Статья «Формула успеха педагога дополнительного образования -использование современных образовательных технологий»
«Формула успеха педагога дополнительного образования -использование современных образовательных технологий»
Так как сегодня нашей стране нужны физически развитые, морально здоровые, с нравственными устоями личности, которые смогут ставить цели и достигать их, в моей педагогической деятельности приоритетными являются следующие направления:
1. Формирование свободной, образованной, разносторонней и активной личности.
2. Комплексное решение задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, формирования у них фундамента готовности к труду для себя и общества.
3.Развитие внимания, мышления, памяти, речи.
4. Развитие трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду.
Я считаю ,что результатами деятельности педагога являются успехи его обучающихся. Я всегда анализирую свою педагогическую деятельность, стараюсь ее выстроить так ,чтобы добиваться хороших результатов, не в ущерб интересов обучающихся.
На каждом занятии ставлю перед собой следующие задачи и по возможности стараюсь их выполнить:
1. Научить ребёнка быть независимым, дать ему возможность самому принимать решения.
2. Настраивать ребёнка на успех. Заставить его поверить в себя, в свои силы.
3. Воодушевлять ученика максимально быть самим собой.
4. Создать условия для развития в соответствии с индивидуальными особенностями ученика.
5. Создать благоприятный психологический климат в коллективе, способствовать повышению самооценки учащихся
Моя задача ,как и задача любого педагога, - вселить в ребенка уверенность в собственные силы. Наступит момент, когда ученик почувствует уверенность в себе, интерес к тому делу, которым занят.
Педагогу не надо бояться, если ученик превзойдёт своего преподавателя, как раз в это время и наступает момент сотворчества: ученик – педагог, когда направляющую роль берет на себя педагог, а ученик выдвигает идеи и уже совместно эти идеи воплощаются в жизнь..
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Ни для кого не секрет, что 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает важно научить детей самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для успешной самореализации человека в будущей взрослой жизни. Все вышесказанное заставило меня искать наиболее эффективные средства активизации образовательного процесса. Демократизация педагогики предоставляет педагогу все больше возможностей для творчества. Сегодня каждый вправе выбирать подходящие образовательные технологии.
Как педагог дополнительного образования работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях с использованием индивидуальных образовательных маршрутов».
Данная проблема преследует следующие цели:
- изучить индивидуально - психологических особенности школьников;
- выстроить индивидуальные образовательные маршруты для каждого из них;
- привить интерес к изучению современного технического творчества;
- активизировать усилия на повышение качества знаний учащихся через новые современные информационные технологии;
- добиваться осознанного овладения учащимися конкретными знаниями по техническому творчеству;
- развивать интеллектуальное мышление, точную научную речь;
- сформировать навыки самоконтроля;
- формировать специальные навыки работы с различными материалами у детей с различными познавательными способностями. Большее предпочтение в своей работе я отдаю технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Ведь успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности педагога, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. В связи с этим применяю систему мониторинга и диагностики результативности программы дополнительного образования.
Данные по результатам мониторинга по каждому обучающемуся заносятся педагогом в сводную таблицу достижений и в индивидуальные карты освоение образовательной программы. В ходе мониторинга определяются также особенности личности обучающихся, их внутренняя сфера деятельности:- воспитанность;- мотивация к занятиям;- развитие творческих способностей, творческой активности воспитанников;- самооценка учащихся;- психическое и физическое самочувствие воспитанников.
При изучении личностной сферы обучающихся большое внимание уделяется таким критериям как психическое и физическое самочувствие учащихся. Для исследования данных параметров, применяются методы наблюдения и тестирования мыслетворческой свободы детей на занятиях. Учитывая индивидуальные особенности физического и психического состояния обучающихся подбираются наиболее эффективные с точки зрения валеологии формы и методы обучения.
Система контроля и оценки детских достижений даёт возможность проследить динамику развития каждого ребенка, выявить наиболее одаренных, создать условия для их дальнейшего формирования и развития. Таким образом, педагог может проконтролировать динамику развития творческого потенциала учащихся по годам обучения и оценить результативность своей деятельности.
Широко использую технологию обучения в сотрудничестве, основанную на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамичных парах, динамичных или вариационных группах, объединенных для решения общей задачи, когда каждый учит каждого. Организацию групповой работы начинаю со второго занятия. Правила и этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации дети осваивают постепенно: как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом занятии. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия.
Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
- развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
- каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
- совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;
- повышается ответственность за результат коллективной работы.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряю совместное обсуждение детьми хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на занятии в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны педагога, так и своих товарищей. При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Считаю, что оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок. Я заметила, что ученикам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Решение отдельных образовательных задач я осуществляю через использование развивающего обучения, где ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Использую я в своей работе и проблемное обучение: создаю в учебной деятельности проблемные ситуации и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. В процессе обучения задача моя состоит в том, чтобы включить учащихся в познавательный поиск. Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к техническому творчеству, вовлекаю их в проектную деятельность. Я убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность. Эту работу начинаю со второго года обучения: показываю образцы проектов, знакомлю своих учеников с технологией проектной деятельности, памяткой по работе над проектами, возможностями выполнения проектов в виде презентаций. Работа с использованием данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.
Стремительная информатизация общества выдвигает новые требования к системе образования – это повышение качества образования, его доступность, демократизм, фундаментальность и профессионализм, новое информационное наполнение образования. Компьютер может быть как объектом, так и средством обучения. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности процесса обучения благодаря его индивидуализации, расширению наглядности.
Использование компьютерных технологий позволяет:
- дифференцировать и индивидуализировать обучение,
- повысить заинтересованность учащихся в изучении предмета,
- представить информацию, опираясь на слуховое и зрительное восприятие ребенка, через качественный видео и аудиоряд, в привлекательном для учащихся виде,
- увеличить эмоциональную составляющую урока и мероприятия,
- сделать обучение и воспитание более творческим,
- повышать своё профессиональное мастерство.
Цели и задачи использования ИКТ: показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; развивать коммуникационные навыки; развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации. Во время подготовки к занятиям использую современные ИКТ: поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов. Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых при реализации образовательных программ я использую здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и повышение работоспособности, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей, с учётом индивидуальной образовательной траектории учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приёмы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на занятии, разноуровневые задания. Всё это позволяет обучающимся легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на занятиях, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без страха, без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье. Результатом такой работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, стабильные показатели качества знаний, творческие успехи обучающихся. Педагог, к сожалению, не всесилен. На ребёнка влияет и семья, и окружение в школе и во дворе, обстановка в школе, городе и в стране в целом. Но я хочу, чтобы мое общение с учениками, оставило только добрый след. Я верю, что высочайшая степень самоотдачи, которая присуща людям нашей профессии и дальше мне поможет раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к моим занятиям и к образованию в целом.