Рабочая программа электива «Математическая грамотность» (5–6 классы)
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Калужской области
Городская Управа города Калуги
МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги
Утверждено
директор МБОУ «Лицей №48» г. Калуги
________________________
Зиновьева Г.В.
приказ №227 от 01.09.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(ID 509635)
для обучающихся 5-6 классов
Составитель: Ермаков А.К.
учитель математики и информатики МБОУ «Лицей №48» г. Калуги
Актуальность введения предметного курса по математике в школьную программу:
предметный курс позволяет планомерно вести дополнительную деятельность по предмету;
позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
различные формы проведения предметного курса, способствуют повышению интереса к предмету;
рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся;
создаются условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном курсе, помогают решить задачи:
Привитие интереса к математическим знаниям;
Развитие математического кругозора;
Привитие навыков самостоятельной работы;
Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях.
Основные цели и задачи реализации содержания курса:
Цели:
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений;
- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи, задачи на формирование функциональной грамотности;
- углубление и расширение знаний учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в т.ч. функциональной математической грамотности;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению аттестации, ВПР;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет ресурсами;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Арифметические операции с целыми числами.
Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц.
Решение уравнений.
Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение).
Дроби. Арифметические операции с дробными числами.
Нахождение части числа и числа по его части.
Решение задач на проценты.
Решение заданий на вычисление и построение на местности.
Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
Решение задач разных типов.
Решение задач функциональной математической грамотности;
Решение заданий, вариантов ВПР.
6 КЛАСС
Арифметические действия с отрицательными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
Нахождение части числа и числа по его части;
Оценивание размеров реальных объектов окружающего мира;
Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах;
Модуль числа;
Сравнение обыкновенных дробей, десятичных дробей и смешанных чисел;
Нахождение значения арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами;
Несложные логические задачи;
Задачи на проценты, задачи практического содержания;
Геометрические представления при решении практических задач;
Геометрические построения;
Задачи на логическое мышление, умение проводить математические рассуждения;
Решение задач функциональной математической грамотности;
Решение заданий, вариантов ВПР.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
1) Оперировать понятием «обыкновенная дробь».
2) Оперировать понятием «десятичная дробь».
3) Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.
4) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении вычислений.
5) Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними.
6) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий.
7) Решать задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом рассуждений.
8) Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
9) Оперировать понятиями: прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
10) Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях.
11) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной грамотности школьников).
6 класс
1) Владеть понятиями отрицательные числа, обыкновенная дробь.
2) Находить часть числа и число по его части.
3) Владеть понятием десятичная дробь.
4) Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
5) Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
6) Оперировать понятием модуль числа.
7) Сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа.
8) Находить значение арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами.
9) Решать несложные логические задачи, а также на проверку умения находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
10) Решать текстовые задачи на проценты, задачи практического содержания.
11) Применять геометрические представления при решении практических задач, а также на проверку навыков геометрических построений.
12) Логически мыслить, проводить математические рассуждения.
13) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной математической грамотности школьников).
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
5 КЛАСС
№п/п | Тема урока | Количест-во часов, отводимых на освоение темы | Электронные учебно-методические материалы | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Арифметические операции с целыми числами. Решение задач функциональной математической грамотности | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce Банк заданий Института стратегии развития образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ | | | |
Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц, графиков | 3 | | | ||
Решение уравнений. Решение задач функциональной математической грамотности | 3 | | | ||
Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение) | 3 | | | ||
Обыкновенные дроби. Арифметические операции с дробными числами | 2 | | | ||
Десятичные дроби. Арифметические операции с дробными числами | 2 | | | ||
Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач функциональной математической грамотности | 2 | | | ||
Решение задач на проценты | 2 | | | ||
Решение заданий на вычисление и построение на местности | 2 | | | ||
Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар | 2 | | | ||
Решение задач функциональной математической грамотности | 2 | | | ||
Решение задач разных типов | 4 | | | ||
Решение вариантов ВПР | 4 | | | ||
| ИТОГО | 34 | | | |
6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Электронные учебно-методические материалы | Дата | |
План | Факт | ||||
Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями. Решение задач функциональной математической грамотности | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736 Банк заданий Института стратегии развития образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ | | | |
Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач функциональной математической грамотности | 2 | | | ||
Оценивание размеров реальных объектов окружающего мира | 2 | | | ||
Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах | 2 | | | ||
Модуль числа. Решение задач функциональной математической грамотности | 2 | | | ||
Сравнение обыкновенных дробей, десятичных дробей и смешанных чисел | 2 | | | ||
Нахождение значения арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами | 2 | | | ||
Арифметические действия с положительными и отрицательными числами | 2 | | | ||
Несложные логические задачи. Решение задач функциональной математической грамотности | 2 | | | ||
Задачи на проценты, задачи практического содержания | 2 | | | ||
Геометрические представления при решении практических задач | 2 | | | ||
Геометрические построения | 2 | | | ||
Задачи на логическое мышление, умение проводить математические рассуждения | 2 | | | ||
Решение задач функциональной математической грамотности | 4 | | | ||
Решение вариантов ВПР | 4 | | | ||
| ИТОГО | 34 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 5 класс/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Александрова Л.А., Шварцбурд С.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Математика (в 2 частях), 6 класс/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Александрова Л.А., Шварцбурд С.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Математика: 5—6-е классы : базовый уровень : методическое пособие к предметной линии учебников по математике Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова и др. — 2-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. — 64 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a3432e
ЯКласс https://www.yaklass.ru/
Банк заданий Института стратегии развития образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/