12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тюрина Оксана Николаевна23
1

Формирование экологической культуры школьников на уроках английского языка и в рамках внеурочной деятельности

Формирование экологической культуры школьников на уроках английского языка и в рамках внеурочной деятельности


Тюрина Оксана Николаевна

учитель английского языка

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы


Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих становлению ответственности за состояние окружающей среды, охрану природы и рациональное природопользование.

Содержание социально-экологического образования школьников раскрывается через понятие «природопользование».

Экология является интегральной областью знаний о природе, включающих в себя огромный и разнообразный круг проблем, знаний, идей и прикладных задач.

Это вызывает необходимость развивать знания по экологии силами всех учебных дисциплин. Эпизодические занятия по данной проблематике дают незначительные результаты в становлении экологического сознания школьников. Необходимо, чтобы ребёнок воспринимал себя как неотъемлемую часть природы, подчиняющуюся мировым законам экологии. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для заложения основ формирования экологического восприятия действительности.

Экологическое образование школьников через предмет иностранный язык может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. Отсюда вытекает необходимость формирования чувственного отношения ребёнка к окружающему миру. Несомненно, что тематика уроков иностранного языка предполагает широкие возможности работы в этом направлении.

Темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку - такие как «Моя семья», «Погода», «Мой дом», «Животные», «Школа», «Место, где я живу» и др. напрямую связаны с целями и задачами экологического образования.

Так, например, по теме «Животные» в младших классах изучаются названия животных, среда их обитания, на базе полученных знаний учащиеся учатся составлять рассказ о своём любимом домашнем или диком животном. Говорится о том, что животных надо охранять. Учащиеся 3 класса с удовольствием рисуют своих любимых животных и рассказывают о них, исходя их словарного запаса. В каждом маленьком рассказе чувствуется любовь к своему питомцу и забота о нём.

Немного сложнее сформировать положительное отношение и прививать любовь к «неприятным» животным и растениям, таким, как змеи, лягушки или ядовитые грибы и ягоды. Правильное положительное отношение к окружающей среде можно сформировать, давая детям эмоционально насыщенную информацию о роли всех предметов и явлений в экосистеме, понимание того, что в природе всё взаимосвязано и взаимообусловлено, всё выполняет свою роль, что выпадение какого-либо компонента грозит необратимыми последствиями для человечества.

При изучении в 4 классе темы «Место, где я живу» четвероклассники знакомятся с лексикой на экологическую тему: земля, солнце, природа, опасность, загрязнять, содержать в чистоте и другой. Получают информацию из текстов о том, что наша планета в опасности. Чтобы сохранить её, нужно охранять леса и парки, бороться с мусором, содержать в чистоте города и деревни. Учащиеся составляют сообщения на данную тему, делают рисунки.

Экологическое образование учащиеся получают при изучении темы «Времена года. Погода». Наблюдения за природой в разное время года, забота о птицах зимой способствует развитию у учащихся любви к родному краю, к Родине. На уроке английского языка дети готовят сообщения о любимом времени года, учат стихи и песни, слушают музыку, занимаются проектной деятельностью. Например, проект «Моё любимое время года». Цель этого проекта – развитие творческой фантазии и творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.

Зимой ребята заботятся о птицах, весной убирают дворы и улицы, сажают деревья и цветы, осенью помогают родителям в уборке урожая, работают на пришкольном участке. Эти моменты отражены в работах учащихся.

Проектная методика позволяет сделать учебный процесс для школьников личностно-значимым, где он сможет раскрыть свой творческий потенциал, проявить и реализовать свои исследовательские способности, активность, самостоятельность.

Работа над проектами вызывает интерес у учащихся к изучаемому предмету и материалу, поддерживая мотивацию обучения на достаточно высоком уровне.

Формированию экологической культуры учащихся 4 класса способствует изучение темы «Свободное время…» Любовь к животному миру, стремление убедить в важности интересного времяпрепровождения способствует реализации воспитательных целей. В свободное время учащиеся занимаются любимым делом, многие имеют дома животных и с удовольствием заботятся о них.

При изучении темы «Место, где я живу» беседуем о флоре и фауне родного края. Редкие растения, исчезающие животные и птицы нашего края занесены в «Красную книгу». Подбираются соответствующие тексты и рассказы – загадки, дети выполняют проект «Красная книга родного края». Тематические загадки, пословицы, сказки также играют роль в формировании экологической культуры обучающихся.

Проблема экологии человеческих отношений также не остаётся без внимания. Забота друг о друге, о своей семье, бабушках и дедушках, пожилых и больных людях – такие вопросы не остаются без внимания. При изучении темы «Я хороший помощник» в 3 классе, «Правила вокруг нас» в 5 классе, каждый школьник рассказывает о своей помощи дома родителям, помощи престарелым одиноким людям.

Таким образом, в содержании социально-экологического образования на уроках иностранного языка выступает с одной стороны, определённая информация о сущности явлений и процессов действительности, а с другой стороны необходимость выработки определённого положительного отношения к этой действительности. Несомненно, что основным условием и методом реализации поставленных задач служит правильно организованное педагогическое общение на уроках.

Практически всё содержание учебно-воспитательной работы школы потенциально является содержательной основой общения школьников. Отсюда вытекает необходимость владения учителями навыками педагогического общения. Однако, актуализация всех потенциальных возможностей происходит тогда, когда педагоги так организуют учебно-воспитательный процесс, чтобы поставить каждого школьника в позицию его субъекта. Для того, чтобы школьники, особенно младшие, стали субъектами общения, необходимо, чтобы жизнедеятельность коллектива стала содержательной стороной их общения, нужно, чтобы каждый из них имел возможность активно участвовать в ней.

Специфическими формами организации общения младших школьников, учащихся 5 – 6 классов являются игровые формы, когда они используются максимально широко и разнообразно. Значение игры в жизни младших школьников очень велико, поскольку она вместе с учением служит в этом возрасте действенным способом познания окружающей действительности. Игра углубляет социальное развитие ребёнка, двигает вперёд его психическое развитие. Применение игровой деятельности учащихся на уроках иностранного языка возможно и в целях экологического воспитания.

Особенностью организации экологического образования в игровой деятельности школьников является то, что большинство игр ориентированы на ознакомление учащихся с природой, то есть они не имеют чётко выраженной экологической направленности. Экологические игры направлены на формирование положительного отношения учащихся к животным и растениям через эмоциональные реакции. Но так как игра, содержащая экологическую направленность, способствует формированию положительного отношения, она является мощным средством обучения и воспитания ответственного отношения к природе.

Ещё одним вспомогательным средством в экологическом образовании и воспитании школьников на уроках иностранного языка является демонстрация сюжетов видеофильмов о природе, животных и птицах. Аудиовизуальный метод является одним из ведущих вспомогательных методов обучения иностранному языку. Он обеспечивает наглядность, яркое эмоциональное представление учебного материала, создаёт образ предмета обучения, обладает высокой информативностью, а также даёт возможность учащимся получить адекватное представление об иноязычной речи. Использование народных примет, пословиц на уроках иностранного языка также играет большую роль в экологическом образовании учащихся. Использование пословиц, поговорок, примет на уроках иностранного языка способствует формированию языковой догадки, учащиеся, сопоставляя различные выражения с одинаковым смыслом, понимают, что существуют различные способы оформления мысли, уясняют связи между формой и значением языковых явлений.

Правильно организованное общение в начальной школе способствует тому, что содержание общения становится проблемным, насыщенным теми вопросами, которые вытекают из специфических способностей становления личности на каждом возрастном этапе. В общении в доступной возрасту учащихся форме фигурируют мировоззренческие проблемы, способствует попыткам ребят решать их самостоятельно. Содержание общения в процессе жизнедеятельности коллектива расширяет видение мира учащимися, способствует познанию ими различных сторон социальной действительности, человеческих отношений, помогает им формировать собственную позицию о мире.

Если на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся только с отдельными элементами экологической проблематики, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большем объёме, что позволяет решать практические общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.

Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Расширяется сочетаемость лексического материала. Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем.

Дети с удовольствием учат стихи о природе, о животных, о большой и доброй планете Земля.

Работа по экологическому воспитанию на уроках и во внеурочное время имеет свои результаты. Весной дети убирают от мусора деревенские улицы и дворы у своих домов, сажают деревья, разбивают цветники. Заботливо ухаживают с весны до осени за цветником у школы, аллеей вдоль дороги.

Таким образом, правильно организованное педагогическое общение в школе способствует тому, что содержание общения становится проблемным, насыщенным теми вопросами, которые вытекают из специфических особенностей становления личности на каждом возрастном этапе.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры каждого человека.

Предмет «английский язык» предоставляет широкие возможности для развития у школьников экологической культуры и экологических знаний. Новые учебники и учебные пособия позволяют вводить целые курсы по экологии по изучению окружающего нас мира, фауны и флоры прямо в рамках предмета "английский язык".

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.