Самое трудное — мужество повседневного, многолетнего труда.
Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
В.А. Сухомлинский
«Первый учитель»! За этими простыми словами – великое начало новых судеб, ибо настоящий педагог учит не только читать, писать, считать, но и искать и находить свою дорогу в жизни в этом сложном, постоянно меняющемся мире. А потому учитель начальных классов не может не быть умным и понимающим, добрым и строгим, открытым и мудрым. Он, по моему мнению, должен быть ещё и рыцарем, который защищает юную душу от равнодушия, апатии, бессердечия, ограждает её от жестокости и насилия, и вопреки всему и всегда должен быть рядом с маленьким гражданином своей страны. А этот труд никогда не может быть тщетным! Как точны и трогательны строки известного стихотворения А.Дементьева:
Ведь лучшее все в нас от их усилий,
Учителями славится Россия!
Ученики приносят славу ей!
Не смейте забывать учителей!
Россия подарила плеяду замечательных педагогов – А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, тысячи наставников, которые служили детству в советских школах, два-три, которые учили Вас и остались в Вашем сердце далеко не случайно. Нашей школе всего-то с 40-летней историей повезло. Здесь работали и работают учителя, преданные своей профессии, неравнодушные и смелые, трудолюбивые и творческие. Мой рассказ о поколении педагогов, которому посвящены слова из известной песни:
- Нас учили крылатые люди,
Души их в наших душах живут.
Наши ветераны-юбиляры, учителя начальных классов средней школы №7:
Семенова Татьяна Анатольевна,
Соколова Валентина Владимировна,
Финогенова Лилия Алексеевна,
Хлевова Валентина Васильевна.
Как удивительно схожи их судьбы. В их неполные 9 лет началась война. Голод, лишения, труд и неизменная тяга к знаниям. А потому коренные угличанки, закончив городские школы, они сделали осознанный выбор своего профессионального пути – Угличское педагогическое училище, отделение «Педагогика и методика начального образования», а затем, после его окончания, распределение в далекую Читинскую область, всех четверых. Запаса знаний, полученных в педучилище, хватило, чтобы преподавать немецкий язык и географию, математику и историю, быть воспитателем группы продленного дня, и, наконец, вернувшись к первой и главной профессии уже в родном городе, – учитель начальных классов средней школы №7, открывшейся в 1975-м году, они отдали школе не одно десятилетие. Какими они были, мои коллеги, носящие почетное звание «Советский учитель»? Удивительно трепетное отношение к школе, коллективу, своей работе, без которой они не мыслили своей жизни. Бесспорно, это и интересные личности, яркие индивидуальности, сочетающие в себе высокие педагогические и человеческие качества; и характеры, закаленные тяготами военного времени, недостатком необходимых продуктов и вещей, в то же время они старались передать детям всё лучшее, что было в них. Как? Основная черта характера этих педагогов и граждан Советского Союза - добросовестное отношение к работе, ответственность за судьбу своих учеников. Так Смирнова Ольга Викторовна, выпускница Соколовой Валентины Владимировны, ставшая учителем начальных классов, на мой вопрос: «Что взяли Вы у своей первой учительницы? – тихо ответила: «Главная радость учителя – это успехи его учеников». В этих учительских глазах я увидела взгляд Валентины Владимировны, в котором отражаются сотни мальчишечьих и девчоночьих глаз, для которых он был так важен и нужен, а их успехами были не грамоты в отличном типографском исполнении, а красиво выведенная строчка в прописях, правильно решенная задача, новая кормушка для птиц, открытка ко Дню Победы ветерану Великой Отечественной войны, проживающего по соседству… А для других ребят нежность и доброта в глазах Татьяны Анатольевны Семёновой была единственной опорой в их детской жизни. А как была дорога её рука, ведущая по школьным коридорам. Размышляя над этим, сама себе задаю вопрос: «Что случилось бы с главным героем рассказа В.Распутина «Уроки французского», если бы на его пути не встретилась бы Лидия Михайловна?»
Но, порой, учительнице приходилось быть суровой, даже жесткой, чтобы научить ребят жить, быть творцами и созидателями, как писал советский педагог В.А.Сухомлинский: «Большой порок – это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце – будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримость к тому, что является злом или потворствует злу». Такой урок вынесла для себя Крылова Елена Ивановна, выпускница Финогеновой Лилии Алексеевны, тоже ставшая учителем начальных классов, ответившая мне о смысле своего труда словами В.А.Сухомлинского: «Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет..., ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы».
Как добиться этого? Безусловно, у каждого педагога есть "свои секреты» успеха. Вот ещё один пример: «У Хлевовой Валентины Васильевны каждый урок был четко выстроен, логичен, выверен; простота, ясность речи и доброжелательный тон делали каждый её урок неповторимым, а само главное продуктивным», - вспоминает о своей коллеге Демиденко Светлана Ивановна, начальник отдела развития общего образования управления образования Угличского района. А как трудно в короткой статье рассказать о четырех судьбах, четырех личностях, о четырех женщинах.
И проходя утром по ещё пока тихим и пустым коридорам школы, приходит осознание счастья от сопричастности с чем-то великим и прекрасным, требующим от тебя, в то же время, соответствовать своей школе, своим коллегам. Навстречу идет Елена Валентиновна Волосевич, учитель начальных классов, и словно прочитав мои мысли, открывая дверь в соседний кабинет, говорит: «В этом кабинете работала Хлевова Валентина Васильевна, в этом – Семенова Татьяна Анатольевна». Я вижу их на уроке, среди детей на перемене, в столовой. Везде вместе с детьми. Учительский долг не был для них обузой, тяжелой ношей, это было бескорыстное служение детству, детям.
Я горжусь педагогами советской школы и вспоминаю свою первую учительницу, ровесницу моим героиням, Шихалеву Ольгу Петровну, с похожей судьбой (педучилище, Дагестан, Бурмасовская основная школа). Для нас, семилетних, она была бабушкой, доброй и заботливой, хотя мы и тянулись к молодой практикантке. Но учились мы легко и с удовольствием, не замечая главного, как она оставалась после уроков, если у кого-то что-то не получалось, как она ругала нас как-то нестрашно, но было почему-то стыдно, как она гладила по голове, если кому-то было больно. Словом, всегда Ольга Петровна была рядом с нами, и мы знали это твердо. Именно из начальной школы я вынесла главное – своё сохранное детство, основанное на уважении личности ребенка, т.е. меня, а потому мне легко было идти дальше, потому что я знала, что я умею, хочу и могу. Всё это подарила мне моя первая учительница, а закрепили учителя средних классов. А на это способны… А мы, сегодняшние учителя, должны сохранить этот опыт, нужный и единственно возможный во все времена… помните, как в знаменитой песне «Учительский вальс»:
Время выбрало нас
Зажигать в душе – свечи.
Пусть учительский вальс
Не кончается вечно.
Добавить тут нечего.
А завершить мне хочется словами великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, чей завет выполняли и выполняют наши юбиляры: «Воспитатель чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и осознает, что его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории». И пока жив Учитель, у нашей Родины есть будущее.
В день юбилея желаем нашим коллегам крепкого здоровья, неиссякаемого оптимизма, интереса к жизни.