Воспитательная программа в разновозрастной группе «Дружная семейка»
«Согласовано» « Рассмотрено» на заседании «Утверждаю»
Зам. Директора по ВР МО воспитателей и педагогов Директор школы-интерната
_______ Сыркина Т. А. дополнительного образования __________ Урабасова М. А.
_______2019г. Протокол № _____2019г. __________2019г.
Воспитательная программа
в разновозрастной группе №8
«Дружная семейка»
На 2019 – 2020г.
Срок реализации 1 год
2019 – 2020г
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Современная школа осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания. В этих условиях борьбы за своё собственное существование школа признана оставаться для детей вторым домом, второй семьёй, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности. Каждый год в нашу школу поступают новые воспитанники разного возраста. В основном дети из других школ, из многодетных семей и семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Такие дети испытывают :
-низкий социальный статус семей, в которых воспитываются дети, -негативное влияние социума на личность как детей, так и родителей ввиду системного кризиса общества, - отсутствия контроля родителей в неблагополучных семьях за поведением детей во время домашнего досуга, - увеличение числа детей с девиантным поведением, - употребление детьми ненормативной лексики.
В связи с этим возникла необходимость разработать программу, в которую включены направления для повышения эффективности процесса воспитания, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления. Создать условия для развития ребёнка, включая его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулировать самопознание, саморазвитие, самореализацию. Воспитатель в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности. Программа воспитания детей отражает современное понимание процесса воспитания детей. Оно основывается на закономерностях, являющимся уникальным и неповторимым этапом жизни ребёнка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребёнка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность. Программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
-Конвенция ООН о правах ребёнка, -Конституция РФ,
-Закон «Об образовании», - Постановление РФ «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи», - Федеральный закон «Об основах систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от24. 06. 1999г. № 120-ФЗ.
2. Новизна программы
Состоит в том, что каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в различных видах деятельности, оценить свои возможности. Необходимо оказать помощь в самоанализе, оценивании собственной деятельности в самостоятельном решении проблем.
Краткая характеристика участников программы:
Участниками данной программы являются учащиеся школы-интернат в возрасте от 6 до 18 лет, а также дети с ограниченными возможностями в здоровье.
Педагогическая идея:
В связи с тем, что в семьях невысокий уровень нравственной воспитанности, низкий социальный семей, в которых воспитываются дети, появилась идея довести до воспитанников о том, что такое семья, традиции семьи, родительский дом, семейные корни, авторитет родителей, взаимоотношения в семье, положение ребёнка в семье.
Целевой блок:
Цель программы: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия, развития способностей каждой отдельной личности. Подготовка к будущей семейной жизни.
Задачи:
Формировать представлений о семейных ролях.
Формирование «семейных» отношений в группе.
Формирование основных понятий об этикете, психологии семейных отношений.
Формирование психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины.
Содержание и средства реализации программы.
Образовательное направление:
-конкурсы, игры, викторины, библиотечные посиделки, тестирование.
Спортивно-оздоровительное направление:
Прогулки и игры на свежем воздухе, посещение спортивных секций,
Патриотическое направление.
Конкурсы, акции, экскурсии.
Нравственно-эстетическое направление.
Прогулки различного характера, беседы.
Творчески - досуговые направление.
Мероприятия весёлого и познавательного характера, КВН, весёлые посиделки, игры, дискуссии, диспуты.
Этапы реализации программы:
Программа «Дружная семейка» рассчитана на 2019-2020 учебный год. За этот период мы хотим ознакомить воспитанников с семейными ценностями и традициями и практически реализовывать намеченное.
Формы и методы работы.
Проведение бесед, участие в конкурсах, организация праздничных поздравлений, проведение диспутов, дискуссий, игр, практических занятий.
Ожидаемый результат:
Хотелось бы видеть в наших детях творческую личность, готовую к любым жизненным ситуациям. Подвести ребёнка к понятию, что семья – это одна из величайших ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования.
10. Диагностическое сопровождение.
-Анкетирование «Мое отношение к семье» -Тест «Мое положение В группе»; -Методика изучения процесса и результатов развития личности учащегося. Методика «Пословицы» -Методика диагностики личностного роста воспитанников, разработанная Д. В. Григорьевым. - Методика «Изучение социализированности личности обучающихся», разработанная М. И. Рожковым. -Методика «Выявление готовности школьников к выбору профессии», подготовленная В. Б. Успенским -Диагностика по методике «Определение общественной активности учащихся», составленной Е. М. Степановым. - Диагностика уровня творческой активности учащихся, подготовленная М. И. Рожковым. -Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» подготовленная Жедуновой Л. Г. -Методика «Изучения мотивов участия в деятельности» подготовленной профессором Л.В. Байбородовой.
11.Критерии и способы оценки качества реализации программы:
В данной программе определились следующие критерии оценок качества реализации программы: - Уровень достижения результатов в программе; - Уровень удовлетворённости от участия в программе; -Качество организуемой деятельности; -Качество психологического сопровождения.
12. Система анализа реализации программы:
-Составление ежедневного плана работы с детьми, проводится анализ дня. -Проводить анкетирование и тестирование воспитанников группы. -Проведение различных мероприятий согласно программе.
13.Список литературы.
1.Жиренко О. Е. «Мир праздников, шоу, викторин»; 2. Журнал «Детский досуг» ; 3. Журнал «Воспитание школьников»; 4.Журнал «Каникулы, игра, воспитание»; 5.Журнал «Внеклассные мероприятия»; 6.Журнал «Классные часы».
Тематическое планирование
Сентябрь
Игра «Будем знакомы». Методика «Пословицы»
Игра «По каким правилам мы живём»
Выбор актива группы. Тест «Моё положение в группе»
Прогулка «Осень золотая»
Октябрь
1.Занятие «Мой дом наведу порядок в нём» 2.Беседа «Мои обязанности в семье». Анкетирование «Моя семья» 3. «Мы составляем наш автопортрет». Тест «Творческая активность» 4. Прогулка «Внимание дети»
Ноябрь
1.Конкурс сочинений «Мамины глаза, папина улыбка» 2. Обсуждение «Любимая сказка рассказанная на ночь» 3. «Вверх по лестнице жизни». -Методика диагностики личностного роста воспитанников. 4.Прогулка «Вешаем кормушки»
Декабрь
1.Занятие «Хозяин начинается в школе 2. «Семейные традиции наших предков» 3.. Семейные праздники «Хватит радости нам всем» 4.Семейные посиделки «Делаем подарки»
Январь
1.Семейные посиделки «В гостях у самовара» 2. «Семья – маленькая страна». 3.Прогулка «Катаемся на горке» 4. Семейные посиделки «Праздник для всех» -Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» подготовленная Жедуновой Л. Г.
Февраль
1.«Боевая и трудовая слава моей семьи» 2. «Памятные даты моей семьи» 3.Конкурс рисунков «Будем в армии служить» 4.Прогулка по памятным местам.
Март
1.Викторина «Семья в произведениях народного творчества». 2.Творческая деятельность «Букет для мамы» 3.Фотоконкурс «Семейный альбом» 4.Экскурсия на почту.
Апрель
1.Беседа «Семья- это я» 2.Тренинг «Вместе дружная семья» 3.Прогулка всей семьёй в парк 4.Семейные посиделки «Тепло родного очага»
Май
1.Акция «Очистим планету от мусора» 2.Прогулка патриотического характера «Аллея героев» 3.Познавательная программа «От семьи тропинка к роду и народу» 4. «Сказ о Петре и Февроньи»
-