Финансовая грамотность - это модно!
Слайд 1. Формирование финансовой грамотности
у обучающихся начальной школы
Слайд 2. «Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
Современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Слайд 3. Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности, но Формирование финансовой грамотности является обязательным в 1–4 классах, это закреплено в ФГОС НОО. Поэтому данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология.
Какие же знания должен получить ребенок? Он должен постичь азы финансовой грамотности – комплекс знаний и навыков, которые помогут решать любые финансовые вопросы. Сегодня я бы хотела познакомить с активными приёмами, средствами обучения финансовой грамотности, которые можно применять на уроках и внеурочной деятельности.
Слайд 4. Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках
математики осуществляется через формирование элементарных представлений о
видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах,
карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного
имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных
терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство,
торговля, рынок, деньги, цена и др.
В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.
Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.
Слайд 5. В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребёнок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.
В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребёнок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.
Слайд 6. На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).
Нужно отгадать, из какого фильма взята эта крылатая фраза:
Какое небо голубое, мы не сторонники разбоя! На дурака не нужен нож, ему покажешь медный грош и делай с ним что хочешь. «Золотой ключик»
Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. «Возвращение блудного попугая»
- Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.
- Это что, сказка такая?
- Это жизня такая. «Приключения домовёнка Кузи»
Безвозмездно — то есть даром. «Винни-Пух и все-все-все»
Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…«Каникулы в Простоквашино»
Чтобы продать что – нибудь ненужное, нужно сначала купить что – нибудь ненужное, а у нас денег нет… «Трое из Простоквашино»
Средства у нас есть. У нас ума не хватает. « Зима в Простоквашино»
За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать! «Чиполлино» — мультфильм по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» ДжанниРодари.
Слайд 7. Вопросы по сказкам:
- Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке Корнея Чуковского «Муха- Цокотуха»?
- В какой сказке на трех сундуках с медными, серебряными и золотыми монетами сидели три огромные собаки?
- Герой какой сказки закопал пять золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут?
Слайд 8. Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования экономических понятий. Например, работа с пословицами, представленными ниже формирует взаимосвязи экономии и экологии. Также работа с пословицами формирует бережное отношение к деньгАм.
Задание: найти смысловой конец каждой пословицы.
Труд человека кормит, а лень портит.
Мал золотник, да дорог.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Береги хлеб для еды, а деньги для Беды.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Есть грош, так будет и рожь.
Денежка дорожку прокладывает.
Слайд 9. Игра «Кто больше знает финансовых пословиц и поговорок о деньгах?»
Правила игры. Класс разбивается на группы. Игра проводиться между группами. Сначала выделяется время для записи пословиц и поговорок в группах. Затем участники каждой группы по очереди называют пословицу или поговорку. Побеждает та группа, которая назовет последнюю пословицу. Названные пословицы вычеркиваются из списка, потому что повторять пословицы нельзя.
Каждый час простоя — река убытку.
От прибыли голова не болит.
Получишь доход — явится и расход.
Прибылью хвались, а убыли стерегись.
Чужие деньги считать — не разбогатеть.
Денежка без ног, весь свет обойдет.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Копейка копейку родит.
Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
Копеечка к копеечке — рубль набегает.
Копейка рубль бережет.
И дешево, и сердито.
Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет.
Денежки счет любят.
Здоров буду и денег добуду.
Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил.
Время — деньги.
Не в деньгах счастье.
Слайд 10. Уроки окружающего мира дают больше возможностей включать элементы
финансовой грамотности. Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:
«Моя семья» (Что нужно семье)
«Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)
«Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)
«Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки)
«Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)
«Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)
«Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)
«Человек и информация» (Где можно делать покупки)
«Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.
Слайд 11. Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практикоориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к
жизненным ситуациям, с которыми приходиться сталкиваться каждый день. На
уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой
грамотности. Каждый раздел программы включает в себя уроки финансовой грамотности. Например: - на уроках «кулинарии» – рассчитать блюдо.
Мини-исследование (тема: На что тратятся деньги)
«Шарлотка»
Для простого пирога - шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек.
(Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.)
Продукты | Количество | Цена | Стоимость |
Яблоки | 3 | 90 руб. за 1 кг | 90 руб. |
Мука | | 50 руб. | |
Сахар | | 50 руб. | |
Яйца | | 50 руб. | |
Корица | 1 пакетик | 20 руб. | |
1 стакан = 200 г
Решение:
Продукты | Количество | Цена | Стоимость |
Яблоки | 3 | 90 руб. за 1 кг | 70 руб. |
Мука | 1 стакан = 200 г | 50 руб. | 10 руб. |
Сахар | 1 стакан = 200 г | 50 руб. | 10 руб. |
Яйца | 3 | 50 руб. | 15 руб. |
Корица | 1 пакетик | 20 руб. | 5 руб. |
70+10+10+15+5 = 120 (руб.) – стоимость пирога.
120 : 6 = 20 (руб.) – 1/6 порции пирога.
Ответ: 20 рублей.
Слайд 12. Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Им можно активно пользоваться в рамках курса внеурочной деятельности.
Настольные игры (например, «Монополия» или её адаптированные версии для начальной школы). Учат детей управлять активами, принимать решения о покупке недвижимости, рассчитывать прибыль и планировать долгосрочные инвестиции.
Слайд 13. Интерактивные цифровые игры и приложения, посвящённые финансовой грамотности. Предлагают детям решить финансовые задачи, связанные с управлением бюджетом, накоплениями или планированием крупных покупок.
Слайд 14. «Магазин». Дети учатся оперировать деньгами, рассчитывать сдачу и выбирать товары в пределах заданного бюджета. Учитель может предложить детям самим устанавливать цены на различные товары, а также учитывать скидки и акции.
Слайд 15. Следующий приём – отгадывание загадок. В зависимости от пройденной темы берутся загадки.
1 . Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
2. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
3. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
4. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
5. На товаре быть должна обязательно… (Цена)
6. Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)
7. Коль трудился круглый год, будет кругленьким… (Доход)
8.На рубль — копейки, на доллары — центы, Бегут-набегают в банке…(Проценты)
9.Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них … (Договоры)
10. Приносить доходы стал в банке папин... (Капитал)
Слайд 16. Анаграммы. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово:
БАТОНАРАЗЯ ЛАПТА (заработная плата)
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
ПАРТАЛАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
Слайд 17. Назови купюру:
1. Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)
2. Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)
3. Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей)
4. Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске.
(500 рублей)
5. Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)
6. Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)
Слайд 18. Для формирования финансовой грамотности в начальной школе целесообразно использовать игровые формы и приёмы, которые делают процесс изучения финансовых основ увлекательным и доступным для младших школьников. Важно учитывать возрастные особенности учеников: обучение должно быть увлекательным, понятным и иметь практическую направленность. Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребёнку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.
Слайд 19. Финансовая грамотность – это модно!