12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вяткина Светлана Николаевна334
Учитель начальных классов. Стаж работы 34 года. Высшая квалификационная категория. В своей работе предпочтение отдаю работе с детьми в области исследований и развитие творческих способностей своих учащихся.
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик


Тогучинский район Новосибирской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Тогучинского района

«Центр развития творчества»






УТВЕРЖДАЮ

приказом от «05» марта 2024г.

200

А.С.Сиротина






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной программе

естественнонаучной направленности

«Экология растений»

Возраст обучающихся:8 – 14 лет

Срок реализации программы: 06.03.2024 по 31.05.2024









Автор: Вяткина Светлана Николаевна

педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория










Тогучин 2024



Пояснительная записка


Рабочая программа «Экология растений» конкретизирует содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология растений» распределением часов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и датой начала занятий в учебной группе № 12.

Программа направлена на умение применять полученные знания и практический опыт для озеленения приусадебного участка, повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации школьников.

Объем программы 24 часа

Срок обучения по программе: 06.03.2024 - 31.05.2024г.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 3 месяца обучения.

Форма обучения очная форма.

Язык программы русский

Уровень программы стартовый (ознакомительный).

Место реализации программы: МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»

Режим занятий:

Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв между учебными занятиями 15 минут.

Общее количество часов в неделю –2 часа

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.

Расписание: среда, пятница: 15.00 – 15.45

Педагог дополнительного образования: Вяткина Светлана Николаевна

Цель и задачи программы

Цель программы формирование экологического мышления через развитие познавательного интереса и опытническую деятельность.

Задачи:

Предметные научить:

Понимать биологические особенности растений и их зависимость от абиотических, биотических и антропогенных факторов.

Анализировать и обобщать проделанную работу, подводить итоги, прогнозировать результат;

Понимать сущность научно-исследовательской работы.

Метапредметные:

Сформировать навыки по выращиванию, уходу и размножению растений.

Научить применять полученные знания и навыки в жизни, на других занятиях.

Личностные способствовать:

Формированию собственной позиции в отношении биологической науки и дизайна в целом, выработке и отстаивания своей точки зрения уважая мнения других.

Развитию взаимного контроля и оказания необходимой взаимопомощи.


Учебный план реализации программы «Экология растений»

Раздел, тема

Количество часов

Формы промежуточной

аттестации/ контроля



Всего

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

-

Социометрическое тестирование

2.

Многообразие растительного мира

4

2

2

Обсуждения, рисунки, защита рисунков, итоговая игра

3.

Цветочно – декоративные растения

2

1

1

Дидактическая игра

(Приложение 1)

4.

Строение растения

2

1

1

Собеседование.

5.

Волшебство Матушки-

Природы

2

1

1

Дидактическая игра

(Приложение 2)

6.

Мир растений.

Многообразие растений

3

1

2

Собеседование

7.

Группы растений по отношению к свету:

2

1

1

Собеседование

8.

Группы растений по отношению к влаге

2

-

2

Собеседование

9.

Уход за растениями

3

1

2

Практическая работа

10.

Повторение пройденных занятий

1

-

1

Повторение и закрепление изученных тем

11.

Промежуточная аттестация

1

1

-

Теория: контрольные вопросы практика:

практическая работа

12.

Итоговое занятие

1

-

1

Викторина

13.

Итого

24

9

15



Содержание учебного плана

1. Введение. 1 час

Знакомство с объединением, правилами поведения ТБ в объединении.

2. Многообразие растительного мира. 4 часа

Теория: Значение растений в жизни человека. Разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Растения открытого и закрытого грунта.

Практика: Работа со справочным материалом, интернет ресурсами, коллекциями растений и гербариями.

3. Цветочно – декоративные растения. 2 часа

Теория: Группы весеннего, летнего, осеннего цветения. Лекарственные растения (ромашка, тысячелистник, мелисса)

Практика: Выставка цветочных композиций «Осенний бал цветов»

4. Строение растения. 2 часа

Теория: Главные органы растений: корень, стебель, лист и их функции.

Демонстрационные опыты

Практика: Демонстрационные опыты

5. Волшебство Матушки – Природы. 2 часа

Теория: Растение – живой организм Природы. Растения – гениальные инженеры Природы. Растения–индикаторы. Растения – барометры.

Практика: Знакомство с приспособлениями и изменениями растений в зависимости от климатических условий и среды обитания, с суточным биоритмом растений.

6. Мир растений. Многообразие растений. 3 часа

Теория: Происхождение растений. Значение растений в жизни человека. Практика: Основные группы растений: декоративно – лиственные, декоративно – цветущие. Легенды и предания. Экскурсии.

7. Группы растений по отношению к свету. 2 часа.

Теория: Светолюбивые и теневыносливые растения (растения, предпочитающие среднюю освещенность: кливия, циссус; теневые:

сансевьера, фикус, традесканция.

Практика: Опыт: влияние света на растения.

8. Группы растений по отношению к влаге. 2 часа

Теория: Засухоустойчивые и влаголюбивые растения: засухоустойчивые: кактусы, алоэ, иглица; влаголюбивые: аспидистра, лимон, кливия, пеларгония.

9. Уход за растениями. 3 часа

Теория: Систематический и периодический уход. Приемы ухода. Полив весенне – летний, осенне – зимний. Опрыскивание.

Практика: Систематический и периодический уход.

10. Повторение пройденных тем. 1 час

11. Промежуточная аттестация. 1 час

12. Итоговое занятие. 1 час


Планируемые результаты


Предметные:

1.Будут понимать биологические особенности растений и их зависимость от абиотических, биотических и антропогенных факторов.

2.Будут анализировать и обобщать проделанную работу, подводить итоги, прогнозировать результат;

3.Будут понимать сущность научно-исследовательской работы.

Метапредметные:

1.Будут сформированы навыки по выращиванию, уходу и размножению растений.

2. Научатся применять полученные знания и навыки в жизни, на других занятиях.

Личностные способствовать:

1. Будет сформирована собственная жизненная позиция, в отношении биологической науки и дизайна в целом, выработке и отстаивания своей точки зрения, уважая мнения других.

2. Будет развит взаимный контроль и оказания необходимой взаимопомощи.



Календарный учебный график

Год обучения

(уровень)

Дата начала

занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных

недель

Количество учебных

дней

Количество учебных

часов

Режим занятий

1 год обучения

(базовый)

06.03.2024

31 мая 2024 г.

14

24

24 часа,

2 часа

2 раза в неделю

по 1 часу


(Календарный график группы № 12 с указанием даты, тем, времени занятий см. в Приложении № 1)


Условия реализации образовательной программы

Для выполнения образовательной программы есть:

Материально – техническое обеспечение программы

Для реализации программы используется кабинет, возможность пользоваться лабораторным оборудованием, лабораторный комплекс для проведения учебных исследований (лабораторное оборудование: пробирки, колбы, стекл. палочки, стаканы, pH – метр, индикаторы и пр.; организационно – техническое оборудование: ноутбуки, компьютеры с необходимым программным обеспечением; мультимедийный проектор; расходные материалы: ватманы; маркеры; скотч; бумага для печати; бумага цветная для печати; садовый инвентарь: лопаты, метла, грабли, колышки, метр); компьютер с выходом в Интернет.

Информационное обеспечение

Дополнительная литература (справочники, энциклопедии, методики, биографии ученых, монографии и т.д.), учебные канцелярские принадлежности, маркеры (фломастеры) и листы бумаги для организации исследовательской деятельности, электронные носители для фиксации работ, выполненных на компьютере.

Формы аттестации

Аттестация обучающихся проходит на основе положения о порядке контроля успеваемости и аттестации обучающихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Тогучинского района «Центра развития творчества».

1.Промежуточная аттестация (четвёртая неделя апреля).

Показателем успешного освоения программы считается участие обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня, соответствующих профилю образовательной программы.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 80 – 100%, предусмотренных программой за конкретный период;

специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 50 – 79%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

высокий уровень – обучающийся овладел на 100 – 80 % умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 50 – 79 %; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

низкий уровень – ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.


Методические материалы

В организации учебного процесса по программе применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Одновременно каждый из общедидактических методов определяет педагогическую сущность приемов и форм обучения.

Педагогические технологии:

1.Всестороннее развитие личности; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2.Сознательность творческой активности и самостоятельность ребенка при руководящей роли педагога.

3.Систематичность и последовательность в овладении знаниями, умениями и навыками; доступность в обучении.

4.Наглядность.

5.Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

6.Принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства.

7.Создание ситуации успеха.

8.Создание ситуации взаимопомощи.

9.Заинтересованность результатами коллективной работы.

10.Организация само- и взаимопроверки.

В процессе обучения используются следующие формы занятий: коллективная, групповая работа проводится в форме теоретических, практических и тренировочных занятий, самостоятельная работа осуществляется учащимися в форме усвоения теоретического материала, чтения литературы, процесса ухода за растениями, комбинированное учебное занятие, вводное занятие, итоговое занятие, экскурсия, выставка, мастер класс.

Алгоритм учебного занятия:

проверка готовности к занятию;

инструктаж (вводный, текущий, заключительный);

выполнение практических заданий;

физкультминутки, динамические паузы;

рефлексия, оценка выполнения заданий.


Дидактический материал:

1.Гербарии «Сорные растения», «Семена овощных культур», «Семена зерновых культур», «Семена плодовых культур»;

2.Рабочая тетрадь «Исследовательская работа от «А» до «Я», опытнический дневник;

3.Методические пособия: А.Б. Доспехов «Методика полевого опыта», «Государственное сортоиспытание сельскохозяйственных культур».

4.Учебная литература по интенсивным технологиям в растениеводстве.


Рабочая программа воспитания

Цель: развитие функционально грамотной личности посредствам включения обучающихся в природоохранную деятельность.

Задачи:

1.Прививать чувство ответственности за красоту и чистоту природы (воздуха, воды, почвы).

2.Воспитывать наблюдательность у обучающихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и неживой природе на планете, природным богатствам страны, дарам лесов, озер, рек.

3.Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.

Направления, формы и методы воспитания

экскурсии;

досуговые праздники;

акции;

участие родителей в конкурсах.

Планируемые результаты

По окончании обучения по программе «Экология растений» у обучающихся:

Будет сформирована необходимость участия в посильной природоохранной деятельности, воспитана любовь к родной природе, к своим родителям.

Будут сформированы духовно-нравственные ориентиры

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события, дела

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Посвящение в экологов

Конкурсно – развлекательное мероприятие

март

2.

Праздник мам.

Изготовление подарков из природного материала

март

3.

Экскурсия «Природа родного края»

Проведение

экскурсии в музей леса ТЛТ

апрель

4.

Акция «Салатовая ленточка»

Участие в акции

Апрель – май





Приложение №1



Календарный учебный график

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Экология растений», группа № 12 (МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа),

24 часа в год, 2 часа в неделю.


п/п

Месяц

Число

Время

проведения

Формы

занятий

Кол –во

часов

Тема занятия

Место

проведения

Формы

контроля

план

факт

Вводное занятие 1 час

1.

март

06


15.00 -15.45

Комбинированное

1

Знакомство с объединением, правилами поведения, ТБ в объединении.

Каб. 26

Социометричес кое

тестирование

Многообразие растительного мира. 4 часа

2.

март

13


15.00 –15.45

Беседа

1

Значение растений в жизни человека.

Каб. 26

Устный опрос по тематическим вопросам

3.

март

15


15.00 –15.45

Викторина

1

Разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, травянистые растения.

Каб. 26

Дидактическая игра

4.

март

20


15.00 –15.45

Работа с литературой

1

Растения открытого и закрытого грунта.

Каб. 26

Дидактическая игра

5.

март

22


15.00 –15.45

Беседа

1

Работа с гербарием

Каб. 26

Беседа

Цветочно – декоративные растения. 2 часа

6.

март

27


15.00 –15.45

Комбиниров.


Группы весеннего, летнего, осеннего цветения. Лекарственные растения.

Каб. 26

Викторина, загадки

7.

март

29


15.00 –15.45

Беседа

1

Работа с гербарием

Каб. 26

Беседа

Строение растений 2 часа

8.

апрель

03


15.00 -15.45

Комбиниров.

1

Главные органы растений: корень, стебель, лист и их функции.

Каб. 26

Обсуждения

9.

апрель

05


15.00 –15.45

Опыты

1

Демонстрационные опыты. Всасывание воды корнями.

Каб. 26

Дидактическая игра


10.

апрель

10


15.00 –15.45

Беседа

1

Растение – живой организм Природы. Растения – гениальные инженеры природы.

Каб. 26

Беседа

11.


12


15.00 –15.45

Беседа

1

Растения–индикаторы. Растения-барометры. Растения-хищники. Часы Флоры.

Каб. 26

Обсуждения, рисунки, защита рисунков.

Мир растений. Многообразие растений. 3 часа

12.

апрель

17


15.00 -15.45

Комбиниров.

1

Происхождение растений.

Значение растений в жизни человека.

Каб. 26

Устный опрос по теме

Обсуждения, рисунки, защита рисунков, итоговая игра

13.

апрель

19


15.00 – 15.45

Беседа, викторина

1

Основные группы растений: декоративно-лиственные.

Основные группы растений: декоративно-цветущие

Основные группы комнатных растений: суккуленты

Каб. 26

Дидактическая игра

14.

апрель

24


15.00 – 15.45

Беседа

1

Работа по сохранению коллекции комнатных растений. Наблюдение за растениями

Каб. 26

Дидактическая игра

Группы растений по отношению к свету. 2 часа.

15.

апрель

26


15.00 – 15.45

Комбиниров.

1

Светолюбивые и теневыносливые растения

Каб. 26

Социометричес кое тестирование

16.

май

03


15.00 – 15.45

Наблюдения

1

Проведение опытов

Каб. 26

Дневник наблюдений

Группы растений по отношению к влаге. 2 часа.

17.

май

08


15.00 – 15.45

Беседа

1

Засухоустойчивые и влаголюбивые растения.

Каб. 26

Беседа

18.

май

10


15.00 – 15.45

Викторина. Игра

1

Засухоустойчивые и влаголюбивые растения.

Каб. 26

Дидактическая игра

Уход за растениями. 3 часа

19.

май

15


15.00 – 15.45

Комбинирован. Беседа

1

Систематический и периодический уход. Приемы ухода. Полив весенне-летний, осенне-зимний.

Каб. 26

Устный опрос по теме.

Практическая работа,

тестирование

20.

май

17


15.00 – 15.45

Комбинирован.

1

Практическая работа по уходу. Пересадка растений

Формирование растений

Каб. 26

Практическая работа,

тестирование

21.

май

22


15.00 – 15.45

Комбинирован.

1

Наиболее распространенные вредители. Наиболее распространенные болезни.

Профилактика болезней растений

Каб. 26

Практическая работа,

тестирование

Повторение пройденных тем. 1 час

22.

май

24


15.00 – 15.45

Комбинирован.

1

Путешествие по станциям

Каб. 26

Игра

Промежуточная аттестация. 1 час

23.

май

29


15.00 – 15.45

Тестовая работа

1

Тестирование обучающихся

Каб. 26

Практическая работа,

тестирование

Итоговое занятие. 1 час

24.

май

31


15.00 – 15.45

Комбинирован.

1

КВН «Мир природы»

Каб. 26

Творческая работа


Итого


24 часа





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.