Предварительный просмотр презентации
Формирование читательской грамотности обучающихся начальных классов в системе логопедического воздействия Работу выполнила: учитель - логопед МКОУ Квитокской СОШ № 1 Задерновская Л.В
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Компоненты читательской грамотности: - нахождение и извлечение информации; - интегрирование и интерпретирование информации; - осмысление и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». – говорил великий педагог К. Д. Ушинский.
Факторы, препятствующие формированию и развитию полноценных навыков чтения Дефекты произношения; Недостаточное развитие мелкой моторики, координации в пространстве, временной ориентировке; Недостаточное развитие способности к переключению; Неустойчивое внимание, снижение слуховой, зрительной памяти, слабо развито словесно-логическое мышление; Понижена познавательная активность, слабо проявляются волевые усилия для преодоления трудностей в учебной деятельности и другое.
Почему ребёнок плохо читает? Послоговое чтение Причина: неразвитость фонематического слуха. Упражнения (пропевание гласных, игры со слоговыми таблицами).
Перестановка слогов, неправильное чтение, путают слоги Перестановка слогов, неправильное чтение, путают слоги Упражнения (отработка навыков слияния слогов, использование слоговых таблиц с открытыми и с закрытыми слогами)
Замена букв при чтении Замена букв при чтении Причина: изначально буквы не были хорошо изучены, ребёнок их просто путает. Упражнения: анализ формы буквы(на что похожа, во что можно превратить. Эффективен подбор слов, начинающихся на эту букву (звук). Игра в ассоциации.
Нахождение букв в сюжетных изображениях
Нахождение букв в условиях графического зашумления
Узнавание букв в условиях наложения
Не может прочитать длинное слово целиком и начинает читать его по слогам Не может прочитать длинное слово целиком и начинает читать его по слогам Упражнение: поработать скороговорками. Они помогут научить максимально быстро и чисто проговаривать слова. Теряет строчки или пропускает слова Причина: невнимательность. Упражнения: во время занятий важно как можно чаще менять виды деятельности (отвлекаться на внешние раздражители- лай собаки, снежок за окном.
Упражнение «Шторка»
Регрессия, или возвратное чтение Регрессия, или возвратное чтение Причина: невнимательность или непонимание прочитанного. Упражнения: тренировка внимания, в том числе с помощью приёма «Шторка», а также усиленно работать над смысловой составляющей текста. Не умеет читать про себя Необходимо учить ребёнка читать про себя как можно раньше! (когда мы читаем про себя, качество чтения, уровень понимания намного выше).
Задания и упражнения, применяемые мной в логопедической практике: Игра «Кто больше?» (Чтение на одном дыхании цепочки букв). Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает согласные (гласные): Уэоеиаояыеюбрдлшнктмрпвчхциатсыдючям
Игра «Разведчики» Игра «Разведчики» (Среди букв найти и прочитай слова) гпанукпшкещкокометабсаидлрошщнщмарсбюрлнхзщеэлунастолапорзуещшгапфыыпандассммитьблбдзубрсамптокотьулосьвпц
«Буквы перепутались» Упражнение способствует формированию навыка смысловой догадки, учит узнавать текст, развивает внимание Онда дечквоа улаш из доам в лсе. В слеу ноа заблуилдась и салта иксать ородгу ойдом, да не шлана, а шлапри в слеу к доикум. Деврь ылаб воротена; ано репосмотла в деврь, идитв; вдоимке когони нет, и волаш. В доимке мэто лижи итр дямедве.
Игра «Поисковичок» Задаются 1-3 слова, которые ребёнок должен как можно быстрее найти в тексте. «Первый и последний» Ребёнок читает текст, произнося только первую и последнюю буквы в слове. Затем должен рассказать, о чём прочитал. (Упражнение хорошо тренирует мозг, учит выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.
Упражнения для отработки навыка понимания текста. Игра «Собери стихотворение»: (Ребенку предлагается расставить строчки стихотворения в нужном порядке). К нам на ёлку, посмотри, Как нарядные игрушки. И уселись на макушке, Прилетели снегири.
«Весёлые картинки» Для этого нужно подобрать текст с большим количеством картинок. Разрезать картинки и перемешать. Задача ребёнка – разложить картинки по порядку, чтобы восстановить последовательность событий. (Упражнение способствует развитию смыслового чтения и более глубокому пониманию прочитанного).
«Зазеркалье» (Предлагаем прочитать текст с непривычно расположенными словами. Читать нужно справа налево, снизу вверх). .кешорк тимрок ,кешом тивол :теанз ен юокоп ,теател йоксьнед-ьнед акчотасак-акчотсаЛ .тятох ьташук ,тащип иктед :кешутед аледисыВ.
«Корректировка деформированных предложений» «Корректировка деформированных предложений» (Составить предложения, затем расставить их в том порядке, чтобы получился текст). «Гусеничка» (Чтение текста со слитными словами) Колобокполежалполежал, давдругипокатилсясокнаналавк, славкинапол, пополукдверям, перепрыгнулчерезпорогвсени, изсенейнакрыльцо, скрыльцанадвор, содворазаворота,дальшеидальше.
«Иностранец» «Иностранец» Читаем слова, выделяя последний слог, как будто с французским акцентом. У нашеГО молодЦА нет забаВАМ конЦА. УтРО встречАЙ зрядкОЙ, вечЕР провожАЙ прогулкОЙ.