Воспитательная программа в разновозрастной группе «Дорога в жизнь»
Воспитательная программа
в разновозрастной группе
«Дорога в жизнь»
Срок реализации 1 год
Руководитель:
Жульнитова Н. С.
Социализация - это процесс развития
личности в течение всей его жизни;
проходя через кризисы и преодолевая
их, личность получает основу для
дальнейшего роста
Эрик Эриксон
I. Пояснительная записка
Актуальность программы
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации выпускников школ-интернатов. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.
Воспитанники школ-интернатов не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Обучающиеся школ-интернатов ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. По сути, они лишены основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме.
Поэтому социальная адаптация является важнейшей задачей обучения и воспитания выпускников школы-интерната. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников школы-интерната становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Новизна программы «Дорога в жизнь» заключается в комплексном подходе к решению проблемы социальной адаптации воспитанников нашего интерната. Создание программы обусловлено необходимостью интеграции детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общество, расширение самостоятельности детей в различных сферах жизнедеятельности, предоставления им возможности самоутвердиться, сформировать адекватную самооценку.
II. Краткая характеристика участников программы
Участниками данной программы являются воспитанники воспитательной группы № 2 в возрасте от 8 до 16 лет.
III. Педагогическая идея программы.
Ведущей идеей программы «Дорога в жизнь» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника.
А также:
Совместное сотрудничество воспитателей и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.
Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства гражданственности, ответственности, культуры общения.
Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Малая Родина, Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Добро, Честь, Совесть, Милосердие, Гуманность, Истина, Красота.
IV. Целевой блок программы
Основной целью программы является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы, развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциональной, сферы саморегуляции).
Приоритетными задачами программы являются те задачи, которые обеспечивали бы воспитанникам полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, политической, духовной. При этом отношения воспитанника с людьми, обществом, государством и миром в целом должны строиться на основе сформированной у него гуманистической направленности личности.
Первоочередными задачами программы являются:
Формирование социальной грамотности, то есть комплекса политических, экономических, правовых, психологических знаний и умений, обеспечивающих адекватное включение в систему социальных отношений и реализацию функций социальной самозащиты.
Воспитание семьянина. Формирование необходимых способностей для построения собственной семьи, осознанной материнской и отцовской позиции.
Воспитание готовности к трудовой деятельности: развитие разнообразных способностей воспитанников, подготовка их к выбору профессии, позволяющая им самостоятельно реализовывать свои жизненные планы.
Формирование конкурентоспособной личности, то есть овладение молодым человеком определенными способами поведения в реализации своих притязаний за право занять более значимое для него место в обществе.
Гражданское воспитание, формирующее у воспитанников осознание гражданской ответственности, патриотических чувств, готовности к участию в управлении обществом и государством.
Формирование нравственных ценностей и гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, готовности к оказанию помощи людям и другим нравственным поступкам.
Воспитание готовности к здоровому образу жизни, предполагающему рациональное питание, регулярные занятия физической культурой и спортом, культуру семейных отношений, устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам.
В рамках реализации программы руководствуюсь следующими принципами организации воспитательного процесса:
Принцип разностороннего и разнообразного характера деятельности предполагает доступность и участие в ней всех воспитанников группы.
Принцип гуманистической ориентации воспитания. Этот принцип требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
Принцип личностного подхода означает признание ребенка субъектом воспитательного процесса, выстраивания взаимоотношений педагога и ребенка на основе взаимодействия и взаимосотрудничества;
Принцип деятельностного подхода предполагает, осознанную включенность воспитанника в практическую деятельность, направленную на преобразование окружающего пространства в социально-значимом направлении, обеспечивающую его личностное развитие.
Основополагающие документы.
Конституция Российской Федерации
Конвенция о правах ребенка
Декларация прав ребенка
Закон об образовании РФ
V. Содержание, средства и этапы реализации программы
Направления программы:
Правовая социализация.
Профессиональное самоопределение.
Культура поведения в обществе.
Воспитание ценностного отношения к семье.
Раздел I «Правовая социализация».
Пояснительная записка к разделу I.
Дети и молодежь до сих пор остаются в нашей стране самой незащищенной группой. Права молодых нарушаются по статистике чаще, чем у лиц среднего и старшего возраста. Однако из-за незнания своих прав или даже неумения постоять за себя, эти проблемы остаются вне правового регулирования. Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.
Курс занятий по правовой социализации направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе.
Изучение курса позволяет воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены.
Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.
Правовая социализация включает в себя гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка.
Цель:
Подготовка воспитанников школы-интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.
Задачи:
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения.
Формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:
В результате усвоения программы у обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
понятия: человек, гражданин, гражданство, право, закон, мораль, правовое государство, символика.
основные положения Конституции о правах ребенка, Федеральный Закон о социальной защите.
права и обязанности, правонарушения.
Раздел II «Профессиональное самоопределение воспитанников».
Пояснительная записка к разделу II.
Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники школы-интерната должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути. Необходимо ориентировать обучающихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения.
Являясь частью программы по социализации, настоящий раздел направлен на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями.
Цель:
Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии, продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути.
Задачи:
Обогащение представлений детей о мире профессии.
Выявление интересов, склонностей и способностей.
Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости.
Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.
Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности.
Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:
В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
о видах профессий;
о медицинских и профессиональных требованиях;
об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
о повышении квалификации и профессионального роста;
о состоянии рынка труда.
Раздел III «Воспитание нравственных чувств и этического сознания».
Пояснительная записка к разделу III.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость». Все эти понятия имеют оценочный характер.
Курс занятий по воспитанию нравственных чувств и этического сознания направлен на формирование представления о нравственных нормах общения, об этикете.
Изучение курса позволяет воспитанникам выработать навыки этического поведения и привить нравственный иммунитет в период созревания личности.
Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.
Цель:
Формирование нравственных ценностей и чувств, этического сознания у воспитанника через систему воспитательных мероприятий.
Задачи:
Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
Обеспечить взаимосвязь моральных знаний, умений и навыков поведения и опыта нравственных отношений со сверстниками и окружающими, повысить уровень социальной комфортности.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:
В результате усвоения программы у обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
понятия: добро, честь, совесть, справедливость, гуманность, милосердие;
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.
Раздел IV «Воспитание ценностного отношения к семье»
Пояснительная записка к разделу IV.
Как известно, социализация ребенка протекает во взаимодействии его с окружающими людьми, в процессе которого происходит усвоение социального опыта в виде знаний, норм поведения, ценностей народа. Одной из форм социализации на протяжении тысячелетий была и остается семья. Так, вне семьи невозможно обретение адекватных представлений о семейных ролях («муж», «жена», «отец», «мать»), образцами которых для ребенка служат его собственные родители.
В современных социокультурных условиях стала широко разрабатываемой проблема воспитания ценностного отношения к семье у подрастающего поколения. Только в семье рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни: супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать.
Вместе с тем, существует категория детей-сирот, которые находятся вне воспитательного института семьи, большинство из которых до попадания в интернаты воспитывались в неблагополучных семьях и чьи представления о семейной жизни далеки от идеала.
Ограниченные возможности в формировании семейных ролевых представлений и образов являются одним из факторов, провоцирующих социальную дезадаптацию воспитанников интернатных учреждений. Опыт работы позволяет нам утверждать, что стихийно формирующиеся у сирот представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с исключением фактора семьи, пребыванием до школы-интерната в неблагополучных семьях
Как создать домашнюю атмосферу, вырастить из воспитанников хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел детство в сиротском учреждении, создание собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать и сохранить семью. Эту проблему решает данный раздел программы.
Цель:
Формирование знаний о семейных ценностях, обычаях и домашнем быте народа.
Задачи:
Воспитать человека-семьянина, способного создать и сохранить семейные отношения.
Воспитание самостоятельности, ответственности и дисциплинированности как основных принципов социального поведения.
Прививать воспитанниками навыки бытового семейного труда, экономической грамотности и умения решать конфликтные ситуации.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:
В результате усвоения программы у обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
Семья и семейные ценности.
Семейные отношения.
Формы и методы работы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Основными методами организации деятельности являются:
теоретические (беседы, часы общения, устные журналы, интегрированные занятия, встречи с интересными людьми, просмотр наглядных пособий и презентаций);
практические (конкурсы, выставки объединений декоративно-прикладного творчества, праздники, викторины, экскурсии, тимуровское движение).
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на один учебный год (2018 – 2019 уч. г.)
I этап – подготовительный (август – сентябрь 2018 г.)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов работы с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий воспитания, обобщение педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический (2018 – 2019 уч. г.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап – обобщающий (апрель – май 2019 уч. г.)
Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.
VI. Ожидаемый результат.
Целью и конечным результатом программы является образ воспитанника, способного к самореализации в социуме, к активному участию в жизни.
VII. Диагностическое сопровождение.
Для изучения и оценки уровня социализации подростков в ходе реализации программы используются следующие диагностические средства:
Методика для изучения социализированности личности М. И. Рожкова.
Методика Д. В. Григорьева «Диагностики личностного роста школьников»
Рисуночная методика «Моя будущая семья»
Анкета на правовую грамотность
Методика В. Б. Успенского «Выявление уровня готовности обучающихся к выбору профессии»
Методика Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»
Анкета «Определение уровня готовности к самостоятельной жизни»
VIII. Критерии и способы оценки качества реализации программы
Методологический инструментарий мониторинга социализации воспитанников предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов)
Опрос. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование
• интервью
• беседа
IX. Система анализа реализации программы
С целью анализа реализации воспитательной программы выявляется результативность каждого проведенного мероприятия посредством наблюдения, совместного с детьми подведения итогов занятия, анкетирования «Листок доверия». На основании данных методов делается общий вывод, который выражается в виде смайлика «Улыбка» или «Огорчение».
X. Методическое обеспечение программы
Для организации деятельности используется следующая методическая литература:
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2010.
Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Интернет-ресурсы
Научно-методические журналы:
- «Классный руководитель»;
- «Воспитание личности в коллективе»;
- «Воспитание школьников»;
- «Воспитательная работа в школе»
XI. Тематическое планирование
Направление |
Деятельность |
Сроки проведения, ответственный |
Отметка о выполнении |
Раздел I |
Входящая диагностика. Анкета на правовую грамотность |
Сентябрь
|
|
Беседа «Равенство прав людей от рождения» |
Октябрь
|
|
|
Час общения «Лучше знать, чем догадываться» Интегрированное занятие «Конституция – главный закон страны» |
Ноябрь
|
|
|
Разъяснительная беседа «За что ставят на учет в школе?» |
Декабрь
|
|
|
Беседа с элементами практикума «Что такое хорошо, а что такое плохо…?» |
Январь
|
|
|
Воспитательский час «Права человека и порядок в обществе» |
Февраль Бодрягина М. Н. |
|
|
Интегрированное занятие «Твои права на защиту и помощь» |
Март
|
|
|
Разъяснительная беседа «За что ставят на учет в полицию?» |
Апрель
|
|
|
Итоговая диагностика. Анкета на правовую грамотность |
Май
|
|
|
Индивидуальная работа с воспитанниками |
В течение года
|
|
|
Раздел II |
Входящая диагностика. Выявление уровня готовности обучающихся к выбору профессии (В. Б. Успенский) Оформление стенда. Создание банка методических материалов по профориентации. Вовлечение обучающихся в кружки в соответствии с их интересами. |
Сентябрь
|
|
Беседа «Как правильно выбрать профессию?» |
Октябрь
|
|
|
Интегрированное занятие «Выбирая будущее,..» |
Ноябрь
|
|
|
Викторина «Марафон профессий» |
Декабрь
|
|
|
Профориентационная игра «О профессиях разных, нужных и важных» |
Январь
|
|
|
Час общения «Выбор профессии – дело серьезное» |
Февраль
|
|
|
Тематическая экскурсия «Почта нужна всем» |
Март
|
|
|
Информационный час «Найти себя» |
Апрель
|
|
|
Итоговая диагностика. Выявление уровня готовности учащихся к выбору профессии (В. Б. Успенский) |
Май
|
|
|
Индивидуальная работа с воспитанниками. Вовлечение воспитанников в мероприятия различных уровней в соответствии с их интересами. |
В течение года
|
|
|
Раздел III
|
Входящая диагностика. Тест «Размышляем о жизненном опыте» (по методике Н. Е. Щурковой) |
Сентябрь
|
|
Воспитательский час «Жизнь дана на добрые дела» |
Октябрь
|
|
|
Устный журнал «Толерантность – путь к миру!» |
Ноябрь
|
|
|
Беседа «Поговорим о дружбе»
|
Декабрь
|
|
|
Интегрированное занятие «Уважение других дает повод к уважению самого себя» |
Январь
|
|
|
Практическое занятие «Совесть – мерило нравственности» |
Февраль
|
|
|
Час общения «Научите свое сердце добру» |
Март
|
|
|
Информационный час «Золотое правило нравственности» |
Апрель
|
|
|
Итоговая диагностика. Тест «Размышляем о жизненном опыте» (по методике Н. Е. Щурковой) |
Май
|
|
|
Индивидуальная работа с воспитанниками Вовлечение воспитанников в мероприятия нравственно-этической направленности |
В течение года
|
|
|
Раздел IV |
Входящая диагностика. Метод рисунка «Моя будущая семья» Игровая программа «День рождения в кругу семьи» (Степан Ж., Христиан Н.)
|
Сентябрь
|
|
Воспитательский час «Семья – источник света и тепла» |
Октябрь
|
|
|
Игровая программа «День рождения в кругу семьи» (Дима А.) |
Ноябрь
|
|
|
Семейный праздник «Новогодние посиделки» |
Декабрь
|
|
|
Игровое занятие «Дом мечты» |
Январь
|
|
|
Интегрированное занятие «Заповеди семейного счастья» |
Февраль
|
|
|
Час общения «Корни рода твоего» |
Март
|
|
|
Беседа «Духовный мир семьи»
|
Апрель
|
|
|
Итоговая диагностика. Метод рисунка «Моя будущая семья» |
Май
|
|
|
Индивидуальная работа с воспитанниками |
В течение года
|
|
XII. Список литературы
Алексеев Л. И. К вопросу об общем понятии права.//Государство и право. – 1994.- № 3.
Даренко Е. П. Азбука этикета.//М., 1996
Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Проблема социального воспитания детей-сирот.//Ярославль,- 2002.
Семейный кодекс РФ. – М. – 1996.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992г.
Что нужно знать о праве, о преступлении, об уголовном процессе.//В помощь выпускнику детского дома. – М. – 1998.
Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков /Ю. Тюшев. — СПб.: Питер, 2009
Соловьев А. //Издательство «Эксмо», - 2013.