Занятие на тему «Факторы социализации детей в дошкольном возрасте»
"Факторы социализации детей в дошкольном возрасте"
Введение
Социализация - это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в современном обществе. А в процессе социализации, в результате включения индивида в социальные отношения, человек становится личностью. А.А. Леонтьев, писал: " социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека"[8;188].
Г.М. Андреева считает, что « социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [2, 273].
Процесс социализации продолжается от рождения ребенка до глубокой старости. Становление социализации происходит в детстве. Так как это такой период в жизни человека, когда происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества. Чтобы быть успешным в современном обществе, дети должны обладать социальными навыками и умениями. Это очень важно для ребенка, так как он черпает представления об обществе, о его ценностях и о нормах поведения в обществе. Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, которое влияет на развитие человека в обществе.
В свое время В.А.Сухомлинский писал, что ребенок, вступая в отношения с другим окружающими его людьми, становиться членом общества, поэтому «...процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности называют социализацией». [5;114]
Таким образом, мы считаем, что социализация – это процесс взаимодействия человека и социальной среды.
Социализация происходит с рождения, с первых дней жизни, когда ребенок слышит мамин голос, слушает колыбельные песенки. Родительская семья — важнейший фактор социализации раннего детства. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности.
"Семья - есть своего рода "психологический посредник" общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем». [15;225]
Семейные условия в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит в конечном итоге и состояние государства.
В современных условиях ДОО, наряду с семьей, является не менее важным фактором в развитии личности и социализации ребенка к современным условиям. Так как в дошкольных образовательных учреждениях созданы все условия для полноценной социализации и развития ребенка. Имеется возможность смоделировать воспитателем любую жизненную ситуацию, посредством игровых уголков и скоординировать модель поведение воспитанника в определенных условиях. Тем самым подводя его к быстрому и конструктивному принятию решений, гармоничному взаимодействию с окружающим миром.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что такие факторы как семья и ДОО является важными для социализация детей дошкольного возраста, к последующей жизни и успешной адаптации в современных условиях, и полноценно развивающейся личности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Социализация, как социально-педагогическое явление
В психолого-педагогической литературе существует достаточно много подходов к определению понятия "социализация". В этой главе мы и раскроем сущность социализации и представим из различных источников термин «социализация».
Социализация это:
- процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально – культурного опыта; [17]
- процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит; [17]
- процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;
- сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений), позволяющих индивидам функционировать как членам сообществ. С другой стороны – процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личности; [16]
- процесс превращения человека в члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в разнообразных социальных взаимодействиях».[17]
- процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Человек нуждается в процессе социализации. Первоначально это происходит в семье, а уже потом вне ее. Голованова Н.Ф. пишет в своем учебном пособии «Социализация и воспитание ребенка»: «В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек существо биосоциальное нуждается в процесс социализации». [5;62]
Рассмотрев из разных источников различные точки зрения, мы приходим к выводу, что социализация это – процесс вхождения человека в общество, в котором он принимает и усваивает навыки, нормы и правила, необходимые для полноценной жизни и развития личности.
Хочется сказать несколько слов о термине «социализация», о его появлении в гуманистической науке. Термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление». Автором термина «социализация» является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному значению. В середине XX века социализация превратилась в междисциплинарную область исследований. Сегодня проблема социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи и представители других наук. Почти до 60-х годов XX века, говоря о социологии, почти все ученые имели ввиду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последнее десятилетие изучение социализации распространилось на и даже старость.
Рассматривая социализацию, многие ученые тяготеют к одному или двум подходам. Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию, как процесс его адаптации к обществу, который формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Это подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект воздействия, человек – его объект). Этот подход разработали французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский – Талкот Парсонс.[9;28]
Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Такой подход называется субъект-субъектный. Основателем этого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.
Мы считаем, что второй подход более актуален в наши дни и имеет отклик в современном обществе.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособлении в условиях конкретного общества. Приспособление – это социальная адаптация. Адаптация - это процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды.
Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности: потребность человека иметь собственные взгляды, собственные привязанности, потребность в самоопределении, самореализации, самоизменении, самоутверждении.
Из вышеизложенного можно сказать, что процесс социализации очень сложен и заложен внутри каждого из нас.
Процесс социализации делится на следующие этапы:
- младенчество – от рождения до года;
- раннее детство – от 1 до 3 лет;
- дошкольное детство – от 3 до 6 лет;
- младший школьный возраст – от 6 до 10 лет;
- младший подростковый – 10-12 лет;
- старший подростковый – 12-14 лет;
- ранний юношеский – 15-17 лет;
- юношеский -18-23 года;
- молодость – 23-30 лет;
- ранняя зрелость – 30-40 лет;
- поздняя зрелость – 40-55 лет;
- пожилой возраст – 55 -65 лет;
- старость 65-70 лет;
- долгожительство – свыше 70 лет;
Индивидуально – личностным особенностям процесса социализации посвятил свои исследования социальный психолог Эрик Эриксон. Он полагал, что человек в течение жизни преодолевает ряд отдельных кризисов, которые и создают основу индивидуального роста и способствуют социализации индивида на протяжении всей жизни. Рассматривая проблему в социально – историко-культурном контексте, раскрывая и объективные, и субъективные показатели, он обращал внимание на такой показатель, как идентичность, которую предлагает понимать как:
1) «Я – идентичность», состоящую из двух компонентов:
- органического или индивидуального, т.е. непреложной данности физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия;
- социального, который подразделяется на общечеловеческий, групповой, индивидуальный, когда любой индивид является частью различных сообществ людей, разделяет их ценности и представления о мире, о месте человека в нем;
2) психосоциальную идентичность, дающую человеку ощущение значимости своего бытия с точки зрения общества.
- аспекты идентичности, по Э.Эриксону, имеют два полюса: положительный (каким человек должен быть с точки зрения своего социального окружения) и отрицательный (каким он не должен быть). противоборство двух полюсов обусловливает формирование идентичности в зависимости от акцентов этих полюсов в различные периоды развития общества.
Согласно теории Э.Эриксона, процесс социализации по-разному протекает на разных этапах онтогенеза в условиях социального кризиса, который характеризуется нарушением «идеологической цельности» общества. ученый считает, что жизненный цикл развития состоит из восьми стадий (первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых):
доверие – недоверие (грудной возраст);
автономия – стыд и сомнение (1-2 года);
инициатива – чувство вины (3-5 лет);
трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст);
становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность);
интимность – одиночество (начало взрослого периода); творческая активность – застой (средний возраст);
умиротворение – отчаяние (старость). [13; 5]
Крайне важно, что в концепции Э.Эриксона прослеживаются два важных обстоятельства: практически степень социализации определяется по отношению к общечеловеческим достижениям, и выделяемые этапные характеристики социализации устойчиво связаны с соответствующими возрастными ступенями.
Подход, предложенный психологом Жаном Пиаже, значительно отличается от теорий социализации других ученых. Ж.Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлением. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данный момент можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя и необязательно с одинаковой скоростью и результатами.[7, 6-7]
Первый период – от рождения до 2 лет – называется сенсомоторной стадией, в течение которой у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. Второй период – от 2 до 7 лет – предоперациональная стадия. В это время дети начинают различать символы и их значения.
В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками, - этот период назван «стадией конкретных операций».
В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические, логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.
В своих работах П.Бергер и Т.Лукман по данной теме делят социализацию на первичную и вторичную.
Первичная социализация протекает в условиях семьи и главным агентом процесса социализации личности на этом этапе является семья. Ребенок усваивает первые в своей жизни нормы и ценности от своих родителей, братьев и сестер. На самом деле этот этап социализации особенно важен, так как именно в семье закладывается основа представлений ребенка о правилах взаимодействия с другими людьми. Этого мнения придерживаются и ряд других исследователей в этой области. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество. Обучение ребенка тому социальному опыту, которое накопило человечество, культуре той страны, в которой он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.
Вторичной социализация протекает в условиях детского сада и школы, где сверстники действуют как активные агенты социализации, затем институт, работа и прочие социальные организации. Социализация в детском саду происходит как в процессе общения со сверстниками, так и в процессе общения с воспитателями.
Наряду с первичной и вторичной социализацией существует понятие ресоциализация. В процессе которой происходит замена уже сложившихся у человека норм и ценностей, образцов поведения на другие. Причины ресоциализации могут быть разными – смена страны проживания, работы, круга общения и т.д. Как правило, процесс ресоциализации затрагивает каждого человека и длится на протяжении всей человеческой жизни.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Они условно делятся на четыре группы. В нашей работе мы их представим в виде таблицы № 1:
Таблица №1. Факторы социализации личности.
№ |
Группа |
Условия |
Влияние |
1.
|
Мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) |
климат, планете, космоса, мир |
на развитие всех жителей земли |
2. |
Макрофакторы (макро - большой) |
страна, этнос, общество, государство |
на социализацию всех живущих в определенных странах |
3. |
Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) |
регион, село, город, поселок, радио, телевидение |
на условия социализации больших групп людей |
4. |
Микрофакторы (микро -маленький) |
семья, дом, соседство, сверстники, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные организации. |
на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют |
Исходя из таблицы № 1, мы можем сделать вывод, что микрофакторы влияют больше всего на социализацию и развитие человека в любом возрасте, и особенно в дошкольном возрасте. Наряду с факторами социализации существуют еще и агенты социализации, механизмы социализации, средства социализации. Они тесно связаны с факторами социализации поэтому далее разговор мы и продолжим про них.
Агенты социализации, по словам А. В. Мудрика, играют важную роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление как личности при его непосредственном взаимодействии с окружающими людьми. На разных этапах состав агентов специфичен. По отношению к детям и подросткам выступают в этой роли родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности и молодости к числу вышеописанных агентов подключаются супруг и супруга, коллеги по работе и т.д. По своей роли агенты на разных этапах различаются в зависимости от того, насколько значимы и какими средствами они оказывают свое влияние.
Наряду с агентами социализации выделяются также средства социализации, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. К таким средствам Мудрик относит: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности через общение, игру, познание, предметно – практическую и духовно – практическую, семейную, профессиональную, общественную, религиозную деятельность; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от сказок до скульптур) и прочее.
На основе обобщения имеющихся данных с точки зрения педагогики, выделены несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. Условно их можно назвать и охарактеризовать следующим образом: традиционный – через семью и ближайшее окружение; институциональный – через институты общества; стилизованный – через субкультуры; межличностный – через значимых лиц; рефлексивный – индивидуальные переживания и осознание.
Результат социализации – социализированность, которая в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Социализированность определяется как «результативная конформность» индивида к социальным «предписаниям» вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания, институциональные или групповые экспектации или требования общества к члену данного общества». [4;6]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс социализации имеет большое значение в жизни современного человека. Изучением процесса социализации личности занимались многие ученые: педагоги, психологи, социологи (В.А.Сухомлинский), включая зарубежных (Ч.Х. Кули, Т.Парсонс, Э.Эриксон).
Проанализировав различные точки зрения, мы пришли к единому мнению, что социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучение и воспитание, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимают участие все окружение индивида: семья, соседи, школа, средства массовой информации и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что социализации - это процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества, которые определяют позиции и поведение индивида как личности в системе общества и что микрофакторы влияют больше всего на социализацию и развитие человека в любом возрасте, и особенно в дошкольном возрасте. Поэтому в следующей главе мы рассмотрим, как влияют такие микрофакторы, как семья и дошкольное учреждения на ребенка дошкольного возраста.
2. Микрофакторы социализации ребенка в дошкольном возрасте
2.1 Семья и ДОУ как главный микрофактор социализации детей дошкольного возраста
Рассматривая влияние микрофакторов, таких как семья и дошкольное учреждение, мы начнем с семьи, так как семья является ячейкой общества и ребенок с первых дней жизни знакомится с окружающим миром благодаря родителям. А.А. Леонтьев пишет: "Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека"[8;188].
Вспоминая известное утверждение Л.С. Выготского о том, что ребенок, родившись, уже является социальным существом. Его приняли руки врача-акушера или повивальной бабки, но приняли так, как это рекомендует делать накопленный к данному времени социальный опыт; над ним склонилось лицо матери, говорящей на определенном языке и ухаживающей за ним так, как это принято на данный момент в данной культуре; ему дают имя, являющееся своего рода "социальным значком", позволяющим отличить его от других младенцев. Другими словами, его изначально окружает взрослый, многообразный социальный мир. Мир того общества, полноправным членом которого ему еще предстоит стать, но без которого он уже не может существовать и которое уже относится к нему как к своему потенциальному будущему [3; 26].
Наряду с Л.С.Выготским и А.А. Леонтьевым, проблемой семьи и семейного воспитания занимались такие исследователи как: А. Адлер, А.А. Бадылев, А.Я. Варга, Р.А. Зачепицкий, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В.В. Столин и другие.
"Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детьми между собой" [7; 260].
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.И. Добрович, А.И. Захарова, А.С. Макаренко, А.В. Петровского и других является межличностные отношения, которые и определяют его климат. Именно по отношению родителей к своему ребенку, как считает Е.М. Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем. Ребенок должен чувствовать себя любимым в этом сходятся все воспитательные теории. Нелюбимые, недолюбленные дети, как известно, чаще болеют и хуже развиваются, а вырастая, становятся источником психологических и социальных проблем.
Поскольку самая близкая, значимая для ребенка среда - это семья, он прежде всего подражает родным впитывая дух внутри семейных отношений и переносит его в свои отношения с взрослыми и детьми вне семьи. Семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семь человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:
· в результате целенаправленного процесса воспитания;
· по механизму социального научения.
В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также по средством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.
В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. И напротив, отсутствие опыта семейного воспитания (например, у детей - сирот и детей, воспитывающихся в интернатах с одной "мамой" на несколько человек) приводит к значительным затруднениям в их социализации.
Воспитательная функция семьи - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача накопленного социального опыта, выработка научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду, привитие чувства коллективизма, чувства меры, правил поведения, установленных в обществе, укрепление здоровья, помощь в физическом развитии. В семье наиболее полно раскрываются индивидуальные качества человека, его внутренний мир. Трудно переоценить роль семьи в формировании мировоззрения, навыков культуры и поведения, гражданской позиции личности в раскрытии ее интеллектуальных возможностей.
Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, ведущие специалисты разделяют на три группы.
- это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира;
- это внутри и внесемейная деятельность, по преимуществу, это бытовой труд, являющейся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности;
- это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Великий советский педагог А.С.Макаренко, "Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей "Книге для родителей", самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы одеваетесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!"[18]
Семья является для ребенка не только источником и условием развития его психики, расширения его знаний и представлений об окружающем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном обществе социальных отношений, с которыми он встречается. Именно в семье ребенок знакомится со смыслом и сутью социальных ролей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, сына, дочери.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Недостаточно просто снабжать ребенка знаниями о том, как устроено человеческое общество, как принято вести себя в нем. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой поведенческих отношений, освоение социальных норм и ролей, выражение психологических механизмов социального поведения.
Особую роль играет семья в воспитании ребенка - дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на котором строится все последующее воспитание и обучение. По образному выражению А.Г. Харчева, семья для дошкольника - "социальный микрокосм", в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер ребенка вне семьи.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают важность этого возрастного периода в развитии ребенка, расценивая его как подготовительный к будущей, "настоящей" жизни, которая по их мнению, начинается с момента поступления в школу. Первые сколько-нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются именно в школе, поэтому родители и воспитатели не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, она прочно занимает в их сознании первостепенное место. Приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе и ее качество редко становится предметом родительского внимания и переживания. Между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека [12; 193].
В целом можно определить следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека.
1. Физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.
2. Семья влияет на формирование психологического пола человека. В первые три года жизни ребенка это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола, которые содержат личностные характеристики, особенности эмоциональных реакций, а также различные установки и вкусы, связанные с мужественностью или женственностью. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково относится к детям обоего пола, поскольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие (что весьма типично), делает эффективность половой социализации проблематичной.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет их успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень, семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
4. Семья имеет значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления и планы, и способы их достижения.
6. Семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценки, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации. И это характерно для любого общества [9; 65].
Семью называют "школой чувств". В семье в общении с родителями, с братьями и сестрами у ребенка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.
Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально зрелой личности (с учетом того, что разных социальных группах социальная зрелость или компетентность интерпретируется различным образом вплоть до форм криминального поведения). Бригитта и Питер Бергеры называют семью местом, где ребенок пребывает в ожидании, дожидается своего часа соприкосновения с макромиром, в котором ему предстоит проложить свой путь.
Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи - трактуют ли ее как убежище от внешнего мира или как трамплин к будущему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми: строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний; акцент на поддержание чистоты и телесного здоровья; или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они, скорее, товарищи и друзья, чем властители, и избегают ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть. При этом имеет значение, каковы традиции семьи, считается, что родители копируют образцы общения с детьми своих собственных родителей. Семейная социализация выделяет линии подобной семейной преемственности, но в более широком плане трансляции семейных ценностей и стереотипов поведения. Вместе с тем, под семейной социализацией понимается подготовка к выполнению в будущем семейных ролей мужа и жены, матери и отца. В феминистической психологии большое внимание уделяется семейной социализации с точки зрения "принуждения" детей (якобы андрогинным по своей "природе") к гендерным ролям мальчиков и девочек.
Таким образом, специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой - как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а во-вторых - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.
Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей семьи, они едины в одном: для своего развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей среде, представляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья. Именной в ней "дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает взаимодействие на формирование у ребенка образа "Я" [1; 284].
Отсюда следует вывод что, именно в семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной деятельности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношение членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции.
Рассмотрев, семью как один из главных микрофакторов социализации детей дошкольного возраста, мы переходим к следующему не менее важному микрофактору такому, как ДОО.
Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задача современного ДОО состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
Само содержание социализации в ДОО направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.
В нашей работе социализацию в дошкольном образовательном учреждении мы будем рассматривать по возрастам, т.к. дети в основном поступают в учреждение в возрасте 3 – х лет.
Младшая группа: с первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремится придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность. Нужно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада, следует поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащать его личный практический опыт, полученный в семье.
Воспитатель должен организовывать свою работу таким образом, чтобы учитывать имеющийся опыт воспитанников. Также он должен непосредственно принимать участие в детских играх, в общении и практических делах позволяет младшим дошкольникам увидеть, повторить и затем самостоятельно воспроизвести новые игровые умения, способы общения и действия с предметами. Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей. Воспитатель должен пользоваться следующими методами как:
а) организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
б) инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
в) общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
г) наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
д) образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
ж) чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных и т. п. ;
з) рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье);
ж) сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк).
Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению их личного опыта, самостоятельности, давало ребенку ощущение единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Работа по социализации и в приучении к культуре поведения и доброжелательному отношению к людям продолжается в средней группе. Воспитатель организует жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался личный опыт проявления социальных чувств, поступков и положительных взаимоотношений. Основными методами воспитания в этом возрасте являются:
а) разнообразное общение и совместная деятельность воспитателя с детьми;
б) организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой подгруппе;
в) сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей (социальный и предметный мир) ;
г) организация образных игр-имитаций, игр-драматизаций, театрализованных этюдов в целях развития эмоциональных проявлений и формирования представлений об эмоциональных состояниях людей;
д) чтение художественной литературы, обсуждение событий и поступков в целях обогащения нравственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», пробуждения сопереживания героям.
В каждом образовательном моменте детской жизни (в режимных процессах, в образовательных ситуациях, в разных видах деятельности — рисовании, играх, наблюдении окружающего, в труде и общении) воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка.
Для развития и обогащения практики социального поведения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками в группах старшего дошкольного возраста используются следующие методы:
а) организация развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов;
б) личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
в) сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и т. п.).
г) совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
д) этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, городе, родной стране, мире;
ж) экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями, игры-путешествия по родной стране, городу;
з) чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей); знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальной одеждой, особенностями внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы.
к) участие детей в совместных проектах, в том числе с привлечением взрослых (родителей, педагогов), что дает возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия;
Объединяющим началом образовательного процесса становятся перспектива поступления в школу и осознание детьми роста самостоятельности, своих успехов и возможностей, что постоянно поддерживается воспитателем в контактах с детьми.
Социально-нравственный опыт накапливается ребенком непрерывно как под руководством взрослого, так и в самостоятельном поведении. Поэтому задачи социально-нравственного развития ребенка воспитатель решает постоянно, во всех видах детской деятельности, в непосредственно организованной образовательной деятельности и в свободном общении. В каждом образовательном моменте педагог акцентирует внимание на вопросах развития чувств детей, освоения ими положительных форм поведения, приобщения их к культурным социальным образцам.
Заключение
Социализация - это процесс вхождения человека в общество, в котором он принимает и усваивает навыки, нормы и правила, необходимые для полноценной жизни и развития личности. Процесс социализации продолжается от рождения ребенка до глубокой старости. Изучив в нашей работе факторы социализации детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что каждый человек, особенно в детстве, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, был законопослушным гражданином и т.д.
С самого рождения ребенка главным фактором его социализации является семья, в ней вырабатываются совокупность норм, образцов поведения, закладывается эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие, влияет на формирование психологического пола ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, овладении социальными нормами, также в семье формируются фундаментальные ценности ориентации человека.
Далее, ребенок с определенным опытом и знаниями попадает в дошкольное учреждение, где продолжается его дальнейшее социальное воспитание и овладение позитивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а так же. В дошкольном учреждении весь этот процесс происходит в форме игровой деятельности, т.к. игра является основным видом деятельности старшего дошкольника. Через игру и в игре сознание ребенка постепенно готовится к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику, так как в игре формируются основы социализации.
В работе были раскрыты такие группы социализации как мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Акцент был сделан на микрофакторы, так как их влияние распространяется на человека в наибольшей степени. В работе было выявлено влияние таких факторов социализации, как: семья и ДОО, но семья является самым главным фактором социализации. Работа убеждает в том, что тема «Факторы социализации детей в дошкольном возрасте» очень актуальна и требует разработок. Поставленные задачи исследования решены. Гипотеза нашла свое подтверждение за счет анализа таких факторов социализации как семья и ДОО. Мы можем сделать вывод, что без этих двух факторов, социализация будет проходить значительно хуже.
И в заключении хочется сказать словами одного известного ученого «Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой» - писал в 16 веке французский мыслитель Мишель Монтень [19]/
Список использованной литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. - / Г.М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 2007. - 375 с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания. - / Г.М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 2000. - 382 с.
3. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности. - / Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
4. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. - / В.Г. Бочарова. – М: Аргус, 2005. - 207 c.
5. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - / Н.Ф.Голованова . - СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
6. Карабанов, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - / О.А. Карабанов. - М: Гардарики, 2005. – 320 с.
7. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений. - / С.В. Ковалев. - М: Педагогика, 1987. - 160 с.
8. Леонтьев, А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - / А.Н. Леонтьев. - М: МПСИ, 2008. – 568 с.
9. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. - / А.В. Мудрик. – М: Институт практической психологии, 1997. - 321 с.
10. Немов, Р.С. Психология. - / Р.С. Немов. – М: Высшее образование, 2014. - 639 с.
11. Петровский, В.А., Полевая, М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. - / В.А. Петровский, М.В. Полевая. - Вопросы психологии № 1, 2001. - 25 с.
12. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е издание / Под редакцией И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2006. - 592 с.
13. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1974. - 384 с.
14. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов детских учреждений, М., Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2002. - 224 с.
15. Фромм, Э.З. Человек для себя. - / Э.З. Фромм. - М.: Астрель, 2006. - 225 с.
16. Педагогический терминологический словарь [электронный ресурс] - Режим доступа.URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru
17. Философский словарь [электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.philosophydic.ru/socializaciya
18. Философские мысли, афоризмы, цитаты, высказывания мудрецов [электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.aforism.su/avtor/422.html
19. Электронная библиотека ЛитМир [электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.litmir.info/br/?b=112190&p=3