Конспект урока по музыке на тему: «Оркестр» в 4 классе

2
0
Материал опубликован 20 December 2023



Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Гагаринский многопрофильный колледж»

Конспект урока

по музыке

на тему: «Оркестр»,

проведённого в 4 «А» классе

в средней школе №3 г.Гагарин

Жидковой Анастасии Вячеславовны

Дата проведения: 16.11.2023г.

Учитель: Барышева А.Н.______________

Методист: Смирнов А.Л.______________

Тема: «Оркестр».

Класс: 4 «А»

Цель:  расширить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.

Задачи:

Познакомить с понятием «оркестр»;

Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие.

Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор.



Оборудование: музыкальное оборудование, наглядный материал, ноты для рефлексии.































Ход урока:

1. Организационный момент. - Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Вот и прозвенел звонок,

   Нужно нам начать урок.

   Встаньте прямо, подтянитесь

   И друг другу улыбнитесь.

   А теперь садитесь!



2. Актуализация знаний. - Давайте вспомним значение слов солист, дуэт, трио и квартет. На столе у меня лежат картинки, надо взять одну, прикрепить к доске и  рассказать, что на ней нарисовано. (Дети по одному подходят, берут картинку, крепят к доске и объясняют.)

- Что изображено на картинке? (оркестр)

А вот о чем пойдет речь сегодня на уроке, вы скажете, если отгадаете загадку:
Инструментов много в нем:

Манят струнные смычком,

Это — флейты, а соседи–

Группа труб из красной меди.

Есть в нем группа из альтов,

Арфы перебор–

К выступленью он готов.

Браво, дирижер! (Оркестр) 


- Что такое оркестр? (Оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе, но на различных инструментах.) 


3. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, эти исполнители сидят кто как хочет, или есть определенный порядок? (есть определенный порядок, исполнители с одинаковыми инструментами сидят рядом). Такое размещение необходимо, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно.

- Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов, интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно) Обратите внимание, у этого музыканта в руках не инструмент, а … палочка.

   Самый главный музыкант в оркестре и называется особо – дирижер. При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнением. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно, иначе невозможно добиться желаемого эффекта.


- Сейчас мы посмотрим видео про оркестр. Затем вы мне скажите виды оркестров? (Симфонический, народных инструментов, джазовый) Также бывает струнный, духовой, эстрадный, военный., школьный.
Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый.


- Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может играть музыку сам, а может сопровождать музыку спектакля. В этом случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой.  Как называется это ниша оркестровой ямой. (Ее называют оркестровой ямой.)


Сейчас я вам расскажу интересную историю.

История короля

Это было очень давно. Во времена отважных мушкетеров. 
Во дворце Людовика 14  готовилось грандиозное празднество. Король любил балы, танцы, всевозможные представления. Ничто новое не ускользало от его бдительного ока, законодатель мод, он желал им быть всегда и во всем. Всякий раз гостям преподносились сюрпризы: то удивительный фейерверк, то необыкновенный паштет, внутри которого размещались музыканты, игравшие мелодии, то представления, где все танцевали, в том числе и король. И на сей раз не обошлось без сюрприза...
В Париж в Луврский дворец стекались кареты знатных вельмож. И  вот в назначенный час распахнулись двери празднично украшенной залы, ярко освещенной тысячами свечей, и гостей встретила удивительная, ни с чем несравнимая музыка. Чарующие звуки, и громкие, и в то же время нежные, лились непрерывно, казалось, будто какой-то музыкант-исполин играет на чудо-инструменте.
Пораженные гости замерли, а довольный произведенным эффектом король, важно подбоченясь, гордо оглядывал всех. Когда музыка смолкла, грянул гром аплодисментов, раздались восторженные возгласы:
— Прекрасно, великолепно, брависсимо!!!
— Что это?!
— Это …..

Учитель: - Как вы думаете: какое слово сказал король? (Оркестр!)

Учитель: - Верно! Но это был не простой оркестр. Оркестр при дворе короля предназначался для исполнения сочинений великих композиторов. Они называются симфониями.

 Жанр симфонии – это сложная область музыкального искусства. Слово «симфония» в переводе с греческого означает – созвучие (приятное сочетание звуков). Итак, симфония – музыкальное произведение, состоящее из 4-х частей. Исполняется целой группой инструментов, которые вместе составляют  оркестр, название которого образовано от этого слова. Образуйте его. Как будет называться оркестр, исполняющий симфонии?

Дети: - Симфонический оркестр.

 

Учитель: Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн - великий австрийский композитор, венский классик. Он стал основателем классицизма и новых музыкальных форм. Музыка, созданная ранее, была рассчитана на малый зал, то есть камерное звучание. Камерный оркестр значит малый. Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски для своих произведений,  он решил попробовать объединить инструменты,  строго высчитал их количество, так как сила звука у каждого инструмента разная. Так появился симфонический оркестр.

- Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр?

Сейчас послушаем музыкальный фрагмента «Анданте из симфонии N° 94 »  Й.Гайдна.

-Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр? (Музыка, исполняемая оркестром, звучит  более красочно, ярко, сочно.)

- Симфонический оркестр дает больше возможностей для творчества,

больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание. Для симфонического оркестра нужны,  большие концертные площадки.

- Давайте еще раз прослушаем. Вам будет такое задание: Как музыка звучала? Какие изменения в ней вы заметили?

Динамическая пауза.

Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром.

-Итак,мы прослушали с вами " Анданте из симфонию N° 94, ". Как музыка звучала? Какие изменения в ней вы заметили?


Й. Гайдн отличался хорошим чувством юмора и позволял себе в своей музыке весёлые проделки. Примером служит симфония №94"Сюрприз". С этим эффектом связаны различные легенды. По одной из них композитор заметил, что публика на концерте задремала, и решил ее таким образом разбудить. По другой версии— сюрприз был задуман заранее... Во всяком случае, именно во 2 части симфонии не надо слишком расслабляться)))

-Понравилось вам это произведение?


Сегодня мы познакомимся с еще одним фрагментом симфонии Л. ван Бетховен Маршевая тема нз финала Пятой симфонии



Симфоническое творчество Бетховена ярко отражает жизнь человека, его тернистый путь. Преодоление трудностей, борьбу с судьбой. Пятая симфония была написана Бетховеным за три года (с конца 1804 г. до 1808 г.) ти годы были очень тяжелыми для композитора. Он стремительно терял слух, был близок к самоубийству, и только творчество спасало его от страшной депрессии. В эти годы он работал сразу над двумя симфониями, завершив их одновременно. Даже их первое исполнение состоялось в один день.

Пятая симфония имела программу, которую сам Бетховен представил своему другу. Музыка отражает борьбу человека с грозным роком - судьбой. «Так судьба стучится в дверь» - говорил он о триольном ритме, с которого начинается симфония. Это мотив судьбы. И тут же ярким контрастом звучит тема человека. Который просит о помиловании.

Фрагмент симфонии Л. ван Бетховена Маршевая тема нз

финала Пятой симфонии.

После прослушивания я задам вам вопрос:

-Что вы услышали в музыке, какую атмосферу? (Победу, праздник, ликование, свет.)

- Как звучала музыка, какой характер? (Она звучала ярко, призывно.)



4.Закрепление изученного материала.

Сегодня мы с вами познакомились с творчеством великого немецкого композитора – Людвига ванн Бетховена – на примере с маршевой темой нз финала Пятой симфонии и музыкальный фрагмента «Анданте из симфонии N° 94 »  Й.Гайдна.

Сейчас мы с вами разучим песню «Осень золотая».


Викторина «Ансамбль и оркестр»

1.Ансамбль из трёх исполнителей – трио

2. руководитель оркестра – дирижёр.

3. ансамбль из четырёх исполнителей – квартет.

4. как называется произведение, состоящее из музыки и слов. – песня.

5. артист, исполняющий самостоятельную партию – солист.

6. союз двух музыкальных исполнителей – дуэт.

7.Часть песни с повторяющимся текстом. (Припев)

8. Как называется группа музыкантов, играющих на разных инструментах?( Оркестр.)
9. Какие виды оркестра мы знаем? (Симфонический, народных инструментов, джазовый, струнный, духовой, эстрадный, военный., школьный.)

10. Что такое симфония? (Симфония-это большое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, состоящее обычно из 4-х частей.)



5.Итог урока.

Давайте подведём итоги нашего урока.

Что нового мы сегодня узнали?

- Какие произведения слушали?

6. Рефлексия.

 

-Если бы вы рисовали красками настроение урока, то какие бы цвета преобладали?

У вас на партах есть ноты, оцените свою работу на уроке (или настроение в конце урока). Раскрась ноту зелёным (если на уроке было комфортно и всё понятно) или красным (на уроке немного затруднялся, не все понял).

А сейчас прикрепим ноты к нотному стану и получим мелодию нашего урока.

 

7. Домашнее задание.

Домашнее задание: 1) нарисовать любой музыкальный инструмент симфонического оркестра.

 


 

 

 

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации