Метапредметная образовательная головоломка для обучающихся начальных классов «Код кота Леопольда»
Метапредметная образовательная головоломка
для обучающихся начальных классов
«Код кота Леопольда»
Автор | Людмила Юрьевна Черепанцева , учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 11» г.Северодвинск |
Название | Энигмаграмма «Код кота Леопольда» |
Предмет | Русский язык, окружающий мир |
Тема | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова |
Класс | 2,3,4 |
Цель | Создание условий для закрепления изученной орфограммы «Парные звонкие и глхие согласные в корне слова» |
Задачи | Образовательные: закрепить знания обучающихся по теме «Парные звонкие и глхие согласные в корне слова»; с помощью головоломки проверить уровень усвоения основных понятий по изученным темам. Развивающие: создать условия для развития логического мышления, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные факты и понятия; расширять словарный запас; формировать познавательную активность. Воспитательные: создать условия для воспитания интереса к русскому языку; повышать уровня мотивации обучающихся; формировать уверенность в своих силах; навыки продуктивного делового взаимодействия. |
УУД | Личностные: - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Регулятивные: - умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. Познавательные: - умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, работать по алгоритму; Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение работать индивидуально и в группе. |
Формы | Индивидуальная, парная, групповая. |
Уровень сложности | Средняя степень сложности. |
Инструкция по использованию на уроке | Энигмаграмму можно использовать как на уроке закрепления знаний, так и на уроке обобщающего повторения. Для этого необходимо распечатать головоломку по количеству учеников в классе, либо по количеству планируемых групп. В течении определённого времени обучающиеся выполняют задание. 1 этап каждая группа составляет слова своего сектора, записывает ключевое слово, выделяет в нём орфограмму и букву кода. 2 этап получившиеся слова диктуются другим группам, участники которых должны назвать обобщающее слово сектора (рыбы, растения, звери, птицы). 3 этап из букв ключевых слов каждой группы составляется кодовое слово друг. В записанных словах обучающиеся выделяют данную орфограмму (кактус, персик, лебедь,беркут, медоед, барсук). 4 этап каждая группа готовит для других вопросы по изученным темам. |
Используемые интернет-ресурсы | Кот Леопольд |
Методическая рекомендация
Знакомство энигмаграммой (разновидностью анаграмм) должно происходить постепенно.
В 1 классе обучающиеся знакомятся с простыми анаграммами известных слов, составляют анаграммы самостоятельно, работают фронтально, в группах, парах. Далее работа усложняется.
Пример работы
Энигмаграмма «Города России»
https://урок.рф/library/enigmagramma_goroda_rossii_143157.html
Примеры рабочих листов представлены в группе «Школьный подвал» https://vk.com/public215629777
рабочий лист «Международный день лесов»
рабочий лист «Винни-Пух и все,все, все...»
рабочий лист «Сергей Владимирович Михалков»
Ответы
сектор «Растения»
герань, кактус, персик, мимоза
Ключевое слово гранат
сектор «Птицы»
иволга, лебедь,беркут, ворона
Ключевое слово голубь
сектор «Звери»
медоед, газель, павиан, барсук
Ключевое слово гепард
сектор «Рыбы»
треска, форель, кефаль, навага
Ключевое слово карась
Итоговая запись
Человек природе друг.
Дополнительное задание
Подчеркнуть внутри секторов слова с данной орфограммой.
Вопрос друзьям
Для каждого сектора дети придумывали свой вопрос, связанный с базовыми знаниями (мы часто так делаем, поэтому трудностей не возникло). Вот что у них получилось.
сектор «Растения»
Найти слово, где все согласные глухие. (Кактус)
Найти слово, в котором количество букв и звуков не совпадает. (Герань)
сектор «Птицы»
Найти слово, в котором количество букв и звуков не совпадает. (Лебедь)
Найти слово, в котором деление на слоги не совпадает с делением для переноса. (Иволга)
сектор «Звери»
Найти слово, в котором количество букв больше, чем звуков. (Газель)
Найти слово, в котором все согласные твёрдые. (Барсук)
сектор «Рыбы»
Найти слово, в котором «спряталось» хвойное дерево. (Форель)
Найти слово, в котором все согласные звонкие. (Навага)
Приложение
Язенина Ольга Анатольевна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Белянина Светлана Николаевна
Черепанцева Людмила Юрьевна