12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Баранова Елена Михайловна18 |
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛЫ – МОНИТОРИНГ ВСОКО» (управленческая практика по повышению качества образования)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом»
тел. (3439) 30-70-07, факс 30-70-44 Е-mail: school-int27@mail.ru
623426, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Калинина, д. 67.
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛЫ – МОНИТОРИНГ ВСОКО»
(управленческая практика по повышению качества образования)
Разработчик:
Баранова Елена Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2023 г.
Введение
«Важен каждый ученик», под таким лозунгом Министерство просвещения запустило проект «500+». Став частью федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
В соответствии с письмом МОиМП СО № 02-01-81/698 от 27.01.2021 г. «О начале реализации проекта адресной методической помощи «500+» в Свердловской области» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» (далее Основная школа № 27) вошла в данный проект.
Цель проекта: повышение качества образования в школах с риском низких образовательных результатов обучающихся путем реализации комплекса мер поддержки, разработанного с учетом данных предварительной диагностики факторов, существенным образом влияющих на качество образования в конкретной школе.
В рамках реализации первого этапа участия Основной школы № 27 были проведены следующие мероприятия:
1.Разработка нормативных документов по Основной школе № 27.
2. Создание рабочей группы по реализации проекта адресной методической помощи «500+» в Основной школе № 27.
3. Участие школы в анкетировании для определения рискового профиля и его анализ.
4. Разработка дорожной карты по итогам анализа рисковых профилей школы.
5. Установление причин учебной неуспешности обучающихся через анкетирование, беседы с психологом, социальным педагогом, учителями, родителями (законными представителями).
6. Разработка Концепции и Среднесрочной программы развития
По итогам анкетирования были выявлены следующие риски:
Действительно, учреждение работает в сложных социальных условиях. В 2022 – 2023 учебном году в школе обучается 360 человек. Из них 270 – обучающиеся с ОВЗ. Из 30 классов, 22 СКК Внешняя среда, в которой находится школа, совокупность «факторов влияния» приводят к снижению результатов обучения. К таким факторам относятся и социальный контекст, и сложный контингент учащихся (дети из малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, дети из семей с низким социальным статусом, а значит, с низкой учебной мотивацией, неуспешные в обучении).
Проведённый проблемно-ориентированный анализ выявил ряд проблем
как внутреннего, так и внешнего характера, которые необходимо решать для перевода школы в эффективный режим функционирования. В качестве основных направлений стратегии перевода школы в эффективный режим работы определены изменения в качестве управления, в качестве преподавания, что повлечет за собой изменения и в качестве образования. Проанализировав проблемы, мы определили для себя пути решения данных проблем:
− Оптимизация внутренних ресурсов школы.
− Расширение профессионального сотрудничества и профессионального диалога педагогов.
− Повышение статуса и конкурентоспособности образовательной организации.
Практическая часть.
Как выстраивалась наша работа? Первое, что мы сделали, – создали рабочую группу и изучили все информационно-методические материалы. В основном, это была аналитическая работа, связанная с обобщением информации по организации процесса обучения за несколько лет работы, то есть самообследование и самооценка.
Какие задачи в сфере эффективного управления качеством образования должна решать Школа? Для себя мы выявили следующие:
прогнозировать, проектировать, моделировать те качества (свойства) подготовки учащихся, которые предполагает получить на выходе каждого этапа образовательного процесса, т. е. обеспечить требуемое качество образования, обозначенное во ФГОС;
обеспечивать и поддерживать достижение учащимися требуемого уровня качества образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него, т. е. в полной мере проводить предупреждающие мероприятия;
повышать качество образования, приводя его в соответствие растущим требованиям внешних заказчиков, т. к. повышение качества образования, появление его новых свойств возможно только через развитие образования, т. е. через инновационный процесс;
выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие требуемому уровню, обозначенному в образовательных стандартах.
Для себя мы определили три основных этапа:
I этап – подготовительный: постановка цели, определение объектов, установка сроков, разработка (подбор, отбор) инструментария.
II этап – практический: сбор информации посредством применения методов и форм наблюдения, собеседования, тестирования, анкетирования, контрольных работ.
III этап – аналитический: систематизация знаний, анализ, разработка рекомендаций, выводы, коррекционная работа.
Но возникает другой вопрос «Как оценить эффективность работы школы?». Мы рассмотрели образовательный процесс как состоящий из трех основных компонентов:
- первый компонент – это ресурсы, к которым можно отнести не только педагогические кадры или материально-техническое обеспечение школы, но и контингент учащихся;
- второй компонент – это сам учебный процесс, характер которого собственно и определяет то, насколько эффективно имеющиеся в распоряжении школы ресурсы трансформируются в результаты обучения. Качество это процесса может быть связано с качеством управления в школе, наличием определенной атмосферы среди педагогов и учеников, использованием особых педагогически практик, качеством используемых образовательных программ и т.п., уровнем квалификации преподавателей, наличием в школе специалистов – психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и т. д.;
- третий компонент – результаты, т.е. степень овладения учащимися школьной программой, успеваемость, а также данные объективных мониторингов образовательных результатов учащихся: региональных и федеральных (ОГЭ, ВПР и т. д.)
Информацию о качестве школьных процессов, качестве преподавания и организации учебного процесса дает внутришкольная углубленная диагностика качества основных процессов (Приложение 2).
Субъекты мониторинга - это весь педагогический коллектив, а не только администрация школы.
Для себя мы выделили следующие объекты мониторинга:
- реализация основных образовательных программ (далее – ООП), т. е. образовательная деятельность;
По каким показателям анализировать образовательную деятельность? Для анализа такого крупного объекта мониторинга как «Образовательная
деятельность» выделили следующие показатели:
- организация образовательной деятельности, в т. ч. внеурочной;
- комфортность образовательной среды;
- доступность образования;
- открытость информации о деятельности образовательной организации;
- организация воспитательной работы;
- здоровьесберегающая среда.
Показатель «Организация образовательной деятельности» непосредственно связан с образовательными программами. Надо проанализировать общую численность учащихся в образовательной организации, численность учащихся, которые осваивают образовательные программы (по уровням. Далее анализируется соответствие структуры ООП (по уровням) ФГОС общего образования, есть ли в образовательной организации программы формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД), как в них распределены УУД по классам (1-4-й, 5-9-й и др.). Проверяется соответствие учебных планов требованиям ФГОС общего образования, наличие и соответствие требованиям ФГОС общего образования рабочих программ учебных предметов, программ воспитания обучающихся для начального общего и основного общего образования; наличие плана внеурочной деятельности, обеспеченность личностного развития учащихся после уроков через внеурочную деятельность.
Для оценки комфортности образовательной среды анализируется безопасность образовательной деятельности: насколько обучающиеся и педагоги выполняют требования к технике безопасности, как соблюдают санитарно-эпидемиологические требования.
Открытость информации о деятельности ОО отслеживается по динамике взаимодействия администрации и педагогов школы с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом; обеспечивается достаточность и полнота информации о деятельности ОО в школьной газете, на официальном сайте ОО.
Для оценки качества воспитательной работы выявляется охват обучающихся внеурочной деятельностью, которая соответствует их интересам и потребностям, удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательной работой; определяется положительная динамика результатов воспитания; отслеживается мнение обучающихся об образовательной среде – насколько ученики положительно относятся:
- к школе, классу, образовательным предметам;
- формам досуга;
- сверстникам и педагогам.
Кроме этого, контролю подвергается динамика личностных образовательных результатов: готовность к активной гражданской позиции, к продолжению образования, способность к саморазвитию на основе существующих норм морали, национальных традиций, сформированность культуры здорового образа жизни.
Критериями оценки здоровьесберегающей среды являются: регулярность и качество проведения медицинских осмотров, эффективность оздоровительной работы, качество питания учащихся. Анализируется оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, соблюдение требований на уроках и во внеурочной деятельности.
Объект мониторинга «Результаты освоения ООП (по уровням общего образования)» включает предметные, метапредметные и личностные результаты. Мониторинг предметных результатов – традиционная деятельность учителя и администрации. Уровень метапредметных результатов выявляют во время анализа метапредметных диагностических и проверочных работ, педагогического наблюдения за проектной деятельностью школьников, при этом заполняется карта сформированности УУД. После заполнения карты, подводятся итоги: подсчитываем долю учащихся, у которых УУД сформированы полностью; указываем, какие конкретно УУД полностью сформированы; планируем, как развить УУД, которые находятся на низком уровне. Таким образом, выявляем долю учеников от общего количества в классе или ОО по каждому критерию: сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, сформированность компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Объект «Образовательные ресурсы» анализируется с точки зрения финансового, информационного, материально-технического, методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности.
Для оценки материально-технического обеспечения отслеживаем динамику обновления современной техники в учебных кабинетах. Выявляем количество учебных кабинетов, которые оснастили автоматизированными рабочими местами (далее – АРМ) учителя и обучающихся, современными средствами обучения и мебелью. Анализируем динамику развития библиотеки, кроме этого, выявляем наличие, подготовку и динамику использования в образовательной деятельности цифровых образовательных ресурсов и программно-информационного обеспечения.
Для оценки методического обеспечения отслеживаем, какие подходы к образовательной деятельности и педагогические технологии используют учителя. Анализируем эффективность этих подходов и технологий. Кроме этого, проверяем и обновляем план методической работы, который обеспечивает реализацию ФГОС общего образования. Определяем, есть ли в ОО современные формы представления результатов учащихся (портфолио, творческие работы и пр.).
Мониторинг кадрового обеспечения включает следующие объекты:
- характеристику педагогического коллектива;
-профессионализм педагогов;
- методические затруднения.
э тап. Выявление проблемной ситуации и постановка цели
•определение цели решения
•определение критериев оценки результата решения
э тап. Сбор всесторонней информации, выявление ограничений
•изучение существа вопроса
•изучение условий для эффективного решения
э тап. Разработка альтернатив решения и выбор оптимального варианта
•разработка и оценка альтернативных вариантов
•выбор оптимального решения по заданным критериям
э тап. Организация выполнения принятого решения
•оформление приказа или распоряжения
•разработка плана и срока реализации решения
•назначение ответственных лиц
•инструктаж исполнителей
э тап. Контроль выполнения решения
•предупреждение отклонений, срывов выполнения решения
•возможность принятия нового решения.
Задача коллектива Основной школы № 27 - создать благоприятную среду, в которой каждый ребенок будет ощущать себя комфортно. Верили ли мы и наши коллеги в успех задуманного?
– Да, верили. И именно вера в то, что задуманное может в итоге с успехом получиться, помогает человеку двигаться дальше, достигать своих целей, добиваться желаемого.
Может ли этот опыт помочь другим школам?
– Да, может. Обмен знаниями между педагогическими работниками повышает эффективность каждого из них. Организация становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной.
Каких результатов нам удалось достичь? Хочется отметить, что используемые инструменты и меры оказались эффективными. Школа реализовала антирисковые программы в полном объеме. Участие в проекте «500+» стало отправной точкой тех изменений, которые в школе происходят и сейчас. Для создания комфортных социально-экономических условий обучения – как фактора, влияющего на успеваемость, в школе проведен ремонт, обновлено оборудование школы, пополнился библиотечный фонд, учителя прошли курсы по повышению квалификации. Школа продолжает работать по программе «Доступная среда». Ведется контроль вовлеченности слабоуспевающих учащихся в образовательную деятельность на учебных занятиях.
Администрация и педагогический коллектив продолжают работать над совершенствованием учебно-воспитательного процесса. Были разработаны программы на развитие познавательных процессов обучающихся. В начальных классах программа «Я познаю себя», в средних классах программа «Я и моё будущее». Осуществляется контроль качества организации и проведения данных занятий.
Сохранение и увеличение контингента
Уч. годы | Количество обучающихся | Всего обучающихся с ОВЗ | В т.ч. в специальных коррекционных классах | В т.ч. обучающихся с протоколом О 9.1. | Проживающих в интернате |
2017-2018 | 330 | 257 | 176 | 53 | 144 |
2018-2019 | 344 | 264 | 183 | 78 | 146 |
2019-2020 | 346 | 241 | 158 | 86 | 145 |
2020- 2021 | 349 | 252 | 178 | 88 | 146 |
2021-2022 | 359 | 267 | 247 | 105 | 147 |
Вывод: наблюдается увеличение количества обучающихся в целом по школе, а также количество обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью.
Результаты аттестации обучающихся по итогам по учебного года
Класс (параллель) | Всего обучающих-ся | Отлич-ников | Ударни-ков | Неуспевающих | Не аттестованныхпо болезни | % успевае-мости | %качества знаний | |
всего | в т. ч. непосеща-ющих | |||||||
2019 - 2020 | 346 | 0 | 26 | 6 | 2 | 0 | 98,3% | 7,6% |
2020 - 2021 | 349 | 0 | 27 | 4 | 1 | 0 | 98,9% | 7,8% |
2021 - 2022 | 359 | 0 | 29 | 1 | 0 | 0 | 99,4% | 9,1% |
Развитие кадрового состава Основной школы №27
В школе сложился работоспособный квалифицированный педагогический коллектив. О стабильности педагогического коллектива свидетельствует средний стаж работы педагогов в ОУ - 20 лет. 16 педагогов работают в данной школе более 20 лет.
О росте профессионального мастерства свидетельствуют результаты аттестации педагогических работников:
Квалификация | 2018 | 2022 |
Количество педагогов | 42 | 44 |
Высшая квалификация | 8 | 12 |
Первая | 28 | 30 |
Соответствие занимаемой должности | 6 | 1 |
Уровни самооценки деятельности ОУ
Уровень 6 | Отлично | Отличные достижения во всех аспектах |
Уровень 5 | Очень хорошо | Явные сильные стороны |
Уровень 4 | Хорошо | Сильные стороны в важных областях работы при наличии аспектов |
Уровень 3 | Адекватно | Сильные стороны несколько перевешивают слабые стороны |
Уровень 2 | Слабо | Слабость в важных областях работы |
Уровень 1 | Неудовлетворительно | Явные слабые стороны |
Комплексная диагностика школьных процессов
№ | Показатель качества | Темы | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
| Учебный план | | | | | | | |
1.1 | Структура учебного плана | Охват и сбалансированность всех элементов учебного плана | + | | | | | |
1.2 | Курсы и программы | Широта, сбалансированность и выбор (взаимосвязь, непрерывность и последовательное движение вперед, помощь и консультации учителям) | | + | | | | |
| Успеваемость | | | | | | | |
2.1 | Общее качество успеваемости | Прогресс учащихся к учебе | | | + | | | |
| Учеба и обучение | | | | | | | |
3.1. | Процесс обучения | Диапазон и соответствие приемов обучения | | | + | | | |
3.2. | Удовлетворение нужд учащихся | Обеспечение учащихся с различными возможностями и склонностями | | + | | | | |
3.3 | Оценка работы как часть процесса обучения | Методы оценки и средства ведения учета (использование информации, касающейся оценки) | | | + | | | |
3.4 | Связь с родителями | Сведения, передаваемые родителям о том, как учится каждый учащийся (способность школы откликаться на мнения родителей и их запросы о том, как учится их ребенок) | | + | | | | |
| 4. Помощь учащимся | | | | | | | |
4.1 | Воспитательная работа | Меры для удовлетворения духовных, материальных и социальных нужд отдельных учащихся | | | + | | | |
4.2 | Личное и социальное развитие | Планируемые мероприятия для обеспечения личного и социального развития (организация дополнительных занятий и других видов деятельности учащихся) | | | + | | | |
4.3 | Наставничество в рамках учебного плана и в отношении выбора профессии | Степень, в которой наставничество должно основываться на соответствующих консультациях | | + | | | | |
4.4 | Отслеживание прогресса и достижений | Процедура отслеживания (характеристики прогресса и развития учащихся; меры, принимаемые для использования полученной информации) | | + | | | | |
4.5 | Помощь в учебном процессе | Программы помощи учащимся в учебном процессе | | + | | | | |
4.6 | Связь с общественностью | Связь с другими образовательными учреждениями, с общественными организациями | | | + | | | |
| 5.Моральные установки | | | | | | | |
5.1 | Климат в коллективе и взаимоотношения | Взаимоотношения между учащимися и персоналом школы | | | + | | | |
5.2 | Ожидаемые результаты и создание условий для их достижений | Создание условий для мотивации | | | + | | | |
5.3 | Сотрудничество с родителями, советом школы и общественностью | Побуждение родителей к участию в учебе своих детей и жизни школы | | | + | | | |
| 6. Ресурсы | | | | | | | |
6.1 | Размещение учащихся и средства обеспечения | Меры для охраны здоровья и для обеспечения безопасности | | | + | | | |
6.2 | Обеспечение ресурсов | Достаточность доступного финансирования | | | + | | | |
6.3 | Организация образовательной среды | Доступность и использование ресурсов | | | + | | | |
6.4 | Обеспеченность кадрами | | | | + | | | |
6.5 | Работа с кадрами | Опыт, квалификация и профессионализм кадров | | | + | | | |
6.6 | Анализ кадрового состава и его развитие | Связь между анализом развития кадрового состава, самооценкой школы и школьным планированием | | + | | | | |
6.7 | Управление школьными финансами | Меры, принимаемые с целью управления школьным бюджетом | | + | | | | |
7. Управление, руководство и обеспечение качества | ||||||||
7.1 | Постановка задач и выработка руководящих установок | Эффективность процедуры выработки руководящих установок | | + | | | | |
7.2 | Самооценка | Процедура самооценки (отслеживание результатов работы) | | + | | | | |
7.3 | Планирование улучшений | План развития (планирование мер, воздействие планирования) | | + | | | | |
7.4 | Руководство | Качество руководства (профессиональная компетентность, отношения с людьми и развитие коллективной работы) | | + | | | | |
В целом по образовательной организации удовлетворенность получателей образовательных услуг качеством условий образовательной деятельности соответствует оценке «Хорошо».
Результаты государственной итоговой аттестации
В 2022 году аттестация девятиклассников предполагала сдачу четырех обязательных экзаменов. Учащиеся с ОВЗ могли сдавать только два экзамена: русский язык и математику. Из 34 обучающихся - 8 человек сдавали обязательные экзамены по русскому языку и математике в форме основного государственного экзамена и 2 экзамена по выбору, 2 обучающихся (экстерны) – математику и 24 человека сдавали обязательные экзамены по русскому языку и математике в форме ГВЭ (предоставили заключения ЦПМСС).
Всего обучающихся: | 34 |
из них: | |
экстерны | 2 |
ОГЭ | 8 |
ГВЭ | 24 |
Выбор экзаменов в форме ОГЭ
Результаты ГИА- 9 в общем показывают соответствие уровня и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС. Наблюдается положительная динамика уменьшения количества обучающихся по русскому языку и математике, не преодолевших минимальный порог.
Участие в городских и областных конкурсных мероприятия, социально-педагогических проектах
Уч.год | Количество призеров городских конкурсов | Результаты городских социально-педагогических проектов | Участие в областных конкурсах |
2021-2022 | 24 призера | Участие в проектах «Сияй, земля уральская!», «Крепкая семья-счастливый город!», «Точка опоры» | 1 место в областном конкурсе конкурсе видеороликов Фестиваля «Урал объединяет народы». 4 классных коллектива – участники областной заочной военно-патриотической игры «Помним, гордимся, наследуем!» |
Организация внеурочной деятельности и воспитательной работы.
Внеурочная деятельность организуется по всем направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное с учетом выбора участников образовательных отношений.
В 1-4 специальных коррекционных классах внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую область, содержание которой представлено логопедическими, психолого-коррекционными занятиями, ритмикой.
В 5-9-х кл. внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
1.Организация деятельности ученического сообщества и детской организации «Радуга».
2.План внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы реализован через:
-школьный тур предметных олимпиад;
-индивидуальную и коллективную проектную деятельность, НПК;
-внеурочную деятельность по предметным областям («Тайны русского языка», «Математика вокруг нас», «Инфознайка», «В мире иностранных слов»);
3. План работы по организации педагогической поддержки обучающихся
В этом направлении осуществляется деятельность классных руководителей, воспитателя, педагога-психолога, учителей-предметников по формированию мотивационно-ценностных отношений обучающихся в сфере самопознания, самореализации, самосовершенствования.
4. План воспитательных мероприятий.
Общешкольные и классные дела по Программе воспитания и социализации являются компонентом внеурочной деятельности.
Особыми достижениями воспитательной системы можно считать:
1.Сохранение и развитие традиций образовательного учреждения.
2. Активное использование возможностей школьного музея в работе по патриотическому воспитанию. Комплексный краеведческий музей включает разделы: «Природа родного края»; «Моя малая Родина», «История школы-интерната №27», «Бабушкина комната», «Комната боевой славы», посвященная А.В.Челекову, подполковнику милиции, чьим именем назван школьный отряд «Правопорядок». В 2019 г. открыт новый зал музея Российской армии.
3.Волонтерство как наиболее яркое проявление социальной активности, которое реализуется через социальные проекты, участие в благотворительных акциях, Неделях добра, изготовлении поделок для благотворительных ярмарок.
4.Открытость воспитательной системы школы, тесное взаимодействие с учреждениями культуры, дополнительного образования, волонтерскими объединениями профессиональных образовательных учреждений и предприятий, Центром социальных программ РУСАЛа, ВПК «Крылатая гвардия».
5.Профилактическая направленность воспитательной работы.
В целях организации совместной профилактической работы организовано тесное взаимодействие с УСЗН, Красногорским судом, ТКДНиЗП, ГИБДД, Центром СПИДа, наркологическим диспансером. В сотрудничестве с Центром занятости открываются рабочие места для подростков в учебное и внеучебное время.
В апреле 2005 г. в целях патриотического и гражданско – правового воспитания в школе № 27 был создан отряд «Правопорядок» названный именем погибшего в Северо - Кавказком регионе подполковника милиции Анатолия Васильевича Челекова .
Отряд является лауреатом городского конкурса общественных объединений учащихся и студентов правовой направленности «Я в мире прав и обязанностей» в номинации « Лучшее правовое объединение по гражданско-правовому воспитанию молодёжи». В работу отряда также вовлекаются подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, состоящие на различных видах учёта. «Отряд Правопорядок» активно пропагандирует здоровый образ жизни и принял участие в городском конкурсе агитбригад «Мы выбираем жизнь», где занял 1 место из 22 команд школьников и студентов.
На протяжении многих лет на базе школы в июне функционирует летний оздоровительный лагерь, в котором получают возможность отдохнуть и укрепить своё здоровье учащиеся школы из многодетных, малообеспеченных, неполных семей.
Выводы: В ОУ созданы условия для эффективной воспитывающей деятельности, обеспечивающей вовлечение учащихся в ценностные отношения и общественно-полезную деятельность, приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения. Учащиеся мотивированы на активное участие в конкурсных мероприятиях различного уровня, демонстрируют успехи в познавательной, спортивной, творческой деятельности.
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. В образовательном учреждении созданы достаточные нормативно-правовые, организационные, материально-технические, методические, кадровые условия для успешного функционирования школы и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Образовательное учреждение работает в режиме развития, обеспечивая выполнение актуальных задач системы образования – повышение качества и степени удовлетворенности участников образовательного процесса.
Основные принципы работы коллектива школы: коллективная ответственность, вера в свои силы, системность, анализ, использование в работе наиболее эффективных апробированных методик, диагностик,
Что не удалось сделать и почему? Несмотря на позитивные изменения, на данный момент работа с родителями остается самой сложной проблемой. Низкий социальный статус семей определяет инертность родителей. Решить эту проблему можно путем формирования в школе детско-взрослого сообщества. Это следующий шаг развития Школы. Это одна из приоритетных задач проекта «Эффективная школа – путь к успеху ученика».