12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Вяткина Светлана Николаевна334 Учитель начальных классов. Стаж работы 34 года. Высшая квалификационная категория. В своей работе предпочтение отдаю работе с детьми в области исследований и развитие творческих способностей своих учащихся. Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик |
Экология растений
Тогучинский район Новосибирской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Тогучинского района
«Центр развития творчества»
| УТВЕРЖДАЮ приказом от «05» марта 2024г. № 200 А.С.Сиротина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной программе
естественнонаучной направленности
«Экология растений»
Возраст обучающихся:8 – 14 лет
Срок реализации программы: 06.03.2024 по 31.05.2024
Автор: Вяткина Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Тогучин 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа «Экология растений» конкретизирует содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология растений» распределением часов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и датой начала занятий в учебной группе № 12.
Программа направлена на умение применять полученные знания и практический опыт для озеленения приусадебного участка, повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации школьников.
Объем программы – 24 часа
Срок обучения по программе: 06.03.2024 - 31.05.2024г.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 3 месяца обучения.
Форма обучения – очная форма.
Язык программы – русский
Уровень программы – стартовый (ознакомительный).
Место реализации программы: МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю –2 часа
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Расписание: среда, пятница: 15.00 – 15.45
Педагог дополнительного образования: Вяткина Светлана Николаевна
Цель и задачи программы
Цель программы формирование экологического мышления через развитие познавательного интереса и опытническую деятельность.
Задачи:
Предметные научить:
Понимать биологические особенности растений и их зависимость от абиотических, биотических и антропогенных факторов.
Анализировать и обобщать проделанную работу, подводить итоги, прогнозировать результат;
Понимать сущность научно-исследовательской работы.
Метапредметные:
Сформировать навыки по выращиванию, уходу и размножению растений.
Научить применять полученные знания и навыки в жизни, на других занятиях.
Личностные способствовать:
Формированию собственной позиции в отношении биологической науки и дизайна в целом, выработке и отстаивания своей точки зрения уважая мнения других.
Развитию взаимного контроля и оказания необходимой взаимопомощи.
Учебный план реализации программы «Экология растений»
№ | Раздел, тема | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/ контроля | ||
| | Всего | Теория | Практика | |
1. | Введение | 1 | 1 | - | Социометрическое тестирование |
2. | Многообразие растительного мира | 4 | 2 | 2 | Обсуждения, рисунки, защита рисунков, итоговая игра |
3. | Цветочно – декоративные растения | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра (Приложение 1) |
4. | Строение растения | 2 | 1 | 1 | Собеседование. |
5. | Волшебство Матушки- Природы | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра (Приложение 2) |
6. | Мир растений. Многообразие растений | 3 | 1 | 2 | Собеседование |
7. | Группы растений по отношению к свету: | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
8. | Группы растений по отношению к влаге | 2 | - | 2 | Собеседование |
9. | Уход за растениями | 3 | 1 | 2 | Практическая работа |
10. | Повторение пройденных занятий | 1 | - | 1 | Повторение и закрепление изученных тем |
11. | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | - | Теория: контрольные вопросы практика: практическая работа |
12. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Викторина |
13. | Итого | 24 | 9 | 15 | |
Содержание учебного плана
1. Введение. 1 час
Знакомство с объединением, правилами поведения ТБ в объединении.
2. Многообразие растительного мира. 4 часа
Теория: Значение растений в жизни человека. Разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Растения открытого и закрытого грунта.
Практика: Работа со справочным материалом, интернет ресурсами, коллекциями растений и гербариями.
3. Цветочно – декоративные растения. 2 часа
Теория: Группы весеннего, летнего, осеннего цветения. Лекарственные растения (ромашка, тысячелистник, мелисса)
Практика: Выставка цветочных композиций «Осенний бал цветов»
4. Строение растения. 2 часа
Теория: Главные органы растений: корень, стебель, лист и их функции.
Демонстрационные опыты
Практика: Демонстрационные опыты
5. Волшебство Матушки – Природы. 2 часа
Теория: Растение – живой организм Природы. Растения – гениальные инженеры Природы. Растения–индикаторы. Растения – барометры.
Практика: Знакомство с приспособлениями и изменениями растений в зависимости от климатических условий и среды обитания, с суточным биоритмом растений.
6. Мир растений. Многообразие растений. 3 часа
Теория: Происхождение растений. Значение растений в жизни человека. Практика: Основные группы растений: декоративно – лиственные, декоративно – цветущие. Легенды и предания. Экскурсии.
7. Группы растений по отношению к свету. 2 часа.
Теория: Светолюбивые и теневыносливые растения (растения, предпочитающие среднюю освещенность: кливия, циссус; теневые:
сансевьера, фикус, традесканция.
Практика: Опыт: влияние света на растения.
8. Группы растений по отношению к влаге. 2 часа
Теория: Засухоустойчивые и влаголюбивые растения: засухоустойчивые: кактусы, алоэ, иглица; влаголюбивые: аспидистра, лимон, кливия, пеларгония.
9. Уход за растениями. 3 часа
Теория: Систематический и периодический уход. Приемы ухода. Полив весенне – летний, осенне – зимний. Опрыскивание.
Практика: Систематический и периодический уход.
10. Повторение пройденных тем. 1 час
11. Промежуточная аттестация. 1 час
12. Итоговое занятие. 1 час
Планируемые результаты
Предметные:
1.Будут понимать биологические особенности растений и их зависимость от абиотических, биотических и антропогенных факторов.
2.Будут анализировать и обобщать проделанную работу, подводить итоги, прогнозировать результат;
3.Будут понимать сущность научно-исследовательской работы.
Метапредметные:
1.Будут сформированы навыки по выращиванию, уходу и размножению растений.
2. Научатся применять полученные знания и навыки в жизни, на других занятиях.
Личностные способствовать:
1. Будет сформирована собственная жизненная позиция, в отношении биологической науки и дизайна в целом, выработке и отстаивания своей точки зрения, уважая мнения других.
2. Будет развит взаимный контроль и оказания необходимой взаимопомощи.
Календарный учебный график
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения (базовый) | 06.03.2024 | 31 мая 2024 г. | 14 | 24 | 24 часа, 2 часа | 2 раза в неделю по 1 часу |
(Календарный график группы № 12 с указанием даты, тем, времени занятий см. в Приложении № 1)
Условия реализации образовательной программы
Для выполнения образовательной программы есть:
Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы используется кабинет, возможность пользоваться лабораторным оборудованием, лабораторный комплекс для проведения учебных исследований (лабораторное оборудование: пробирки, колбы, стекл. палочки, стаканы, pH – метр, индикаторы и пр.; организационно – техническое оборудование: ноутбуки, компьютеры с необходимым программным обеспечением; мультимедийный проектор; расходные материалы: ватманы; маркеры; скотч; бумага для печати; бумага цветная для печати; садовый инвентарь: лопаты, метла, грабли, колышки, метр); компьютер с выходом в Интернет.
Информационное обеспечение
Дополнительная литература (справочники, энциклопедии, методики, биографии ученых, монографии и т.д.), учебные канцелярские принадлежности, маркеры (фломастеры) и листы бумаги для организации исследовательской деятельности, электронные носители для фиксации работ, выполненных на компьютере.
Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит на основе положения о порядке контроля успеваемости и аттестации обучающихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Тогучинского района «Центра развития творчества».
1.Промежуточная аттестация (четвёртая неделя апреля).
Показателем успешного освоения программы считается участие обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня, соответствующих профилю образовательной программы.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 80 – 100%, предусмотренных программой за конкретный период;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 50 – 79%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
высокий уровень – обучающийся овладел на 100 – 80 % умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 50 – 79 %; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
низкий уровень – ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Методические материалы
В организации учебного процесса по программе применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Одновременно каждый из общедидактических методов определяет педагогическую сущность приемов и форм обучения.
Педагогические технологии:
1.Всестороннее развитие личности; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2.Сознательность творческой активности и самостоятельность ребенка при руководящей роли педагога.
3.Систематичность и последовательность в овладении знаниями, умениями и навыками; доступность в обучении.
4.Наглядность.
5.Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
6.Принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства.
7.Создание ситуации успеха.
8.Создание ситуации взаимопомощи.
9.Заинтересованность результатами коллективной работы.
10.Организация само- и взаимопроверки.
В процессе обучения используются следующие формы занятий: коллективная, групповая работа проводится в форме теоретических, практических и тренировочных занятий, самостоятельная работа осуществляется учащимися в форме усвоения теоретического материала, чтения литературы, процесса ухода за растениями, комбинированное учебное занятие, вводное занятие, итоговое занятие, экскурсия, выставка, мастер класс.
Алгоритм учебного занятия:
проверка готовности к занятию;
инструктаж (вводный, текущий, заключительный);
выполнение практических заданий;
физкультминутки, динамические паузы;
рефлексия, оценка выполнения заданий.
Дидактический материал:
1.Гербарии «Сорные растения», «Семена овощных культур», «Семена зерновых культур», «Семена плодовых культур»;
2.Рабочая тетрадь «Исследовательская работа от «А» до «Я», опытнический дневник;
3.Методические пособия: А.Б. Доспехов «Методика полевого опыта», «Государственное сортоиспытание сельскохозяйственных культур».
4.Учебная литература по интенсивным технологиям в растениеводстве.
Рабочая программа воспитания
Цель: развитие функционально грамотной личности посредствам включения обучающихся в природоохранную деятельность.
Задачи:
1.Прививать чувство ответственности за красоту и чистоту природы (воздуха, воды, почвы).
2.Воспитывать наблюдательность у обучающихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и неживой природе на планете, природным богатствам страны, дарам лесов, озер, рек.
3.Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.
Направления, формы и методы воспитания
экскурсии;
досуговые праздники;
акции;
участие родителей в конкурсах.
Планируемые результаты
По окончании обучения по программе «Экология растений» у обучающихся:
Будет сформирована необходимость участия в посильной природоохранной деятельности, воспитана любовь к родной природе, к своим родителям.
Будут сформированы духовно-нравственные ориентиры
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события, дела | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Посвящение в экологов | Конкурсно – развлекательное мероприятие | март |
2. | Праздник мам. | Изготовление подарков из природного материала | март |
3. | Экскурсия «Природа родного края» | Проведение экскурсии в музей леса ТЛТ | апрель |
4. | Акция «Салатовая ленточка» | Участие в акции | Апрель – май |
Приложение №1
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Экология растений», группа № 12 (МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа),
24 часа в год, 2 часа в неделю.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Формы занятий | Кол –во часов | Тема занятия | Место проведения | Формы контроля | |||||
план | факт | ||||||||||||
Вводное занятие 1 час | |||||||||||||
1. | март | 06 | | 15.00 -15.45 | Комбинированное | 1 | Знакомство с объединением, правилами поведения, ТБ в объединении. | Каб. 26 | Социометричес кое тестирование | ||||
Многообразие растительного мира. 4 часа | |||||||||||||
2. | март | 13 | | 15.00 –15.45 | Беседа | 1 | Значение растений в жизни человека. | Каб. 26 | Устный опрос по тематическим вопросам | ||||
3. | март | 15 | | 15.00 –15.45 | Викторина | 1 | Разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. | Каб. 26 | Дидактическая игра | ||||
4. | март | 20 | | 15.00 –15.45 | Работа с литературой | 1 | Растения открытого и закрытого грунта. | Каб. 26 | Дидактическая игра | ||||
5. | март | 22 | | 15.00 –15.45 | Беседа | 1 | Работа с гербарием | Каб. 26 | Беседа | ||||
Цветочно – декоративные растения. 2 часа | |||||||||||||
6. | март | 27 | | 15.00 –15.45 | Комбиниров. | | Группы весеннего, летнего, осеннего цветения. Лекарственные растения. | Каб. 26 | Викторина, загадки | ||||
7. | март | 29 | | 15.00 –15.45 | Беседа | 1 | Работа с гербарием | Каб. 26 | Беседа | ||||
Строение растений 2 часа | |||||||||||||
8. | апрель | 03 | | 15.00 -15.45 | Комбиниров. | 1 | Главные органы растений: корень, стебель, лист и их функции. | Каб. 26 | Обсуждения | ||||
9. | апрель | 05 | | 15.00 –15.45 | Опыты | 1 | Демонстрационные опыты. Всасывание воды корнями. | Каб. 26 | Дидактическая игра | ||||
| |||||||||||||
10. | апрель | 10 | | 15.00 –15.45 | Беседа | 1 | Растение – живой организм Природы. Растения – гениальные инженеры природы. | Каб. 26 | Беседа | ||||
11. | | 12 | | 15.00 –15.45 | Беседа | 1 | Растения–индикаторы. Растения-барометры. Растения-хищники. Часы Флоры. | Каб. 26 | Обсуждения, рисунки, защита рисунков. | ||||
Мир растений. Многообразие растений. 3 часа | |||||||||||||
12. | апрель | 17 | | 15.00 -15.45 | Комбиниров. | 1 | Происхождение растений. Значение растений в жизни человека. | Каб. 26 | Устный опрос по теме Обсуждения, рисунки, защита рисунков, итоговая игра | ||||
13. | апрель | 19 | | 15.00 – 15.45 | Беседа, викторина | 1 | Основные группы растений: декоративно-лиственные. Основные группы растений: декоративно-цветущие Основные группы комнатных растений: суккуленты | Каб. 26 | Дидактическая игра | ||||
14. | апрель | 24 | | 15.00 – 15.45 | Беседа | 1 | Работа по сохранению коллекции комнатных растений. Наблюдение за растениями | Каб. 26 | Дидактическая игра | ||||
Группы растений по отношению к свету. 2 часа. | |||||||||||||
15. | апрель | 26 | | 15.00 – 15.45 | Комбиниров. | 1 | Светолюбивые и теневыносливые растения | Каб. 26 | Социометричес кое тестирование | ||||
16. | май | 03 | | 15.00 – 15.45 | Наблюдения | 1 | Проведение опытов | Каб. 26 | Дневник наблюдений | ||||
Группы растений по отношению к влаге. 2 часа. | |||||||||||||
17. | май | 08 | | 15.00 – 15.45 | Беседа | 1 | Засухоустойчивые и влаголюбивые растения. | Каб. 26 | Беседа | ||||
18. | май | 10 | | 15.00 – 15.45 | Викторина. Игра | 1 | Засухоустойчивые и влаголюбивые растения. | Каб. 26 | Дидактическая игра | ||||
Уход за растениями. 3 часа | |||||||||||||
19. | май | 15 | | 15.00 – 15.45 | Комбинирован. Беседа | 1 | Систематический и периодический уход. Приемы ухода. Полив весенне-летний, осенне-зимний. | Каб. 26 | Устный опрос по теме. Практическая работа, тестирование | ||||
20. | май | 17 | | 15.00 – 15.45 | Комбинирован. | 1 | Практическая работа по уходу. Пересадка растений Формирование растений | Каб. 26 | Практическая работа, тестирование | ||||
21. | май | 22 | | 15.00 – 15.45 | Комбинирован. | 1 | Наиболее распространенные вредители. Наиболее распространенные болезни. Профилактика болезней растений | Каб. 26 | Практическая работа, тестирование | ||||
Повторение пройденных тем. 1 час | |||||||||||||
22. | май | 24 | | 15.00 – 15.45 | Комбинирован. | 1 | Путешествие по станциям | Каб. 26 | Игра | ||||
Промежуточная аттестация. 1 час | |||||||||||||
23. | май | 29 | | 15.00 – 15.45 | Тестовая работа | 1 | Тестирование обучающихся | Каб. 26 | Практическая работа, тестирование | ||||
Итоговое занятие. 1 час | |||||||||||||
24. | май | 31 | | 15.00 – 15.45 | Комбинирован. | 1 | КВН «Мир природы» | Каб. 26 | Творческая работа | ||||
| Итого | | 24 часа | | | |