12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Казакова Лариса Сергеевна29
Россия, Оренбургская обл., г. Кувандык

Эссе «Эффект бабочки»


Доверие такая же хрупкая вещь как крылья бабочки…

Неверное движение, слово, шаг –

вроде та же бабочка, а уже не летит…

Ирина Асимова


Утро. Рассвет. Проснулась. Посмотрела в окно. Солнце засветилось, улыбнулось. Улыбнулась и я в ответ. Пришла в голову мысль – улыбка как тогда, двадцать лет назад, когда в начале своего педагогического пути задумалась: каким же должен быть Педагог? Подошла к зеркалу. Посмотрела: «Здравствуй, девочка! Ты меня помнишь?». И мы пошли по тропам памяти…

Август. Первый рабочий день. Детский сад, группа, 35 детей по списку. Зашла в комнату – 33 копошившихся в игровом уголке малышей. Подбегает один – серые с синью глазенки, показывает машинку, пытается что-то рассказать… Еще подошла девочка, еще мальчик, еще, и еще, и еще… И все они на меня смотрели с интересом, надеждой. А в моих висках стучалась без устали мысль: «Семьдесят глазенок, топающих ножек, хватающих ручонок, и тридцать пять жизней, которым я должна помочь сделать первые шаги в жизни». Сколько было еще вопросов и ответов за шесть лет… Они меня учили ответственности, неподкупной искренности, умению смотреть на жизнь с широко открытыми глазами.

Таким же солнечным осенним днем я оказалась на пороге городского центра дополнительного образования. Я работаю с подростками. Это другой мир, с его юношескими страстями, максимализмом. Пришлось учиться. Получила второе образование – психолог. Незаметно для себя организовала клуб по месту жительства «Подросток» и в наш небольшой, но уютный подвальчик стали приходить ребята с так называемым клеймом «трудные». Но трудности меня ожидали гораздо позже…

Прозвенел будильник. Мысль переключилась. Пора! Теперь, девочка моя, тебя ждут другие проблемы.

Дом пионеров и школьников. Понедельник. Кабинет заместителя директора. Захожу. Все знакомо глазу и расставлено по своим местам.

Сегодня… Открываю ежедневник. Множество пунктов на страничке, которые сегодня необходимо выполнить. Закрываю глаза – вспомнилась одна фраза моей наставницы: «Если не ты, то кто?» и приступаю…

8.00. Я – дежурный администратор. Прохожу по кабинетам. У кого-то родились котята, кто-то испек пирог, у кого-то заболел ребенок, к кому-то приехали погостить родители. Каждый со своей котомкой проблем и радостей.

И тут включается во всем разнообразии индивидуальный подход. А еще говорят: «С детьми трудно!». Просто им нужно поработать с сотней взрослых теть и дядь.

Индивидуальный подход… Так легко, казалось бы, дать определение. По мнению многих теоретиков (Шадриков В.Д., Гладких В.И., Рабунского Е.С.) – это гибкое использование различных форм и методов для достижения эффективности процесса в целом или отдельно взятого действа.

По-моему, нужно быть внимательным к происходящему, воспитывать внимание зрительное и духовное в себе. Только внимательный человек сможет вовремя увидеть происходящее с окружающими, почувствовать тонкую грань вмешательства и помощи, назидания и потребности.

Индивидуальный подход – это работа над собой. Это – собранность, четкость, деловое, энергичное общение, уверенность в себе, внутренняя сила, творческий подход к делу, особое видение сегодняшнего дня, ситуации.

Индивидуальный подход необходим всем: и педагогу-наставнику, за плечами которого многие лета трудовой деятельности, детских глаз, шалостей, проблем, и тому, кто с робостью заходит в кабинет на занятие, перебирая конспект в голове, проговаривая по нескольку раз слова, ища выход из прогнозируемых трудных ситуаций.

И ты находишься в постоянной дилемме: кто нуждается в твоей помощи больше – профессионал или стажер?

Однозначного ответа нет – каждый из них индивидуум и требует к себе индивидуального, персонального подхода. К его мыслям – о детях, семье, внуках, возможно, а у другого – любовь, свидание, мама, оставшаяся в другом городе… К его памяти – один помнит своего первого ученика и первое выступление на педагогическом совете. А у другого – госэкзамен, номер билета, который он забыл навсегда, очень вкусное мороженное, которое приносил папа после работы, а говорил, что зайчик принес…

У каждого своя память, восприятие, скорость запоминания и прочность сохранения. И тут срабатывают на уровне инстинкта, природной чуйки, опыта отношения, которые в педагогической среде называют индивидуальным подходом.

Так проходит мой день – день педагога: беседы, наставления, встречи, отчеты, планы, анализ… Надо столько успеть: сделать, написать, провести, организовать, помочь, разработать, узнать. А главное – быть в курсе всего нового, быть в тренде, быть готовым к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Только так педагог состоится как профессионал и будет интересен учащимся и коллегам.

Вечер. Закат. Солнце устало от суеты людской, тихо уходит за гору.

На стекле вечерний мотылек, легко трепещет своими крылышками. А в голове тихим шорохом звучат слова: «Не навреди». Ведь крылья бабочки так похожи на ψ (пси) – символ психологии – наука о душе.

Каждый вечер, заканчивая трудовой день, необходимо вспомнить о людях, с которыми ты сегодня встречался и крыльях бабочки. А последние солнечные лучи вкрадчиво прошепчут: «Не навредила?». Ведь нельзя взять цветистую бабочку за крылья и не стереть ее красочную пыль, не изменить узор, с которым человек вышел на свет божий. И каждый день приходится перед собой держать ответ…


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.