Досуговая краткосрочная программа
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа
представляет собой информационно - познавательный, творческий проект, посвященный празднику - Новый год.
«Новогодняя сказка»
Возрастная категория: 7-18 лет
Срок реализации: 1 месяц
Разработчик:
Шейн Анастасия Николаевна
Педагог-организатор,
педагог дополнительного образования
Баево 2023
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Новогодняя сказка» - социально - гуманитарная. Программа разработана на основе:
Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 г.)
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (утв. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242).
«Правил персонифицированного дополнительного образования в Алтайском крае» (утв. Приказом Министерства образования Саратовской области от 21.05.2019г. № 1077, с изменениями от 14.02.2020 года, от 12.08.2020 года).
Санитарных правил 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28) .
Пояснительная записка:
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как
деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное
время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном
досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные
возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа
ориентирована на создание условий для неформального общения ребят,
имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую
направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для
организации межличностных отношений. В процессе внеурочной работы
можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников,
способствовать решению задач нравственного воспитания.
Досуг – свободное время личности, имеющее активный, творческий,
личностно-развивающий характер. В педагогическом процессе досуговая
работа занимает серьезное место. Она способствует развитию интереса детей
к занятиям, чувства принадлежности к своему «дому» и (как перспектива) к
социально-исторической общности в целом, новому взгляду на товарищей по
объединению и педагогов и осознанию общечеловеческих ценностей,
социальной активности и раскрепощённости личности, эмоциональной и
познавательной сферы и т.д. Ведущей в досуговой работе является,
безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова.
Одна из любимых у воспитанников досуговых мероприятий - это праздник.
Что такое праздник? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, но, скорее
всего, праздник – это когда все друзья собираются вместе, когда царят
дружба, веселье и взаимопонимание, когда звучат песни, танцы, шутки. На
наш взгляд, потребность в празднике – это потребность любого человека в
разделенной с другими людьми радости. Собственно говоря, превращение
радости в общую; и создаёт праздник, умножает радостное
переживание за счёт сопереживанию других, делает его общим. И чем
больше в нашей жизни праздников, тем веселее и интереснее жить.
Возраст детей 7-18лет (количество воспитанников 15 человек).
Данному возрасту детей присущи следующие особенности:
- осознание себя в окружающем мире (идентичность);
- становление социальной позиции;
- индивидуализация;
- возникновение и формирование «чувства взрослости»;
- освобождение от зависимости, приобретение автономии;
- умение становиться менее зависимым от родителей и определять свое место
в семье и обществе при изменяющихся взаимоотношениях;
- умение устанавливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать
контакты с другими;
- умение доверять «другому» и вызывать доверие к себе, принятие друг
друга,
-умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои
чувства;
- умение подчиняться правилам, установленным там, где живешь;
-совершенствуется способность активно, самостоятельно мыслить,
рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы;
-потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше
соответствовать своим представлениям о лидере;
-ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования
коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;
-появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего
общения с окружающими. Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что детский и подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что
оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка
является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей
деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. И
из-за непонимания взрослыми детей возникают конфликты в общении. В
связи с этим возникает неудовлетворённость в общении, которая
компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень
значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников.
Деятельность организуется на основе сотрудничества воспитанников и
педагогов.Время реализации программы: 1 месяц
Цель: формирование культуры праздника и общения воспитанников,
привитие творческого воображение и умение весело отдыхать в коллективе.
Задачи:
1. продолжать развивать систему досуговых, традиционных
мероприятий;
2. вовлекать воспитанников в организацию досугового мероприятия;
3. повышать культуру досугового общения воспитанников, продолжать
формировать навыки позитивного коммуникативного общения и
взаимодействия в коллективе;
4. продолжать развивать познавательную, творческую и общественную
активность воспитанников;
5. продолжать формировать навыки организации и осуществления
сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении
общих проблем.
Планируемые результаты:
Предметные: по окончании обучения дети могут знать
- историю и традиции праздника «Новый год»;
- расширят навыки продуктивной работы в рамках проектной деятельности.
Метапредметные: обучающиеся получат опыт эффективной
коммуникации в рамках социального взаимодействия;
- разовьют навыки работы в коллективе.
Личностные: у обучающихся формируется
интерес к изучению истории и культурных традиций проведения государственных праздников.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Срок освоения программы: 8 часов.
Режим занятий: 8 раз за период реализации программы по 1 академическому часу в день.
Этапы работы по организации праздника:
Организация новогоднего праздника позволяет выделить следующие этапы:
1. Предварительное планирование.
2. Работа над сценарием.
3. Репетиции.
4. Изготовление реквизита.
5.Оформление зала.
6. Проведение новогоднего праздника.
7. Подведение итогов.
Приложение 1.
Перед началом праздника в зале звучат современные песни, пока дети и родители проходят в зал и садятся на свои места.
Действие 1
На заднем плане декорации новогодней избы Бабы Яги. В центре стоит стол, за которым сидят Баба Яга и Кикимора, пьют чай. На столе стоит самовар, на нем висят баранки, в центре стола стоят конфеты в вазочке.
Ведущая:(вздыхая заходит в зал): У-у-х-х. Вроде, все сделала. Все успела. Или нет? Так… Где список? (нервно ищет список дел) Вот он! Проверим, все ли я сделала…
Составить список дел – составила.
Сделать прическу – сделала.
Накрасить ногти – накрасила.
Сходить в салон красоты «Льдинка» – сходила.
Отправить Бабу-Ягу на юг – отправила.
Позвонить Бабе-Яге, убедиться, что она отдыхает и не испортит праздник… Точно! (Ведущая берет телефон. Набирает номер)
Звонок Бабе-Яге (звучит гудок, Баба-Яга трубку не берет)
Ведущая: Ну, все ясно! “Отрывается” бабушка!
Так. Идем дальше…
Нарядить елочку – нарядила.
Приготовить разные вкусности – приготовила.
Не забыть про подарки – подарки у Деда Мороза.
Позвать гостей. Гости… А-а-а, Вы уже здесь!
Задание номер 11… Хм-м-м… Странно… Ничего не написано. Ну, что-то же я должна была сделать!? И ведь, что-то очень важное!.. (думает, уходит)
Б. Яга: Слыхала, кума, говорят, зима-то будет холодная и снежная… носу из избы не покажешь, (эх, а я с юга сбежала)
Кикимора: Слыхала, слыхала. Да вот только я не собираюсь всю зиму в избе сидеть!
Б. Яга: Куда собралась-то, старая?
Кикимора: И ничего я не старая! Я на праздник пойду, новым годом его в народе кличут!
Б. Яга: Это что еще за праздник такой? Господин Леший устраивает? Богема нечестии прибудет?
Кикимора: Стыдно, Бабушка, в твоем-то возрасте да не знать… Погугли!
Баба Яга достает телефон и водит пальцем по экрану
Б. Яга: Окей, гугл, что такое новый год?
Кикимора: Да чего ты мучаешься, в Википедии есть, сразу там ищи!
Б. Яга (читает): Новый год – это праздник, который отмечается многими народами, он наступает в ночь с 31 декабря на 1 января, когда заканчивается старый и начинается новый год! Этот праздник отмечается очень давно! К новому году принято наряжать елку, дарить подарки и хорошее настроение! А в новогоднюю ночь, когда все детки ложатся спать, Дедушка Мороз приносит свой подарок и оставляется его под нарядной елочкой!
Ага, ну этого Деда я знаю, это он такую морозину в нашем лесу устроил!
Кикимора: Замечательный праздник! Вот его-то мы и испортим! Подарки у Мороза отберем, детей распугаем, а самих Деда Мороза со Снегурочкой на обогревателе растопим!
Б. Яга: А я тоже хочу на такой праздник! Пакостить и я люблю!
Кикимора: Так ты ж холода испугалась?!
Б. Яга: Ничего подобного! Я на распродаже себе шубку норковую прикупила, мне теперь никакие холода не страшны!
Звучит звуковой эффект – звонок в дверь. Баба Яга подходит к двери и получает письмо.
Кикимора: 21 век на дворе, а кто-то еще письма по-старинке шлет…
Б. Яга: Написано «от Лешего для самой обаятельной и привлекательной».
Кикимора: Ну и чего ты письмо схватила, это же мне!
Б. Яга: С чего это ты взяла? Не видишь, что написано – для самой обаятельной и привлекательной!! Ежу понятно, что письмо для меня!
Кикимора: Ишь чего! Мое это письмо!
Между Б. Ягой и Кикиморой завязывается небольшая потасовка, каждый тянет письмо себе.
Раздается еще один звонок в дверь.
Кикимора: Ну, кого там еще принесло?
Голос Лешего из-за двери: Бабулечки – красотулечки, это мы Леший с Чёртом(В костюме деда мороза и его реквизитом).
Б. Яга (быстро поправляет платье, прическу): Бегу, бегу!
Кикимора тоже прихорашивается и пытается обойти Б. Ягу.
Б. Яга открывает дверь. Входят Леший и Чёрт.
Кикимора: Дорогие наши, уважаемые, проходите, присаживайтесь!
Б. Яга: Чайку, бараночек не желаете?
Леший: Благодарю (садится за стол).
Б. Яга: А мы Вас и не ждали, наиужаснейшие вы наши.
Леший: Ну как же так? И письмо мое, небось, не получали?
Кикимора: Письмо получали. Но прочитать не успели. Что же так, в конверте, да по-старинке? Лучше б «в ВК» написал.
Леший: Неприятность у меня случилась, «винда» слетела… ну да все это пустяки, скажите-ка мне лучше, готовы ли вы к нашему празднику?
Б. Яга: Конечно! Ждем с нетерпением!
Леший: Не будем терять времени, в путь!
Черт: Будет вам не новый год, а совсем наоборот!
Б. Яга и Кикимора берут Лешего и Черта под руки и выходят из избы.
Действие 2
В зал под веселую новогоднюю музыку входит дракон.
Дракоша: Ой, куда это я попал?
Увидел на столе тарелочку с яблочком, взял.
Дракоша: Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.
Покажи мне, куда я попал?
Звучит фонограмма: ты, Дракоша, в избу Бабы Яги и Кикиморы пришёл.
Дракоша: Ой, как же так? Я же на праздник к деткам спешил. А скажи мне, волшебная тарелочка, не опоздал ли я на праздник? Детки собрались уже?
Тарелочка: Ребята собрались и тебя уж заждались. Смотри…
Дракоша садится в сторону и наблюдает из избы бабы яги
В это время начинается танец
Дракоша: Спасибо тебе, Волшебная тарелочка. Спешить мне надо на праздник к детям.
Тарелочка: Я тебе помогу быстрее оказаться на празднике.
В ту же пору, в тот же миг,
Окажись средь детворы!
Звучит волшебная музыка, Дракоша закручивается и появляется рядом с детьми.
Дракоша: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали, кто я?
Ответы детей
Дракоша: Правильно, я символ наступающего года, я Дракон! Я так спешил к вам на праздник, но заблудился. Скажите, ребята, а где же Дедушка Мороз?
Ответы детей
Дракоша: Еще не приходил? А вы его звали? (нет) Давайте скорее громко его позовем!
Все вместе зовут Деда Мороза, но он не выходит.
Дракоша: Что-то нет Дедушки. Наверное, он ждет, когда мы начнем наш праздник. А начать я его предлагаю веселой новогодней песней! Согласны, ребята? (ДА) Пойте вместе с нами?
Песня
Дракоша: Молодцы, ребята, отлично у нас получилось! А теперь давайте еще раз попробуем позвать Деда Мороза!
Зовут Деда Мороза. Дети слышат звук остановившейся машины и блокировки на сигнализацию.
Выходят Б. Яга, Леший Черт и Кикимора. Б. Яга «припарковывает» метлу у стены.
Б. Яга: Это кто же тут у нас? Дракоша! Небось, заблудился?
Дракоша: Нет, я на праздник пришёл к ребятам, мы Деда Мороза звали! Новый год встречать будем!
Кикимора: Да как бы ни так! Нечисти, ловите его!
Леший и Черт с сетью бросаются на Дракошу, тот убегает к детям. Они бросаются за ним, он в другую сторону. Кикимора помогает Лешему и Черту, они вместе ловят Дракошу, тащат и убегают.
Б. Яга: (ехидно) Вот так! Не будет у вас теперь нового года и подарков не будет! Так и будет продолжаться декабрь – 31, 32, 33 декабря! Здорово, правда, ребята?
Ответы детей
Б. Яга: Что значит, нет? Новый год хотите? (да) И подарки? (да) И Деда Мороза? (да)
Ну, уговорили, Бабушку! Сыграете со мной, вернем ваш символ года и будете на своем празднике танцевать! Согласны? (да) Ну, тогда слушайте внимательно и повторяйте все движения за мной!
Под подвижную музыку проводится игра:
Ну-ка, взялись все за нос!
Покрутили, повертели,
Что, носы не отлетели?
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка, взялись все за уши!
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали
Так, чтоб кости забренчали!
Головою помотали,
Губы к шее раскатали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали!
Б. Яга: Кума, ступай сюда! Милые мои Нечисти, несите их Дракошу!
Кикимора, Леший и Черт закатывают мешок, а в нем вместо Дракоши сидит Снегурочка.
Б. Яга: Вы кого приволокли, старые? Вы б еще Деда Мороза притащили! Она же нас ему и заложит!
Черт: А мы виноваты, что этот символ года оказался с сюрпризом?
Кикимора: И я ни при чем! (Хитро)
Б. Яга: Ну и что стоите-то? Прячьтесь!
Б. Яга, Кикимора и Леший прячутся в толпе детей.
Снегурочка выбирается из мешка.
Снегурочка: Ой, ребята, столько происшествий, что я забыла с вами поздороваться.
Здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие и большие.
С Новым годом поздравляю,
Счастья радости желаю
Посмотрите елка диво!
А кругом все так красиво!
Меня все звери знают,
Снегурочкой зовут.
Со мной они играют
И песенки поют.
Первыми бегут Леший, Черт, Б. Яга и Кикимора.
Снегурочка: Ой, а вы кто такие? Ребята, а вы их знаете? (дети отвечают) А-а-а, так это вы меня в сети поймали!
Леший, Черт, Б. Яга и Кикимора виновато опускают голову.
Снегурочка: Что же нам с ними делать, ребята?
Б. Яга: Не надо с нами ничего делать.
Кикимора: Вы, пожалуйста, нас простите и на праздник пригласите!
Леший: Будем с вами мы играть, веселиться, танцевать!
Снегурочка: А петь вы умеете?
Б. Яга: Конечно, умеем! Ну-ка, слушайте!
Баба Яга выходит на середину сцены и начинает петь песню:
Б. Яга: Веселая Баба Яга
Снегурочка: Нет, подожди, Бабушка, это совсем не новогодняя песня. У нас же новый год, песни мы должны петь новогодние…
Б. Яга: А я про елочку и не знаю ничего.
Кикимора: Зато шубу норковую купила…
Леший: Ага, да айфон пятнадцатый, лучше б песни учила!
Ведущая: Хватит вам спорить, лучше послушайте ребят, какую замечательную новогоднюю песню они знают!
Песня
Кикимора: Все ребята молодцы! Я тоже на следующий год обязательно выучу новогоднюю песню!
Б. Яга и Леший: И мы тоже!
Ведущая: Ребята, мне кажется, пришло время позвать Деда Мороза!
Давайте громко дружно крикнем «Дедушка Мороз!»
Дети зовут Деда Мороза
Под сказочную торжественную музыку к детям выходит Дед Мороз.
Дед Мороз: С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех детей!
Поздравляю всех гостей!
Был у вас я год назад,
Снова видеть всех я рад.
Подросли, большими стали…
А меня-то вы узнали?
(Дети отвечают:«Да!»)
Кто я?
(Дети:«Дед Мороз!»)
Всё такой же я седой,
С длинной белой бородой!
С вами вместе хоть сейчас
Я готов пуститься в пляс!
Но приключилась со мной беда, ребятушки, напала на меня нечисть лесная, отобрала подарки и мой волшебный посох. Вы случайно их не видели?
Ведущая: Как же не видели, вот они, Дедушка.
Д. Мороз: Ах, вот вы где! Решили, значит, нам с ребятами праздник испортить? Ничего у вас не выйдет! А, ну-ка, хватит баловаться! Отдавайте волшебный посох!
Снегурочка: Вот Вы значит как! А мы вам поверили…
Баба Яга (берет из-за кулис посох): Все знайте, посох у меня,
И здесь хозяйкой буду я!
Что приумолкли? Что приуныли,
И про веселье свое позабыли?
Хватит! Крышка вам пришла!
Эй, нечистые, сюда!
К Бабе Яге подбегают Леший и Кикимора и Черт
Леший (потирая руки): Эх, как славно пошалим!
Кикимора (Бабе Яге): Этот праздник прекратим! Дай-ка посох мне сюда!
Баба Яга: Ни за что и никогда!
Черт: Посох я нашел! Он мой! Ты маши своей метлой!
Баба Яга: А попробуй, забери! (Начинает колдовать) Раз-два-три, раз-два-три...
Черт: А подарки то у меня!
Кикимора: да ладно (трет ладошки) Новому году не быть…
Леший, Черт, Кикимора начинают «драться» с Бабой Ягой
Черт: Ах, так! Ну, я вам сейчас устрою, ну я вам сейчас задам, как начну я, колдовать и вам елки не видать (делает пасы руками, посох и мешок с подарками падает. Их забирает Снегурочка и отдает Деду Морозу)
Д. Мороз: Посох! Силой волшебства
Зло скорей сожги дотла,
Нечисть с елки прогони,
И Дракошу нам верни!
Нечисть под музыку (звуковой эффект) убегает.
Выходит Дракоша.
Дракоша: Всем девочкам, всем мальчикам
Признаюсь я сейчас,
Что очень я соскучился
И рад я видеть вас.
Ведущая: Мир и счастье всем народам!
С Новым годом! С Новым годом!
Эх, ударю я в ладоши, ножкой топну: раз-два-три!
Будет праздник здесь хороший, веселитесь от души!
Снегурочка: С новым счастьем, с новым годом!
Мы поздравить рады всех!
Пусть звучат под этим сводом
Песни, музыка и смех!
Проводится муз. игра «Мороз», играют и нечисти,
Б. Яга, Кикимора и Леший и Черт виновато подходят по ближе к Деду Морозу
Д. Мороз: Зачем снова пожаловали на наш праздник?
Б. Яга: Простите нас, пожалуйста! Мы, правда, больше не будем хулиганить!
Черт: И я больше не буду. Простите меня пожалуйста.
Кикимора: У вас тут так весело, так красиво…
Леший: Это же наша самая заветная мечта – отпраздновать новый год!
Дракоша: Точно не будете больше хулиганить?
Снегурочка: Ребята, возьмем мы их к нам на праздник? (да)
Д. Мороз: В новый год бывают чудеса! Исполнится и ваша мечта
Ведущая: А сейчас вы нам поможете?
Украсить елку нашу сможете?
Чтоб засияла она огнями
И веселилась вместе с нами?
Б. Яга: Конечно, мы вам поможем!
Кикимора: Вы только скажите, как?
Леший: Да, да..
Черт: Скажите как!
Дракоша: Давайте станцуем с ребятами веселый танец! Повторяйте все движения за нами!
Проводится музыкальная игра-повторялка «Мы повесим шарики»
Дракоша: Молодцы, ребята! Нарядили мы нашу елочку! Ребята, а вы знаете, что елочка тоже любит, когда танцуют!
Танец
Снегурочка: Отличный танец! Все ребята молодцы!
Д. Мороз: Дружно скажем с ребятами 1,2,3,
Ёлочка, гори.
Ребята, а теперь все вместе, громко еще раз: раз, два, три, ёлочка, гори!
Под сказочную музыку зажигаются огни на елке.
Д.Мороз: - Да, много хлопот и забот перед Новым годом!
Я и сам, мои друзья, много потрудился.
И скажу вам, не таясь – очень утомился.
Дайте стул мне – посижу,
Хоть немного отдохну!
Ведущая: Д.Мороз устал, что же делать, ребята, а давайте почитаем ему стихи? (выходят дети по желанию из зала)
Ведущая: Красив наш новогодний зал,
Сверкает все вокруг,
Мы начинаем зимний карнавал,
Скорей вставайте в круг!
Дракоша: И все вместе громко споем для Дедушки Мороза его любимую песню – «В лесу родилась елочка».
Дети вместе с героями встают в хоровод и исполняют «В лесу родилась елочка»
Ведущий: Елка вся блестит, сверкает,
И на праздник приглашает!
Новый год отметить всем,
Пусть веселым будет смех!
Дарят разные игрушки,
И стреляют пусть хлопушки!
Рада, рада детвора,
Новый год пришел!
Все вместе: Ура!
Танец
Б. Яга: С новым годом поздравляем!
Счастья, радости желаем,
Больше смелости, дерзаний
И движения вперед!
Черт: Новогодней Вам красоты,
Пусть исполнятся мечты,
Подарков будет океан,
Сюрпризов — целый ураган!
Леший: Чтобы были вы здоровы,
И всегда держали слово,
Чтобы честными вы были,
Только правду говорили!
Кикимора: Все у елки не ленились,
Ну, спасибо, детвора!
Танцевали, веселились,
Но прощаться нам пора!
Дракоша: Друзья! Пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать!
Звучит финальная песня
Снегурочка: А мы с Дедушкой Морозом
К вам вернемся через год!
Д. Мороз: До свидания, ребята!
Снегурочка: До новых встреч!