План - конспект урока музыки «Фольклор народов России»
План - конспект урока музыки
Тема «Фольклор народов России»
Цель урока: организация деятельности обучающихся по формированию знаний о фольклоре народов России.
Задачи:
Дидактические:
- актуализировать знания о сказках, мифах, легендах и народных русских инструментах через игру «Узнавай-ка»;
- познакомить с понятием «фольклор», дав определение;
- расширить знания обучающихся о народном творчестве, познакомив с музыкальным народным творчеством;
- научить различать на слух жанры народной музыки.
Развивающие:
- развивать связанную устную речь, задавая вопросы;
- расширить словарный запас детей, познакомив с новым понятием «фольклор»;
- предшествовать развитию логического мышления с помощью шифра;
- способствовать развитию познавательного интереса, используя сказочных героев, интересные физкультминутки;
- продолжить развитие над восприятием музыки и над культурой чувств с помощью народных песен;
- способствовать развитию музыкально-ритмических движений через игру «Узнавай-ка».
Воспитательные:
- повышать учебную мотивацию, включением в урок весёлой физкультминутки и сказочных героев;
- совершенствовать навыки общения через взаимодействие с учителем;
- содействовать формированию уважения к народному творчеству через беседу об истории;
- учить видеть красоту культуры через слушание песен и просмотр видеофрагментов и изображений.
Планируемые результаты обучения:
- Предметные:
- различают на слух жанры народной музыки;
- употребляют в речи понятие «фольклор»;
- знают устное народное творчество;
- знают музыкальное народное творчество.
- Метапредметные: -Регулятивные:
- формулируют цель урока с помощью учителя;
- планируют последовательность своих действий;
- анализируют собственную работу на уроке.
-Познавательные:
- перерабатывают полученную информацию;
- находят необходимую информацию.
-Коммуникативные:
- проявляют уважительное отношение к собеседнику;
- корректно и аргументированно высказывают собственное мнение;
- строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
- Личностные:
- понимают важность учёбы и познания нового;
- проявляют интерес к поиску и усвоению новых знаний;
- выражают положительное отношение к учению.
Оборудование: презентация, магниты, карточки на доску с темой, целью, планом, доска, карандаш, видео, музыка.
Ход урока
Мотивация:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я, Гульнар Гюндуз кызы, проведу у вас урок музыки.
Предлагаю ещё раз поприветствовать друг друга в необычной форме.
Я говорю, кто со мной здоровается, а вы говорите: здрав-ствуй-те!
- Здравствуйте, ребяаата!
- Здравствуйте, мальчиишки!
- Здравствуйте, девчоонки!
- Здравствуйте, учителя!
- Здравствуйте, студеээнты!
Молодцы, у вас прекрасно получилось!
Посмотрите, к нам на урок пришла Алёнушка, из какой сказки она пришла? Правильно, из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А кто автор этой сказки? Ей нужна помощь, её братец снова превратился в козлёночка. Чтобы им помочь, нужно выполнить самостоятельную работу, а для этого нужно пройти новую тему.
Постановка учебной задачи:
Чтобы узнать новую тему, нужно получить у Алёнушки кое-какие предметы, а для этого вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Какая была тема?
Верно, «Сказка, миф и легенда».
Предлагаю поиграть в игру «Узнавай-ка».
Я читаю вам признаки сказок, мифов и легенд, а вы делаете определённые движения.
Если это сказка, то вы делаете хлопок, если это миф, то вы делаете удар по парте и один хлопок, а если же это легенда, то вы делаете два удара по парте и один хлопок.
Готовы?
- Описываются исторические события (легенда).
- Вымысел (сказка).
- Описываются представления о Богах (миф).
- Относится к народному творчеству (сказки, мифы, легенды).
Молодцы, вы хорошо справляетесь. Алёнушка дала нам свои предметы. Посмотрите, что это? Правильно, народные инструменты.
Ребята, сказки, мифы, легенды и инструменты народные. А кто знает, как называют народное творчество? Чтобы узнать предлагают разгадать шифр, вам необходимо оставить только буквы и попробовать прочитать. Верно, фольклор.
Это и есть тема нашего урока - «Фольклор народов России».
Какую цель можно поставить?
Цель: познакомиться с фольклором народов России.
Ух, подул сильный ветер и перемешал пункты нашего плана.
Попробуйте восстановить план нашего урока:
- Узнать, что такое фольклор.
- Познакомиться с музыкальным творчеством народов России.
Научиться различать музыкальное творчество народов России.
Учебное действие (изучение нового материала):
Выполним первый пункт плана. Что же такое фольклор?
Слушайте внимательно и запоминайте.
Фольклор - это народное творчество, в которое входит устное словесное народное творчество, а это сказки, мифы, легенды, загадки, пословицы и музыкальное народное творчество.
Что же такое фольклор? Умнички!
Мы выполнили первый пункт плана. Переходим ко второму. Но перед этим выполним физкультминутку.
Продолжаем. Какие народы России вы знаете?
Сегодня мы познакомимся с народными песнями только некоторых народов России, тех, кого в нашей стране больше. А это русские, татары, якуты, дагестанцы, чуваши, башкиры.
- Русские народные песни – это выражение души и характера народа. Поэтому появилось так много жанров народных песен: чтобы убаюкать деточек – колыбельные, чтобы их растить - потешки и пестушки, чтобы хорошо работалось – трудовые, чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. Солдатские песни помогают защищать Родину, выражают любовь к родной земле и близким людям, радуют в минуты передышек. Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить все богатство чувств, все богатство души. У русской народной песни есть отличительная черта – её распевность, то есть свободность и плавность.
- Всё многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение (поёт один человек), традиционно одноголосное. Главная особенность в том, что в татарской поэзии мелодия строится на 5 звуках (пентатонике), а не на 7, как в других. Также в татарской поэзии перенесение ударения на разное место, иногда приводит к неудобству соединения текста с мелодией, и поэтому при исполнении песен часто произношение остаётся как в разговоре народа и отличается от верной грамматики.
- Традиционная песенная культура Якутии объединила несколько стилей. Это и протяжная песня, и торжественная, и праздничная пения с необычными тембровыми красками, то есть окрсками музыкального звука. Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная особенность для традиционной музыки народов Сибири.
- Многонациональный характер дагестанской культуры определяет исключительное богатство и многообразие тем и жанров народной музыки, разнообразие инструментария, характерных ансамблевых составов, танцевальных форм. В музыкально-поэтическом творчестве дагестанских народностей выделяется героический эпос, частью легендарного, частью исторического содержания. Особенность: исполняются песни сольно с инструментальным сопровождением.
- Традиционная чувашская культура – это единство слова, музыки и узора. Почти все чувашские песни исполняются с движением.
Чувашский народ издревле любил петь. В песнях – мудрость чувашского народа, богатство, радость и печаль, одним словом – судьба народа за многие столетия. Чувашская музыка отличается неповторимым своеобразием мелодических образов. В чувашском народе популярны плясовые припевки-частушки. Чувашская мелодия, как и татарская строятся на пентатонике.
- Особенность башкирской народной музыки - связь народных песен и наигрышей (народная инструментальная плясовая мелодия) с преданиями (описание одного исторического события очевидцем) и легендами. Песни, в основном, исполняются сольно. Музыканты часто импровизируют. Они очень похожи на татарские, но более музыкальны, чувствуется стремление к чему-то мечтательному. У башкирской мелодии такая же особенность, как у татарской и чувашской, она строится на пентатонике.
Выполнили второй пункт плана.
Действие контроля и самоконтроля:
Переходим к последнему пункту плана. Предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».
Включаю музыкальный фольклор, а ребята угадывают.
- Татарская
- Башкирская
- Дагестанская
- Якутская
- Чувашская
- Русская
Давайте и мы попляшем с вами (физкультминутка).
Молодцы, мы выполнили последний пункт плана и помогли Иванушке превратиться обратно в ребёнка.
Наши сказочные герои благодарят вас и прощаются.
Действие оценки и самооценки:
Подведём итоги.
Какую тему сегодня изучали?
Достигли ли цель урока?
Что сегодня узнали?
А для чего мы должны знать фольклор народов России?
Правильно, ведь это наше богатство, наша историю. А как говорил Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Ведь прошлое - это опыт многих веков, многих людей, народов, который помогает развиваться обществу и науке.
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке: у вас на партах есть листочки, нарисуйте солнышко, если вы довольны своей работой на уроке и тучку, если не довольны.
Спасибо!