Программа работы кружка на тему «Экология растений» (3–4 классы)

1
0
Материал опубликован 25 March

 

Тогучинский район Новосибирской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Тогучинского района

«Центр развития творчества»

 

 


 

 

УТВЕРЖДАЮ

приказом от «05» марта 2024г.

200

А.С.Сиротина

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной программе

естественнонаучной направленности

«Экология растений»

Возраст обучающихся:8 – 14 лет

Срок реализации программы: 06.03.2024 по 31.05.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Вяткина Светлана Николаевна

педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогучин 2024

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Экология растений» конкретизирует содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология растений» распределением часов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и датой начала занятий в учебной группе № 12.

Программа направлена на умение применять полученные знания и практический опыт для озеленения приусадебного участка, повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации школьников.

Объем программы 24 часа

Срок обучения по программе: 06.03.2024 - 31.05.2024г.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 3 месяца обучения.

Форма обучения очная форма.

Язык программы русский

Уровень программы стартовый (ознакомительный).

Место реализации программы: МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»

Режим занятий:

Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв между учебными занятиями 15 минут.

Общее количество часов в неделю –2 часа

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.

Расписание: среда, пятница: 15.00 – 15.45

Педагог дополнительного образования: Вяткина Светлана Николаевна

Цель и задачи программы

Цель программы формирование экологического мышления через развитие познавательного интереса и опытническую деятельность.

Задачи:

Предметные научить:

Понимать биологические особенности растений и их зависимость от абиотических, биотических и антропогенных факторов.

Анализировать и обобщать проделанную работу, подводить итоги, прогнозировать результат;

Понимать сущность научно-исследовательской работы.

Метапредметные:

Сформировать навыки по выращиванию, уходу и размножению растений.

Научить применять полученные знания и навыки в жизни, на других занятиях.

Личностные способствовать:

Формированию собственной позиции в отношении биологической науки и дизайна в целом, выработке и отстаивания своей точки зрения уважая мнения других.

Развитию взаимного контроля и оказания необходимой взаимопомощи.

 

Учебный план реализации программы «Экология растений»

 

Раздел, тема

Количество часов

Формы промежуточной

аттестации/ контроля

 

 

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

-

Социометрическое тестирование

2.

Многообразие растительного мира

4

2

2

Обсуждения, рисунки, защита рисунков, итоговая игра

3.

Цветочно – декоративные растения

2

1

1

Дидактическая игра

(Приложение 1)

4.

Строение растения

2

1

1

Собеседование.

5.

Волшебство Матушки-

Природы

2

1

1

Дидактическая игра

(Приложение 2)

6.

Мир растений.

Многообразие растений

3

1

2

Собеседование

7.

Группы растений по отношению к свету:

2

1

1

Собеседование

8.

Группы растений по отношению к влаге

2

-

2

Собеседование

9.

Уход за растениями

3

1

2

Практическая работа

10.

Повторение пройденных занятий

1

-

1

Повторение и закрепление изученных тем

11.

Промежуточная аттестация

1

1

-

Теория: контрольные вопросы практика:

практическая работа

12.

Итоговое занятие

1

-

1

Викторина

13.

Итого

24

9

15

 

 

Содержание учебного плана

1. Введение. 1 час

Знакомство с объединением, правилами поведения ТБ в объединении.

2. Многообразие растительного мира. 4 часа

Теория: Значение растений в жизни человека. Разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Растения открытого и закрытого грунта.

Практика: Работа со справочным материалом, интернет ресурсами, коллекциями растений и гербариями.

3. Цветочно – декоративные растения. 2 часа

Теория: Группы весеннего, летнего, осеннего цветения. Лекарственные растения (ромашка, тысячелистник, мелисса)

Практика: Выставка цветочных композиций «Осенний бал цветов»

4. Строение растения. 2 часа

Теория: Главные органы растений: корень, стебель, лист и их функции.

Демонстрационные опыты

Практика: Демонстрационные опыты

5. Волшебство Матушки – Природы. 2 часа

Теория: Растение – живой организм Природы. Растения – гениальные инженеры Природы. Растения–индикаторы. Растения – барометры.

Практика: Знакомство с приспособлениями и изменениями растений в зависимости от климатических условий и среды обитания, с суточным биоритмом растений.

6. Мир растений. Многообразие растений. 3 часа

Теория: Происхождение растений. Значение растений в жизни человека. Практика: Основные группы растений: декоративно – лиственные, декоративно – цветущие. Легенды и предания. Экскурсии.

7. Группы растений по отношению к свету. 2 часа.

Теория: Светолюбивые и теневыносливые растения (растения, предпочитающие среднюю освещенность: кливия, циссус; теневые:

сансевьера, фикус, традесканция.

Практика: Опыт: влияние света на растения.

8. Группы растений по отношению к влаге. 2 часа

Теория: Засухоустойчивые и влаголюбивые растения: засухоустойчивые: кактусы, алоэ, иглица; влаголюбивые: аспидистра, лимон, кливия, пеларгония.

9. Уход за растениями. 3 часа

Теория: Систематический и периодический уход. Приемы ухода. Полив весенне – летний, осенне – зимний. Опрыскивание.

Практика: Систематический и периодический уход.

10. Повторение пройденных тем. 1 час

11. Промежуточная аттестация. 1 час

12. Итоговое занятие. 1 час

 

Планируемые результаты

 

Предметные:

1.Будут понимать биологические особенности растений и их зависимость от абиотических, биотических и антропогенных факторов.

2.Будут анализировать и обобщать проделанную работу, подводить итоги, прогнозировать результат;

3.Будут понимать сущность научно-исследовательской работы.

Метапредметные:

1.Будут сформированы навыки по выращиванию, уходу и размножению растений.

2. Научатся применять полученные знания и навыки в жизни, на других занятиях.

Личностные способствовать:

1. Будет сформирована собственная жизненная позиция, в отношении биологической науки и дизайна в целом, выработке и отстаивания своей точки зрения, уважая мнения других.

2. Будет развит взаимный контроль и оказания необходимой взаимопомощи.

 

 

Календарный учебный график

Год обучения

(уровень)

Дата начала

занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных

недель

Количество учебных

дней

Количество учебных

часов

Режим занятий

1 год обучения

(базовый)

06.03.2024

31 мая 2024 г.

14

24

24 часа,

2 часа

2 раза в неделю

по 1 часу

 

(Календарный график группы № 12 с указанием даты, тем, времени занятий см. в Приложении № 1)

 

Условия реализации образовательной программы

Для выполнения образовательной программы есть:

Материально – техническое обеспечение программы

Для реализации программы используется кабинет, возможность пользоваться лабораторным оборудованием, лабораторный комплекс для проведения учебных исследований (лабораторное оборудование: пробирки, колбы, стекл. палочки, стаканы, pH – метр, индикаторы и пр.; организационно – техническое оборудование: ноутбуки, компьютеры с необходимым программным обеспечением; мультимедийный проектор; расходные материалы: ватманы; маркеры; скотч; бумага для печати; бумага цветная для печати; садовый инвентарь: лопаты, метла, грабли, колышки, метр); компьютер с выходом в Интернет.

Информационное обеспечение

Дополнительная литература (справочники, энциклопедии, методики, биографии ученых, монографии и т.д.), учебные канцелярские принадлежности, маркеры (фломастеры) и листы бумаги для организации исследовательской деятельности, электронные носители для фиксации работ, выполненных на компьютере.

Формы аттестации

Аттестация обучающихся проходит на основе положения о порядке контроля успеваемости и аттестации обучающихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Тогучинского района «Центра развития творчества».

1.Промежуточная аттестация (четвёртая неделя апреля).

Показателем успешного освоения программы считается участие обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня, соответствующих профилю образовательной программы.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 80 – 100%, предусмотренных программой за конкретный период;

специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 50 – 79%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

высокий уровень – обучающийся овладел на 100 – 80 % умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 50 – 79 %; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

низкий уровень – ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

 

Методические материалы

В организации учебного процесса по программе применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Одновременно каждый из общедидактических методов определяет педагогическую сущность приемов и форм обучения.

Педагогические технологии:

1.Всестороннее развитие личности; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2.Сознательность творческой активности и самостоятельность ребенка при руководящей роли педагога.

3.Систематичность и последовательность в овладении знаниями, умениями и навыками; доступность в обучении.

4.Наглядность.

5.Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

6.Принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства.

7.Создание ситуации успеха.

8.Создание ситуации взаимопомощи.

9.Заинтересованность результатами коллективной работы.

10.Организация само- и взаимопроверки.

 

В процессе обучения используются следующие формы занятий: коллективная, групповая работа проводится в форме теоретических, практических и тренировочных занятий, самостоятельная работа осуществляется учащимися в форме усвоения теоретического материала, чтения литературы, процесса ухода за растениями, комбинированное учебное занятие, вводное занятие, итоговое занятие, экскурсия, выставка, мастер класс.

Алгоритм учебного занятия:

проверка готовности к занятию;

инструктаж (вводный, текущий, заключительный);

выполнение практических заданий;

физкультминутки, динамические паузы;

рефлексия, оценка выполнения заданий.

 

Дидактический материал:

1.Гербарии «Сорные растения», «Семена овощных культур», «Семена зерновых культур», «Семена плодовых культур»;

2.Рабочая тетрадь «Исследовательская работа от «А» до «Я», опытнический дневник;

3.Методические пособия: А.Б. Доспехов «Методика полевого опыта», «Государственное сортоиспытание сельскохозяйственных культур».

4.Учебная литература по интенсивным технологиям в растениеводстве.

 

Рабочая программа воспитания

Цель: развитие функционально грамотной личности посредствам включения обучающихся в природоохранную деятельность.

Задачи:

1.Прививать чувство ответственности за красоту и чистоту природы (воздуха, воды, почвы).

2.Воспитывать наблюдательность у обучающихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и неживой природе на планете, природным богатствам страны, дарам лесов, озер, рек.

3.Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.

Направления, формы и методы воспитания

экскурсии;

досуговые праздники;

акции;

участие родителей в конкурсах.

Планируемые результаты

По окончании обучения по программе «Экология растений» у обучающихся:

Будет сформирована необходимость участия в посильной природоохранной деятельности, воспитана любовь к родной природе, к своим родителям.

Будут сформированы духовно-нравственные ориентиры

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события, дела

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Посвящение в экологов

Конкурсно – развлекательное мероприятие

март

2.

Праздник мам.

Изготовление подарков из природного материала

март

3.

Экскурсия «Природа родного края»

Проведение

экскурсии в музей леса ТЛТ

апрель

4.

Акция «Салатовая ленточка»

Участие в акции

Апрель – май

 

 

 

 

Приложение №1

 

 

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Экология растений», группа № 12 (МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа),

24 часа в год, 2 часа в неделю.

 

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

Формы

занятий

Кол –во

часов

Тема занятия

Место

проведения

Формы

контроля

план

факт

Вводное занятие 1 час

1.

март

06

 

15.00 -15.45

Комбинированное

1

Знакомство с объединением, правилами поведения, ТБ в объединении.

Каб. 26

Социометричес кое

тестирование

Многообразие растительного мира. 4 часа

2.

март

13

 

15.00 –15.45

Беседа

1

Значение растений в жизни человека.

Каб. 26

Устный опрос по тематическим вопросам

3.

март

15

 

15.00 –15.45

Викторина

1

Разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, травянистые растения.

Каб. 26

Дидактическая игра

4.

март

20

 

15.00 –15.45

Работа с литературой

1

Растения открытого и закрытого грунта.

Каб. 26

Дидактическая игра

5.

март

22

 

15.00 –15.45

Беседа

1

Работа с гербарием

Каб. 26

Беседа

Цветочно – декоративные растения. 2 часа

6.

март

27

 

15.00 –15.45

Комбиниров.

 

Группы весеннего, летнего, осеннего цветения. Лекарственные растения.

Каб. 26

Викторина, загадки

7.

март

29

 

15.00 –15.45

Беседа

1

Работа с гербарием

Каб. 26

Беседа

Строение растений 2 часа

8.

апрель

03

 

15.00 -15.45

Комбиниров.

1

Главные органы растений: корень, стебель, лист и их функции.

Каб. 26

Обсуждения

9.

апрель

05

 

15.00 –15.45

Опыты

1

Демонстрационные опыты. Всасывание воды корнями.

Каб. 26

Дидактическая игра

 

10.

апрель

10

 

15.00 –15.45

Беседа

1

Растение – живой организм Природы. Растения – гениальные инженеры природы.

Каб. 26

Беседа

11.

 

12

 

15.00 –15.45

Беседа

1

Растения–индикаторы. Растения-барометры. Растения-хищники. Часы Флоры.

Каб. 26

Обсуждения, рисунки, защита рисунков.

Мир растений. Многообразие растений. 3 часа

12.

апрель

17

 

15.00 -15.45

Комбиниров.

1

Происхождение растений.

Значение растений в жизни человека.

Каб. 26

Устный опрос по теме

Обсуждения, рисунки, защита рисунков, итоговая игра

13.

апрель

19

 

15.00 – 15.45

Беседа, викторина

1

Основные группы растений: декоративно-лиственные.

Основные группы растений: декоративно-цветущие

Основные группы комнатных растений: суккуленты

Каб. 26

Дидактическая игра

14.

апрель

24

 

15.00 – 15.45

Беседа

1

Работа по сохранению коллекции комнатных растений. Наблюдение за растениями

Каб. 26

Дидактическая игра

Группы растений по отношению к свету. 2 часа.

15.

апрель

26

 

15.00 – 15.45

Комбиниров.

1

Светолюбивые и теневыносливые растения

Каб. 26

Социометричес кое тестирование

16.

май

03

 

15.00 – 15.45

Наблюдения

1

Проведение опытов

Каб. 26

Дневник наблюдений

Группы растений по отношению к влаге. 2 часа.

17.

май

08

 

15.00 – 15.45

Беседа

1

Засухоустойчивые и влаголюбивые растения.

Каб. 26

Беседа

18.

май

10

 

15.00 – 15.45

Викторина. Игра

1

Засухоустойчивые и влаголюбивые растения.

Каб. 26

Дидактическая игра

Уход за растениями. 3 часа

19.

май

15

 

15.00 – 15.45

Комбинирован. Беседа

1

Систематический и периодический уход. Приемы ухода. Полив весенне-летний, осенне-зимний.

Каб. 26

Устный опрос по теме.

Практическая работа,

тестирование

20.

май

17

 

15.00 – 15.45

Комбинирован.

1

Практическая работа по уходу. Пересадка растений

Формирование растений

Каб. 26

Практическая работа,

тестирование

21.

май

22

 

15.00 – 15.45

Комбинирован.

1

Наиболее распространенные вредители. Наиболее распространенные болезни.

Профилактика болезней растений

Каб. 26

Практическая работа,

тестирование

Повторение пройденных тем. 1 час

22.

май

24

 

15.00 – 15.45

Комбинирован.

1

Путешествие по станциям

Каб. 26

Игра

Промежуточная аттестация. 1 час

23.

май

29

 

15.00 – 15.45

Тестовая работа

1

Тестирование обучающихся

Каб. 26

Практическая работа,

тестирование

Итоговое занятие. 1 час

24.

май

31

 

15.00 – 15.45

Комбинирован.

1

КВН «Мир природы»

Каб. 26

Творческая работа

 

Итого

 

24 часа

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации