Статья «Думать самому, вечно исследовать и изобретать»

4
19
Материал опубликован 3 June 2020

Думать самому, вечно исследовать и изобретать.


Математика на протяжении всей истории человеческой культуры была ее неотъемлемой частью; она является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которых связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Математические знания необходимы каждому человеку и в обычной жизни. Кому то нужно сварить варенье или сделать засолки в данном случае пригодятся знания пропорции, умение решать задачи на части и проценты. Кто - то чертит выкройку для платья или занимается самостоятельно строительством, без знаний геометрии не обойтись. Ну и конечно каждый человек хотя бы один раз в жизни занимался ремонтом. Как рассчитать, сколько необходимо строительных материалов (шпаклёвка, грунтовка, обои, линолеум и другое) Часто слышишь, как в магазине просят: «Посчитайте мне, пожалуйста». А ведь это практические задачи из курса математики, которые возможно решать на уроках. Практическая направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности. Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к предмету, раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретаемых знаний в жизни при решении бытовых и практических вопросов. Под влиянием данных задач учебная деятельность даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят хорошего счета. Однако, однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и уроку вообще. Поэтому использую разнообразные формы устных заданий. традиционные (вычислить, сравнить, упростить и т.д.) и нетрадиционные: математическая лестница, задача – загадка, задача в стихах, работа по блок-схеме, вычисление цепочкой, задачи экономического, экологического содержания, задачи со сказочными героями, задачи логического характера. Использование в устной работе нематематической информации направлено на воспитание у учащихся любознательности, стремление познавать новое, расширение кругозора. С этой целью разработаны задания по сериям: « В стране сказочных героев»,«В мире животных» , «История нашего посёлка в цифрах», и другие.

Под влиянием практических задач учебная деятельность даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Часть задач, содержащихся в школьных учебниках, может быть отнесена к задачам с практическим содержанием. Однако ни один учебник не может раскрыть все многообразие связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится дополнять предлагаемые в учебнике системы упражнений составленными задачами. Большое значение имеет привлечение школьников к отыскиванию примеров применения знаний, полученных на уроках, в жизненных явлениях. Интерес учащихся вызывает самостоятельное составление задач. При составлении задач рекомендуется использовать факты, взятые из жизни учащихся и их ближайшего окружения. Это могут быть числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, цены в магазинах данные электронного дневника и другие. На уроках по решению задач на расчёт стоимости продуктов питания ученики узнают в магазине цены на основные продукты и рассчитывают стоимость своего обеда. Можно предложить детям помочь маме сварить варенье, задача на части (ягоды : сахар). При изучении темы «Площади» в 5 классе учащимся дается задание: «Самостоятельно измерить размер каждой комнаты, начертить схему квартиры (дома), сравнить (с помощью родителей) полученные результаты с кадастровыми данными.

Учащиеся на практике закрепляют понятие площади, понятие масштаба, вырабатывают навык черчения, узнают, что такое кадастровые данные.

Для закрепления темы «Площади» предлагается деловая игра: «Делаем ремонт».

Ваша фирма  оказывают услуги населению по ремонту жилья. Вам необходимо подсчитать количество материала, необходимое  для выполнения ремонта,   стоимость материалов; стоимость выполненных работ.
Фирме выдаётся пакет документов:

Заказ на выполнение услуг по ремонту комнаты.

Прайс-лист цен строительных материалов.

Прейскурант цен на стоимость услуг.

Заказ на выполнение услуг по ремонту квартиры.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. 
Большое внимание должно быть уделено знакомству с трудом людей, с которыми ученики встречаются каждый день. При этом желательно рассматривать те виды деятельности, в которых учащиеся могут быть задействованы после окончания школы в силу своих возможностей. Интересным и познавательным заданием может послужить создание проекта по теме «Математика в профессии моих родителей». Полученную информацию учащиеся представляют в виде презентации, творческого отчета. Ученики при выполнении такого задания узнают о профессиональной деятельности своих родителей, подтверждают необходимость изучения математики и применения предмета в разных сферах деятельности.
Уделяется большое внимание задачам на проценты, которые имеют разный сюжет: сборка урожая; вычисление заработной платы; определение количества учащихся, посещающих разные кружки, студии и секции.. Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. При изучении темы «Проценты» можно использовать и самостоятельное составление задач, и проектную деятельность. Интересными, познавательными будут задания для учеников на составление бюджета семьи, расчет процентных затрат на коммунальные услуги, продукты питания, одежду и т. д. Полученную информацию можно предложить оформить в виде таблиц.

Работать над реализацией практической направленности обучения надо очень серьезно, ведь она влечет за собой развитие познавательной активности учащихся. Перебрать десяток методов и выбрать нужный, переработать десятки учебников, но научиться думать самому, вечно исследовать и изобретать. И все для того, чтобы разбудить детей, ввести их в царство мысли.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Васильевна, спасибо за интересную статью. Математикой нужно серьёзно заниматься уже с начальной школы!

3 June 2020

Полностью согласна с Вами, Ирина Игоревна, заниматься математикой можно и нужно уже с малышами. Сейчас много говорят о том, что корни финансовой безграмотности нашего общества уходят именно в детство. Очень важно, чтобы из школы выходили в жизнь "подкованные" в экономических вопросах люди, а без решения практических задач это невозможно!

4 June 2020

Да, вся математика это практика. И практически любая жизненная ситуация основывается на математике. Решая математические задачи, мы играем в "магазин", считаем очки в спортивных соревнованиях, отправляемся в путешествие...

4 June 2020

Обязательно нужно.Уже маленькие дети умеют делить конфетки. Наверное, в начальных классах, тоже есть интересные практические задачи.

4 June 2020

Детям начальных классов обязательна связь с действительностью. Так они лучше представляют задачу. Поэтому, только практические задачи.

4 June 2020

Например,напишите интересную задачу.

4 June 2020

Например, такие задачи.

5 June 2020

Или вот эта задача. Так как задачи на величины трудны для восприятия ребёнком, всё наглядно, всё практически.

5 June 2020

Очень интересные задачи. Спасибо. Иногда мои ученики сами составляют задачи из жизни , а потом мы их решаем на уроке.Наверное, и Ваши малыши большие фантазёры.

9 June 2020

Да, им только дай возможность пофантазировать. Мы даже составляем сборники задач. Вот последняя работа была "Наш поселок в цифрах и датах." Ребята придумывали задачи, основываясь на цифрах нашего поселка. Получилась небольшая интересная книжечка.

9 June 2020

Краеведческий материал нужно использовать на любых уроках. Это и есть уже тот материал, который обеспечивает формирование у наших учеников метапредметных результатов. Это, пожалуй, даже важнее, чем просто научить детей читать и считать.

9 June 2020

Согласна с вами. Стараюсь на всех уроках держать связь с окружающей действительностью.

9 June 2020

Да. интересная тема.Можно столько интересного придумать."Иду с мамой в магазин". Что купили, сколько,какая цена и стоимость ?

9 June 2020

Тема "магазина" присутствует очень часто на уроках. Потому что детям это знакомо. Они ходят с родителями в магазин, знают, как совершать покупки, как оплачивать. А также у нас есть тема "Рубль. Копейка"

9 June 2020

И здесь согласна с Вами. У меня был очень слабый в плане познания математики ученик, который говорил: "На деньгах любой дурак посчитает....." ):):):):):

10 June 2020

У меня тоже была девочка... Она вообще ничего не умела, но деньги считала отменно. И ей всегда нравились задачи на нахождение цены, количества и стоимости.

10 June 2020

Все практические задачи вызывают интерес у ребят и помогают изучать математику, помогают учиться думать самому.

10 June 2020

Будем и дальше решать практические задачи, прививать любовь к математике, учить детей самостоятельно мыслить...

10 June 2020

Точнее и не скажешь.

10 June 2020