Презентация «Игорь Северянин-основоположник эгофутуризма»
Пояснительная записка к презентации
Презентация может быть использована на уроке и во внеурочной работе
Северянин
PPTX / 1.95 Мб
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Презентация может быть использована на уроке и во внеурочной работе
Северянин
PPTX / 1.95 Мб
Предварительный просмотр презентации
Игорь Северянин- основоположник эгофутуризма автор Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Игорь Северянин Игорь Васильевич Лотарев (4.05.1887-22.12.1941) Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин – истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет «Громкокипящий кубок» В.Брюсов
Северянин-основоположник эгофутуризма Северянин начал писать стихи в 8 лет и называл их «поэзами». Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва".
Северянин-основоположник эгофутуризма «Эгофутуризм» был разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий по существу имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.). В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина.
«Громкокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» (1913–1915). «Шампанский полонез»: Шампанское, в лилии журчащее искристо, —Вино, упоенное бокалом цветка. Я славлю восторженно Христа и Антихриста Душой, обожженною восторгом глотка! В стихах возникают причудливые образы «фарфоровых гробов», «олуненных оленей», «муаровых платьев», «ягуаровых пледов».
Темы творчества Северянин в своих стихах отдал дань техническим достижениям нового века, ориентировался на быстрые темпы жизни. Однако его урбанизм носил скорее внешний характер и имел салонный оттенок комфорта и элегантности Увертюра Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Северянин о поэте и поэзии Сущностью поэзии Северянин считал свою фантазию – «мои капризы, мои волшебные сюрпризы». Для творчества Игоря Северянина характерна маскарадность, стилизация действительности. «Трагедию жизни превратить в грезофарс» - вот в чем усматривал Северянин назначение поэта и поэзии.
Северянин- поэт любви Я голоса ее не слышал, И имени ее не знал... ...Она была в злофейном крэпе.. ...В ее глазах грустили степи... Когда она из церкви вышла И вздрогнула — я застонал... Но голоса ее не слышал, Но имени ее не знал. Назовите ключевые образы стихотворения. Какие средства выразительности использует поэт?
«Когда ночами…» …А сердце плачет, а сердце страждет, Вот-вот порвется, того и ждешь… Вина, веселья, мелодий жаждет, Но ночь замкнула, – где их найдешь? Сверкните, мысли! Рассмейтесь, грезы! Пускайся, Муза, в экстазный пляс! И что нам – призрак! И что – угрозы! Искусство с нами – и Бог за нас!.. Стихотворение представляет собой зарисовку-настроение. В нем отражен характерный для творческой манеры Северянина переход одного чувства в другое и природный оптимизм. Начавшись с грустных нот, к концу оно становится жизнеутверждающим:
Северянин первым ввел в обиход авторское исполнение стихов с эстрады. Он называл свои выступления перед публикой «поэзоконцертами». Поэт не читал стихи, а пел их. Он объехал всю страну, собирая на свои концерты толпы восторженных поклонниц. Позовите меня – я прочту вам себя, Я прочту вам себя, как никто не прочтет… Кто не слышал меня, тот меня не постиг Никогда – никогда, никогда – никогда!
Северянин-король поэтов В 1918 году в Москве, на поэтическом вечере в Политехническом музее, Игорь Северянин был признан королем поэтов, второе место было отдано В. Маяковскому, третье досталось К. Бальмонту. И. Северянин, как и должно королю, издает поэтический "Рескрипт короля". Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре Я так велик и так уверен В себе – настолько убежден, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительно поклон... ...Я избран королем поэтов, – Да будет подданным светло!
Мотивы избранничества, культа собственного «я» часто становились поводом для очередной поэзы: Мой стих серебряно-брильянтовый Живителен, как кислород. О, гениальный! О, талантливый! — Мне возгремит хвалу народ. Я – я! Значенье эготворчества — Плод искушенной Красоты. Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!
«Не мне в бездушных книгах черпать…». Не мне в бездушных книгах черпать Для вдохновения ключи, — Я не желаю исковеркать Души свободные лучи! Я непосредственно сумею Познать неясное земле… Я в небесах надменно рею На самодельном корабле! В моей душе такая россыпь Сиянья, жизни и тепла, Что для меня несносна поступь Бездушных мыслей, как зола. Каким настроением проникнуто стихотворение? Против чего выступает поэт?
Северянин известен как виртуоз стихосложения. Он создал множество неологизмов, но это не усложнило смысл его стихов. Поэт сознательно не принимал ничего усложненного, трудного и заумного В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломана лапочка, — Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»…
Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в изысканно-экзотический мир В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева. А дорожка песочная от листвы разузорена - Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -
С 1918 г. Северянин превратился в эмигранта, приняв эстонское гражданство. Большое место в его поэзии стала занимать тема утраченной родины Стала жизнь совсем на смерть похожа: Все тщета, все тусклость, все обман. Я спускаюсь к лодке, зябко ежась, Чтобы кануть вместе с ней в туман… Чтоб целовать твои босые Стопы у древнего гумна, Моя безбожная Россия, Священная моя страна!
«Классические розы» В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы... Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране... Как хороши, как свежи были розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут - уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп... Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
Северянин-основоположник массовой культуры Игорь Северянин вошел в историю русского стиха как основатель эгофутуризма, как король поэтов, автор изысканных стихов. В то же время он известен как один из родоначальников массовой культуры 20 века.
Похожие публикации