12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демьянова Елена Юрьевна33
Россия, Тверская обл., Тверь
2

Эффективная роль литературных экскурсий по родному краю в формировании функциональной грамотности младших школьников

Эффективная роль литературных экскурсий по родному краю в формировании функциональной грамотности младших школьников

Функциональная грамотность – термин не новый, однако в современной науке и практике весьма актуальный. Н.Ф. Виноградова говорит: «Функциональная грамотность младшего школьника как приоритетный результат обучения в школе есть базовое образование личности, которое отражает готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и самим собой, способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности; умения строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума».[1]

Одной из составляющих развития функциональной грамотности является использование краеведческого материала. Краеведение является важным элементом содержания образовательного процесса.

Наша задача сегодня - правильно направить на развитие интеллектуальные способности и творческий потенциал ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.

Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации.

Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю».

Рассмотрим значение знакомства учащихся начальных классов с Тверским краем в формировании функциональной грамотности читателя на основе программы по литературному чтению.

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Но в последнее время наблюдается снижение уровня читательской грамотности, снижается интерес к чтению.

Литературное краеведение тесно связано с туризмом, прогулками и экскурсиями по родному краю. Изучение краеведческого материала в школе, особенно в начальной, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим.

Произведения А.С. Пушкина изучаются в начальных классах на протяжении всех четырёх лет обучения. Со стихотворениями великого поэта дети знакомятся в начальной школе, начиная с первого класса, как только они начинают самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть в младшей школе. Далее изучение лирики А.С. Пушкина продолжается в среднем и старшем звене школы. Творчество А.С. Пушкина изучается в соответствии с принципом ступенчатости, то есть в каждом классе. Отбираются произведения, доступные возрасту учеников, готовящие их к восприятию дальнейшего творчества поэта.

Пушкин - одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом. Глубокое знание и понимание его произведений может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя. Система уроков и внеклассной работы может помочь в решении этой задачи, в которых экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:

1) реализация принципа наглядности обучения;

2) повышение научности обучения и укрепление его связи с жизнью, с практикой.

В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование). Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами.


Автор

Название произведения

Класс

Учебное пособие

Пушкин А.С.

Отрывки из сказок

1

Азбука

«Руслан и Людмила» (вступление)

«Сказка о рыбаке и рыбке»

2

Литературное чтение

«Цыганы» (отрывки)

«Евгений Онегин» (отрывки)*

«Зимнее утро»*

«Зимний вечер»

«Сказка о царе Салтане»

3

Литературное чтение

«Няне»

«Туча»

«Унылая пора! Очей очарование!...»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4

Литературное чтение

Звёздочкой* отмечены произведения, созданные поэтом на Тверской земле.

t1698860463aa.gif

Биография Пушкина тесно связана с Тверским краем. Пушкинские места входят в знаменитый экскурсионный маршрут «Большое Золотое кольцо России».

«Пушкинское кольцо Верхневолжья» - это самый большой в нашей стране «литературный» маршрут:

Тверь

Старица

Малинники

Берново

Грузины

Торжок

Прутня

В период обучения в начальных классах мы успели посетить Пушкинские места в Твери, Старице, Берново и Торжке.

Тверь

В рамках Всероссийского просветительского марафона «Поделись своим Знанием», Российским обществом «Знание» была организована интерактивная лекция "Мудрость народа в сказках А.С. Пушкина". В рамках Дня Знаний лицеисты посетили интерактивную программу Тверского краеведческого музея «А.С. Пушкин-лицеист».

t1698860463ab.gift1698860463ac.gif


Во внеурочной деятельности дети продолжают знакомство с творчеством А. С. Пушкина. Мероприятие «Что за прелесть эти сказки!» завершилось выставкой чудесных рисунков.

t1698860463ad.gift1698860463ae.gif

Берново (110 км от Твери)

В декабре учащиеся побывали на Новогоднем балу в Берново. Он прошёл в гостевом зале музея А.С. Пушкина, интерьер которого выполнен в соответствии с эпохой поэта. Лицеисты познакомились с дворянским бытом, основами этикета и модой ХIХ века. В залах музея ребята представили себя жителями дворянской усадьбы и стали непосредственными участниками бала. Вместе с хозяйкой бала дети исполнили торжественный полонез, а так же чарующий вальс и весёлую мазурку.

Сотрудники музея провели мастер-класс по созданию украшения на праздничную красавицу-ёлку из грецкого ореха.

Торжок (63 км от Твери)

На экскурсии по экспозиции Музея А.С. Пушкина в Торжке дети узнали историю пребывания А.С. Пушкина в городе, услышали о его дорожных впечатлениях.

t1698860463af.gifВ ходе интерактивной программы «В гостях у сказки» дети отправились в театрализованное путешествие по загадочной стране Лукоморье. Здесь участников программы ждала встреча со сварливой Старухой, Шамаханской царицей и другими героями сказок А.С. Пушкина. В ходе программы дети отгадывали загадки, участвовали в конкурсах и викторинах по сказкам, по окончании которых получили в качестве подарков игры со сказочными героями и сладкие призы.

В Торжке Пушкин купил шитые золотом пояса…

Старица (78 км от Твери)

На обзорной экскурсии по городу дети узнали о визитах А.С. Пушкина в Старицкий уезд.

Отправляясь по Пушкинскому следу, вы воочию увидите места, где свято помнят и чтят имя великого поэта.

t1698860463ag.gif Наш лицей тесно сотрудничает с Областным центром Детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина. Сотрудники центра проводят выездные мероприятия для учащихся лицея. Ежегодно в День Памяти поэта наши лицеисты принимают активное участие в конкурсе чтецов.

t1698860463ah.gif  Как мы видим, переходя в среднее звено, у детей есть возможность продолжить знакомство с Пушкинскими местами Тверского края. Экскурсионная деятельность является непосредственным звеном в преемственности начальной школы и среднего звена. Такая работа по преемственности позволяет сделать этап перехода из начального звена в среднее безболезненным, сохраняя при этом результаты формирования функциональной грамотности читателя.

На сегодняшней встрече нельзя не упомянуть цитату Дмитрия Сергеевича Лихачёва, советского и российского филолога, историка русской культуры, академика РАН: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».

1. Функциональная грамотность младшего школьника. Книга для учителя. / Под ред. Н.Ф. Виноградова. – М.: Российский учебник. Вентана- Граф, 2018. – 288 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.