Выступление «Финансовая грамотность обучающихся как основа развития финансовой культуры»
МАОУ «СОШ №2»
г. Заводоуковск
Козлова Оксана Сергеевна
учитель истории и обществознания
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
В современных условиях развития общества одна из приоритетных задач школы – не только дать образование учащимся, но и создать условия для их успешной адаптации и социализации в обществе.
Создать условия для успешной адаптации и социализации учащихся в обществе можно через изучение курса «Финансовая грамотность». Данный курс был впервые введен в 2019-2020 учебном году для учащихся 10-х классов.
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества
Курс «Финансовая грамотность» рассчитан на учащихся 10–х классов и составлен с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–17 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 10-11 классов после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-х классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними.
В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Программа курса разработана в рамках программы формирования финансовой грамотности школьников в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.
Главной целью данного курса является приобретение школьниками опыта индивидуальной финансовой деятельности, а также достижение учащимися функциональной грамотности, необходимой в современном обществе.
Задачи курса:
формирование финансовой грамотности и воспитание финансовой культуры школьников;
формирование инвестиционной культуры школьников;
формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
формирование практических навыков использования финансовых инструментов;
профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и финансов;
сформировать навыки построения личного финансового плана.
Тематический план курса «Финансовая грамотность» состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач.
Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Интересны размышления детей о том, для чего нужны уроки финансовой грамотности. Прежде всего, их ответы указывают на суть предмета: на повышение финансовой грамотности, на выработку умения зарабатывать деньги и ими распоряжаться. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, финансовая грамотность позволяет создать условия для грамотной и эффективной стратегии поведения в условиях современной экономики.
На уроках курса «Финансовая грамотность» для решения практических задач широко применяются задания финансовой направленности, школьники учатся выполнять расчёты затрат на коммунальные услуги; учатся планировать, прогнозировать и экономить семейный бюджет; производят расчёты заработной платы.
Помимо курса «Финансовая грамотность», учащиеся 8-11 классов ежегодно принимают участие в дистанционной олимпиаде Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг (https://www.fin-olimp.ru/). Участие в олимпиаде - это, прежде всего, ценный опыт, проба своих сил, новые знания и интересные знакомства. Победители и призеры Олимпиады получают Дипломы и Свидетельства, призы и памятные подарки. Финалисты Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг получают возможность посетить Государственную Думу, Совет Федерации, Московскую биржу, головной офис Сбербанка России – Музей денег. Победителями становятся сильнейшие, но каждый участник приобретает знания, необходимые не только в профессии финансиста, но и в жизни – ведь мы живем в рыночной экономике и являемся потребителями товаров и услуг.
Также участие в просмотре онлайн уроков по финансовой грамотности (http://dni-fg.ru/ ) помогает старшеклассникам получить доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что внедряя в процесс образования подобные уроки и курсы для учащихся, мы стремится создать условия для успешной социализации и адаптации учеников в условиях современного общества. Предметный курс по финансовой грамотности обеспечивает развитие экономического мышления старшеклассников, формирование экономической компетентности. Кроме того, в ходе изучения предмета у старшеклассников формируются такие навыки как инициативность, способность идти на риск, личная ответственность. К тому же уроки финансовой грамотности способствуют повышению эффективности жизнедеятельности и профессиональному самоопределению. Одно из важнейших направлений финансового образования – экономическое воспитание, формирование нравственно-ценностных категорий в сфере экономики.
Ну и наконец, финансовая грамотность, которая становится очень органичным продолжением формирования экономической культуры учащихся. В ходе ее изучения школьники учатся понимать ценность денежных средств, с начальной школы формируется представление о том, что деньги зарабатываются трудом, а не достаются из тумбочки. Уроки финансовой грамотности дают возможность узнать, как правильно планировать свои финансовые цели, защитить себя и свою семью от финансового мошенничества, сохранить и преумножить свои накопления. Это реальная жизнь, к ней нужно тоже готовить учащихся. Школьники, постигая и приобретая эти знания, в будущем обязательно будут применять их на практике, ведь в условиях современного развития рыночных отношений и кредитной политики без этих знаний уже не обойтись.
Литература
Сайт: Финансовая грамотность населения https://www.fingram39.ru/news/programnews/2622-sborniki-metodicheskikh-materialov-i-zadach-po-finansovoy-gramotnosti-.html
Сайт: Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru/10-11formsМ.Э. Паатова, М.Ш. Даурова «Финансовая грамотность детей и молодежи…»//Вектор науки ТГУ. 2014. № 2 (28) 173c. 173-175
Попова А. Ю. Формирование экономического мышления в старших классах средней общеобразовательной школы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 119-122.
К.В. Главатских «Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы» // ВестникУдмуртского Университета 2011. Вып. 2 Философия. Социология. Психология. Педагогика. С.124-128