Статья «Формирование духовно-нравственной личности школьника через социально-значимый проект "Никто не забыт, ничто не забыто"»
Формирование духовно-нравственной личности школьника через социально-значимый проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
Современная педагогика сталкивается с проблемой духовно-нравственного воспитания. В динамично меняющемся обществе педагог должен сформировать личность, которая будет обладать положительными ценностными ориентирами такие как: патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к старшим, память о нашем героическом прошлом, сохранение традиций наших предков.
Огромную роль в формировании духовно-нравственной личности школьника играет краеведческая работа, что выступает одним из требований ФГОС НOО. Одной из форм изучения истории и культуры родного края является проектная исследовательская деятельность.
Забота о ветеранах Великой Отечественной войны в МАОУ «Гимназия « Новоскул» была всегда. Учащиеся и педагогический коллектив поздравляют ветеранов микрорайона с праздниками, приглашают в гимназию на беседы, концерты, оказывают доступную помощь.
В этом году мы с учениками 2 «Б» класса решили встретиться с ветеранами микрорайона – участниками Великой Отечественной войны и организовать интервью с ними, поздравить с Днём Победы, подарить открытки, сделанные своими руками.
Ученики захотели побольше узнать и собрать материал о страшных событиях Великой Отечественной войны, оформить творческие работы в виде сочинений, рисунков, презентаций в электронном виде, а также выпустить стенгазету «Майский день 1945 года». Помочь школьному музею в сборе различной информации о Великой Отечественной войне.
В связи с этим возникла идея разработки и реализации социально-значимого проекта «Никто не забыт, ничто не забыто».
Актуальность проекта:
Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей героических и трагических событий. Реализация проекта позволила придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.
Цель проекта:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами микрорайона, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну. Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.
Задачи:
- Создать условия для воспитания патриотических чувств у учащихся через взаимодействие с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, посещение школьного музея, через коллективные творческие работы, посвященные Великой Отечественной войне.
- Воспитывать у учеников уважение к защитникам Родины.
- Воспитывать внимательное отношение к людям старшего поколения, желание заботиться о них.
- Способствовать возрождению русских традиций, основанных на нравственности и взаимном уважении друг к другу, любви к Отечеству.
Формы реализации проекта: шефская работа, классные часы, экскурсии, творческие работы учащихся, участие в конкурсах.
Участники проекта: классный руководитель, учащиеся 2 «Б» класса, родители.
Целевая аудитория: ветераны и участники Великой Отечественной войны (1941 – 1945 годов), живущие в микрорайоне МАОУ «Гимназии «Новоскул».
Таблица 1. План основных мероприятий по внедрению социального проекта «Никто не забыт, ничто не забыто».
№ п/п |
Дата проведения |
Мероприятие |
1. |
Январь |
Организационное собрание детей и родителей. Подготовка к реализации проекта. |
2. |
Февраль |
Внеклассное мероприятие «Строки опаленные войной» |
3. |
Март |
Участие в городском конкурсе «Подарок ветерану» |
4. |
Апрель |
Творческие работы обучающихся 2 «Б» класса: сочинения, рисунки, презентации, посвященные Великой Отечественной войне. Экскурсия в Зал Воинской Славы |
5. |
Апрель |
Изготовление праздничных открыток ветеранам микрорайона. |
6. |
7-8 мая |
Выпуск праздничной стенгазеты « Майский день 1945 года.» |
7. |
8-15 мая |
Поздравление ветеранов микрорайона с Днём Победы, интервью с ветеранами, с целью пропаганды патриотического воспитания. |
8. |
10-20 мая |
Помощь школьному музею в сборе новых экспонатов и сведений. Классный час: « Не забыть нам этой даты…» |
9. |
Июнь |
Обобщение, систематизация, анализ выполнения проекта. |
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
Разработка социального проекта «Никто не забыт, ничто не забыто»;
Составление плана работы по реализации проекта;
Поисковая деятельность;
Организация встреч с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны.
Прогнозируемые результаты:
Разработать план мероприятий по реализации проекта;
Провести организационные мероприятия по привлечению учащихся к работе в проекте.
2. Организационно-деятельностный :
Внеклассное мероприятие «Строки опаленные войной»;
Оказание адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, микрорайона;
Помощь школьному музею в сборе новых экспонатов и сведений;
Изготовление поздравительных открыток «С Днем Победы!», подарков ветеранам микрорайона и поздравление их;
Встречи учащихся и родителей с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны с целью пропаганды патриотического воспитания;
Выпуск праздничной стенгазеты «Майский день 1945 года»;
Участие в городском конкурсе «Подарок ветерану»;
Экскурсия в музей «Зал Воинской Славы»;
Представление творческих работ обучающихся 2 «б» класса.
Прогнозируемые результаты:
Встреча с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, оказание им посильной помощи;
Поздравление ветеранов;
Оказание помощи музею в сборе новых сведений о войне.
3.Аналитический:
Обобщение итогов работы над проектом;
Провести классный час «Не забыть нам этой даты…»
Прогнозируемые результаты:
Обобщение результатов работы над проектом.
Эффективность реализации проекта:
В результате реализации проекта наблюдалось проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, уважение к оценке исторических событий, освоение доступных знаний об истории родного Отечества, приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми, положительные отзывы детей и определение системы дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода // «Начальная школа плюс до и после»; 2010 г., № 2, С. 10-15.
Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации // Учитель. Методическое пособие 2010. С. 6-9.
Шипилова Е.Г., Петрякова П.А. Калейдоскоп проектов начальной школы // Методическое пособие. 2003. С. 25-28.