Программа работы кружка на тему «Экология растений» (3–4 классы)
Тогучинский район Новосибирской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Тогучинского района
«Центр развития творчества»
|
УТВЕРЖДАЮ приказом от «05» марта 2024г. № 200 А.С.Сиротина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной программе
естественнонаучной направленности
«Экология растений»
Возраст обучающихся:8 – 14 лет
Срок реализации программы: 06.03.2024 по 31.05.2024
Автор: Вяткина Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Тогучин 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа «Экология растений» конкретизирует содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология растений» распределением часов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и датой начала занятий в учебной группе № 12.
Программа направлена на умение применять полученные знания и практический опыт для озеленения приусадебного участка, повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации школьников.
Объем программы – 24 часа
Срок обучения по программе: 06.03.2024 - 31.05.2024г.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 3 месяца обучения.
Форма обучения – очная форма.
Язык программы – русский
Уровень программы – стартовый (ознакомительный).
Место реализации программы: МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю –2 часа
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Расписание: среда, пятница: 15.00 – 15.45
Педагог дополнительного образования: Вяткина Светлана Николаевна
Цель и задачи программы
Цель программы формирование экологического мышления через развитие познавательного интереса и опытническую деятельность.
Задачи:
Предметные научить:
Понимать биологические особенности растений и их зависимость от абиотических, биотических и антропогенных факторов.
Анализировать и обобщать проделанную работу, подводить итоги, прогнозировать результат;
Понимать сущность научно-исследовательской работы.
Метапредметные:
Сформировать навыки по выращиванию, уходу и размножению растений.
Научить применять полученные знания и навыки в жизни, на других занятиях.
Личностные способствовать:
Формированию собственной позиции в отношении биологической науки и дизайна в целом, выработке и отстаивания своей точки зрения уважая мнения других.
Развитию взаимного контроля и оказания необходимой взаимопомощи.
Учебный план реализации программы «Экология растений»
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ контроля |
||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. |
Введение |
1 |
1 |
- |
Социометрическое тестирование |
2. |
Многообразие растительного мира |
4 |
2 |
2 |
Обсуждения, рисунки, защита рисунков, итоговая игра |
3. |
Цветочно – декоративные растения |
2 |
1 |
1 |
Дидактическая игра (Приложение 1) |
4. |
Строение растения |
2 |
1 |
1 |
Собеседование. |
5. |
Волшебство Матушки- Природы |
2 |
1 |
1 |
Дидактическая игра (Приложение 2) |
6. |
Мир растений. Многообразие растений |
3 |
1 |
2 |
Собеседование |
7. |
Группы растений по отношению к свету: |
2 |
1 |
1 |
Собеседование |
8. |
Группы растений по отношению к влаге |
2 |
- |
2 |
Собеседование |
9. |
Уход за растениями |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
10. |
Повторение пройденных занятий |
1 |
- |
1 |
Повторение и закрепление изученных тем |
11. |
Промежуточная аттестация |
1 |
1 |
- |
Теория: контрольные вопросы практика: практическая работа |
12. |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Викторина |
13. |
Итого |
24 |
9 |
15 |
|
Содержание учебного плана
1. Введение. 1 час
Знакомство с объединением, правилами поведения ТБ в объединении.
2. Многообразие растительного мира. 4 часа
Теория: Значение растений в жизни человека. Разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Растения открытого и закрытого грунта.
Практика: Работа со справочным материалом, интернет ресурсами, коллекциями растений и гербариями.
3. Цветочно – декоративные растения. 2 часа
Теория: Группы весеннего, летнего, осеннего цветения. Лекарственные растения (ромашка, тысячелистник, мелисса)
Практика: Выставка цветочных композиций «Осенний бал цветов»
4. Строение растения. 2 часа
Теория: Главные органы растений: корень, стебель, лист и их функции.
Демонстрационные опыты
Практика: Демонстрационные опыты
5. Волшебство Матушки – Природы. 2 часа
Теория: Растение – живой организм Природы. Растения – гениальные инженеры Природы. Растения–индикаторы. Растения – барометры.
Практика: Знакомство с приспособлениями и изменениями растений в зависимости от климатических условий и среды обитания, с суточным биоритмом растений.
6. Мир растений. Многообразие растений. 3 часа
Теория: Происхождение растений. Значение растений в жизни человека. Практика: Основные группы растений: декоративно – лиственные, декоративно – цветущие. Легенды и предания. Экскурсии.
7. Группы растений по отношению к свету. 2 часа.
Теория: Светолюбивые и теневыносливые растения (растения, предпочитающие среднюю освещенность: кливия, циссус; теневые:
сансевьера, фикус, традесканция.
Практика: Опыт: влияние света на растения.
8. Группы растений по отношению к влаге. 2 часа
Теория: Засухоустойчивые и влаголюбивые растения: засухоустойчивые: кактусы, алоэ, иглица; влаголюбивые: аспидистра, лимон, кливия, пеларгония.
9. Уход за растениями. 3 часа
Теория: Систематический и периодический уход. Приемы ухода. Полив весенне – летний, осенне – зимний. Опрыскивание.
Практика: Систематический и периодический уход.
10. Повторение пройденных тем. 1 час
11. Промежуточная аттестация. 1 час
12. Итоговое занятие. 1 час
Планируемые результаты
Предметные:
1.Будут понимать биологические особенности растений и их зависимость от абиотических, биотических и антропогенных факторов.
2.Будут анализировать и обобщать проделанную работу, подводить итоги, прогнозировать результат;
3.Будут понимать сущность научно-исследовательской работы.
Метапредметные:
1.Будут сформированы навыки по выращиванию, уходу и размножению растений.
2. Научатся применять полученные знания и навыки в жизни, на других занятиях.
Личностные способствовать:
1. Будет сформирована собственная жизненная позиция, в отношении биологической науки и дизайна в целом, выработке и отстаивания своей точки зрения, уважая мнения других.
2. Будет развит взаимный контроль и оказания необходимой взаимопомощи.
Календарный учебный график
Год обучения (уровень) |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год обучения (базовый) |
06.03.2024 |
31 мая 2024 г. |
14 |
24 |
24 часа, 2 часа |
2 раза в неделю по 1 часу |
(Календарный график группы № 12 с указанием даты, тем, времени занятий см. в Приложении № 1)
Условия реализации образовательной программы
Для выполнения образовательной программы есть:
Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы используется кабинет, возможность пользоваться лабораторным оборудованием, лабораторный комплекс для проведения учебных исследований (лабораторное оборудование: пробирки, колбы, стекл. палочки, стаканы, pH – метр, индикаторы и пр.; организационно – техническое оборудование: ноутбуки, компьютеры с необходимым программным обеспечением; мультимедийный проектор; расходные материалы: ватманы; маркеры; скотч; бумага для печати; бумага цветная для печати; садовый инвентарь: лопаты, метла, грабли, колышки, метр); компьютер с выходом в Интернет.
Информационное обеспечение
Дополнительная литература (справочники, энциклопедии, методики, биографии ученых, монографии и т.д.), учебные канцелярские принадлежности, маркеры (фломастеры) и листы бумаги для организации исследовательской деятельности, электронные носители для фиксации работ, выполненных на компьютере.
Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит на основе положения о порядке контроля успеваемости и аттестации обучающихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Тогучинского района «Центра развития творчества».
1.Промежуточная аттестация (четвёртая неделя апреля).
Показателем успешного освоения программы считается участие обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня, соответствующих профилю образовательной программы.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 80 – 100%, предусмотренных программой за конкретный период;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 50 – 79%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
высокий уровень – обучающийся овладел на 100 – 80 % умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 50 – 79 %; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
низкий уровень – ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Методические материалы
В организации учебного процесса по программе применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Одновременно каждый из общедидактических методов определяет педагогическую сущность приемов и форм обучения.
Педагогические технологии:
1.Всестороннее развитие личности; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2.Сознательность творческой активности и самостоятельность ребенка при руководящей роли педагога.
3.Систематичность и последовательность в овладении знаниями, умениями и навыками; доступность в обучении.
4.Наглядность.
5.Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
6.Принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства.
7.Создание ситуации успеха.
8.Создание ситуации взаимопомощи.
9.Заинтересованность результатами коллективной работы.
10.Организация само- и взаимопроверки.
В процессе обучения используются следующие формы занятий: коллективная, групповая работа проводится в форме теоретических, практических и тренировочных занятий, самостоятельная работа осуществляется учащимися в форме усвоения теоретического материала, чтения литературы, процесса ухода за растениями, комбинированное учебное занятие, вводное занятие, итоговое занятие, экскурсия, выставка, мастер класс.
Алгоритм учебного занятия:
проверка готовности к занятию;
инструктаж (вводный, текущий, заключительный);
выполнение практических заданий;
физкультминутки, динамические паузы;
рефлексия, оценка выполнения заданий.
Дидактический материал:
1.Гербарии «Сорные растения», «Семена овощных культур», «Семена зерновых культур», «Семена плодовых культур»;
2.Рабочая тетрадь «Исследовательская работа от «А» до «Я», опытнический дневник;
3.Методические пособия: А.Б. Доспехов «Методика полевого опыта», «Государственное сортоиспытание сельскохозяйственных культур».
4.Учебная литература по интенсивным технологиям в растениеводстве.
Рабочая программа воспитания
Цель: развитие функционально грамотной личности посредствам включения обучающихся в природоохранную деятельность.
Задачи:
1.Прививать чувство ответственности за красоту и чистоту природы (воздуха, воды, почвы).
2.Воспитывать наблюдательность у обучающихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и неживой природе на планете, природным богатствам страны, дарам лесов, озер, рек.
3.Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.
Направления, формы и методы воспитания
экскурсии;
досуговые праздники;
акции;
участие родителей в конкурсах.
Планируемые результаты
По окончании обучения по программе «Экология растений» у обучающихся:
Будет сформирована необходимость участия в посильной природоохранной деятельности, воспитана любовь к родной природе, к своим родителям.
Будут сформированы духовно-нравственные ориентиры
Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Название мероприятия, события, дела |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1. |
Посвящение в экологов |
Конкурсно – развлекательное мероприятие |
март |
2. |
Праздник мам. |
Изготовление подарков из природного материала |
март |
3. |
Экскурсия «Природа родного края» |
Проведение экскурсии в музей леса ТЛТ |
апрель |
4. |
Акция «Салатовая ленточка» |
Участие в акции |
Апрель – май |
Приложение №1
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Экология растений», группа № 12 (МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа),
24 часа в год, 2 часа в неделю.
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения |
Формы занятий |
Кол –во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Формы контроля |
|||||
план |
факт |
||||||||||||
Вводное занятие 1 час |
|||||||||||||
1. |
март |
06 |
|
15.00 -15.45 |
Комбинированное |
1 |
Знакомство с объединением, правилами поведения, ТБ в объединении. |
Каб. 26 |
Социометричес кое тестирование |
||||
Многообразие растительного мира. 4 часа |
|||||||||||||
2. |
март |
13 |
|
15.00 –15.45 |
Беседа |
1 |
Значение растений в жизни человека. |
Каб. 26 |
Устный опрос по тематическим вопросам |
||||
3. |
март |
15 |
|
15.00 –15.45 |
Викторина |
1 |
Разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. |
Каб. 26 |
Дидактическая игра |
||||
4. |
март |
20 |
|
15.00 –15.45 |
Работа с литературой |
1 |
Растения открытого и закрытого грунта. |
Каб. 26 |
Дидактическая игра |
||||
5. |
март |
22 |
|
15.00 –15.45 |
Беседа |
1 |
Работа с гербарием |
Каб. 26 |
Беседа |
||||
Цветочно – декоративные растения. 2 часа |
|||||||||||||
6. |
март |
27 |
|
15.00 –15.45 |
Комбиниров. |
|
Группы весеннего, летнего, осеннего цветения. Лекарственные растения. |
Каб. 26 |
Викторина, загадки |
||||
7. |
март |
29 |
|
15.00 –15.45 |
Беседа |
1 |
Работа с гербарием |
Каб. 26 |
Беседа |
||||
Строение растений 2 часа |
|||||||||||||
8. |
апрель |
03 |
|
15.00 -15.45 |
Комбиниров. |
1 |
Главные органы растений: корень, стебель, лист и их функции. |
Каб. 26 |
Обсуждения |
||||
9. |
апрель |
05 |
|
15.00 –15.45 |
Опыты |
1 |
Демонстрационные опыты. Всасывание воды корнями. |
Каб. 26 |
Дидактическая игра |
||||
|
|||||||||||||
10. |
апрель |
10 |
|
15.00 –15.45 |
Беседа |
1 |
Растение – живой организм Природы. Растения – гениальные инженеры природы. |
Каб. 26 |
Беседа |
||||
11. |
|
12 |
|
15.00 –15.45 |
Беседа |
1 |
Растения–индикаторы. Растения-барометры. Растения-хищники. Часы Флоры. |
Каб. 26 |
Обсуждения, рисунки, защита рисунков. |
||||
Мир растений. Многообразие растений. 3 часа |
|||||||||||||
12. |
апрель |
17 |
|
15.00 -15.45 |
Комбиниров. |
1 |
Происхождение растений. Значение растений в жизни человека. |
Каб. 26 |
Устный опрос по теме Обсуждения, рисунки, защита рисунков, итоговая игра |
||||
13. |
апрель |
19 |
|
15.00 – 15.45 |
Беседа, викторина |
1 |
Основные группы растений: декоративно-лиственные. Основные группы растений: декоративно-цветущие Основные группы комнатных растений: суккуленты |
Каб. 26 |
Дидактическая игра |
||||
14. |
апрель |
24 |
|
15.00 – 15.45 |
Беседа |
1 |
Работа по сохранению коллекции комнатных растений. Наблюдение за растениями |
Каб. 26 |
Дидактическая игра |
||||
Группы растений по отношению к свету. 2 часа. |
|||||||||||||
15. |
апрель |
26 |
|
15.00 – 15.45 |
Комбиниров. |
1 |
Светолюбивые и теневыносливые растения |
Каб. 26 |
Социометричес кое тестирование |
||||
16. |
май |
03 |
|
15.00 – 15.45 |
Наблюдения |
1 |
Проведение опытов |
Каб. 26 |
Дневник наблюдений |
||||
Группы растений по отношению к влаге. 2 часа. |
|||||||||||||
17. |
май |
08 |
|
15.00 – 15.45 |
Беседа |
1 |
Засухоустойчивые и влаголюбивые растения. |
Каб. 26 |
Беседа |
||||
18. |
май |
10 |
|
15.00 – 15.45 |
Викторина. Игра |
1 |
Засухоустойчивые и влаголюбивые растения. |
Каб. 26 |
Дидактическая игра |
||||
Уход за растениями. 3 часа |
|||||||||||||
19. |
май |
15 |
|
15.00 – 15.45 |
Комбинирован. Беседа |
1 |
Систематический и периодический уход. Приемы ухода. Полив весенне-летний, осенне-зимний. |
Каб. 26 |
Устный опрос по теме. Практическая работа, тестирование |
||||
20. |
май |
17 |
|
15.00 – 15.45 |
Комбинирован. |
1 |
Практическая работа по уходу. Пересадка растений Формирование растений |
Каб. 26 |
Практическая работа, тестирование |
||||
21. |
май |
22 |
|
15.00 – 15.45 |
Комбинирован. |
1 |
Наиболее распространенные вредители. Наиболее распространенные болезни. Профилактика болезней растений |
Каб. 26 |
Практическая работа, тестирование |
||||
Повторение пройденных тем. 1 час |
|||||||||||||
22. |
май |
24 |
|
15.00 – 15.45 |
Комбинирован. |
1 |
Путешествие по станциям |
Каб. 26 |
Игра |
||||
Промежуточная аттестация. 1 час |
|||||||||||||
23. |
май |
29 |
|
15.00 – 15.45 |
Тестовая работа |
1 |
Тестирование обучающихся |
Каб. 26 |
Практическая работа, тестирование |
||||
Итоговое занятие. 1 час |
|||||||||||||
24. |
май |
31 |
|
15.00 – 15.45 |
Комбинирован. |
1 |
КВН «Мир природы» |
Каб. 26 |
Творческая работа |
||||
|
Итого |
|
24 часа |
|
|
|