12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Томарова Анастасия Дмитриевна25
Работаю в МБОУ "С(К)ОШ" Злагода" г. Симферополь уже пятый год. Здесь обучаются дети с ЗПР и умственной отсталостью. Мой путь начался с должности воспитателя, а продолжился в качестве учителя математики, информатики. Являюсь классным руководителем 6 класса
Россия, Крым респ., Симферополь
4

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Томарова Анастасия Дмитриевна

Учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода»

Республика Крым, г. Симферополь

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема профориентационной направленности сегодня является актуальной для социума. Это связано с тем, что большая часть выпускников школ не имеют представления о запросах современного рынка труда, о востребованных в данное время профессиях не только в своем регионе, но и во всей стране. Высокая конкуренция на рынке труда, трудности самостоятельной ориентации в вопросах трудоустройства становятся серьезными препятствиями на пути осуществления профессиональной деятельности умственно отсталых лиц.

В силу особенностей психики умственно отсталым учащимся часто сложно обосновать выбор той или иной профессии (Акимова О. И., Михайлова Е. А., Матвейченко И. Н.). В большинстве случаев он оказывается или случайным, или по подражанию сверстникам, или по настоянию родителей (Салов А. В.). То есть, во внимание не берутся склонности и интересы самих учащихся, что значительно понижает уровень их работоспособности.

Учитывая реальное состояние здоровья и имеющиеся ограничения учащихся специальных (коррекционных) школ, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка (Рудаков В. А., Старобина Е. М.).

Система взаимосвязанных направлений работы по формированию профориентационной направленности призвана помочь старшеклассникам сделать осознанный выбор профессии с учетом своеобразия их интеллектуального и физического развития. А главной задачей систематической профориентационной работы, проводимой педагогами, является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

На основе работ Васильевой Л. П., Гудовой В. Н., Карпилиной Р. П., Резапкиной Г. В. мы выделили основные методические рекомендации по формированию профориентационной направленности у учащихся с умственной отсталостью средствами внеклассной деятельности.

Проведение профориентационной работы во внеклассное время – обязанность классного руководителя, которую он осуществляет в тесном контакте с учителями профессионально-трудового обучения и медицинским персоналом учреждения. Залогом успешной будущей самостоятельной жизни учащихся является правильная их подготовка. Педагогу необходимо правильно воспитывать у подростков стойкий интерес к выбранной ими специальности, положительное отношение к ней. Учащимся важно научиться адекватно оценивать свои возможности выполнения конкретной работы в той или иной отрасли.

Профориентационная работа должна выполнятся с учётом принципа индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Педагогам рекомендуется выстраивать профориентационную работу по следующим направлениям:

организация профессиональных проб с целью формирования у учащихся устойчивых ориентаций на определенную профессию;

информирование учащихся о ситуации на рынке труда с целью формирования у них мотивации к профессиональному развитию, что в дальнейшем послужит средством повышения конкурентоспособности;

информирование учащихся о профессионально важных качествах необходимых для приобретения той или иной профессии;

ознакомление учащихся с требованиями, предъявляемыми к различным профессиям, с профессиональными возможностями в выбранных областях.

Профориентационная работа должна проводится в три этапа:

предварительный этап – у учащихся формируется установка на труд и позитивное отношение к трудовой деятельности, адекватный уровень самооценки своих реальных способностей и возможностей будущего профессионального развития;

первый этап – проводятся клинические, функциональные, психологические исследования, на основании которых определяется возможный трудовой прогноз для каждого ребёнка;

второй этап – детей ориентируют на показанные им виды профессиональной деятельности.

На втором этапе проводятся следующие мероприятия:

цикл занятий, в ходе которых у учащихся расширяется диапазон известных им видов профессиональной деятельности;

занятия по развитию психологической готовности к принятию решений;

коррекционные занятия, целью которых является формирование адекватных установок на трудовую деятельность, расширение круга интересов учащихся;

учебно-трудовые занятия, на которых учащиеся приобретают трудовой и предпрофессиональный опыт, знакомятся с содержанием и условиями трудовой деятельности;

цикл профессиональный консультаций (иногда с участием родителей), в ходе которых составляются, конкретизируются и корректируются профессиональные планы учащихся, учащиеся пополняют свои знания о доступных им профессиях, формах трудоустройства и т.д.

Целью коррекционной работы в контексте нашей исследовательской работы является повышение уровня сформированности профориентационной направленности у учащихся с умственной отсталостью.

На основе работ Резапкиной Г. В., Друшлякова А. И., Рудакова В. А., Прохоровой М. А. нами была составлена технология по развитию профориентационной направленности у учащихся. Примерный план её составления можно представить следующим образом:

Постановка цели работы. В данном случае – достижение учащимися более высокого уровня сформированности профориентационной направленности.

Изучение профессиональных интересов, намерений учащихся, их увлечений в свободное время с помощью анкетирования.

Информирование учащихся о типах профессий, объединенных по предмету труда, о возможностях трудовой подготовки.

Изучение профессиональных склонностей учащихся.

Информирование учащихся о требованиях, предъявляемых к работникам разных профессий.

С учащимися необходимо регулярно проводить беседы на следующие темы: «Мои жизненные планы», «В мире профессий», «Профессии родителей», «Все профессии важны – все профессии нужны» и т.д. К проведению бесед можно привлекать родителей воспитанников, персонал учебного заведения (плотника, младший медицинский персонал, кухонных работников, электрика и других).

Существенно способствуют повышению профориентационного потенциала профориентационные игровые упражнения, при участии в которых у каждого учащегося есть возможность понять себя и других, почувствовать перспективы развития, прожить модели поведения в той или иной ситуации. Рекомендуются следующие упражнения: «Кто это создал?», «От А до Я», «День из жизни профессионала», «Дополни портрет» и другие.

Классному руководителю необходимо совместно с учащимися проводить организацию профориентационных мероприятий, привлекать их к совместной разработке и подготовке занимательных часов профессий для младших товарищей. В ходе проведения таких мероприятий подростки могут рассказать о важности выбора будущего профессионального пути, о возможностях профессионального роста, о путях получения трудовой подготовки и т. д.

При проведении работы по формированию профориентационной направленности классному руководителю необходимо помнить, что:

работу по формированию профориентационной направленности необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс родителей и работников учебного заведения;

методический инструментарий для осуществления диагностики учащихся должен быть адаптирован к их возможностям;

на протяжении всего периода работы необходимо корректировать профессиональные планы учащихся в соответствии с их реальными способностями и объективными возможностями;

для овладения той или иной профессией у учащихся должны быть сформированы определенные качества.

При систематическом выполнении вышеперечисленных рекомендаций можно проследить положительную тенденцию в развитии профориентационной направленности учащихся с умственной отсталостью.

Список использованной литературы и источников:

Акимова, О. И. Об особенностях профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида [Электронный ресурс] / О. И. Акимова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-professionalnogo-samoopredeleniya-vypusknikov-spetsialnyh-korrektsionnyh-shkol-viii-vida - (Дата обращения: 20.10.2018). 

Акимова, О. И. Профессиональное самоопределение выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / О. И. Акимова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2010. - №23 (199). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-vypusknikov-spetsialnyh-korrektsionnyh-shkol-viii-vida-vo-vneurochnoy-deyatelnosti - (Дата обращения: 20.10.2018). 

Глухова, П. А. Психологическое сопровождение старшеклассников. Профориентационная работа / П. А. Глухова, Н. А. Ковальчук // Психология учебной и профессиональной деятельности. - Владимир: «Академиздат», 2018. - С. 176-179.

Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 345 с.

Макаренко, Т.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников: региональный аспект [Электронный ресурс] / Т. А. Макаренко, С. В. Панина // Дискуссия. - 2017. - №10 (84). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-regionalnyy-aspekt - (Дата обращения: 13.11.2018).

Матвейченко, И. Н. Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями в труде (из опыта консультирования) / И. Н. Матвейченко // Профессиональная ориентация в условиях современного образования: материалы регионального педагогического совета (в форме интернет-конференции). - 2012. - Режим доступа: https://www.cposo.ru/res/cppk/sbornik_pedsovet.pdf - (Дата обращения: 05.11.2018).

Михайлова, Е.А. Роль трудового обучения в выборе профессии и самоопределении обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида [Электронный ресурс] / Е. А. Михайлова, Е. А. Михайлов, О. Л. Иванова // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы III междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2014. - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20141105/collection-20141105-3966.pdf - (Дата обращения: 25.10.2018).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.