ГБОУ СО « Школа – интернат города Пугачева»
Формирование духовного единства поколений через семейное воспитание.
Подготовила: Каторжина Л.Н.
Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни. Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество.
Для педагогов нашей школы семейное воспитание является наиболее важной, актуальной и сложной проблемой воспитательного процесса. Особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина.
При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в нашей школе.
Перед педагогами стоят задачи:
формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
В группе проводились следующие мероприятия:
Викторина «Семья», беседа «Когда в семье лад», Чтение литературы о семье «Мудрый отец», «Любовь матери». Дискуссия «Как построить добрые взаимоотнашения в семье». Рождество – семейный праздник. Рождественские посиделки. Конкурсы открыток - для папы, мамы. Анкетирование «Я и моя семья». Игровая программа «День рождения в кругу семьи».
На протяжении всего учебного года в школе проводились мероприятия по семейному воспитанию. Каждый месяц проводится мероприятие «День именин», на котором поздравляют детей с днём рождения. Все дети, у которых день рождения в месяце очень ждут этого праздника, потому что будет весело, интересно, будут игры и им подарят подарки. Традиционно в ноябре месяце проводится мероприятие «День Матери», «День пожилого человека» В январе месяце проводилось мероприятие «Крещенские, Рождественские, семейные посиделки». Наша группа участвовала в конкурсе Новогодних плакатов. По традиции в марте проводится мероприятие посвящённое 8 марта и 23 февраля. Хотелось отметить, что каждый ребенок изготавливает подарок своими руками не только своим мамам, но и каждой из сотрудниц нашего учреждения. К выполнению подарков дети относятся очень ответственно, работы всегда выполнены с большим старанием.
Целями этих мероприятий является: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким, сформировать представление о семье, как ячейке общества, создавать благоприятные, предпосылки для успешной социализации, воспитание гражданственности, формировать чувство уважения, любви и заботы к членам своей семье, выработать чувство ответственности за свою семью, воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку на земле – маме, развивать добрые, нежные чувства к матери, проявлять уважение и чуткость к старшим, способствование развитию взаимопонимания детей и воспитателей, учителей.
В результате проведенной работы, у воспитанников формируется представление о традиционной семье, о правильных взаимоотношениях в семье. Умения в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.