12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Весельева Людмила Леонидовна161
Работа с детьми - мечта моего детства, которая сбылась.Работаю в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Станции юных техников.
Россия, Ростовская обл., Гуково
0

Формы и методы работы с одаренными детьми.

Формы и методы работы с одаренными детьми.

Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. [1,с.4]

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? «Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов[3,с.72] Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Выделяют следующие виды одарённости:

-одарённость в практической деятельности;

-одарённость в познавательной деятельности;

-одарённость в художественно-эстетической деятельности;

-одарённость в коммуникативной деятельности;

-одарённость в духовно-ценностной деятельности.

В объединения Станции юных техников приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности, испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения. Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности объединения. Выявление одарённых детей, организация системной работы - одна из главных задач образовательных учреждений. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начале обучения на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Младший возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает у них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.[4, с.57]

Методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный.

Формы работы:

- творческие задания;

-консультирование по возникшей проблеме;

-дискуссия;

-игры.

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-ролевые игры;

-индивидуальные творческие задания.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

-выявление одаренных детей;

-развитие творческих способностей на уроках;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);

-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Работу с одарёнными обучающимися педагог начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за обучающимися проводится во время урочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей обучающихся. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. Основная задача педагога - так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Педагог должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Одним словом, наше внимание к одарённым детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. [6, с.137] При воспитании одарённого ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность».

Одно из ведущих качеств, свойственных одарённому ребенку, - сверхчувствительность к проблемам. [5,с.19] Учитывая психологические особенности одарённых детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Одна из форм работы с одарёнными детьми - научно-исследовательская деятельность обучающихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в научно-практических конференциях, обучающиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными детьми является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Все вышесказанное - это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями - не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно -исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Литература

1.Волков И.П. Много ли в школе талантов. М., 1989.-56 с. 2.Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети. М., 1991. –79 с. 3.Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984–171 с. 4.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. –279 с. 5.Матюшкин A . M . Загадки одарённости. М.,1992 .-127 с. 6.Одарённые дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М., 1991.376с. 7.Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. Д. Б. Богоявленск Пути к творчеству. М., 1981. -89 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.