Программа кружка для учащихся 4–5 классов специальной коррекционной школы-интерната VIII вида «Экология»
Краевое Государственное Общеобразовательное бюджетное учреждение «Тиличикская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Экология»
Программа ДАОП
(кружка) для учащихся 4-5 классов
специальной коррекционной школы – интерната VIII вида
Руководитель:
Дзюбина А.А.
Учитель биологии, географии
Тиличики, 2022
Содержание:
1. Пояснительная записка …………………………………………………..3-6
2 .Учебно – тематический план……………………………………………..6-5
3.Календарно – тематический план………………………………………...5-6
4. Краткое содержание программы………………………………………. 6-8
5. Мониторинг образовательных результатов ---------------------------------- 8
6. Организационно-педагогические условия реализации программы -----8-12
7. Ключевые слова и понятия………………………………………………..12
8. Список литературы………………………………………………………. 13
9. Приложение………………………………………………………………..14-17
Пояснительная записка
Проблема охраны природы, ее сохранения для комфортного проживания будущих поколений – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей с ОВЗ необходимо научить любить природу, охранять и преумножать природные богатства родного края.
Экологическое воспитание и экологическое просвещение населения должно стать непрерывным и всеобщим и первым его звеном является экологическое воспитание детей в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия по экологии являются прекрасным средством для развития у ребенка таких психических процессов, как внимание, наблюдательность, логика, память, мышление.
Целью экологического воспитания является развитие гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
Актуальность данной программы связана с все более обостряющимися противоречиями между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, изменениями в ней. В течение года обучения, дети не только познакомятся с понятием «экология», основными терминами и понятиями данной науки, но и с экологическими правилами, научатся учитывать их в своей деятельности. Это поможет понять основное: человек – это часть природы, и он должен быть рачительным, бережливым ее хозяином. Кроме теоретических вопросов, включены практические, направленные на формирование умений и навыков самостоятельного использования знаний основ экологии, расширение познавательного интереса и участие в охране природы своей местности.
Программа ориентирована на разновозрастную группу учащихся 7 – 9 классов специальной коррекционной школы интерната VIII вида. Объем программы в часах: программа рассчитана на 1 год, 3 часа в неделю. Основные методы и формы организации кружка – беседы, уроки самостоятельной работы, игры, экскурсии, наблюдения, оценка состояния окружающей среды. Эти формы вовлекают детей в практическую деятельность, позволяют развить собственные познавательные навыки, что в перспективе, ориентировано на сознательно ответственное отношение к своему будущему и будущему Родины.
Цели программы:
- научить детей любить, беречь окружающий мир, соблюдать главное правило, нахождения в природе: «Не навреди!»;
- сформировать экологически целесообразное поведение личности ребенка.
Задачи программы
- воспитание экологически грамотного человека;
- формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе;
- воспитание гуманного отношения к природе
- составление экологической карты поселка;
- участие детей в посильной для них природоохранной деятельности;
- развитие творческой и деловой активности детей при решении экологических проблем.
- профориентация на профессии связанные с охраной и природопользованием
Ожидаемые результаты:
- включенность ребенка в мир природы;
- осознание детьми потребности в общении с живой природой;
- активная природоохранная деятельность;
- вывод ребенка на самоопределение своего поведения в природе;
- активность к познанию окружающего мира и своего места в нем, при этом - соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!
Основные требования к уровню знаний и умений:
к концу года учащиеся должны знать:
-ключевые понятия науки экологии;
-правила и нормы поведения в окружающей среде;
-особенности флоры и фауны родного края;
-экологическую обстановку в Камчатском крае, России и в мире;
-основные растения экологической тропы;
-влияние вредных факторов на здоровье.
Учащиеся должны уметь:
-применять информацию об экологических ситуациях;
-проявлять стремление и желание улучшать состояние окружающей среды в своей местности;
-уметь проводить по экологической тропе, сопровождая рассказом об основных растениях;
-охарактеризовать экологическую обстановку своей местности; участвовать в природоохранных акциях.
Название программы Экология
Направление образовательной деятельности: туристско-краеведческое
Цель программы: личностное развитие через экологическое просвещение
Предметы обучения: экология, ботаника, экотуризм
Вид программы: модифицированная, модульная, адаптивная
Возраст учащихся: 10-12 лет
Форма проведения занятий: Групповые, индивидуальные
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Форма организации итоговых занятий: Прохождение по экологическим тропам
Настоящая программа разработана в соответствии с:
•Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
•Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2018-2025 годы. (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642).
•Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
•Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей” (утв. постановлением Глав.государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
•«Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.г.).
•Стратегической инициативой «Новая модель» системы дополнительного образования», одобренная Президентом РФ 27.05.2015 г.
•Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 30.11.2016 №11).
•Указом президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
•Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
•Национальным проектом «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президента РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16) - «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность».
•Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).
•Уставом ФГБОУ ДО ФЦДО и другими локальными и нормативными актами учреждения.
Программа может реализовываться в очном, дистанционном и очно-дистанционном формате.
Уровень реализации программы - ознакомительный.
Актуальность, новизна программы
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед нашим обществом, которое уделяет повышенное внимание экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения, развитию экологической культуры личности.
Понятие экологической культуры связывается с владением обучающимися разносторонними знаниями об окружающей среде, о красоте и уникальности родного края (природных, исторических объектов), приобретением умений и опыта в природоохранной деятельности, кроме того, обучающиеся учатся ответственному отношению к окружающей их природе, учатся понимать хрупкость и неустойчивость экологического равновесия в экосистемах нашего края.
Данная программа имеет большое значение для получения теоретических знаний по объекту экологической тропы, а также практических навыков в природоохранной (экологической) деятельности, поэтому программа «Экология» очень актуальна для детей.
Отличительные особенности программы
Данная программа разработана для организации занятий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Возрастные особенности обучающихся: программа предназначена для обучающихся 10-14 лет, желающих в ходе занятий, в том числе, сельско-хозяйственными работами, работами с дополнительной литературой, получить знания, как по основам овощеводства, цветоводства и дендрологии, так и по флоре и фауне окружающей местности, правилам поведения в природе. Желающих узнать о лекарственных растениях.
Цель программы:
Личностное развитие ребенка через экологическое просвещение средствами теоретического ознакомления и практической деятельности.
Задачи программы: Обучающие:
• учить экологическим навыкам и знаниям, особое место уделяя самостоятельной работе юных экологов;
• учить основам прохождения по экотропе;
• учить морфологии растений, как дикорастущих, так и сельскохозяйственных;
• учить правилам поведения на маршруте экотропы;
• учить правилам поведения на сельскохозяйственных объектах
• учить технике безопасности и при работе с сельхоз.инвентарем
• учить лекарственные растения нашего края;
• учить природосберегающие технологии сбора лекарственных растений;
• учить методике сбора и предоставления информации о флоре и фауне
• учить правилам работы с дополнительной литературой
Воспитывающие:
• воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью;
• воспитывать навыки и умения работать в команде, коллективе;
• формировать установки поддержания здорового образа жизни.
• воспитывать бережное отношение к книге и другим печатным источникам
• воспитывать патриотичное отношение к бескрайним просторам Родины – неоценимому богатству России
Развивающие:
• развивать экологическое мировоззрение;
• развивать потребности более близкого и углубленного общения и познания
природы;
• развивать стремления к познанию окружающего мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
• развивать желание пропагандировать здоровый образа жизни и бережное отношения к природе, через личные беседы, выпуск информационных листков и т.д.
Программа рассчитана на реализацию в условиях инклюзивного образования для широкого круга обучающихся с различными видами ограниченных возможностей здоровья.
При разработке адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ учтены особые образовательные потребности и возможности освоения обучающимися с ОВЗ программы на разных этапах ее реализации.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Цели, принципы и подходы к формированию программы для детей с ОВЗ
Целью дополнительной адаптивной общеразвивающей программы (далее - ДАОП) для детей с ОВЗ является как можно более полная и качественная реализация образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, включение его в процесс инклюзии.
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ основывается на следующих принципах:
• создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, ООП;
• взаимодействия обучающихся в ОВЗ с их нормально развивающимися сверстниками; приобщения всех учащихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Принципы и подходы к формированию ДАОП для детей с ОВЗ:
• гарантированность, обеспечиваемая государством, закрепленная федеральным законодательством;
• цензовость образования, обеспечение уровня подготовки детей с ОВЗ для успешной образовательной инклюзии и социально-трудовой адаптации в обществе;
• взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта, ориентация на ЗБР;
• комплексный подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ в обучении, воспитании, развитии;
• гуманистическая направленность учебного процесса, предполагающая уважение к личности ребенка и развитие его индивидуальности, признание значимости личностных потребностей и нужд как детей с ОВЗ, так и их родителей;
• гибкость и динамичность, предполагающие возможность оперативной корректировки содержания, форм, методов обучения в соответствии с особенностями различных категорий детей и возможностями их семей;
• целостный подход к образованию, реабилитации и социализации ребенка на основе взаимосвязи между различными видами деятельности, соблюдение планомерности и непрерывности этого процесса;
• дифференциация образовательного процесса детей с ОВЗ.
Срок реализации программы- 1 год, режим:
1 год обучения-2 раза в неделю по 2 часа, и 1 часу. Всего 102 часа в год. Продолжительность занятий: 40 минут, перерыв - 10 минут.
Формы организации образовательной деятельности: являются главным условием организации взаимодействия педагога и учащегося. В рамках программы они следующие:
• лекции;
• беседы;
• экскурсии;
• полевые практикумы;
• мини-походы по экотропам.
Планируемые результаты освоения программы:
предметные:
• знает основы прохождения экотропы;
• знает основные маршруты экотропы;
• имеет понятие о экологии;
• знает морфологию растений;
• знает правила поведения на полевом практикуме;
• знает природосберегающие технологии сбора лекарственных растений, личностные:
• понимает важность экологии как науки и практической деятельности;
• владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• готов к работе в коллективе;
• стремится к саморазвитию своих физических и умственных качеств и адаптации к жизни;
метапредметные:
• умеет применять современные методы и приемы поддержания хорошей физической формы в неблагополучных экологических условиях местности;
• способен развивать волю, устойчивость своей психики при умственных и физических нагрузках;
• способен к правильной самооценке своей деятельности.
Учебно – тематический план
№ в году | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1-6 | Глава I. Введение | 6 | 3 | 3 |
7-55 | Глава II. Среды и приспособление к ним организмов | 49 | 19 | 30 |
56-67 | Глава III. Взаимоотношения живых организмов | 12 | 6 | 6 |
68-102 | Глава III. Естественные и искусственные сообщества живых организмов. Экологическая тропа | 35 | 12 | 23 |
Итого | 102 | 40 | 62 |
Календарно- тематический планирование
№ в году | Тема | Кол-во часов | дата | ||||
Всего Теор. Практ. | |||||||
Глава I. Введение (6 час) | | ||||||
1-2 | Введение. Техника безопасности | 2 | 1 | 1 | 02.09 | ||
3-6 | Биосфера. Распределение живых организмов в биосфере | 4 | 2 | 2 | 06.09 | ||
Глава II. Среды и приспособление к ним организмов. (49 час) | | ||||||
7-16 | Использование природной среды человеком охотником, собирателем, землепашцем и пастухом | 10 | 2 | 8 | 13.09 | ||
17-23 | Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства | 7 | 2 | 5 | 16.09 | ||
24-25 | Основные среды жизни | 2 | 1 | 1 | 20.09 | ||
26-27 | Наземно-воздушная среда | 2 | 1 | 1 | 23.09 | ||
28-29 | Свет- фактор наземно-воздушной среды обитания | 2 | 1 | 1 | 27.09 | ||
30-31 | Вода-условие жизни организмов | 2 | 1 | 1 | 30.09 | ||
32-33 | Температура-фактор наземно-воздушной среды обитания | 2 | 1 | 1 | 04.10 | ||
34-35 | Осадки, их значение | 2 | 1 | 1 | 07.10 | ||
36-37 | Особенности водной среды обитания | 2 | 1 | 1 | 11.10 | ||
38-39 | Свет и тепло как фактор водной среды обитания | 2 | 1 | 1 | 14.10 | ||
40-41 | Различие водной среды по составу растворенных веществ | 2 | 1 | 1 | 18.10 | ||
42-43 | Почвенная среда обитания | 2 | 1 | 1 | 21.10 | ||
44-45 | Вода в почве | 2 | 1 | 1 | 25.10 | ||
46-49 | Живые организмы-обитатели почвы | 4 | 2 | 2 | 28.10 | ||
50-51 | Живые организмы как среда обитания других организмов | 2 | 1 | 1 | 08.11 | ||
52-53 | Совместное влияние на организм условий окружающей среды | 2 | 1 | 1 | 11.11 | ||
54-55 | Что мы узнали о средах жизни организмов | 2 | 1 | 1 | 15.11 | ||
Глава III. Взаимоотношения живых организмов (12 час) | | ||||||
56-57 | Основные типы взаимоотношения живых организмов. Взаимовыгодные | 2 | 1 | 1 | 18.11 22.11 | ||
58-59 | Отношения выгодные одному и безразличные другому | 2 | 1 | 1 | 25.11 | ||
60-61 | Отношения типа «хищник-жертва», «паразит-хозяин» | 2 | 1 | 1 | 29.11 02.12 | ||
62-63 | Вытеснение как пример взаимоотношения | 2 | 1 | 1 | 06.12 | ||
64-65 | Использование человеком знаний о взаимоотношение живых организмов | 2 | 1 | 1 | 09.12 | ||
66-67 | Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов | 2 | 1 | 1 | 13.12 | ||
Глава III. Естественные и искусственные сообщества живых организмов. Экологическая тропа (35 час) | | ||||||
68-69 | Сообщества живых организмов | 2 | 1 | 1 | 16.12 | ||
70-71 | Основные группы живых организмов в природных сообществах | 2 | 1 | 1 | 20.12 | ||
72-73 | Цепи и сети питания | 2 | 1 | 1 | 23.12 | ||
74-75 | Пруд и озеро как природное сообщество | 2 | 1 | 1 | 24.04 | ||
76-77 | Аквариум как искусственный пресноводный водоем | 2 | 1 | 1 | 27.04 | ||
78-79 | Луг как природное сообщество | 2 | 1 | 1 | 04.05 | ||
90-91 | Поле как искусственное сообщество | 2 | 1 | 1 | 08.05 | ||
92-93 | Лес как природное сообщество | 2 | 1 | 1 | 11.05 | ||
94-95 | Лесопарк, плодово-ягодный сад, как искусственные, сообщество | 2 | 1 | 1 | 15.05 | ||
96-97 | Болото как породное сообщество. Смена природных сообществ | 2 | 1 | 1 | 18.05 | ||
98-99 | Что мы узнали о сообществах живых организмов. Понятие «экологическая тропа» | 2 | 1 | 1 | 22.05 | ||
100-102 | Оформление проекта «Экологическая тропа» | 4 | 1 | 3 | 25.05 |
Краткое содержание программы
Глава I. Введение (6:3:3)
Четыре царства живых организмов. Отличие и характерные признаки представителей царств. Основные физиологические процессы, характерные для живого организма, общность химического состава. Науки изучающие живые организмы. Понятие «среды обитания» для всего живого. Человек-часть этого мира, его ответственность за состояние окружающей среды. Понятие термина «экология».
Глава II. Среды и приспособление к ним организмов. (49:19:30)
Понятие основных сред обитания живых организмов, их характеристика, особенности (понятие «условия, фактор») и приспособления (понятие «абиотического фактора, адаптации»), необходимые для проживания в каждой из сред.
Особенности наземно-воздушной среды, ее необходимость и приспособления для проживания в ней организмов.
Понятие света как фактора наземно-воздушной среды. Изменение освещённости по сезонам, необходимость приспособления и возникающие в связи с этим, явления. Группы растений по отношению к свету. Их характерные особенности. Уровни приспособления представителей животного мира к изменениям освещенности по сезонам и в течение суток.
Вода, как условие жизни: уровни приспособления, выражающиеся в особенностях внешнего и внутреннего строения, характерные для растительного и животного мира.
Температура. Источник света и тепла. Виды приспособления к изменениям температуры. Группы представителей растений и животных по отношению к температуре.
Осадки, их значение и влияние, в зависимости от количества. Приспособление к периодам изменения выпадения осадков.
Особенности водной среды. Основные факторы водной среды. Понятие плотности, давления- как отличительной черты. Анормальность воды по отношению к другим веществам. Необходимость приспособления растений и животных для комфортного проживания в данной среде. Химически состав различных водных сред, и необходимый уровень приспособления для проживания в каждой из них.
Почвенная среда обитания живых организмов. Состав и свойства, как причина возникающего уровня приспособления. Понятие плодородия и причин ведущих как к его повышению, так и уменьшению, вплоть до полной потере. Биологические методы повышения плодородия. Понятие седиратов, компостирования.
Процесс образования почвы. Структурная и бесструктурная почва-отличие, условия произрастания и проживания в них. Необходимость восстановления и сохранения структуры почвы и почвы, как био-костного тела, в целом.
Вода в почве. Значение. Пути попадания в почву. Работа воды в природе. Понятие водоносного слоя, уровня грунтовых вод.
Живые организмы-обитатели почвы. Приспособления, характеризующие растения (понятие воздушных корней, ходульных…) и животных, обитателей различных уровней проживания в почве.
Живые организмы как среда обитания других организмов. Понятие паразитизма, болезнетворных организмов. Особенности строения в связи со спецификой проживания, питания и взаимоотношения с организмом хозяина. Необходимость соблюдения личной гигиены, поддержание иммунитета, ведения здорового образа жизни, как преграды на пути заражения.
Совместное влияние на организм условий окружающей среды. Понятие благоприятного и отрицательного воздействия. Необходимый спектр защиты растений и животных, позволяющих переживать комплексное воздействие факторов среды. Взаимозаменяющее действие факторов. Приспособления, необходимые для перенесения комплекса факторов (понятие адаптивного потенциала). Зависимость формы и места проживания организма.
Что мы узнали о средах жизни организмов. Особенности сред обитания представителей различных царств. Многообразие жизненных форм, их зависимость от особенностей проживания в той или иной среде, выражающаяся в различных проявлениях уровней приспособления. Биотические и абиотические факторы их взаимное влияние.
Глава III. Естественные и искусственные сообщества живых организмов. Экологическая тропа (35:12:23)
Сообщества живых организмов. Виды взаимосвязей организмов в природе, их изучение, как важнейшая задача экологии. Понятие природного сообщества, биоценоза. Цепи питания. Необходимость сохранения всех званий цепей питания, как необходимого условия баланса.
Основные группы живых организмов в природных сообществах. Причины обуславливающие огромное разнообразие природных сообществ. Экологические группы организмов. Продуценты. Консументы: первичные, вторичные. Растительноядные и плотоядные организмы. Детритофаги. Круговорот, возврат минеральных веществ-редуценты. Взаимосвязь цепей питания, необходимость ее целостности.
Цепи и сети питания- основные связи между организмами сообщества. Растительноядные, их многообразие. Плотоядные. Условия долговечности природного сообщества. Схемы пищевых сетей. Составление пищевых цепей. Условия баланса, необходимого для существования сообщества.
Пруд и озеро как природное сообщество. Характеристика растительного и животного мира пруда. Пищевые цепи, характерные для сообщества пруда. Значение прудов для окружающей местности. Правила поведения.
Аквариум как искусственный пресноводный водоем. Правила формирования сообщества аквариума. Наличие системы самоочищения и самовосстановления. Правила оборудования и ухода.
Луг как природное сообщество. Фауна и флора лугов, в зависимости от широтности. Взаимосвязь представителей сообщества луга – пищевые сети. Значение лугов для жизнедеятельности человека. Правила поведения.
Поле как искусственное, неустойчивое, сообщество. Назначение поля. Отличие луга и поля. Эпифитотия полей-причины, последствия, меры предупреждения. Минеральные и органические удобрения. Сорные растения. Правила поведения.
Лес как природное сообщество. Влияние широтности на формирование сообщества леса. Широколиственный лес. Понятие ярусности. Особенности флоры и фауны леса, их взаимосвязи.. Сосновые леса-виды: особенности ярусности. Пищевые цепи. Значение лесов для человечества. Проблемы леса правила поведения в лесу.
Лесопарк, плодово-ягодный сад как искусственные сообщество. Значение для жителей городов. Особенности фауны и флоры. Пищевые цепи, причины их немногочисленности. Дендрофлора, как основа растительного мира. Птицы парков-роль, помощь со стороны людей в зимний период. Правила поведения.
Болото как породное сообщество. Смена природных сообществ. Причины формирования. Виды. Флора и фауна, ее особенности. Хозяйственное значение. Болота – источник вод многих рек равнин. Проблемы болот.
Что мы узнали о сообществах живых организмов. Понятие «экологическая тропа». Основное назначение тропы - проведение исследований по изучению состояния окружающей среды, приобретения трудовых навыков и умений, связанных с улучшением природного окружения, пропаганды природоохранительных идей, а также воспитания экологического мышления. Оформление проекта «Экологическая тропа»
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Мониторинг представляет собой форму организации, систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной деятельности и ее отдельных элементах, обеспечивающую непрерывное отслеживание и прогнозирование ее развития. Мониторинг специально - организованное, целевое наблюдение, контроль и диагностика состояния образовательного процесса на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Цель мониторинга - аттестация уровня личностного развития обучающихся, результатов и достижений обучающихся и освоение ими теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия планируемым результатам программы.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется по трем уровням: первый уровень - это мониторинг освоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение №1, №2);
второй уровень - это мониторинг развития личностных качеств ребенка (Приложение №3);
третий уровень - это мониторинг результатов и достижений обучающегося (Приложение№4).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
В начале изучения программы обучающиеся должны пройди инструктаж по технике безопасности как для нахождения в кабинете биологии, географии, в школьной теплице и при проведении работ на участке и экологической тропе .
Обучение по программе основывается на следующих принципах:
Принцип наглядности предполагает использование зрительных и иных ощущений, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;
Принцип доступности подразумевает построение обучения с учетом возможности обучающихся (возраст, уровень подготовленности);
Принцип системности и последовательности обучения предполагает усвоение новых знаний и навыков в определенной последовательности;
Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных возможностей обучающегося, его способностей, потребностей и интересов.
Принцип креативности предусматривает поощрение творческой активности обучаемого.
Материально-техническое обеспечение программы
Для занятий с обучающимися имеются: помещения (учебный кабинет, пришкольный участок, где проходит экологическая тропа, теплица, огород, вне пределов школьного участка );
Инвентарь для проведения сельско-хозяйственных работ (лопаты, грабли, секатор, лейка, защитные перчатки).
Кроме того, для проведения индивидуальных работ:
1 Канцтовары (тетради, ручки, карандаши, краски, линейка) 1 комплект
2 Справочники: лекарственных растений, насекомых 1 шт.
3 Компас спортивный 1 шт
Ключевые слова и понятия:
Адаптивный потенциал | Бытовая химия | Дендрология |
Заповедники | Заказники | Канцерогены |
Национальные парки | Овощеводство | Парк |
Поле | Пестициды | Лекарственные растения |
Луг | Цветоводство | Утилизация отходов |
Экология | экологический мониторинг | Экологическая обстановка |
Экологические проблемы | Экологическая тропа | Экологический мониторинг |
Список литературы для педагога:
1. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: развития, 1998г. Алексеев В.А.
2. Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Российской экологической академии. Центр экологического обучения.
3. Экология для любознательных, или о чем узнаешь на уроке. Колбовский Е.Ю.
4. Игровые экологические занятия с детьми. Молодова ЛП. Минск: Асар, 1996 г.
5. Сборник творческих задач по биологии, экологии. Модестов С.Ю. СПб.: Акцидент.
6. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова. - Волгоград: Учитель, 2003.
7. Экология (5-6), учебник для общеобразовательной школы, А.И.Никишев, В.Н.Кузнецов, Д.Л.Теплов Москва, «Устойчивый мир»,1999 г.
8. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР, гл.редактор к.э.н. Чиков П.С., ГУГК, 1980
9. Корякия в сердце моем, Москва, «Пента», 2000
10. Все о комнатных растениях , д-р Д.Г.Хессайон, Москва, «Кладезь Букс», 1995
11. «Советы цветоводам», М.Ф.Киреева, А.М.Ульянищева, ЦЧКИ, Воронеж
12. Иллюстрированный атлас «Живая природа», Ридерз дайджест
13. Изучение флоры своей местности: статья / А.С.Боголюбов, Н.С. Лазарева.- Москва: Экосистема, 2002. - 55 с.
14.. Охрана природы: учебник для вузов / А.И. Воронцов, Н.З., Харитонова-Москва: Высшая школа, 1989.- 245 с.
15. Кипрейный чай - отрада душе, здоровье-телу: моногр. / М.А. Воронина.- Воронеж: Истоки,1985. - 39 с.
16. Определитель высших растений средней полосы Европейской части СССР./ И.А. Губанов, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров.-Москва. Просвещение, 1981.-150 с.
17.. Флора средней полосы Европейской части России: справочник / П.Ф. Маевский. - Москва: Экосистема, 2006 Г.-350 с.
18. Энциклопедия травяных чаев: сборник / А.И.Нестеровская, Т.Д. Реднюк, Л.Л. Локоткова. - Москва: Просвещение, 1997.- 89 с.
19. Справочник лекарственных растений. /А.А. Рябоконь.- Харьков. Новое образование, 2005 г.-50 с.
20. Юный турист: изучаю родной край. Сборник программ внеурочной деятельности: /под ред. Н.Ф. Виноградовой. - Москва: «Вентана- Граф», 2011- 134-169 с.
Список литературы для обучающихся:
1. В лесу и на опушке: моногр./ Арне Ингстрём. - Москва: Физкультура и спорт, 1979. -50 с.
2. Пособие для экотуриста: справочник / Н.Н. Кумыш. - Москва: Экосистема, 1995. - 75 с.
3. С компасом и картой по ступеням ГТО: уч. пособие / Б.И. Огородников.- Москва: Физкультура и спорт, 1973.- 158 с.
4. Корякия в сердце моем, Москва, «Пента», 2000
5. Все о комнатных растениях , д-р Д.Г.Хессайон, Москва, «Кладезь Букс», 1995
6. «Советы цветоводам», М.Ф.Киреева, А.М.Ульянищева, ЦЧКИ, Воронеж
7. Иллюстрированный атлас «Живая природа», Ридерз дайджест
8. Изучение флоры своей местности: статья / А.С.Боголюбов, Н.С. Лазарева.- Москва: Экосистема, 2002. - 55 с.
Приложение № 1
Протокол мониторинга освоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Учебный год | |||||||||||||||
№ | ФИ О | Входной контроль | Текущий контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль (в конце обучения по программе) Заполняется только в конце обучения по программе. | ||||||||||
Уровень теоретическ их знаний | Уровень практическ их навыков | Средни й балл | Уровень теоретическ их знаний | Уровень практическ их навыков | Средни й балл | Уровень теоретическ их знаний | Уровень практическ их навыков | Средни й балл | Уровень теоретическ их знаний | Уровень практическ их навыков | Средни й балл | ||||
| | | | | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | | | |
В - Входной контроль
Т - Текущий контроль
П - Промежуточный контроль
И — Итоговый контроль (в конце обучения по программе) Заполняется только в конце обучения по программе.
Уровень теоретических знаний:
балл — низкий уровень: минимальный уровень — ребенок овладел менее чем на '/2 объема знаний, предусмотренных программой и как правило избегает употреблять специальные термины.
балла — средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более !4, сочетает специальную и бытовую терминологию.
балла — высокий уровень: максимальный уровень - освоил практически весь объем знаний, термины употребляет осознанно.
Уровень практических навыков:
балл — низкий уровень: минимальный уровень — ребенок овладел менее чем на !4 предусмотренных умений и навыков.
балла — средний уровень: ребенок овладел более чем на ‘/2 предусмотренных умений и навыков.
балла — высокий уровень: максимальный уровень - овладел практически всеми умений и навыками
Критерии и оцениваемые параметры освоения обучающимися содержания дополнительной общеразвивающей
программы
Время проведения | Цель проведения | Формы аттестации |
Входной или начальный контроль эоль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование, практическое задание. |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа, тестирование, практическое задание. |
Промежуточный или рубежный контроль | ||
В конце года обучения | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения за год. | Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование, практическое задание. |
Итоговый контроль | ||
В конце обучения по программе | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита рефератов, взаимозачет, игра-испьггание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др. |
Приложение №2.
Вопросы для проверки теоретического уровня знаний и задания (тесты) для проверки практических навыков
освоения программы
Входной контроль
Контрольные вопросы для определения уровня экологической подготовленности:
Что такое здоровый образ жизни?
Какие лекарственные растения нашего края вы знаете?
Почему они называются лекарственными?
4. Что такое морфология растений?
5. Для чего надо охранять природу?
6. Какие вы знаете заповедники нашего края?
7. В каких экскурсиях по заповедникам вы принимали участие?
8. Как надо вести себя в лесной природоохранной зоне?
9. Как лично вы можете участвовать в охране ресурсов?
Практический тест на знание экологических понятий:
Экологический кроссворд:
По горизонтали:
2. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...(ответ: Солнце )
1. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять, (ответ: Вода)
По вертикали:
2. На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица ...( ответ: Сосна)
2. Атмосфера и вода,
Солнце, тёплые ветра,
Круглая, вращается,
Как называется? ( ответ: Земля)
20
Приложение №3
Протокол мониторинга развития личностных качеств ребенка
Учебный год | |||||||||||||||||||||||
Год обучения- Группа № | |||||||||||||||||||||||
Л | Ф И О | Входной контроль | Текущий контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль (в конце обучения по программе) Заполняется только в конце обучения по программе. | ||||||||||||||||||
Мот ивац ия к заня тия м | Твор ческ ая акти внос ть | Социали зированн ость, коммуни кабельно сть | Урове нь воспи танно сти | Ср едн ИЙ бал л | Мот ивац ия к заня тия м | Твор ческ ая акти внос ть | Социали зированн ость, коммуни кабельно сть | Урове нь воспи танно сти | Ср едн ИЙ бал л | Мот ивац ия к заня тия м | Твор ческ ая акти внос ть | Социали зированн ость, коммуни кабельно сть | Урове нь воспи танно сти | Ср едн ИЙ бал л | Мот ивац ия к заня тия м | Твор ческ ая акти внос ть | Социали зированн ость, коммуни кабельно сть | Урове нь воспи танно сти | Сре ДНИ й бал л | ||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
балл — низкий уровень
балла — средний уровень
балла — высокий уровень
21
Критерии и оцениваемые параметры развития личностных качеств ребенка
Уровень | Балл | Мотивация | Творческая активность | Социализированность, коммуникабельность | Уровень воспитанности |
Высокий | 3 | У ребёнка есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования, старается следовать всем указаниям педагога, проявляет добросовестность и ответственность, с желанием ходит на занятия, но может пропустить несколько без уважительной причины. | У ребёнка наблюдается достаточно высокий уровень знаний, способностей, которые он иногда стремится проявить в творческой деятельности для своей самореализации, но не всегда способен оценивать границы собственной компетентности. Активно участвует в конкурсах. фестивалях, соревнованиях и т.д. | Ребёнок благоприятно чувствует себя в коллективе, общается со всеми обучающимися, не боится задавать вопросы педагогам, обращается к ним за советом, умеет грамотно сформулировать свой вопрос или просьбу. Охотно выполняет поручения. | Ребёнок отличается Доброжелательностью и отзывчивостью по отношению к окружающим, соблюдает правила поведения, гигиены и техники безопасности, заботится о своём здоровье, вежлив, терпим к другим, не проявляет агрессивности. |
Средний | 2 | Ребёнок успешно справляется с образовательной деятельностью, но особого интереса к занятиям не имеет, посещает занятия не регулярно, проявляют меньшую зависимость от требований и норм. | Ребёнок успешно справляется с образовательной деятельностью, но не всегда проявляет активность в участии в различных мероприятиях, не всегда способен оценить свои возможности. Иногда проявляет желание участвовать в мероприятиях, если его уговаривают. | У ребёнка сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами. Может выполнять требования педагога формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным. | Ребёнок в общении чаще доброжелателен, но не всегда оказывает помощь другим, откликается на просьбы, соблюдает правила поведения, гигиены и техники безопасности только тогда, когда напоминает педагог, не всегда терпим к тому, кто не нравится, может быть агрессивен. |
Низкий | 1 | Ребёнок хорошо чувствует себя в коллективе, однако чаще | Ребёнок не желает участвовать в различных мероприятиях, | Ребёнок замкнут, изолирован от других детей, | Ребёнок недоброжелателен по отношению к некоторым детям, |
| | ходит, чтобы общаться с друзьями, с педагогом. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс мало привлекает. На занятиях может не заниматься | хотя есть возможности, не способен их оценить, нет стремления к самореализации. | предпочитает находиться один. Избегает контакта с педагогом, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается | не считается с чужими интересами, не желает соблюдать правила, которые установлены. Агрессивен, может применить силу к другим для достижения своих целей. |
Форма аттестации: педагогическое наблюдение, психологические диагностики. |
Приложение № 4
Протокол мониторинга результатов и достижений обучающегося
Учебный год | ||||||
Год обучения- Группа № | ||||||
Ф.И.1 | Э. обучающегося (обучающихся) | |||||
№ п/н | Наименование мероприятия (конкурс, фестиваль, соревнование и т.д., в том числе проводимые самим обучающимся: мастер-классы) | Срок проведения | Форма участия (заполняется в случае, когда участие предполагает публичное выступление) | Краткое описание мероприятия | Достигнутые результаты (победитель, призер, участник и Т.Д.) | |
Районный | ||||||
| | | | | | |
Межмуниципальный | ||||||
| | | | | | |
Муниципальный | ||||||
| | | | | | |
Областной (региональный) | ||||||
| | | | | | |
Межрегиональный | ||||||
| | | | | | |
Всероссийский | ||||||
| | | | | | |
Международный |
Приложение
Надежда Алексеевна Паршукова
Дзюбина Алла Анатольевна
Горбункова Ольга Ивановна
Дзюбина Алла Анатольевна
Надежда Алексеевна Паршукова
Дзюбина Алла Анатольевна