Статья на тему «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях коррекционной школы VII вида»
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях коррекционной школы VII вида.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом у школьников необходимо формировать представления о ЗОЖ. Детям с интеллектуальными нарушениями необходимо как можно раньше начинать прививать знания и навыки в сфере охраны здоровья. Это является одним из условий успешной адаптации, способствует улучшению качества жизни, благоприятному течению основных заболеваний, профилактики вторичных нарушений, способствует возникновению потребности в постоянном следовании здоровому образу жизни. Одним из личностных результатов освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Цели формирования здорового образа жизни:
Методическая: овладение знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности, профилактики вторичных нарушений, основ личной гигиены, знаниями о воздействии вредных веществ на организм.
Дидактическая: формирование у учащихся знаний в области охраны здоровья, умений и привычек, которые способствуют предотвращению травматизма, приводят к сохранению здоровья и трудоспособности.
Глобальная: обеспечение физического и психического здоровья учащихся.
Модули системы формирования здорового образа жизни.
1. Физическая культура. Данный модуль направлен на физическое развитие и укрепление здоровья, развитие физических качеств, повышение двигательной активности, становление физической культуры обучающихся. Реализуется на уроках адаптивной физкультуры, на занятиях в рамках коррекционного курса «Двигательное развитие» и в условиях специально организованных форм педагогической работы.
Физическая культура и являются основными составляющими компонентами здорового образа жизни.
2. Лечебно – профилактические мероприятия обеспечивают сохранение, приумножение здоровья учащихся, профилактику вторичных отклонений. Проводятся под руководством медицинского персонала школы в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.
К лечебно – профилактическим мероприятиям относятся:
- организация мониторинга здоровья учащихся;
- профилактические медицинские осмотры;
- оздоровление обучающихся;
- предупреждение заболеваний органов пищеварения, нарушения обмена веществ и расстройств питания;
- предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- иммунизация в рамках календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
- гигиеническое обучение и воспитание.
3.Воспитательно – образовательная работа. Деятельность по данному направлению включает комплексную, систематическую работу всех участников образовательного процесса в школе (учителей, тьюторов, воспитателей ГПД, ассистентов, специалистов), что обеспечивает результативность и эффективность труда всего педагогического коллектива в удовлетворении естественной потребности ребенка в движении, в положительных эмоциях, в желании получать знания и с удовольствием посещать школу.
В работе педагоги применяют следующие технологии:
- создание безопасной оздоравливающей среды;
- воспитание навыков санитарно- гигиенической культуры, соблюдение режима дня;
- популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора школьников;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- формирование мотивации на здоровый образ жизни;
- приобщение к физической культуре и спорту.
4.Оздоровительные мероприятия включают в себя:
- проведение утренней гимнастики, подвижных перемен;
- включение физкультминуток, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики в урок;
- выполнение «гимнастика пробуждения» после дневного сна;
- активный отдых («День здоровья», самостоятельная деятельность детей, спортивные праздники и досуги).
5.Здоровьесберегающие технологии. Это комплекс специальных методов, направленных на охрану и стимулирование здоровья учащихся образовательного учреждения. Одно из направлений работы – сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Для достижения этой цели работа строится одновременно по нескольким направлениям:
- медицинское направление (организация мониторинга здоровья учащихся и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; организация профилактических мероприятий);
- педагогическое направление (технологии сохранения и стимулирования здоровья; обучение здоровому образу жизни; коррекционные технологии);
- физкультурно – оздоровительное направление (подвижные и спортивные игры, разные виды гимнастик в режиме дня; прогулки, закаливание, самомассаж);
- валеологическое просвещение родителей (наглядные пособия, «уголки здоровья», родительские собрания, круглые столы, индивидуальные беседы, консультации, совместная деятельность педагогов, родителей и детей, совместные праздники, досуги, выставки, фотовыставки, «Дни открытых дверей»).
Формирование здоровой личности школьника обеспечивается с помощью скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов, медицинского персонала школы и родителей. У учащихся формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни.