12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Исаева Лариса Владимировна26
2

Формирование словарно-орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Л.В.Исаева,

учитель начальных классов,

МБОУ «Заостровская СШ»,

д. Рикасово,

Приморский район,

Архангельская обл.


«Формирование словарно-орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальной школе».

Содержание:

I.Введение.

II.Этапы, методы и приемы в организации словарной работы на факультативных занятиях по русскому языку.

III.Заключение.


I.Введение.

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса учащихся: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

В моей статье я попыталась раскрыть сущность словарной работы на факультативных занятиях по русскому языку, направленной на развитие речи учащихся, на обогащение, активизацию их словарного запаса.

Цели:

1 .Сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным.

2.Подобрать и систематизировать упражнения для работы над словарными словами на факультативных занятиях по русскому языку в начальной школе.

Задачи:

1.Формирование у учащихся орфографических навыков.

2.Развитие умения пользоваться фонематическим и орфографическим анализом слова.

3.Обогащение словарного запаса учащихся, формирование навыков связанной речи.

II. Этапы, методы и приемы в организации словарной работы на факультативных занятиях по русскому языку.

Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. В структуре словарно-ор­фографической работы выделяется несколько последовательно проводи­мых этапов:

1.Представление учащимся нового словарного слова.

Представление нового словарного слова состоит в самосто­ятельном определении к формулировании школьниками темы словарно-орфографической работы. Эта деятельность осуществляется с помощью комплексно-логичес­ких заданий:

а) Загадки- головоломки- ребусы. Например:

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

б) «Расшифруй слово». Например:

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово:

2 10 13 6 20 33 2 13 16 12 16

(билет) (яблоко)

в) «Убери лишнее».

Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:

Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово

К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш

(БЕРЁЗА).

г) «Собери слово». Например:

пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.

д) «Части слова». Например:

е) «Угадай слово». Например:

- Жёлтое, овальное, кислое (лимон)

- Круглое, кисло-сладкое, красное (яблоко)

ж) «Этимологический» словарик.

Учитель рассказывает происхождение загаданного слова…Дети угадывают слово, затем также молча его проговаривают ещё раз и записывают его, комментируя.

2.Работа над мотивацией, постановкой и пониманием задачи. (Запись слова звуками (орфоэпическое произношение). Сравнение своей записи с написанием в словаре. Выявление проблемы: «сколько разных записей!?» (обнаружение несостоятельности). Выявление причин несостоятельности (ищем «опасные» места), рефлексия, контроль своих действий.

а) Игра «В букву». Например:

Запоминается написание слова «ученик».

Необходимо произнести слово по буквам. Первый ученик произносит- У, второй - Ч, третий -Е т.д. Слово « обходит» класс несколько раз, пока учитель не отменит задание. Называя согласные буквы, нужно произнести соответствующие звуки.

б) Ассоциация по смыслу. Например:

л...пата ...гурец яг...да

м...рковь ябл...ко

в) Ассоциация по смежности и сходству. Например:

м... л... ко Молоко везут круглые колеса.

м...л...т...к Он забивает круглые гвозди,

п... суда Это круглая сковорода.

г) букву Ё можно превратить в ёжика: шёл

Шёл ёжик, чёрный Шёл чёрный ёжик, жёлтый Шёл жёлтый ёжик.

д) «Слова-помощники» (но не родственные). Например:

Пенал - Открыли пенал, а там - пена.

Ужин - Ужинали ужи.

Космос - В космос построили мост.

3.Анализ (прочтение слова орфографически, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, нахождение других орфограмм, проговаривание слова вслух, разбор слова по составу, этимологический анализ обязательно, т к непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии).

а) «Этимологический» словарик.

Учитель рассказывает происхождение загаданного слова…Дети угадывают слово, затем также молча его проговаривают ещё раз и записывают его, комментируя.

б) Фразеологические обороты. Например:

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

в) Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

алфавит - азбука,

вдруг - внезапно,

весело – радостно.

Антонимы:

богатство - бедность,

весело - грустно,

город – деревня.

4. Моделирование (освоение написания слова: письмо слова в своих словариках, в тетрадях, ставят ударение, определяют и подчеркивают непрове­ряемые безударные гласные и другие изученные орфограммы). Этот структурный элемент словарно-орфографической работы максимально приближен к жизни, приучает детей к самостоя­тельной интеллектуальной деятельности./ фото

5.Преобразование модели (подбор родственных слов).

а) Подбор однокоренных слов. Например:

Адрес- адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

Воробей- воробьиха, воробушек, воробышек, воробьиный.

Ворона- вороний, воронье, вороненок, проворонить.

б) От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

в) От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-. г)Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.
Праздник,праздничный,праздники,праздновать.
Заяц, зайчик, зайчишка, зайчиха, зайцы, заячья.


6.Введение нового словарного слова в активный словарь детей (составление и запись словосочетаний и предложений с данными словами), работу можно связать с темой урока.

а) Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова). Например:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром. (С. Есенин)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой ... (А. Блок)

б) «Вспомни пословицу». Например:

Аппетит приходит во время еды.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Тот герой, кто за Родину горой.

в) Придумай со словарным словом словосочетания, где будет сущ + прилаг-е, сущ + глагол, предлог + сущ + наречие….

г) Придумай со словарным словом предложения, где словарное слово будет подлежащим; второстепенным членом предложения.

д) Подбери слова к данным схемам: а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание; в) приставка, корень, окончание.

Я люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.

7. Рефлексия.

Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

а) Работа со словарями на уроках русского языка.

(При обучении детей правописанию слов я обязательно использую орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру). Например:

- устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них "опасного" при письме места;

- выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова" и др.);

наречия: быстро, вдруг;

имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай,

слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д.;

- слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), слова со звонкими и глухими согласными (вокзал) и слова с непроизносимыми согласными (лестница)

- списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова;

- упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. Словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

б) «Недостающие пазлы»

По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.

в) Выборочный диктант.

(Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной).

Например:

По шоссе едет машина. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.

Занимательные формы работы с учащимися.

1.Игра «Поиск».

Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег...).

2.Игра «Угадай слово». Например:

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт).

И, наоборот, можно дать конец слова. Например: (...суда, ...тух, ...рёза, ...сква).

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили,

Из книжки в норку утащили.

Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. Например:

ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ

4.Игра «Догадайся, что за слово».


О


О




О


О




о


О




О


О




О


О



(ворона, сорока, солома, корова, молоко)

Только слаженная система работы, единство всех этапов урока может дать положительный результат. Каков же результат? Самое главное – это интерес учащихся, побуждение их к выполнению творческих и исследовательских работ.

III.Заключение.

В своей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на факультативных занятиях по русского языка в начальной школе.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.

Я бы хотела предложить некоторые практические советы и дать рекомендации учителям:

включить работу со словарными словами на каждом факультативном занятии (на любом этапе урока);

предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову);

объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;

выписать из словаря слова по теме "Школа" и др.;

найти слова в словаре и объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна;

составить этимологический кроссворд.

Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Список литературы.


Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.

Карупе А Я. Обучение детей в школе. - М., 1994.

Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2008.

Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.

Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.

Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.

Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.

Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1991.

Федоренко Л.П. Методика русского языка. - М., 1984.

Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.

Яковлева В.И. Слово о словарном слове. - М., 1989.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.