Эссе к юбилею Эдгара Аллана По «Основоположник детективного жанра»

3
0
Материал опубликован 19 February 2019 в группе
Эссе «Основоположник детективного жанра»

Жизнь американского писателя Эдгара Аллана По была полна странных мистических удач и страшных потрясений. Писатель-мистик и романтик, заложивший основы современной детективной прозы, прожил всего 4о лет. На протяжении почти всей жизни его мучили алкоголизм, ночные кошмары и галлюцинации. А самым поэтическим в мире сюжетом он считал смерть прекрасной молодой женщины

Эдгар По наиболее известен как автор «страшных» и мистических рассказов, а также благодаря крайне необычному стихотворению «Ворон».

По родился 19 февраля 1809 года в Бостоне США в семье бродячих артистов. Эдгар был средним ребёнком в семье, у него были старший брат Уильям (1807—1831) и младшая сестра Розали (1810—1874). Жизнь гастролирующих актёров предполагала постоянные переезды, которые были особенно трудны с ребёнком на руках, поэтому маленького Эдгара временно оставили у деда в Балтиморе. Там он провёл первые несколько месяцев своей жизни. Отец – ирландец по национальности рано покинул семью. Мать мальчика Элизабет умерла от чахотки, когда ему не было и трех лет.

Маленький мальчик, оставшийся без опеки родителей, приглянулся жене Джона Аллана, зажиточного торговца из Ричмонда, и вскоре бездетная семья забрала его к себе. Приёмная семья Эдгара По относилась к числу состоятельных и уважаемых. Джон Аллан был совладельцем компании, которая занималась торговлей табаком, хлопком и другими товарами. Детей у Алланов не было, поэтому мальчик был легко и с радостью принят в семью. Эдгар По рос в атмосфере благосостояния, ему покупали одежду, игрушки, книги, с ним занималась учительница на дому. И фамилия мальчика отныне стала двойной - Аллан По.

Мачеха Френсис была очень доброй. Только ее замечательное сердце могло выдержать приступы ужаса, которые маленький Эдгар испытывал по ночам. К тому же у ребенка с детства было больное сердце. Ему все время мерещился образ покойной матери и нечистый, пытавшийся его похитить. Эдгар как будто специально подпитывал свое богатое воображение историями, которые слышал от чернокожей прислуги. Мальчик любил проводить время на кухне, слушал негритянские сказки об оживших мертвецах, восставших из ада. Однажды мальчик напугал отца, попросив отвезти его на кладбище, чтобы посмотреть как покойники восстают под бледной луной.

По писал о себе: « Я родом из тех, кто отмечен силой фантазии…Меня называли безумным, но вопрос еще далеко не решен, не есть ли безумие высший разум и не проистекает ли многое из того, что славно, и все, что глубоко. Из-за болезненного состояния мысли, из особых настроений ума, вознесшегося ценой утраты разумности».

В 1815 году семья отправилась в Великобританию. Джон Алан стремился улучшить торговые связи с Европой. В Лондоне Эдгар По закончил начальную школу мадам Дюбуа и школу преподобного Джона. Эдгар По изучал античную литературу и историю, латынь, греческий и французский языки, математику. Особое внимание уделялось английской литературе. «Он не любил математику, но в поэтической композиции равных ему в школе не было», - писал учитель По. Воспоминания Эдгара По об этом периоде жизни нашли своё отражение в рассказе «Вильям Вильсон».

В ранних описаниях внешности Эдгара По преобладал образ привлекательного и атлетичного молодого человека, склонного к худобе. «Тонок, как бритва», — так Джон Аллан описал своего пятнадцатилетнего пасынка. По словам друзей детства, молодой По был «заводилой» и неформальным лидером компании. Он был выносливым, ловким и хорошо физически сложенным подростком. По также был превосходным пловцом.

У мистера По были тёмные, почти чёрные волосы, которые он носил длинными, зачёсывая назад, как принято у студентов. Волосы были тонкими и шелковистыми. Ни усов, ни бороды он не отпускал. Нос у него был длинный, прямой, черты лица правильные и тонкие, прекрасный рисунок губ. Он был бледен и щёки его никогда не окрашивал румянец: кожу отличал красивый и чистый оливковый оттенок. Выражение лица он имел меланхолическое. Худощавый, но великолепно сложенный, он держался по-военному прямо и ходил быстрым шагом. Но более всего пленяли его манеры, они были полны изящества <…> Одевался По всегда в чёрный, застёгнутый на все пуговицы сюртук со стоячим воротником <…> Он не следовал за модой, а придерживался собственного стиля, который отличала некоторая небрежность, точно его мало заботила одежда. По виду его можно сразу было сказать, что он совсем не такой, как другие молодые люди.

Летом 1820 года семья вернулась в США. Отчим процветал – пасынку ни в чем не отказывали. Живя в шикарном особняке будущий писатель влюбляется в дочь соседей-богачей Эльмиру Ройстер. Девушка ответила взаимностью. Они решили пожениться. Родители молодых были против брака. И Эдгара отпустили учиться в Виргинский Университет, где отпрыски богатых родителей не могли противостоять искушению «вечно модных» в высшей среде карточных игр и вину. Семнадцатилетний поэт, покинувший родительский дом, впервые был предоставлен самому себе на долгое время. Эдгар По несомненно, считал себя джентльменом, а желание подтвердить этот статус привели его к карточному столу и спиртному. К тому же Эльмира не отвечала на письма, ведь ее отец перехватывал их, а вскоре выдал дочь за богача.

Алкоголь оказывал почти мистическое воздействие на По. После бокала вина он не помнил себя, и проснувшись. Не сознавал, как оказался в том или ином месте.

Будучи студентом Эдгар влюбился в мать своего друга Джейн Стенард. Общение сводилось к ночным прогулкам и беседам в салонах. Внезапно Джейн умерла от менингита. В кромешной тьме молодому человеку мерещится, что на лицо ему ложится ледяная рука неведомого чудища. Он посвящает Джейн знаменитое стихотворение.

Карточные долги росли и отчим оплатил их частично. Несмотря на сданные экзамены, По пришлось оставить Университет. В это время Эдгар По усиленно занимался творчеством, были написаны многие из стихотворений, вошедших впоследствии в первый сборник начинающего поэта. По также пытался найти работу, но отчим не только не содействовал этому, но и в качестве воспитательных мер всячески препятствовал его трудоустройству. Эдгар уехал к тетке в Балтимор, она воспитывала одна дочь Вирджинию, моложе Эдгара на 13 лет. Тетка обожала племянника, называла его «мой Эдди». Живя у тетки Эдгар По окончательно осознал, что его призвание – литература, а его чувство к маленькой Виргинии совсем не братское, а намного больше. По работал в газете репортером. Там вышел его первый сборник. В сборник он включил поэму «Тамерлан», стихотворения «Мечты», «Духи смерти», «Вечерняя звезда», «Имитация», «Стансы», «Сон», «Счастливейший день», «Озеро».

Испытывая крайнюю нужду в деньгах, По подписал армейский контракт сроком на пять лет и стал рядовым. В документах восемнадцатилетний По указал вымышленное имя — «Эдгар А. Перри» — и изменил возраст, «состарив» себя на 4 года. Местом службы По стал форт на острове Салливан. Природа острова, на котором писатель провёл год впоследствии нашла своё отражение в рассказе о приключениях и кладах «Золотой жук».

Во время службы умерла любимая приемная мать Эдгар. По бросил военную карьеру и вернулся в Балтимор к тетке, где от чахотки и алкоголизма умирал его старший брат. В конце 1830 года Эдгар По стал кадетом Военной академии. А через год вышла третья книга поэта — сборник «Стихотворения», в который вошли новые работы: «Осуждённый город» и «Спящая».

На страницах сборника По впервые рассуждал о принципах поэзии и проблемах национальной литературы. «Стихотворения» содержали посвящение «Кадетскому корпусу армии США». Многие из них содержали пародии и сатиру.

Вскоре Эдгар официально женился на 13-летней кузине Вирджинии. О ней не было двух мнений – все вспоминали ее как очаровательное создание, веселое и игривое. Знакомые отмечали любовь, которую молодые люди испытывали друг к другу. Приблизительно в это время Эдгар По начал писать свой самый большой прозаический текст — «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима».

Литературная карьера Эдгара пошла в гору. Несмотря на экономический кризис, Америка зачитывалась его историями. Жена и теща также с огромным удовольствием вечерами у камина слушали, как их любимый мужчина читает им истории об ужасной обезьяне, засунувшей труп женщины в дымоход, о воскресших мертвецах и погребенных заживо.

Однако, разногласия По с редакторами привели к бедности. Рассказы, стихи, критика, обзоры книжных новинок - вот скудный, но единственный источник доходов писателя и его жены. Отчаянное безденежье вынудило писателя взяться за работу, результатом которой стала самая коммерчески успешная книга писателя, по иронии судьбы, но не художественная. Эдгару По предложили написать книгу о конхиологии — науке о раковинах. Он успешно справился с задачей. Эта книга была многократно переиздана. Финансовое положение семьи улучшилось.

Эдгар По считал музыку самым высоким из искусств, именно поэтому его стихи отличаются неповторимой музыкальностью. Работы По адаптировались и ложились в основу симфонических поэм, ораторий, опер, романсов и т. д. Известный французский композитор Клод Дебюсси написал оперы на его литературные произведения. Композитор Морис Равель, творчество которого во многом имеет литературное происхождение, называл своим учителем американского поэта: «Его замечательный трактат «Философия творчества» оказал на меня величайшее влияние». Современные писатели и музыканты тоже часто обращаются к творчеству Эдгаро По.

Эдгар обожал жену. Особенно ему нравилось, как она пела, аккомпанируя себе на арфе. Писатель бросил хорошо зарабатывал. Теперь он был не только востребованным автором, но и редактором модного журнала.

В апреле 1841 года вышел рассказ принесший По мировую славу родоначальника детективного жанра — «Убийство на улице Морг», «Низвержение в Мальстрём».

В январе 1842 года у юной жены Эдгара По случился первый тяжёлый приступ туберкулёза Вирджиния пела и вдруг у нее резко пошла горлом кровь. Вирджиния на длительный срок оказалась прикованной к постели, а писатель снова потерял душевное равновесие и способность работать. Угнетённое состояние сопровождалось частыми и затяжными запоями. Было достаточно бокала вина, чтобы писатель потерял рассудок.

Когда По удавалось взять себя в руки, он продолжал выполнять служебные обязанности в журнале и даже опубликовал рассказ «В смерти — жизнь». Позже рассказ был переиздан под названием «Овальный портрет» и посвящен жене. Долго терпеть частое пьянство своего редактора, его отсутствие на рабочем месте и неисполнение обязанностей не могли. Последним рассказом к выходу которого был причастен Эдгар По, стала «Маска Красной смерти». Работу По бросил, а свое поведение объяснял желанием забыть о смертельной болезни жены – туберкулезе.

Повторное обострение болезни Вирджинии произошло летом того же года, и снова глубокие переживания и душевные муки писателя нашли своё отражение в творчестве — ими пропитаны написанные вскоре после инцидента рассказы «Колодец и маятник» и «Сердце-обличитель». Была продолжена история расследований Огюста Дюпена, вышел рассказ «Тайна Мари Роже».

Образ молодой умирающей женщины преследовал По дни и ночи. В его произведениях она появлялась под разными именами: Линор, Морелла, Лигейя… но все это была Вирджиния.

Оказавшись без работы По был признал судом банкротом.

В периоды запоев писатель становился творчески плодовит. Его произведения публиковались во многих изданиях по всей стране, им посвящали критические обзоры, многие из которых отмечали незаурядный талант автора и силу его воображения. Хвалебные отзывы писали даже литературные враги, делая их ещё более ценными. Всецело посвятив себя прозе, По три года не обращался к поэзии. «Поэтическое молчание» было прервано в феврале 1843 года, вышла знаменитая «Линор».

Последние годы, проведённые в Филадельфии, ознаменовались выходом произведений: «Чёрный кот», «Очки», «Повесть Крутых гор», «Преждевременное погребение», «Ангел необъяснимого» и другие рассказы. В июле 1844 года рассказ «Золотой жук» Эдгара По занял первое место в стране, автор раскрыл здесь свой талант криптографа.

6 апреля 1844 года Эдгар и Вирджиния По переехали в Нью-Йорк. Через месяц к ним присоединилась и Мария Клемм. Трудно переоценить роль тёщи в жизни Эдгара По. Её хозяйственность, трудолюбие и бесконечная забота, которой она окружила своего зятя и дочь, была отмечена многими современниками, знавшими семью лично. Эдгар любил свою «мамочку», как он часто называл её в письмах, ведь с появлением в его жизни она действительно стала ему как мать. Он посвятил ей полное нежности и признательности стихотворение «Моей матери».

Через неделю после переезда Эдгар По становится героем сенсации: огромный ажиотаж в читающих кругах вызвала «История с воздушным шаром». Здание издательства буквально «штурмовали». Мистификации Эдгара По дали толчок последующему развитию в литературе жанра научной фантастики.

Через некоторое время после воссоединения с Марией Клемм семья переехала в новое жильё, расположенного за городом. В особняке По написал стихотворение «Страна сновидений», в котором отразились красоты окружавшей его природы и мистическое стихотворение «Ворон». Знамениты иллюстрации Гюстава Доре к «Ворону» (1884 год).

В апреле 1846 года По снова запил. В печати господствовал образ По как невменяемого алкоголика, не контролирующего свои действия. А состояние Вирджинии только ухудшалось.

«Пришла осень. Миссис По быстро угасала от туберкулёза. Я увидела её в спальне. Всё кругом неё было в чистоте и безупречном порядке и так скудно и по-нищенски убого, что вид несчастной страдалицы вызвал во мне щемящую жалость — такую, какую способны испытать лишь бедняки к беднякам <…> Погода была холодной, больную сотрясал озноб, что обычно сопровождает чахотку. Она лежала на соломенной подстилке, укутавшись в пальто мужа, а на груди у неё лежала огромная пёстрая кошка. Чудное создание, видно, понимало, что приносит большую пользу. Пальто и кошка единственно только и согревали несчастную страдалицу, за исключением того, что муж согревал её руки, а мать — ноги» (Мэри Гоув Николз. «Воспоминания об Эдгаре По»)

30 января 1847 года жена скончалась. Эдгар пытался растирать ей руки и ноги, говоря, что она не умерла, а просто заснула. После похорон своей супруги он сам оказался прикованным к постели — несколько ночей провел у склепа и надеялся замерзнуть насмерть. Это был очередной серьёзный душевный срыв.

С Сарой Уитман Эдгар По был заочно знаком ещё с 1845 года, когда все цитировали «Ворона». Поэтический роман, начавшийся с анонимной валентинки, разгорелся весной 1848 года. Они обменивались письмами и По сделал Саре предложение. Сара колебалась — от своих же друзей она была наслышана о его «ненадёжности» и пристрастии к алкоголю. И за несколько дней до назначенного дня свадьбы Сара Уитман получила анонимное письмо, в котором её предостерегали против брака. Объяснение состоялось немедленно, и свадьбу отменили.

За это время новых художественных произведений было написано очень мало. Была закончена знаменитая «Аннабель Ли», публикацию которой автор уже не увидел.

По рассчитывал улучшить своё финансовое состояние, но начавшаяся в Америке «золотая лихорадка» нарушила его планы. Люди массово отправлялись в Калифорнию, многие издания закрывались или переставали выплачивать гонорары. Снова оказавшись в отчаянном безденежье, По обращается к единственному доступному ему источнику доходов — лекциям.

Эдгар По переезжает в другой город в надежде спастись от собственного безумия и постоянно преследующего его образа умершей жены. Он встретился со своей прежней любовью Эльмирой, уже богатой вдовой. Они решили пожениться. . Как всегда, единственным препятствием к браку было пристрастие к алкоголю. По уладил вопрос, вступив в ряды общества трезвости «Сыны умеренности» и дал клятву воздерживаться от спиртного.

По засобирался в Филадельфию и Нью-Йорк, чтобы подготовиться к свадьбе и пароходом отправился в Балтимор.

Вечером 3 октября 1849 года в Балтиморе давний знакомый По, доктор Джозеф Снодграсс, владелец одной из местных получил записку следующего содержания: «Уважаемый сэр! Около избирательного участка 4-го округа, что в таверне Райана, находится какой-то довольно потрёпанный джентльмен, известный как Эдгар А. По, и, похоже, находится в крайне бедственном положении, и он говорит, что знаком с вами, и я вас уверяю — он нуждается в немедленной помощи…»

По был обнаружен в тяжёлом полуобморочном состоянии, не мог самостоятельно двигаться и связно говорить. На нём была грязная и потрёпанная одежда, ему не принадлежавшая. Снодграсс перевёз По в расположенную поблизости больницу.

Состояние писателя быстро ухудшалось, он впал в буйство и стал непрерывно звать некоего «Рейнольдса». Перед смертью он бредил о том, что скоро на него спуститься тьма, которая поглотит его также, как поглотила Вирджинию.

7 октября 1849 года Эдгар По скончался. По словам доктора Морана, перед самой смертью он произнёс свои последние слова: «Господи, помоги моей бедной душе».

Обстоятельства, предшествовавшие смерти Эдгара По, как и непосредственная её причина, по сей день остаются невыясненными. Все медицинские записи и документы, включая свидетельство о смерти, если они вообще существовали, были утеряны. Существует несколько различных теорий о причине смерти По: от алкоголизма, сговора с целью убийства и даже от укуса летучей мыши. Среди иных причин смерти назывались различные виды заболеваний: опухоль головного мозга, диабет, различные формы ферментной недостаточности, сифилис, апоплексический удар, эпилепсия и менингит, холера. Существует и ещё одна теория. На 3 октября в Балтиморе были назначены выборы в конгресс и законодательное собрание штата. В то время не существовало списков избирателей, чем пользовались кандидаты и партии, которые формировали специальные группы избирателей. Людей под воздействием алкоголя собирали в специальных местах, а затем заставляли голосовать по нескольку раз. Вероятно, По, оказавшийся жертвой преступной схемы, похожей на «избирательную карусель», стал бесполезным по причине своего состояния и был брошен около участка.

Скромные похороны Эдгара Аллана По состоялись 8 октября 1849. Церемонией руководил дядя Вирджинии. Она длилась всего три минуты по причине холодной и промозглой погоды. Псаломщик писал: «Был мрачный и пасмурный день, дождя не было, но было сыро, и надвигалась гроза». По был похоронен в дальнем углу кладбища, рядом с могилой деда, в дешёвом гробу, без ручек, именной таблички, покрывала и подушки под головой.

1 октября 1875 года останки Эдгара По были перезахоронены на новом месте, недалеко от фасада церкви. Новый памятник был изготовлен и возведён в 76-ю годовщину со дня рождения Эдгара По, а 19 января 1885 года, останки Вирджинии По были перезахоронены рядом с останками мужа.

Ежегодно, начиная с 1949 года, неизвестная личность посещала могилу Эдгара По, отдавая дань памяти таланту писателя. Ранним утром 19 января человек, одетый в чёрное, приходил на могилу По, произносил тост и оставлял на надгробии бутылку коньяка и три розы. Иногда на надгробии находили записки различного содержания. В одной из них, оставленной в 1999 году, сообщалось, что первый тайный поклонник скончался в прошлом году и обязательства по продолжению традиции были возложены на его «наследника». Традиция продолжалась 60 лет вплоть до 2009 года, когда тайного поклонника видели на могиле в последний раз.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.