Публикация «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка»
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
С каждым годом всё больше и больше возрастает роль английского языка в жизни человека. Возникает возможность обмена культурными ценностями, иноязычного общения. Мы всё чаще и чаще используем интернет-ресурсы.
Основная цель изучения иностранного языка – научить общению, развить у учащихся речевые навыки через аудирование (слушание), различные виды чтения, письмо, монологическую и диалогическую речь.
Нужно сделать так, чтобы ребёнок не боялся говорить на английском, мог поддержать диалог, что-то спросить и так далее. То есть дети должны уметь применить полученные знания на практике.
В своей работе педагоги сталкиваются с различными трудностями, например, в седьмом классе при подготовке к ВПР. Детям сложно описать картинку, прочитать текст выразительно и не выходя за рамки полутора минут, соотнести заглавия и небольшие тексты и прочее. С чем же это связано? Я считаю, что со слабо развитой функциональной грамотностью.
Кто же такой функционально грамотный человек? Это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальный отношений. (А.А.Леонтьев).
В английском языке есть такое понятие, как “life-long learning” (то есть обучение длиною в жизнь). Человек постоянно учится: то нужно заплатить за квартиру, то понять инструкцию к какому-либо бытовому прибору. Функционально грамотный человек всё это может.
Учитель английского языка все годы развивает функциональную грамотность учащихся: восприятие информации на слух, различные виды чтения текста (изучающее, ознакомительное, просмотровое), уметь извлечь информацию из различных источников, критически оценить полученные сведения, понимать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения,
иллюстрации и заголовки, прогнозировать текст, понять видеоролик.
В своей работе, формируя читательскую грамотность (направление формирования функциональной грамотности) я использую следующие задания по тексту:
Прочитай текст и определи правильность/неправильность утверждений после него.
А какой информации нет в тексте?
Вставь в текст пропущенные слова.
Поставь абзацы в правильном порядке.
Пронумеруй картинки в соответствии с текстом.
Ответь на вопросы после текста.
Придумай окончания текста.
На основе данного напиши свой рассказ.
Какой альтернативный финал ты бы мог описать?
Какова мораль истории?
Определи основную мысль текста.
Выдели ключевые слова.
Посмотри на картинку перед текстом и попробуй угадать, о чём он будет.
Некоторые задачи в конкурсах написаны на английском. Дети решают их, переводя текст на русский. Также даны задачи на вычисления (тема «Числительные»).
Также мы развиваем креативное мышление, когда выполняем всевозможные проекты. Это могут быть доклады, сообщения, составление портфолио, презентации, плакаты, альбомы, коллажи и т.д.
А глобальные компетенции нам помогает развивать, например, задание на составление собственного меню на английском или воображаемый поход в магазин. Такие проблемы возникают и в повседневной жизни.
Естественнонаучную грамотность развивают такие темы, как «Посещение врача», «Болезни», «Здоровый образ жизни», «Экология», «Защита окружающей среды», «Природные ресурсы», «Опасности и риски», «Наука и технология» и т.д.
Таким образом, я активно развиваю функциональную грамотность учащихся.