12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пузикова Лидия Александровна52
Россия, Волгоградская обл., с. Орловка
0

Элективный курс "История Донского казачества"

Содержание:

I. Историографический обзор по теме

II. План работы

III. Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Историографический обзор по теме

В Советском государстве все граждане имели реальную возможность получения образования, представлялось право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

В 1917-1931 гг. было осуществлено кардинальное преобразование системы просвещения. Принятые после октября 1917 г. государственные акты в области народного образования – «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР», опубликованные вместе с «Положением» 16 октября 1918 г., ряд правительственных декретов – утвердили демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Этот принцип означал, что все звенья системы народного образования преемственно связаны между собой, что молодые люди могут свободно, без каких-либо препятствий в виде тупиковых школ, существовавших в дореволюционной России, переходить от начальной ступени обучения к высшим.

 

Реформа образования 1920 г. в России стала начальным и основополагающим периодом в строительстве системы массового образования ХХ в., В процессе работы предполагалось изучить законы и постановления советского правительства в области культуры и просвещения, для определения базовых компонентов новой программы обучения и воспитания «советского человека».

 

Первый этап историографии состоял из ряда крупных работ по общим проблемам истории российской общеобразовательной школы советского времени издаваемый в 1940–1950-е гг.: Дейнеко М. М. 40 лет народного образования в СССР. 1957 г., Константинов H. A., Медынский E. H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. 1948 г.1, Константинов H. A., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. 1953 г.2, Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917–1920 1958 г.3, Медынский E. H. История русской педагогики. 1938 г.4, Равкин З. И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921–1925 гг. 1959 г5. Характерной особенностью всех исследований была идеологическая ангажированность: советский период истории российской школы противопоставлялся дореволюционному, при этом и деятельность царского правительства, и инициативы земских и педагогических кругов оценивались исключительно негативно, а роль партии в развитии народного образования преувеличивалась.

В течение 1960-х – первой половины 1980-х гг. историография советской школы значительно расширилась. В 1981 году выходит труд Днепрова Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики 1918–1977: проблемы, тенденции, перспективы.

В то же время работ обобщающего характера было немного. Среди основных можно выделить серию «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР» (последний том вышел в 1991 г.) Специфика второго историографического этапа состояла в фиксации проблемных областей в рамках истории советского среднего образования: вопросами подготовки учительских кадров в 1920–1930-е гг. занимался П. В. Гришанов «Партийное руководство подготовкой и воспитанием учительских кадров в годы социалистической реконструкции народного хозяйства (1927–1937 гг.)» вышедшая в 1983 году; учебно-воспитательную работу советской школы 1920–1930-х гг. исследовали Е. И. Руднева, Л. А. Степашко, В. А. Гаврилов. Различным вопросам истории школы советского периода были посвящены статьи авторов, вошедшие в несколько крупных сборников. Особенно следует выделить статьи теоретико-методологического характера Э. Д. Днепрова и Е. И. Киселевой, в которых шла речь о необходимости системного подхода при изучении истории российской школы и разрабатывались понятия «система народного образования» и «школьная системы». Система народного образования включала учебно-воспитательные учреждения, учителей и учеников, учебно-воспитательный процесс, органы управления и материальное обеспечение, при том, что ядром системы народного образования выступала школьная система.

Со второй половины 1980-х гг. в историографии советской школы появились исследования свободные от классово-идеологической ангажированности. При этом до начала 1990-х гг. еще публиковались работы, написанные со старых политических и методологических позиций, например, Э. И. Моносзона «Становление и развитие советской педагогики. 1917–1987» 1987год1 и С. А. Галина «Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917–1925)» 1990 года2. Но появлялось большое количество работ отличавшихся новизной исследовательской позиции, к числу которых можно отнести статьи A. B. Шаталова «Наркомпрос в первые годы после Октября (1917–1920)» в 1988 году3, A. A. Тютина «Советская инспекция школ – в начале пути. (1917–1930)» вышедшая в 1988 году4, С. А. Ермишина «В чьих руках было дело просвещения народа?»5 в 1990году и новаторскую монографию Т. Г. Киселевой «Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. (Без-грамотная Россия – реальность или миф?)6. Историко-статистический анализ» вышедшая в 1994 году. Большое количество исследований было посвящено истории российской педагогики; Вендровская Р. Б. Воспитание в процессе обучения: теория и практика 20-х гг. в 1988 году; Равкин З. И. «Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем» в 1990 году.

На современном историографическом этапе доминируют примеры реконструкции истории школы на основе региональных источников. Появляются работы, построенные по проблемному принципу и посвященные аспектам истории образования и исторической реконструкции системы народного образования. Был представлен ряд диссертационных исследований, в которых предметом изучения являлась государственная политика в области народного образования, школьные реформы и создание новых школьных систем. Что касается монографических исследований, то в них преобладала история государственной политики в сфере школьного образования и вопросы, связанные с историей проведения школьных реформ (Богуславский М. В. XX век российского образования; Липнин В. Н. Школьные реформы в России: Очерки истории1; Липчанский A. M. Становление советской системы образования)2. Концептуальная разработка истории отечественной школы как процесса поэтапного чередования школьных систем проводилась в немногочисленных исследованиях. Концепция «реформ и контрреформ» в области народного образования, осуществлявшихся в обстановке сложного взаимодействия государства и общества, нашли отражения в работе В. Г. Пряниковой и З. И. Равкина. В исследовании рассматривался парный характер преобразований в истории российской школы, когда за реформой неизменно следовала контрреформа.

Как всякая стабилизационная реформа, преобразования 1930-1940-х гг. были положительно встречены массовым учительством, руководителями органов образования и большинством родителей, поскольку они были конкретны, привычны и понятны, т.е. консервативно-традиционны. Те задачи, которые возлагались на эту контрреформу, были выполнены с лихвой.

Успехи в ракетной и космической сфере произвели во второй половине 50-х гг. на американцев «спутниковый шок». Назвав советскую среднюю и высшую школу «секретным оружием» большевиков, они также приступили к значительному реформированию своей общеобразовательной системы.

Другой парой реформ – контрреформ (развитие – стабилизация) выступают преобразования конца 50-х – второй половины 60-х гг.

 «Хрущевская реформа» конца 50-х – начала 60-х гг. (ее содержание отражено в Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 1958 г1. ставила в основу преобразований системы просвещения контрапункты реформы 20-х гг.: соединение обучения с производительным трудом, активное участие школы в окружающей общественной жизни, производственная практика школьников, существенное усиление даже доминирование политехнического содержания образования и др. Пришедшая ей на смену контрреформы середины 60-70-х гг. привела также к стабилизации системы образования, возвращению школе традиционного статуса учебного заведения. Однако были и несомненные отличия. Во-первых, радикальность как реформистских, так и стабилизационных действий не была столь остра, как в 20-30-е гг. Многие явления, получившие развитие в период «хрущевской реформы» нашли продолжение в 60-80-е гг. Например, сохранялось трудовое обучение школьников, учебные заведения стали намного активнее и действеннее контактировать с окружающей социальной средой. При определенном примате «твердых знаний» как основной цели обучения выявилась тенденция к проблему, творчески развивающему преподаванию. Все это, конечно, было непосредственно связано с разворачивающейся научно-технической революцией.

В конце 60-х – первой половине 80-х гг. преобладали реформаторские мероприятия иного статуса. Речь не шла о «просвещенской революции», создании новой системы образования, кардинальном изменении направленности учебно-воспитательного процесса, что характерно для «общешкольных реформ». В основном это была модернизация содержания общего среднего образования в соответствии с задачами, выдвигавшимися научно-техническим прогрессом. Такие малые» реформы, имеющие большое концептуальное значение, закономерны и носят циклично-периодический характер.

Благодаря работе специальной объединенной комиссии Академии наук СССР и союзной Академии педагогических наук было совершено значительное реформирование содержания образования – этого важнейшего, по сути имеющего общешкольное знание компонента системы образования, повышение его содержания до уровня мировых стандартов на основе научно-технических достижений. С этим же были связаны и новые направления в дидактике и методике (проблемное и развивающее обучение).

Преобразования конца 1960-х – начала 80-х гг., носящие явно выраженный стабилизационно-модернизаторский характер, были завершены реформой 1984 г. («Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы»). Вновь вводилась одиннадцатилетняя школа, устанавливалось обучение детей с шестилетнего возраста, серьезно пересматривались программы в плане повышения их научного уровня. Инновационным моментом реформы выступало введение обучения компьютерной грамотности. Намечалось также вновь вернуться к уже неоднократно дискредитированной в 20-е и 50-е гг. установке на получение профессии в условиях общеобразовательной школы.

Во всем этом проявилась характерная тенденция в самом процессе реформ – постепенное ограничение радикальности реформаторского накала, ослабление потенциала преобразований, сочетаемое с усилением частичных модификаций, присущих стабилизационным мероприятиям.

Данная тенденция проявилась и в последней паре реформ – контрреформ – конца 80-х – начала 90-х гг. Здесь особенно было ощутимо короткое дыхание реформаторства, по сути охватившего всего три-четыре года (1988-1991 гг.). Сильные и слабые стороны отразились в российском «Законе об образовании» (1992 г.).

Главный акцент был сделан в основном на демонстрировании системы обязательного всеобщего среднего образования, начался отход от единого типа учебных заведений, осуществлялась разработка вариативных учебных планов. Большое значение придавалось гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности. Педагоги обрели свободу творчества, существенно усилились демократические черты в управлении народным образованием.

 

II.                План работы.

 

1.     Теоретический аспект понятия «система народного образования в СССР»

2.     Этапы развития системы образования СССР

2.1          1920-е годы

2.2          1930-е годы

2.3          1940-е годы

2.4          1950-е годы

2.5          1960-е годы

2.6          1970-е годы

2.7          1980-е годы

3.     Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                Теоретический аспект понятия «система народного образования в СССР».

Система народного образования в СССР — система образования, начавшая складываться в советское время (СССР).

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.

С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 г. (на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.

В октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР»1, которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.

Серьезной проблемой была неграмотность значительной части населения, особенно крестьянства, при этом в Европе эта проблема была решена ещё в XIX веке. Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин — «нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Перепись 1920 года на территории Советской России зафиксировала умение читать у 41,7 % населения в возрасте от 8 лет и старше. При этом эта перепись не была всеобщей и не охватила такие территории страны как Белоруссия, Волынская, Подольская губернии, Крым, Закавказье, горные районы Северного Кавказа, часть Туркестана и Киргизии, Дальний Восток, а также некоторые местности Европейской России и Украины, Хиву и Бухару.

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—1919 гг., система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы.

Современные исследователи отмечают: «Коммунистическая атака на систему распределения научных статусов началась в 1918 г. Дело заключалось не столько в „перевоспитании буржуазной профессуры“, сколько в установлении равного доступа к образованию и уничтожении сословных привилегий, к числу которых относилась и привилегия быть образованным».

 

 

2.     Этапы развития системы образования СССР

2.1           1920-е годы

19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых представленной «лик пунктами» и школами ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет).

В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98 %), количество школ составило лишь 83 % от предвоенного уровня. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек. В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так законы о всеобщем обучении были приняты: в 1924 в УССР; в 1926 в БССР; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Ср. Азии в конце 1920-х гг. Но только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 — уже только 300 тыс.), к сентябрю 1930 года появились основания констатировать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически.

Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учёбы).

Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен Первой мировой и гражданской войнами. Также большое количество образовательных учреждений юридически оказались в новых независимых странах с наиболее высоким уровнем грамотности и образованности населения (Польша, Финляндия, Прибалтика). Из-за постоянной нехватки средств к 1922-23 учебному году количество школ сократилось до 88 588, а количество учащихся сократилось до 7 322 062 (лишь к 1926 году количество школ возросло до 111 046, а количество учащихся — до 10 219 529)). Ситуация усугублялась голодом и разрухой во многих сферах экономики, полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли.

К 1927-28 учебному году количество учащихся в СССР увеличилось до:

•В средних и начальных школах всех видов 11 589 тыс. учеников.

•В средних специальных учебных заведениях в этом же году обучалось — 189 тыс.

•В высших учебных заведениях — 169 тыс. студентов.

В борьбе с неграмотностью были достигнуты значительные успехи, всего в 1917—1927 гг. было обучено грамоте до 10 млн взрослых (подробнее смотрите в статье «Ликбез»). Перепись населения СССР 1926 года выявила 56,6 % грамотного населения в возрасте от 9 до 49 лет (80,9 среди городского и 50,6 сельского). В целом, в этот период значительно увеличилось количество учащихся и учителей.

Количество учителей увеличилось с 222 974 в 1922-23 гг. до 394 848 в в 1929-30 гг. Количество учащихся во всех школах СССР увеличилось с 7 322 062 в 1922-23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг. Из них:

·                     в начальных школах с 5 993 379 в 1922-23 гг. до 9 845 266 в 1929-30 гг.

·                     в неполных средних школах с 736 854 в 1922-23 гг. до 2 424 678 в 1929-30 гг.

·                     в средних школах увеличилось с 591 645 в 1922-23 гг. до 1 117 824 в 1929-30 гг.

Количество студентов высших учебных заведений по сравнению с предвоенным 1914 годом выросло от 127 000 (включая Польшу) до 169 000 в 1927/28 гг. В 1930 г. в СССР было 272 000 студентов. Количество высших учебных заведений увеличилось с 91 в 1914 г. до 148 в 1927-28 г. (в 1930 г. — 272 000).

Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции. В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в том числе 438 НИИ и их филиалов).

Развивались также национальные школы. Правительство всячески стремилось оказать им помощь. На них распространялись все законы и распоряжения издаваемые центральными органами власти РСФСР и СССР по Единой трудовой школе. Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР помогал создать учебники и организовывал подготовку учителей, а секции и подотделы местных отделов народного образования осуществляли необходимую помощь школами.

В течение 10-15 лет после октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках. В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ. Кроме того, правительство РСФСР осуществляло мероприятия, направленные на развитие сети школ в ранее отсталых национальных районах и привлечение в них детей коренных национальностей. При этом обеспечивался дифференцированный подход к определению сети и типов школ, в зависимости от экономических, этнографических и географических условий тех или иных территорий. Для детей кочевых народов, для детей животноводов горных районов Кавказа организовывались школы с интернатами при них или велось обучение детей в районах кочевий. В городах создавались школы-коммуны с интернатами.

2.2.         1930-е года

Войны и революции 1914-22 годов сопровождались потерями населения, включая учёных и работников различного уровня квалификации, по ряду важнейших причин: физическая гибель, естественное старение, эмиграция, философский пароход, а также отторжение от бывшей Российской империи наиболее промышленно и культурно развитых её территорий (Польша, Финляндия, Прибалтика), характеризовавшихся более высокими показателями образованности населения. В отдельных секторах хозяйства оценки потерь в 1918-1925гг доходят до 70-90 % кадров, относимых к наиболее квалифицированным (включая в это число образованных представителей «эксплуататорских классов»: хозяев предприятий, членов советов директоров, их консультантов и пр.)

По указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве.

В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы.

В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объёме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн против 24,2 млн человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г.

В 1933-37 гг. было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках.  Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей, окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.

Согласно плану третьей пятилетки планировалось также введение всеобщего среднего образования в сельской местности, однако оно не было осуществлено в связи с началом Великой Отечественной войны. И 7-летнее всеобщее обучение в СССР было осуществлено только в 1950-56 гг.

Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929-30 гг. до 31 517 375 в 1938-39 гг.  Из них:

·                     в начальных школах с 9 845 266 в 1929-30 до 10 646 115 в 1938/39 гг.

·                     в неполных средних школах с 2 424 678 в 1929-30 гг. до 11 712 024 в 1938-39 гг.

·                     в средних школах с 1 117 824 в 1929-30 гг. до 9 028 156 в 1938-39 гг.

Количество учителей увеличилось с 384 848 в 1929-30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.

Количество высших учебных заведений в 1932-33 г. составило — 832, в которых обучалось 504 000 студентов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.