12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Дергоусова18

Финансовая грамотность

как компонент функциональной грамотности

Дергоусова Е.Н., Мишенина Е.В.

учителя начальных классов

МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода

Россия, Белгородская область, г. Белгород


Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших. Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI века.

Определение понятия финансовой грамотности полно и целостно представлено в материалах международного сравнительного исследования PISA:«Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».

Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете.

 Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и  Комплексных метапредметных работ.

Любимое занятие детей в младшем школьном возрасте – игра. Поэтому мы используем игровые технологии. В рамках общего плана воспитательной работы ежегодно в начале сентября ученики начальной школы активно принимают участие в ярмарке «Урожай». Задачей таких мероприятий является знакомство, уточнение и расширение знаний детей об элементарных способах планирования, экономики. Формирование представленийй детей о денежных знаках, ярмарке и проводимых на ней операциях (продажи, покупки, торг).        Развитие у детей навыков культуры взаимодействия «продавец – покупатель».

Для маленьких детей можно найти правильные объяснения и примеры в сказках и мультфильмах, в этом смысле здорово сделана «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Азбука денег тетушки Совы».

Многие произведения: сказки,  рассказы, басни имеют в своем содержании и элементы экономики, знакомят с трудовыми отношениями. (Каша из топора, Сказка о рыбаке и рыбке, Стрекоза и Муравей и др.). На примере сказки Петушок и бобовое зернышко знакомим детей с понятием обмен, бартер, товар.

Одной из наиболее удобных форм является внеурочная деятельность.  На этих занятиях ребята наблюдают, исследуют, проводят опыты и эксперименты, работают над проектами, учатся видеть себя в той или иной  роли. Учащиеся осознают, какое место они занимают в обществе, учатся решать проблемы, приобретают практические навыки для применения их в дальнейшей жизни. Решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Комплекс заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирован на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности, на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, содействие освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора.

В основу заданий положены ситуации социальной жизни, непосредственно касающиеся конкретного человека, а вопросы, сформулированные в контексте данных ситуаций, направлены на решение стоящих перед человеком проблем, на определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения.

Учителя лицея 3-й год реализуют курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Данный курс внеурочной деятельности значительно расширяет и дополняет знания детей  об управлении собственным бюджетом и личными финансами. Выполнение творческих работ, практических заданий позволяет ученикам приобрести опыт принятия решений в области экономики, управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать различные экономические задачи. Внеурочные  занятия также должны включать в себя  темы о различных профессиях, их особенностях, а также о денежных отношениях в современном мире. На этих занятиях учащиеся не только получат представления о деньгах, прибыли, расходах, доходах, бюджете, но и будут учиться применять свои знания и умения при освоении других дисциплин. Данная работа является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта. На занятиях учащиеся работаю в рабочих листах из методического пособия

При подготовке занятий используем методическое пособие «Секреты финансовой грамотности», авторов Калашниковой Н. Г., Белоруковой Е. М., Жарковой Е. Н. Цель пособия - познакомить детей с историей денег, сформировать элементарные финансовые умения, дать начальные представления о рекламе товаров и услуг. Дети узнают, для чего нужны деньги, что такое бесполезные и полезные покупки, как выбрать товар или услугу, как совершать умные покупки. Пособие состоит из серии небольших рассказов, каждый из которых содержит финансовый аспект. Вопросы для обсуждения и система заданий помогут младшим школьникам усвоить материал. В пособии использованы сквозные персонажи, которые попадают в различные ситуации, встречающиеся в жизни детей. Содержание пособия включает материал в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм и заданий для развития проектных и исследовательских умений.

Результативным средством формирования финансовой грамотности  у детей ещё являются и  ролевые игры, которые способствуют имитированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений.  Подобные игры позволяют воплощать дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ребёнка  в работу, учитывая его интересы, склонности и способности. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему содержанию, назначению и  способам организации их проведения.

Сюжетно-ролевые игры:

«Супермаркет», «Парикмахерская», «Собери портфель», «Желанная покупка», «Банк», «Семейный бюджет», «Оплата ЖКХ», «Покупка билетов на мультфильм», «Кафе», «Театр», «Магазин или рынок, где выгодно?»

В прошлом учебном году учащиеся посетили Мастерславль. В Мастерславле есть свой банк. Учреждение распределяет финансовые потоки по всем мастерским, передавая средства с помощью инкассаторов. На занятиях ребята осваивают финансовую грамотность. Наставники объясняют, что такое кредит и как управлять личным бюджетом. Кроме этого, детям в интересной форме рассказывают историю обращения денег и учат определять подлинность банкнот. Так же в мастерславле есть известный супермаркет «Пятерочка», а сейчас «Азбука вкуса». В супермаркете дети учатся самостоятельно совершать покупки и постигают удивительный мир торговли. Ребята практикуются в работе с кассовыми аппаратами, доброжелательном общении с покупателями и осваивают искусство эффектной раскладки товаров на прилавках.

А положительным результатом явлется участие учеников во Всероссийской онлайн-олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству «Учи.ру». Участникам предлагают решить ряд заданий, спроектированных на основе понятных и приближённых к реальной жизни ситуаций». Олимпиада проходит ежегодно весной на платформе «Учи.ру». Поучаствовать могут дети с 1-го по 9-й классы. «Участие могут организовать учителя. Также школьники могут самостоятельно пройти состязание через личные кабинеты образовательной платформы Учи.ру.

Были проведены мини проекты «Реклама товара», «Отчего зависит цена молока», «Выгодные покупки», «Путешествие», «Поход в кинотеатр», «Как стать богатым», «Вложения и траты».

Все мероприятия направлены на достижение образовательных результатов в области финансовой грамотности. Приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, а также в повседневной жизни. А это и есть функциональная грамотность. Спасибо за внимание.





Опубликовано


Комментарии (1)

Елена Дергоусова, 02.05.23 в 11:03 0Ответить Пожаловаться
Формирование финансовой грамотности
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.