Статья «Думать самому, вечно исследовать и изобретать»
Думать самому, вечно исследовать и изобретать.
Математика на протяжении всей истории человеческой культуры была ее неотъемлемой частью; она является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которых связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Математические знания необходимы каждому человеку и в обычной жизни. Кому то нужно сварить варенье или сделать засолки в данном случае пригодятся знания пропорции, умение решать задачи на части и проценты. Кто - то чертит выкройку для платья или занимается самостоятельно строительством, без знаний геометрии не обойтись. Ну и конечно каждый человек хотя бы один раз в жизни занимался ремонтом. Как рассчитать, сколько необходимо строительных материалов (шпаклёвка, грунтовка, обои, линолеум и другое) Часто слышишь, как в магазине просят: «Посчитайте мне, пожалуйста». А ведь это практические задачи из курса математики, которые возможно решать на уроках. Практическая направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности. Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к предмету, раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретаемых знаний в жизни при решении бытовых и практических вопросов. Под влиянием данных задач учебная деятельность даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят хорошего счета. Однако, однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и уроку вообще. Поэтому использую разнообразные формы устных заданий. традиционные (вычислить, сравнить, упростить и т.д.) и нетрадиционные: математическая лестница, задача – загадка, задача в стихах, работа по блок-схеме, вычисление цепочкой, задачи экономического, экологического содержания, задачи со сказочными героями, задачи логического характера. Использование в устной работе нематематической информации направлено на воспитание у учащихся любознательности, стремление познавать новое, расширение кругозора. С этой целью разработаны задания по сериям: « В стране сказочных героев»,«В мире животных» , «История нашего посёлка в цифрах», и другие.
Под влиянием практических задач учебная деятельность даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Часть задач, содержащихся в школьных учебниках, может быть отнесена к задачам с практическим содержанием. Однако ни один учебник не может раскрыть все многообразие связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится дополнять предлагаемые в учебнике системы упражнений составленными задачами. Большое значение имеет привлечение школьников к отыскиванию примеров применения знаний, полученных на уроках, в жизненных явлениях. Интерес учащихся вызывает самостоятельное составление задач. При составлении задач рекомендуется использовать факты, взятые из жизни учащихся и их ближайшего окружения. Это могут быть числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, цены в магазинах данные электронного дневника и другие. На уроках по решению задач на расчёт стоимости продуктов питания ученики узнают в магазине цены на основные продукты и рассчитывают стоимость своего обеда. Можно предложить детям помочь маме сварить варенье, задача на части (ягоды : сахар). При изучении темы «Площади» в 5 классе учащимся дается задание: «Самостоятельно измерить размер каждой комнаты, начертить схему квартиры (дома), сравнить (с помощью родителей) полученные результаты с кадастровыми данными.
Учащиеся на практике закрепляют понятие площади, понятие масштаба, вырабатывают навык черчения, узнают, что такое кадастровые данные.
Для закрепления темы «Площади» предлагается деловая игра: «Делаем ремонт».
Ваша фирма оказывают услуги населению по ремонту жилья. Вам необходимо подсчитать количество материала, необходимое для выполнения ремонта, стоимость материалов; стоимость выполненных работ.
Фирме выдаётся пакет документов:
Заказ на выполнение услуг по ремонту комнаты.
Прайс-лист цен строительных материалов.
Прейскурант цен на стоимость услуг.
Заказ на выполнение услуг по ремонту квартиры.
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.
Большое внимание должно быть уделено знакомству с трудом людей, с которыми ученики встречаются каждый день. При этом желательно рассматривать те виды деятельности, в которых учащиеся могут быть задействованы после окончания школы в силу своих возможностей. Интересным и познавательным заданием может послужить создание проекта по теме «Математика в профессии моих родителей». Полученную информацию учащиеся представляют в виде презентации, творческого отчета. Ученики при выполнении такого задания узнают о профессиональной деятельности своих родителей, подтверждают необходимость изучения математики и применения предмета в разных сферах деятельности.
Уделяется большое внимание задачам на проценты, которые имеют разный сюжет: сборка урожая; вычисление заработной платы; определение количества учащихся, посещающих разные кружки, студии и секции.. Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. При изучении темы «Проценты» можно использовать и самостоятельное составление задач, и проектную деятельность. Интересными, познавательными будут задания для учеников на составление бюджета семьи, расчет процентных затрат на коммунальные услуги, продукты питания, одежду и т. д. Полученную информацию можно предложить оформить в виде таблиц.
Работать над реализацией практической направленности обучения надо очень серьезно, ведь она влечет за собой развитие познавательной активности учащихся. Перебрать десяток методов и выбрать нужный, переработать десятки учебников, но научиться думать самому, вечно исследовать и изобретать. И все для того, чтобы разбудить детей, ввести их в царство мысли.
Толстолуцкая Ирина Игоревна
Ольга Юрьевна Филиппова
Толстолуцкая Ирина Игоревна
Азовская Елена Васильевна
Толстолуцкая Ирина Игоревна
Азовская Елена Васильевна
Толстолуцкая Ирина Игоревна
Толстолуцкая Ирина Игоревна
Азовская Елена Васильевна
Толстолуцкая Ирина Игоревна
Ольга Юрьевна Филиппова
Толстолуцкая Ирина Игоревна
Азовская Елена Васильевна
Толстолуцкая Ирина Игоревна
Ольга Юрьевна Филиппова
Толстолуцкая Ирина Игоревна
Азовская Елена Васильевна
Толстолуцкая Ирина Игоревна
Азовская Елена Васильевна