Формирование медиа безопасного поведения детей и подростков в современной информационной среде
С.В. Видинеева
МБОУ «СОШ №15», МО г.Братск
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
Интернет тебе не враг,
если знаешь, что и как!
Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества.
Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Дети, живущие в мире компьютерной техники, чувствуют себя в нём комфортно, они легко осваивают компьютер, мобильные устройства, новомодные гаджеты и умело ими пользуются. Однако их знания в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые устройства. С каждым годом количество пользователей Интернета увеличивается, поэтому проблема безопасности детей в сети Интернет очень актуальна.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа услугах и электронных СМИ – требование международного права. Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Информационная безопасность - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Для обеспечения информационной безопасности следует использовать различные формы работы с учащимися: лекции, практические занятия, круглые столы, деловые игры, дискуссий, классные часы, тематические родительские собрания, единые уроки медиа безопасности.
Одной из форм работы может быть проведение внеклассного мероприятия ток-шоу на тему «Информационная безопасность в сети Интернет». Его целью является обсуждение заданной темы. Ведущий направляет дискуссию и иногда привлекает к обсуждению зрителей или настоящих экспертов, профессионалов какой-либо деятельности. Для участников ток-шоу есть возможность посмотреть на проблему с разных сторон, узнать мнения разных людей, сформулировать свое отношение к вопросу.
Подготовка к ток-шоу может начинаться с проведения социологического опроса. Учащимся интересно знать мнение одноклассников и друзей, а педагог, ведущий ток-шоу, выявляет и изучает сущность проблемы. Анализируя опрос, определяет круг вопросов, которые будут обсуждаться.
Во время проведения ток-шоу можно использовать мультфильмы, например мультсериал "SheepLive"[2], посвященный теме безопасности в сети "Интернет". Учащиеся с удовольствием наблюдают за глупыми поступками героев. Ведущий предлагает обсуждение сюжета. Учащиеся высказываю свое мнение, критикуют, предлагают решение проблемы. Заканчивается мероприятие подведением итогов дискуссии.
Более 13 миллионов школьников принимают ежегодно участие в «Едином уроке по безопасности в сети «Интернет». Инициатором Единого урока по безопасности в сети «Интернет» выступила спикер Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко в 2014 года. На сайте Единого урока [1] можно найти видео-урок по кибербезопасности для обучающихся, который можно демонстрировать в ходе тематических уроков и классных часов. Данная информация будет интересна и полезна не только для учеников, но их родителям, а также педагогам.
Просвещение подрастающего поколения в использовании различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и развитию.
Литература
Сайт «Единого урока по безопасности в сети «Интернет». Режим доступа: [https://единыйурок.рф/index.php/kalendar-edinykh-urokov/item/7-edinyj-urok-po-bezopasnosti-v-seti-internet]26.01.2022;
Сайт с демонстрацией мультсериала "SheepLive". Режим доступа: [http://www.purimcro.ru/safer-internet/kids/mult/] 26.01.2022