12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гульнар19

План - конспект урока музыки

Тема «Фольклор народов России»


Цель урока: организация деятельности обучающихся по формированию знаний о фольклоре народов России.


Задачи:

Дидактические:

- актуализировать знания о сказках, мифах, легендах и народных русских инструментах через игру «Узнавай-ка»;

- познакомить с понятием «фольклор», дав определение;

- расширить знания обучающихся о народном творчестве, познакомив с музыкальным народным творчеством;  

- научить различать на слух жанры народной музыки.

Развивающие:

- развивать связанную устную речь, задавая вопросы;

- расширить словарный запас детей, познакомив с новым понятием «фольклор»;

- предшествовать развитию логического мышления с помощью шифра;

- способствовать развитию познавательного интереса, используя сказочных героев, интересные физкультминутки;

- продолжить развитие над восприятием музыки и над культурой чувств с помощью народных песен;

- способствовать развитию музыкально-ритмических движений через игру «Узнавай-ка».

Воспитательные:

- повышать учебную мотивацию, включением в урок весёлой физкультминутки и сказочных героев;

- совершенствовать навыки общения через взаимодействие с учителем;

- содействовать формированию уважения к народному творчеству через беседу об истории;

- учить видеть красоту культуры через слушание песен и просмотр видеофрагментов и изображений.

Планируемые результаты обучения:

  1. Предметные:

- различают на слух жанры народной музыки;

- употребляют в речи понятие «фольклор»;

- знают устное народное творчество;

- знают музыкальное народное творчество.

  1. Метапредметные:                                                                                                              -Регулятивные:

- формулируют цель урока с помощью учителя;

- планируют последовательность своих действий;

- анализируют собственную работу на уроке.

              -Познавательные:

- перерабатывают полученную информацию;

- находят необходимую информацию.

                -Коммуникативные:

- проявляют уважительное отношение к собеседнику;

- корректно и аргументированно высказывают собственное мнение;

- строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

  1. Личностные:

- понимают важность учёбы и познания нового;

- проявляют интерес к поиску и усвоению новых знаний;

- выражают положительное отношение к учению.


Оборудование: презентация, магниты, карточки на доску с темой, целью, планом, доска, карандаш, видео, музыка.


Ход урока


Мотивация:

Здравствуйте, ребята! Сегодня я, Гульнар Гюндуз кызы, проведу у вас урок музыки.

Предлагаю ещё раз поприветствовать друг друга в необычной форме.

Я говорю, кто со мной здоровается, а вы говорите: здрав-ствуй-те!

- Здравствуйте, ребяаата!

- Здравствуйте, мальчиишки!

- Здравствуйте, девчоонки!

- Здравствуйте, учителя!

- Здравствуйте, студеээнты!

Молодцы, у вас прекрасно получилось!

Посмотрите, к нам на урок пришла Алёнушка, из какой сказки она пришла? Правильно, из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А кто автор этой сказки? Ей нужна помощь, её братец снова превратился в козлёночка. Чтобы им помочь, нужно выполнить самостоятельную работу, а для этого нужно пройти новую тему.


Постановка учебной задачи:

Чтобы узнать новую тему, нужно получить у Алёнушки кое-какие предметы, а для этого вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Какая была тема?

Верно, «Сказка, миф и легенда».

Предлагаю поиграть в игру «Узнавай-ка».

Я читаю вам признаки сказок, мифов и легенд, а вы делаете определённые движения.

Если это сказка, то вы делаете хлопок, если это миф, то вы делаете удар по парте и один хлопок, а если же это легенда, то вы делаете два удара по парте и один хлопок.

Готовы?

  1. Описываются исторические события (легенда).
  2. Вымысел (сказка).
  3. Описываются представления о Богах (миф).
  4. Относится к народному творчеству (сказки, мифы, легенды).

Молодцы, вы хорошо справляетесь. Алёнушка дала нам свои предметы. Посмотрите, что это? Правильно, народные инструменты.

Ребята, сказки, мифы, легенды и инструменты народные. А кто знает, как называют народное творчество? Чтобы узнать предлагают разгадать шифр, вам необходимо оставить только буквы и попробовать прочитать. Верно, фольклор.

Это и есть тема нашего урока - «Фольклор народов России».

Какую цель можно поставить?

Цель: познакомиться с фольклором народов России.

Ух, подул сильный ветер и перемешал пункты нашего плана.

Попробуйте восстановить план нашего урока:

  1. Узнать, что такое фольклор.
  2. Познакомиться с музыкальным творчеством народов России.

Научиться различать музыкальное творчество народов России.


Учебное действие (изучение нового материала):

Выполним первый пункт плана. Что же такое фольклор?

Слушайте внимательно и запоминайте.

Фольклор - это народное творчество, в которое входит устное словесное народное творчество, а это сказки, мифы, легенды, загадки, пословицы  и музыкальное народное творчество.

Что же такое фольклор? Умнички!

Мы выполнили первый пункт плана. Переходим ко второму. Но перед этим выполним физкультминутку.

Продолжаем. Какие народы России вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с народными песнями только некоторых народов России, тех, кого в нашей стране больше. А это русские, татары, якуты, дагестанцы, чуваши, башкиры.

- Русские народные песни – это выражение души и характера народа. Поэтому появилось так много жанров народных песен: чтобы убаюкать деточек – колыбельные, чтобы их растить - потешки и пестушки, чтобы хорошо работалось – трудовые, чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. Солдатские песни помогают защищать Родину, выражают любовь к родной земле и близким людям, радуют в минуты передышек. Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить все богатство чувств, все богатство души. У русской народной песни есть отличительная черта – её распевность, то есть свободность и плавность.

- Всё многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение (поёт один человек), традиционно одноголосное. Главная особенность в том, что в татарской поэзии мелодия строится на 5 звуках (пентатонике), а не на 7, как в других. Также в татарской поэзии перенесение ударения на разное место, иногда приводит к неудобству соединения текста с мелодией, и поэтому при исполнении песен часто произношение остаётся как в разговоре народа и отличается от верной грамматики.

- Традиционная песенная культура Якутии объединила несколько стилей. Это и протяжная песня, и торжественная, и праздничная пения с необычными тембровыми красками, то есть окрсками музыкального звука. Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная особенность для традиционной музыки народов Сибири.

- Многонациональный характер дагестанской культуры определяет исключительное богатство и многообразие тем и жанров народной музыки, разнообразие инструментария, характерных ансамблевых составов, танцевальных форм. В музыкально-поэтическом творчестве дагестанских народностей выделяется героический эпос, частью легендарного, частью исторического содержания. Особенность: исполняются песни сольно с инструментальным сопровождением.

- Традиционная чувашская культура – это единство слова, музыки и узора. Почти все чувашские песни исполняются с движением.

Чувашский народ издревле любил петь. В песнях – мудрость чувашского народа, богатство, радость и печаль, одним словом – судьба народа за многие столетия. Чувашская музыка отличается неповторимым своеобразием мелодических образов. В чувашском народе популярны плясовые припевки-частушки. Чувашская мелодия, как и татарская строятся на пентатонике.

- Особенность башкирской народной музыки - связь народных песен и наигрышей (народная инструментальная плясовая мелодия) с преданиями (описание одного исторического события очевидцем) и легендами. Песни, в основном, исполняются сольно. Музыканты часто импровизируют. Они очень похожи на татарские, но более музыкальны, чувствуется стремление к чему-то мечтательному. У башкирской мелодии такая же особенность, как у татарской и чувашской, она строится на пентатонике.

Выполнили второй пункт плана. 


Действие контроля и самоконтроля:

Переходим к последнему пункту плана. Предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».

Включаю музыкальный фольклор, а ребята угадывают.

  1. Татарская
  2. Башкирская
  3. Дагестанская
  4. Якутская
  5. Чувашская
  6. Русская

Давайте и мы попляшем с вами (физкультминутка).

Молодцы, мы выполнили последний пункт плана и помогли Иванушке превратиться обратно в ребёнка.

Наши сказочные герои благодарят вас и прощаются.


Действие оценки и самооценки:

Подведём итоги.

Какую тему сегодня изучали?

Достигли ли цель урока?

Что сегодня узнали?

А для чего мы должны знать фольклор народов России?

Правильно, ведь это наше богатство, наша историю. А как говорил Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Ведь прошлое - это опыт многих веков, многих людей, народов, который помогает развиваться обществу и науке.

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке: у вас на партах есть листочки, нарисуйте солнышко, если вы довольны своей работой на уроке и тучку, если не довольны.

Спасибо! ​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.