

6

7%

1

8.

Техническая

19%

75

21%

20

48%

11

9.

Лидерская

7%

28

6%

6

3%


10.

Спортивная

1%

4

6%

6

1%



Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что в начальном звене преобладают: академическая одаренность, что составляет 28%, литературная – 18% и техническая – 19%. В среднем звене – академическая – 26%, техническая – 21% и интеллектуальная – 15%. В старшем – техническая – 48%, интеллектуальная – 18%, творческая – 11% и академическая – 11%.

Приложение 4

На  втором  этапе  эмпирического  исследования  нами  был  продиагностирован  интеллектуальный  фактор  развития  технической  одаренности,  с  помощью  теста  на  механическую  понятливость  Беннета. Результаты отражены в таблице 2

Определение интеллектуального фактора развития технической одаренности при помощи теста на механическую понятливость Беннета

Возрастная категория

Уровни развития технической понятливости

высокий

средний

низкий

%

кол-во человек

%

кол-во человек

%

кол-во человек

1.

Начальное звено

15%

59

50%

197

35%

138

2.

Среднее звено

43%

40

47%

44

10%

9

3.

Старшее звено

55%

12

38%

8

7%

1

Исходя из полученных данных, мы видим, что в начальном звене у нас преобладает средний уровень технической понятливости, что составляет 50%. В среднем звене также преобладает средний уровень технической понятливости – 47%. Это объясняется тем, что  у  подростков  только  начинают  преподаваться  более  глубоко  такие  специализированные  предметы  как  физика,  химия,  геометрия,  которые  в  свою  очередь,  способствуют  развитию  технического  мышления. Следует отметить, что в среднем звене есть значительное количество детей с высоким уровнем – 43%. В старшем звене преобладающим является высокий уровень – 55%. Дети умеют  решать  геометрические  задачи,  проявляют  богатое  техническое  воображение,  мышление,  на  высоком уровне  сформированы  конструктивные  практические  способности. 

Приложение 5

На  третьем  этапе  исследования  нами  был  проведен  сравнительный  анализ  мотивационного  и  интеллектуального  фактора  развития  технической  одаренности. Результаты представлены в таблице 3.

Сравнительный  анализ  результатов  диагностики  мотивационного  и  интеллектуального  фактора  по всем возрастным группам
(начальное, среднее, старшее звено)


Уровень  развития  механической  понятливости  Беннета

Дифференциально-диагностический  опросник 
Е.
  А.  Климова  (ДДО)

Человек  -  человек

Человек  -  природа

Человек  -  техника

Человек  –  худ.  образ

Человек  –  знак. 
система

%

кол-во человек

%

кол-во человек

%

кол-во человек

%

кол-во человек

%

кол-во человек

Высокий

38  %

193

47  %

239

67 %

340

51 %

259

40%

204

Средний

30  %

152

23 %

117

28%

142

22%

112

30%

152

Низкий

32  %

163

30%

152

5 %

26

27%

137

30%

152

Таким  образом,  исходя  из  результатов  исследования,  мы  пришли  к  выводу,  что  самый  высокий  результат,  а  именно  67 %  «человек-техника»  что  подтверждает  наши  предположения  о  высоком  техническом  мышлении  и  понятливости  обследуемой группе детей.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации