Предварительный просмотр презентации

ФОНЕТИКА Автор: учитель русского языка Кочулаева Анна Владимировна.

Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой речи, способ их образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, особенности членения звукового потока на слоги и др. Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Лексикология и грамматика изучают значимые единицы языка (слова, морфемы, предложения). Фонетика же имеет дело с материальной (от лат. materia – вещество) стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения. Например, предлог «у» (у дома) – это слово, имеющее значения «рядом», «около», «вблизи». Звук [у] сам по себе по себе такого значения не имеет. Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой речи, способ их образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, особенности членения звукового потока на слоги и др. Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Лексикология и грамматика изучают значимые единицы языка (слова, морфемы, предложения). Фонетика же имеет дело с материальной (от лат. materia – вещество) стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения. Например, предлог «у» (у дома) – это слово, имеющее значения «рядом», «около», «вблизи». Звук [у] сам по себе по себе такого значения не имеет.

Звуки речи Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека. Движение органов речи во время образования звука называется артикуляцией. Звуки мы произносим, когда выдыхаем воздух. Выдыхаемая из лёгких воздушная струя попадает в гортань, где расположены голосовые связки, которые могут быть в двух положениях: они могут быть напряжены и сдвинуты, а могут быть расслаблены. В первом случае под напором воздушной струи, идущей из лёгких, напряжённые голосовые связки дрожат (вибрируют), и в результате образуется голос (или тон). Если же голосовые связки расслаблены, голос не образуется. Затем воздушная струя попадает в полость рта, где она может встретить на своём пути преграду (сомкнутые губы, щель между кончиком языка и верхними зубами и т.п.). В результате преодоления воздушной струёй преграды образуется шум. Если преграда на пути воздушной струи отсутствует, то шума нет. Наличие или отсутствие голоса и шума учитывается при классификации звуков речи.

Гласные и согласные звуки В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. При образовании гласного звука воздушная струя проходит через полость рта, не встречая преграды (нет шума), а голосовые связки напряжены и дрожат (есть голос). Гласный звук состоит только из голоса. При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своём пути преграду, в результате чего возникает характерный шум. Голосовые связки могут быть напряжены и дрожать (есть голос), а могут быть расслаблены (голоса нет). Согласный звук состоит из голоса и шума или только шума.

Гласные и согласные звуки В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков. Гласные: [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Согласные: [б],[б’],[в],[в’],[г],[г’],[д],[д’],[ж],[з],[з’],[л],[л’], [м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’],[п],[п’],[ф],[ф’],[к],[к’], [т],[т’],[ш],[с],[с’],[х],[х‘],[ц],[ч’],[ш’].

Значение букв Я, Ю, Е, Ё Гласные звуки [а], [у], [э], [о] после согласных. Буквы я, ю, е, ё могут обозначать два звука. мять — [м'а] ть, тюк — [т'у] к, день — [д’э] нь, мёд — [м'о] д я [й’] [а] ю [й’] [у] е [й’] [э] ё [й’] [о]

Состав гласных и согласных звуков В безударных слогах указанные звуки подвергаются редукции, т.е. получают ослабленное, и, соответственно, меняют своё качество, например: д [о]м, д[٨]ма, д [ъ]мовой. В этом случае при написании мы применяем правило: Чтобы проверить написание безударной гласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная стала под ударением ЛЕСНОЙ-ЛЕС, СВИСТЕТЬ-СВИСТ ! Нельзя проверять ударением гласные в корнях с чередованием.

Значение букв Я, Ю, Е, Ё Обозначают два звука: В начале слова. После гласной. После Ъ и Ь. яма —[й'а] ма, юг—[й'у] г, ель – [й‘э] ль, ёлка — [й’о] лка маяк — ма[й'а]к, поют —по[й'у]т, веять — ве[й’а]ть, поёт — по[й‘о]т съел — съ[й’э] л, друзья — друзь[й‘а], шью —, шь[й'у] льёт —ль[й'о]т

Звонкие и глухие согласные Звонкие состоят из шума и голоса. Глухие только из шума. [в] – голосовые связки дрожат, вибрируют. [ф] – голосовые связки в спокойном состоянии. — Стёпка, хочешь щец? — Фи Если звука нет в этой пословице – он звонкий.

Звонкие и глухие согласные Парные Непарные Звонкие [б],[б’],[в],[в’],[г],[г’],[д],[д’],[ж],[з],[з’] [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’] Глухие [п],[п’],[ф],[ф’],[к],[к’],[т],[т’],[ш],[с],[с’] [х], [х‘], [ц],[ч’],[ш’] [б]-[п], [б’]-[п’], [в]-[ф], [в’]-[ф’], [г]-[к], [г’]-[к’], [д]-[т], [д’]-[т’], [ж]-[ш], [з]-[с], [з’]-[с’] [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’]. [х], [х‘], [ц],[ч’],[ш’]. Парные Непарные глухие Непарные звонкие

Звонкие и глухие согласные [ж], [ш], [ч’], [ш’] - шипящие. Луга [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’]- сонорные. Сильная - это позиция, в которой звук слышится отчетливо и соответствует букве на письме. Перед гласными звуками. слой Перед [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’], [в], [в’].

Звонкие и глухие согласные Луг Слабая – это позиция, в которой звук не слышится отчетливо. сдача На конце слова. Перед звонкими согласными для глухих. Перед глухими согласными для звонких. сказка Написание согласного в слабой позиции, проверяется сильной позицией.

Твёрдые и мягкие согласные Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Для обозначения мягкости используется апостроф. Парные Непарные Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [л] [м] [н] [р] [п] [ф] [к] [т] [с] [х] [ж] [ш] [ц] Мягкие [б‘][в‘][г‘][д‘][з‘][л‘][м‘][н‘][р‘][п‘][ф‘][к‘][т‘][с‘][х‘] [й’] [ч’] [ш’] Парные [б] –[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’], [л]-[л’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’], [п]-[п’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [т]-[т’], [с]-[с’], [х]-[х’] Непарные твёрдые [ж] [ш] [ц] Непарные мягкие [й’] [ч’] [ш’] [Б’], [Л’], [Н’]

Твёрдые и мягкие согласные Сильная позиция - в которой звук слышится отчетливо. Вес грёзы На конце слова. Перед [а], [о], [у], [ы]. Перед [г], [к], [х]. горка

Твёрдые и мягкие согласные Слабая – это позиция, в которой звук не слышится отчетливо и смягчается. Листик Перед мягкими согласными [д’], [т’], [ч’], [ш’], [х’], [н‘]. - [л‘ис’т’ик] Банщик - [бан‘ш’ик]

Согласные буквы и звуки Не дают никакого звука Ь и Ъ знаки. В некоторых словах согласный звук может выпадать: солнце [-], грустный [-] Удвоенные согласные дают 1 звук: класс [с] , хоккей [к'] Звуки Ж, Ч, Ш, Щ называются шипящими. Звук Ш на письме может быть обозначен следующими буквами: Ш (штука), Ж (дрожь), Ч (конечно). Звук Щ на письме может быть обозначен следующими буквами: Щ (щетка), СЧ (счастье), ЗЧ (указчик, объездчик – «д» не произносится), ЖЧ (перебежчик). Звук Ц на письме может быть обозначен следующими буквами: Ц (цирк), ТС (спортсмен), ДС (средство)

Случаи несовпадения количества букв и звуков 1.Звуков БОЛЬШЕ, чем букв если в слове есть буквы Е,Ё,Ю,Я, которые дают 2 звука (Ёлка – 4 буквы, 5 звуков)