12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Пузикова Лидия Александровна52 Россия, Волгоградская обл., с. Орловка |
Элективный курс "История Донского казачества"
Содержание:
I. Историографический обзор по теме
II. План работы
III. Библиография
I. Историографический обзор по теме
В Советском государстве все граждане имели реальную возможность получения образования, представлялось право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
В 1917-1931 гг. было осуществлено кардинальное преобразование системы просвещения. Принятые после октября 1917 г. государственные акты в области народного образования – «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР», опубликованные вместе с «Положением» 16 октября 1918 г., ряд правительственных декретов – утвердили демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Этот принцип означал, что все звенья системы народного образования преемственно связаны между собой, что молодые люди могут свободно, без каких-либо препятствий в виде тупиковых школ, существовавших в дореволюционной России, переходить от начальной ступени обучения к высшим.
Реформа образования 1920 г. в России стала начальным и основополагающим периодом в строительстве системы массового образования ХХ в., В процессе работы предполагалось изучить законы и постановления советского правительства в области культуры и просвещения, для определения базовых компонентов новой программы обучения и воспитания «советского человека».
Первый этап историографии состоял из ряда крупных работ по общим проблемам истории российской общеобразовательной школы советского времени издаваемый в 1940–1950-е гг.: Дейнеко М. М. 40 лет народного образования в СССР. 1957 г., Константинов H. A., Медынский E. H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. 1948 г.
В течение 1960-х – первой половины 1980-х гг. историография советской школы значительно расширилась. В 1981 году выходит труд Днепрова Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики 1918–1977: проблемы, тенденции, перспективы.
В то же время работ обобщающего характера было немного. Среди основных можно выделить серию «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР» (последний том вышел в 1991 г.) Специфика второго историографического этапа состояла в фиксации проблемных областей в рамках истории советского среднего образования: вопросами подготовки учительских кадров в 1920–1930-е гг. занимался П. В. Гришанов «Партийное руководство подготовкой и воспитанием учительских кадров в годы социалистической реконструкции народного хозяйства (1927–1937 гг.)» вышедшая в 1983 году; учебно-воспитательную работу советской школы 1920–1930-х гг. исследовали Е. И. Руднева, Л. А. Степашко, В. А. Гаврилов. Различным вопросам истории школы советского периода были посвящены статьи авторов, вошедшие в несколько крупных сборников. Особенно следует выделить статьи теоретико-методологического характера Э. Д. Днепрова и Е. И. Киселевой, в которых шла речь о необходимости системного подхода при изучении истории российской школы и разрабатывались понятия «система народного образования» и «школьная системы». Система народного образования включала учебно-воспитательные учреждения, учителей и учеников, учебно-воспитательный процесс, органы управления и материальное обеспечение, при том, что ядром системы народного образования выступала школьная система.
Со второй половины 1980-х гг. в историографии советской школы появились исследования свободные от классово-идеологической ангажированности. При этом до начала 1990-х гг. еще публиковались работы, написанные со старых политических и методологических позиций, например, Э. И. Моносзона «Становление и развитие советской педагогики. 1917–1987» 1987год
На современном историографическом этапе доминируют примеры реконструкции истории школы на основе региональных источников. Появляются работы, построенные по проблемному принципу и посвященные аспектам истории образования и исторической реконструкции системы народного образования. Был представлен ряд диссертационных исследований, в которых предметом изучения являлась государственная политика в области народного образования, школьные реформы и создание новых школьных систем. Что касается монографических исследований, то в них преобладала история государственной политики в сфере школьного образования и вопросы, связанные с историей проведения школьных реформ (Богуславский М. В. XX век российского образования; Липнин В. Н. Школьные реформы в России: Очерки истории
Как всякая стабилизационная реформа, преобразования 1930-1940-х гг. были положительно встречены массовым учительством, руководителями органов образования и большинством родителей, поскольку они были конкретны, привычны и понятны, т.е. консервативно-традиционны. Те задачи, которые возлагались на эту контрреформу, были выполнены с лихвой.
Успехи в ракетной и космической сфере произвели во второй половине 50-х гг. на американцев «спутниковый шок». Назвав советскую среднюю и высшую школу «секретным оружием» большевиков, они также приступили к значительному реформированию своей общеобразовательной системы.
Другой парой реформ – контрреформ (развитие – стабилизация) выступают преобразования конца 50-х – второй половины 60-х гг.
«Хрущевская реформа» конца 50-х – начала 60-х гг. (ее содержание отражено в Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 1958 г
В конце 60-х – первой половине 80-х гг. преобладали реформаторские мероприятия иного статуса. Речь не шла о «просвещенской революции», создании новой системы образования, кардинальном изменении направленности учебно-воспитательного процесса, что характерно для «общешкольных реформ». В основном это была модернизация содержания общего среднего образования в соответствии с задачами, выдвигавшимися научно-техническим прогрессом. Такие малые» реформы, имеющие большое концептуальное значение, закономерны и носят циклично-периодический характер.
Благодаря работе специальной объединенной комиссии Академии наук СССР и союзной Академии педагогических наук было совершено значительное реформирование содержания образования – этого важнейшего, по сути имеющего общешкольное знание компонента системы образования, повышение его содержания до уровня мировых стандартов на основе научно-технических достижений. С этим же были связаны и новые направления в дидактике и методике (проблемное и развивающее обучение).
Преобразования конца 1960-х – начала 80-х гг., носящие явно выраженный стабилизационно-модернизаторский характер, были завершены реформой 1984 г. («Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы»). Вновь вводилась одиннадцатилетняя школа, устанавливалось обучение детей с шестилетнего возраста, серьезно пересматривались программы в плане повышения их научного уровня. Инновационным моментом реформы выступало введение обучения компьютерной грамотности. Намечалось также вновь вернуться к уже неоднократно дискредитированной в 20-е и 50-е гг. установке на получение профессии в условиях общеобразовательной школы.
Во всем этом проявилась характерная тенденция в самом процессе реформ – постепенное ограничение радикальности реформаторского накала, ослабление потенциала преобразований, сочетаемое с усилением частичных модификаций, присущих стабилизационным мероприятиям.
Данная тенденция проявилась и в последней паре реформ – контрреформ – конца 80-х – начала 90-х гг. Здесь особенно было ощутимо короткое дыхание реформаторства, по сути охватившего всего три-четыре года (1988-1991 гг.). Сильные и слабые стороны отразились в российском «Законе об образовании» (1992 г.).
Главный акцент был сделан в основном на демонстрировании системы обязательного всеобщего среднего образования, начался отход от единого типа учебных заведений, осуществлялась разработка вариативных учебных планов. Большое значение придавалось гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности. Педагоги обрели свободу творчества, существенно усилились демократические черты в управлении народным образованием.
II. План работы.
1. Теоретический аспект понятия «система народного образования в СССР»
2. Этапы развития системы образования СССР
2.1 1920-е годы
2.2 1930-е годы
2.3 1940-е годы
2.4 1950-е годы
2.5 1960-е годы
2.6 1970-е годы
2.7 1980-е годы
3. Заключение
1. Теоретический аспект понятия «система народного образования в СССР».
Система народного образования в СССР —
Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой
Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в
С момента создания
В октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР»
Серьезной проблемой была
Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Перепись 1920 года на территории
На основе декретов
Современные исследователи отмечают: «Коммунистическая атака на систему распределения научных статусов началась в 1918 г. Дело заключалось не столько в „перевоспитании буржуазной профессуры“, сколько в установлении равного доступа к образованию и уничтожении сословных привилегий, к числу которых относилась и привилегия быть образованным».
2. Этапы развития системы образования СССР
2.1 1920-е годы
В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом
Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение,
Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен
К 1927-28 учебному году количество учащихся в СССР увеличилось до:
•В
•В
•В
В борьбе с неграмотностью были достигнуты значительные успехи, всего в 1917—1927 гг. было обучено грамоте до 10 млн взрослых (подробнее смотрите в статье «
Количество учителей увеличилось с 222 974 в 1922-23 гг. до 394 848 в в 1929-30 гг. Количество учащихся во всех школах СССР увеличилось с 7 322 062 в 1922-23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг. Из них:
· в начальных школах с 5 993 379 в 1922-23 гг. до 9 845 266 в 1929-30 гг.
· в неполных средних школах с 736 854 в 1922-23 гг. до 2 424 678 в 1929-30 гг.
· в средних школах увеличилось с 591 645 в 1922-23 гг. до 1 117 824 в 1929-30 гг.
Количество студентов высших учебных заведений по сравнению с предвоенным 1914 годом выросло от 127 000 (включая Польшу) до 169 000 в 1927/28 гг. В 1930 г. в СССР было 272 000 студентов. Количество
Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции. В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в том числе 438
Развивались также
В течение 10-15 лет после октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (
2.2. 1930-е года
Войны и революции 1914-22 годов сопровождались потерями населения, включая учёных и работников различного уровня квалификации, по ряду важнейших причин: физическая гибель, естественное старение,
По указанию
В 1930 году состоялся первый выпуск
В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние
В 1934 на
В 1933-37 гг. было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей, окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.
Согласно плану
Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929-30 гг. до 31 517 375 в 1938-39 гг. Из них:
· в начальных школах с 9 845 266 в 1929-30 до 10 646 115 в 1938/39 гг.
· в неполных средних школах с 2 424 678 в 1929-30 гг. до 11 712 024 в 1938-39 гг.
· в средних школах с 1 117 824 в 1929-30 гг. до 9 028 156 в 1938-39 гг.
Количество
Количество высших учебных заведений в 1932-33 г. составило — 832, в которых обучалось 504 000 студентов.