Формы и методы активации познавательной деятельности на уроках Иркутсковедения

4
0
Материал опубликован 18 November 2023 в группе

Выступление на научно-практической конференции «Апрельские чтения» по теме :

«Формы и методы активации познавательной деятельности на уроках Иркутсковедения»

Автор Цвирчак Светлана Михайловна учитель истории МАОУ ЦО №47 города Иркутска

Память– способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить создание о былом».   В. И. Даль.  

   Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

    Преподавание Иркутсковедения в нашей школе   ведется в 10 классах с гуманитарной направленностью в рамках вариативной части учебного плана, то есть в рамках уроков, на изучение курса отводится 1 час в неделю  .Данный курс, на мой взгляд ,как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, формирует  патриотизм,  духовность,  национальное самосознание. Реализация принципа обучения и воспитания на местном материале помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно-полезной деятельности.

Большую роль в рамках изучения исторического краеведения играет мотивационный момент, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся. Мотивация- это важнейший, ключевой элемент урока, призванный повысить интерес к учебной деятельности. Формировать и развивать мотивацию, вовлекать учащихся в активную учебную работу можно используя разные технологии, приемы и средства.. Использование активных форм и методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению И следует помнить древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Можно усадить детей за парты, но без внутренней мотивации хорошего результата добиться нельзя

Развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках Иркутсковедения способствует включение активных методов и форм обучения на разных этапах урока: изучения нового материала, рефлексии и т.д). К активным методам обучения относятся цифровые, терминологические диктанты, головоломки, ребусы, синквейны,кластеры, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических, исторических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д.

Метод «Цифровой диктант»

Описание: проводится на любом этапе урока, на вопросы учителя, обучающиеся или в устной форме, сигнализируют, поднимая карточки со знаками «+» и «-» или в письменной форме, записывают  ответы на карточках, верно утверждение или нет.

1)Иркутск– это центр Забайкалья

2) Ангарск граничит с территорией Зимы

3) Река Ангара впадает в Обь

4)  климат в Иркутской области резко континентальный

5) озеро Байкал самое глубокое озеро в мире

Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.

Метод «Журналист»

Описание: один ученик, у доски, в конце урока, задает вопросы одноклассникам по пройденной теме, на которые они должны ответить.

Метод «Шаг за шагом»

Описание: ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют понятие, термин, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример.  На уроке. Ученики шагают к карте. И каждый шаг сопровождают названием понятия, термина, даты, деятеля, географического объекта, культурного объета, связанного с изученной темой.

Метод «Индуктор»

Описание: приём интерактивного обучения. Основан на ассоциациях. На конкретное слово, Фамилию, памятник культуры учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова. Например ММ Сперанский

Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем зачитывает их вслух. Каждый записывает свои ассоциации, в процессе происходит как повторение ранее изученного материала так и появляется хороший эмоциональный настрой.

Метод «Создай паспорт»

Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого памятника по определенному плану.

Пример. При изучении темы: Архитектурные памятники Иркутска можно предложить составить паспорт по плану:

Расположение-

Автор -

История памятника-

В каком стиле выполнен-

Описание памятника -

Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник

  Также на уроках Иркутсковедения активно используется различные формы  учебно-исследовательской деятельности учащихся.  

   Так, на уроке в качестве практической работы уч-ся поручается составить план изучения темы " Иркутск в годы интервенции и гражданской войны (1918-1920)".

   Учащиеся составляют сложный план, включая местный материал об участии земляков в данных событиях. Данная форма работы является основой для создания проектов по темам, изучаемых в рамках предмета.

    На уроке по теме " Иркутяне в годы Великой Отечественной войны ". Учащиеся получают заранее вопросы и задания, по которым затем проводится беседа, среди них задания подготовить сообщение о военных и трудовых подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны, рассказать о своих родных и близких, сражавшихся на фронте или работавших в тылу.

       Одним из наиболее эффективным методов активизации познавательной деятельности на уроках Иркутсковедения   является:

 Метод проектов   разработанный  на основе исследовательской деятельности учащихся.

Старшеклассники, выполняя краеведческие задания, вооружаются эмпирическими и теоретическими методами Учащиеся выполняют как групповые виды работ, так и индивидуальные, учатся записывать воспоминания, брать интервью у своих бабушек и дедушек, у ветеранов тыла и ветеранов Великой отечественной войны, работать с документами, читать специальную литературу, выполнять познавательные задания.

Так, учащиеся работали над исследованием темы  « Человек в истории 20 века, в работу включали материал в котором прослеживалась судьба человека, которого коснулись и революционные события, и коллективизация, и репрессии, и Великая Отечественная война и восстановление страны послевоенное время. Проводя исследование, учащиеся проследили взаимосвязь истории нашего региона с историей России, и то, какое место в ней отведено простому человеку, всё это заставило ребят задуматься о прошлом, настоящем и будущем своей страны.

   Местный краеведческий материал  использован также в исследовательской работе по истории «Исследования о героических страницах истории нашего города в период Великой Отечественной войны в контексте лозунга «Все для фронта все для победы» в работе промышленных предприятий перестроенных на военные рельсы (завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева, авиационный завод №125, мебельная фабрика Иргорпром трест, производившая лыжи для Красной армии. Исследовательско - поисковая работа по теме: «Сталинские репрессии коснувшиеся моей семьи», « Вот эта улица, вот этот дом –это мой город в который я влюблен» 

 Мои учащиеся принимали участие в съемке видеороликов по истории Иркутских памятников и показывали их на уроке Иркутсковедения , а затем более профессионально стали в рамках рубрики « Культурные заметки» , снимать видеоролики , которые транслировались по лицейскому телевидению по пятницам для всех учащихся нашей школы.


  Форма изучения материала-экскурсия.

 Источником активизации познавательной деятельности на уроках краеведения являются и проведения различных экскурсий. Иркутск- сердце восточной Сибири –обзорная экскурсия по Иркутску, знакомство с Иркутскими храмами, экскурсии в Иркутский областной художественный музей, дом –музей Трубецких, Волконских, Иркутский областной краеведческий музей. Такая работа дает положительные результаты. Практика показывает, что   благодаря проведению экскурсий в учебно-воспитательный процесс вносится элемент живого созерцания. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.

Метод- просмотра видеофрагментов из документальных и художественных фильмов по истории нашего региона

Эффективным методом активации познавательной деятельности является использование на уроках Иркутсковедения просмотров видеофрагментов из документальных и художественных фильмов по истории нашего региона. Активность учащихся при использовании видеоматериалов на уроках повышается. Ученики, работая с таким источником лучше усваивают информацию и пытаются сами анализировать видеофрагменты и сравнивать их с историческими событиями о которых идет речь. Например, фильм «Звезда пленительного счастья» ,на этапе мотивации можно включить несколько отрывков из кинофильма, а затем предложить в конце урока сравнить сюжет фильма с реальными историческими событиями. Такой приём очень сильно мотивирует учащихся на дальнейшее изучение темы.

































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации