Эссе на тему: «Достоинство и недостатки инновационного и традиционного в образовании»
Автор: Дайнеко Юлия Михайловна,
учитель биологии и химии
первой квалифицированной категории
МБОУ СОШ № 143,г. Новосибирска
ЭССЕ на тему:
«Достоинство и недостатки инновационного
и традиционного в образовании».
Современный мир – это быстро изменяющаяся динамичная система. Каждый элемент этой системы представляет собой важное звено, от состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из таких важных звеньев является современная школа, которая сочетает в себе множество разных основополагающих аспектов. В данном эссе я хотела бы рассмотреть два важных аспекта современной школы: «традиции» и «инновации». Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, именины, церковные обряды, праздники, различные семейные традиции и т.д. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры.
Однако стоит заметить, что сама по себе - это зарекомендовавшая себя и оправдавшая право на свое существование инновация. Любая традиция имеет тенденцию к развитию. Это развитие как раз и происходит через появление новых подходов и взглядов на тот или иной вопрос, отличных от существовавших ранее. А инновация есть принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем, провоцирующие позитивные качественные изменения.
Современная школа все еще базируется на традиционных принципах образования и требует изменения и присутствия инноваций. Этот момент является важным, поскольку школа один из главных институтов социализации личности в процессе жизни, интеграции ребенка в профессиональное пространство. Школа является и основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т.е. быть адекватным современной действительности. Кроме того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т.е. быстро реагировать на изменения вне его. В качестве средства такого экстренного реагирования и может выступать педагогическая инновация.
Одной из главных задач современной школы является воспитание способного к кардинальным и нестандартным решениям поколения, которое и обеспечит переход на качественно иные уровни существования общества и государства. И обеспечить это возможно при грамотном посредничестве педагогических традиций и инноваций в современном образовательном и воспитательном пространстве.
Последние документы Министерства образования обозначают широкое поле деятельности в образовательном процессе. Но хочется начать разговор о тех, кто будет обеспечивать выполнение этих новых задач. Сколько выпускников педагогических вузов работают по специальности, т. е в школах?
Рассуждая по этому вопросу, хочу начать со статистики. Сколько выпускников педагогических ВУЗов работают по специальности? Хорошо, если процентов 20, а остальные. Где те 3 года, когда молодой специалист должен был отработать по распределению? Большинство оставалось работать в образовании. Сейчас в школах работает много учителей преклонного возраста, нет молодежи.
При первом же знакомстве с детским коллективом выпускники сегодняшних ВУЗов не знают не только возрастные особенности обучающихся, методов и приемов обучения, но и в своем предмете слабо ориентируются. К примеру, в нашу школу принято 3 молодые учителя, все были уволены. Считаю, что конкурс в педагогические ВУЗы должен быть 8-10 человек на место, а не принимать тех, кто не поступил в другие ВУЗы. Отсюда наша грамотность! При традиционном образовании наша страна была самой грамотной страной в мире! Сейчас – 35 место. Значит надо что-то менять!
Единый государственный экзамен… Споры по ОГЭ, ЕГЭ не улеглись и сегодня. Достоинства тестирования очевидны: экономия учебного времени, беспристрастность оценки. А где же живое общение с учениками? Как оценить индивидуальность ребенка? Но, что делать – притерпелись к ЕГЭ, сжились с ним, смирились.
Изменились подходы к аттестации, и, увы, не в лучшую сторону, особенно это касается молодых специалистов, которые должны подтвердить свое соответствие на занимаемую должность, ответить на множество вопросов по педагогике, психологии, специфике своего рода деятельности, которые должны подтверждать свою квалификационную категорию, да находясь в декрете. А что, получение диплома ничего не значит? Не буду даже говорить о зарплате, особенно молодого специалиста, она не идет ни в какое сравнение с предъявляемыми к нему требованиями.
Образование в корне менять нельзя, оно должно опираться на накопленные научные знания.
Необходимо возродить престижность профессии педагога, поднятию ее значимости в глазах граждан нашей страны, родителей, детей. Нужно сделать все, чтобы выпускники педагогических ВУЗов стремились работать в школе Необходимо, на мой взгляд, ввести ученическую форму, возродить трудовое воспитание обучающихся, читать классику не в сокращении и многое-многое другое.
Может быть, не нужно нам равняться на Запад, ведь Россия – могучая, великая, самобытная держава, имеющая огромный опыт образовательной деятельности.
Хочется верить, что наше образование, отбросив все лишнее, ненужное, чужое, найдет правильные пути решения проблем, а учитель будет работать по результатам, а не по ГОСТам.
Надежда Алексеевна Паршукова
юлашка
Надежда Алексеевна Паршукова
юлашка
Надежда Алексеевна Паршукова