12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
иван22
5

Конспект урока по предмету композиция «Фракталы. Единство макро и микро мира. Декоративная композиция морской пейзаж»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей

«Детская художественная школа им Б.Н. Бедина»


 


 


 


 


 


 


 


 

Конспект урока

по предмету композиция

«Фракталы. Единство макро и микро мира.

Декоративная композиция морской пейзаж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: преподаватель

Пантелеев Иван Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Выкса 2019 г.

Возраст детей 10-11 лет.

 

Предмет: станковая композиция.

 

Программа: дополнительная предпрофессиональная программа в области искусства «Живопись» со сроком обучения 5 лет.

 

Класс: первый.

 

Тип урока: комплексный урок открытие по системе М.С. Казиника.

 

Тема: «Фракталы. Единство макро и микро мира. Декоративная композиция морской пейзаж»

 

Цель урока: выполнить декоративную композицию в заданной цветовой гамме из двух контрастных цветов с добавлением белого и черного цветов в технике

работы гуашевыми красками.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умения и навыки выполнения декоративной композиции в заданной цветовой гамме;

- учить систематизировать материал изученной темы.

Развивающие:

- развивать критическое мышление, навыки групповой самоорганизации, умения вести диалог;
- развивать логическое мышление (на основе установления учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);

- развивать навыки коммуникативной культуры (умения общаться, моно - логическую и диалогическую речь);
- развивать элементы творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки);
- отработать умения работать гуашевыми красками;

- развивать память учащихся;

- развивать у учащихся навыки рефлексивной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать эстетические представления и художественный вкус;
- формировать мировоззрение учащихся;
- воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах;


Формы работы учителя: объяснительно-иллюстративная, групповая, индивидуальная.

 

Формы работы обучающихся: репродуктивная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.

 

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мульти медийный проектор, экран.

Методическое обеспечение урока: презентация, дидактические наглядные пособия таблицы, схемы.

 

Материалы и инструменты: краски гуашь, кисти, палитры, ветошь для кистей, линейные эскизы, цветовой круг, вопросы для рефлексии.

 

Основные этапы урока:

Организационный момент (1 минута).

Постановка учебной задачи (2минут).

Объяснение нового материала (10минут).

Самостоятельная работа (20минут).

Рефлексия (2 мин)

Домашнее задание.

Итог урока (просмотр работ, анализ работ преподавателями) (5 минут).


 

Ход урока.

- Здравствуйте дети. Мы рады всех Вас видеть сегодня на нашем уроке.

- Скажите, а можно ли рисовать словами?

Ответы детей.

Звучит стихотворение Басё:

Бушует морской простор!

Далёко, до острова Садо,

Стелется Млечный Путь.

 

- О каком море рассказывает поэт? Какое оно по характеру?

 

Ответы детей

- Открою вам секрет, что музыкой можно тоже изобразить море, только с помощью звуков, например русский композитор, морской офицер и путешественник Николай Андреевич Римский-Корсаков сумел изобразить в своей музыке красоту морской стихии. В своём прекрасном произведении, опере «Садко» композитор показывает море, послушаем, какое оно.

Прослушивание музыкального отрывка из оперы Римского-Корсакова «Садко».

Просмотр под музыку слайдов с фотографиями морских пейзажей.

 

t1708590922aa.jpgt1708590922ab.jpgt1708590922ac.jpgt1708590922ad.jpgt1708590922ae.gift1708590922af.jpgt1708590922ag.jpg

- Какое море вы слышите?

Ответы детей.

- Море спокойное, но грозное, слышен глухой гул над водной пустыней.

- К образу моря обращались художники со всего света, так японский гравер Кацусико Хокусай в 18 веке заметил, что части волн в большой волне похожи друг на друга, и в то же самое время составляют единое целое.

- Рассмотрим фото картины «Большая волна». Хокусай наблюдая за природой убедился, что не только волны, но и другие живые и не живые объекты его наблюдения имеют похожие фрагменты, например деревья, облака, камни. Рассмотрим различные картины, где изображены эти повторяющиеся элементы.

t1708590922ah.jpg

- Давайте Рассмотрим его картину "Большая волна в Канагаве". Картина очень динамична и ритмична. В голове сразу же звучит какая-то громкая, яркая музыка, наполненная раскатами и переливами. Движение, слово, наиболее подходящее для этого изображения. Волны, никак не могут остановиться. Не могут или не хотят? Но это уже все равно. И никто, не может сказать им, хватит. Никто не во власти сделать это. Остается, только молча смотреть на картину и с замиранием сердца следить за происходящим. Это состояние динамики и движения, жизни которой наполнены морские волны, художник смог передать, используя одинаковые повторяющиеся элементы. Их отражение друг в друге.

- Мы видим повторение изгибов, гребней волн, вспенившихся шапок, брызг разлетающихся в разные стороны. Одна деталь является отражением другой. Они, то увеличиваются, то уменьшаются, повторяются друг в друге, создавая то неуловимое движение, которое заставляет волны жить.

t1708590922ai.jpg

- Вид Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава на дороге Токайдо. В этой работе размеренность и покой. Распустились белые цветы сакуры. Пришло время любования цветением сакуры. Ее белые пышные шапка размеренно повторяют друг друга. Любование это созерцание красоты природы, которое не терпит спешки.

t1708590922aj.jpg

«Красная Фудзи»

- На фоне сверкающего синего простора, чуть светлеющего к горизонту, красным заревом пламенеет гора, особенно совершенная в кристальной ясности и чистоте своего силуэта. Художник точно уловил тончайшее кратковременного движения природы, когда само утро еще только занимается.

- Ощущение хрупкой предутренней тишины передают и колорит гравюры в целом, и композиционное решение облаков, и форма Фудзи. Форма и цвет на этой гравюре сведены лишь к двум стихиям — земле и небу.

- Фудзи ни с чем не сопоставима, и потому вначале кажется небольшой и как бы соразмерной зрителю, доступной его разуму, логике и чувству. Но постепенно прямая и близкая точка зрения меняется: зритель переводит взгляд вниз и вдаль и неожиданно осознает безбрежность неба, уходящего к подножию горы... А зелень на склонах Фудзи - это уже не кустарник, а высокий хвойный лес. И тогда гора как бы вырастает на наших глазах, становится величавой и, как мир и огромной. 

- Показать и прочувствовать это величие нам помогают одинаковые элементы картины, повторяющиеся и находящие отражение друг в друге. Повторение уходящих в глубину легких и воздушных облаков, деревьев у подножия горы, линий изгибов вершины Фудзи.

t1708590922ak.jpg

Ливень (молния) ниже вершины.

- И снова мощь стихии. Шум ливня, сверкание молний и грохот грома. Непостижимое величие и неподвижность горы Фудзи. Динамика воды и неподвижность камня. Хокусай сочетает динамику и статичность, движение и покой — чередование тех состояний, из которых и состоит сама жизнь. Подвижная текучесть облаков, незыблемые изгибы горы, изогнутые линии молний. Повторение плавных, ломаных, четких линий и форм друг в друге.

t1708590922al.jpg

- Похожими элементами окружающего мира - будь то морские волны или сложная кровеносная система человека, или множество звёздных скоплений в небе — всем этим вдохновился учёный математик Бенуа Мандельброт.

- Он назвал повторения, похожие друг на друга - фракталами и создал раздел математики фрактальную геометрию. С помощью формул Мандельброт перевёл фракталы в графики - повторяющиеся и само похожие.

- На основании исследований Мандельброта была создана компьютерная программа в которой соединились основы фрактальной геометрии и музыка. Давайте посмотрим, как эта программа работает.

- Бенуа Мандельброт впервые высказал о единстве макро и микро мира, так как один состоит из другого и является продолжением самого себя.

t1708590922am.jpg

Просмотр видеоматериалла фрактальных графиков Бенуа Мандельброта.

t1708590922an.jpg

- С 60х годов 20 столетия фрактальная геометрия используется в таких науках, как медицина, астрономия, лёгкая промышленность, экология, компьютерные программы и игры.

- Рассмотрим фракталы в медицине — само подобные образования помогают вычислить затемнения в лёгких и нарушения работы в бронхах (слайд).

- А изначально фракталы использовали в изучении береговой линии, в вычислении точной её площади.

- Таким образом, Бенуа Мандельброт подводит своеобразный итог, объединяя и обобщая в структуру повторение отдельных элементов друг в друге. Он создает науку фрактальную геометрию. Фрактальная геометрия помогает людям в разных областях их деятельности, в науке. Фрактал это повторение, повторение это ритм, повторение с определенным ритмом это ритмический ряд. Таким образом, фракталы и ритмические ряды похожи друг на друга. Только фракталы имеют более сложную структуру, а ритмические ряды в композиции у художника значительно проще.

- В искусстве, многие композиции выстраиваются с использованием фракталов или ритмических рядов. Это мы с вами видели на примере работ Кацусико Хокусай. Используя их, Кацусико Хокусай передает динамику и статику, размеренность устремленную в вечность и бурю эмоций, и неукротимость стихии в своих композициях.

- На прошлом занятии мы закончили работу над линейным эскизом к декоративной композиции на тему «Морской пейзаж».

- Наша композиция - тоже фрактальна, так как в природных мотивах есть повторения.

- Скажите, а какие элементы повторяются в ваших работах?

Ответы детей.

- Мы повторяли изображение облаков, волн, корабликов, камней.

t1708590922ao.jpgt1708590922ao.jpg

- В работе мы пользовались законами построения композиции. Давайте вспомним некоторые из них.

- Что такое композиционный центр в композиции?

Ответы детей.

- Чем нужно выделить композиционный центр, чтобы зритель его видел и ощущал как главное пятно в картине?

Ответы детей.

- Верно, композиционный центр выделяется тонально, по массе и форме, при помощи цвета.

t1708590922ap.jpgt1708590922aq.jpg

Работа со схемой

- Сегодня мы продолжаем выполнение эскизов нашей декоративной композиции с изображением морского пейзажа в цвете. Работать мы будем в технике декоративной композиции. Но для начала вспомним, чем отличается декоративная и станковая композиции.

Ответы детей.

- Да, совершенно верно, декоративная композиция не имеет объёма или имеет полуобъём с чёткой градацией цвета, а станковая композиция пишется с учётом объёма предметов, свето - воздушной перспективы.

t1708590922ar.jpgt1708590922as.jpg

- Работу в цвете мы будем выполнять, используя цветовые схемы. А что такое цветовая схема, как ее можно подобрать? Что нам для этого понадобится?

Ответы детей.

- Это цветовой круг. У нас есть его изображение. Выбранные из него цвета в определенном порядке и являются цветовыми схемами. Цвета в нём делятся на тёплые, холодные. На противоположные оттенки. Какие цвета мы называем теплыми и холодными?

Ответы детей. Работа со схемой цветового круга.

- Совершенно верно. Холодные – сине зеленые оттенки. Теплые желто красные оттенки.

- Какие цвета мы называем противоположными?

Ответы детей. Работа со схемой цветового круга.

- Да, противоположные цвета, это цвета, лежащие напротив друг друга в цветовом круге.

- Для нашей работы мы будем использовать противоположные цвета. Назовите, какое сочетание цветов вы хотели бы выбрать для своей работы?

Ответы детей. Работа со схемой цветового круга.

- Это могут быть: красный и зелёный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый.

- Для того чтобы наши работы были более насыщенными и интересными по цвету нам необходимы нейтральные цвета в композиции это чёрный и белый, и полученные на основе их смешения серые оттенки.

t1708590922at.jpg

Работа со схемой цветовых сочетаний.

- Скажите, если мы смешаем основной цвет, выбранный для композиции, например фиолетовый с белым цветом, как изменится полученный цвет?

Ответы детей.

- Мы получим оттенок фиолетового цвета более светлого тона. У нас изменится светлота цвета. А что произойдет с фиолетовым цветом, если мы смешаем его с черным?

Ответы детей.

- Мы получим оттенок фиолетового цвета более насыщенного тона. У нас изменится насыщенность цвета.

- Итак, мы выполняем композиции эскизы в цвете декоративно. Используем два противоположных цвета. Цвета выбираем из цветового круга лежащие напротив друг друга. Добавляем к ним нейтральные цвета белый и черный. Получаем оттенки цвета способом смешения.

- Еще раз проверяем правильность расположения композиционного центра. Где именно по пятну он будет расположен. Слева и справа и вверху и внизу картинной плоскости, но обязательно не в центре. Помним, что мы выделяем композиционный центр цветом используя его характеристики. Его насыщенность и светлоту.

- Например, мы берём пару оранжевый цвет и синий. Пишем оранжевым цветом центр композиции, а все остальные предметы изображаем, основываясь на смешении оранжевого и синего прибавляя по нескольку капель одного цвета в другой.

- А что делать, если у нас в работе несколько планов, например два? Как нам выделить композиционный центр и как разделить планы между собой? Один план изобразить ближе к зрителю, а другой отдалить от него?

Ответы детей.

- Ближний план нам необходимо сделать более насыщенным и ярким. Поэтому мы добавляем к цветовым смесям черный цвет. А дальний план нам необходимо сделать светлее, бледнее. Поэтому мы добавляем к цветовым смесям белый цвет. Композиционный центр мы пишем чистым цветом. Объём предметов у нас отсутствует. Ведем работу от дальнего плана к ближнему. На дальнем плане мы больше используем светлые оттенки с добавлением белого цвета, на ближнем плане насыщенные оттенки с добавлением черного цвета. Приступаем к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа учащихся. Выполнение декоративной композиции в цвете.

- Наши работы теперь выполнены и в цвете. Мы их полностью выполнили нашу работу. Как Вы думаете, а урок у нас получился интересным или скучным? Узнали мы сегодня что – то новое или нет? Трудно было работать на уроке или легко? У каждого из Вас на столе лежит анкета. Ответьте в ней на предложенные Вам вопросы. Выберете из предложенных ответов один и подчеркните его. Указывать свое имя и фамилию в анкете не нужно.


 

t1708590922au.jpg

Работа учащихся с анкетами.

- Как вы думаете, а для чего нам нужны анкеты? И кому они важнее преподавателям или Вам учащимся?

Ответы детей.

- Анкеты Важны и преподавателям и учащимся. Когда над анкетами работаете Вы, учащиеся есть возможность проанализировать и подвести итог проделанной работы за занятие. Что у Вас получилось, что Вы успели сделать, какую новую информацию усвоили, обобщить то, что уже изучили. Преподавателю также важны Ваши анкеты. По ним можно увидеть, как вы усвоили материал. Что необходимо изменить в уроке для того чтобы уроки стали еще интереснее и познавательнее.

- А сейчас давайте проведем небольшой мини просмотр наших работ. Возьмите Ваши работы и разложите их около нашей доски на полу в ряд.

Дети раскладывают работы для просмотра. Преподаватели анализируют каждую работу вместе с детьми – удачные фрагменты эскизов, а так же объясняют учащимся менее удачные фрагменты. Подводят ребенка к выводу как можно исправить неудачные фрагменты в работе. Преподаватель направляет обсуждение работ в позитивное русло, обязательно отмечая удачные моменты в каждой работе.

- Сегодня мы проделали с Вами замечательную работу. У каждого Вас есть очень интересные и яркие моменты в работе. Есть и то, что получилось не совсем удачно. Как вы думаете, а это хорошо или плохо когда мы допускаем ошибки в работе?

Ответы детей.

- В этом нет ничего страшного. Ведь на ошибках мы с вами что делаем?

Ответы детей.

- Конечно, мы учимся. Мы анализируем работу. Находим ошибку. Находим способ ее исправления. Тем самым мы лучше понимаем задачу, которая необходимо решить в нашем задании. Увидели плюсы и минусы. Нашли способ исправления ошибок. Наш опыт становится шире. Каждая наша ошибка и каждая наша удача, помогают нам учится.

Ответы детей.

- Наша работа закончена. Каждому из Вас я хочу предложить небольшое домашнее задание. Узнайте, как фракталы используются в лёгкой промышленности при изготовлении тканей. Вы можете сделать подборку фотографий с изображением наиболее понравившихся узоров и орнаментов на тканях. Выберите два самых понравившихся изображения. Узнайте, кто первым решил использовать фрактальную геометрию в текстильной промышленности. Насколько это сейчас востребовано. Фотографии скачайте на флешку, и мы с вами рассмотрим их на следующем уроке. Спасибо всем за урок. Наш урок окончен. До встречи на следующем уроке.


 


 

Работы учащихся.

t1708590922av.jpg t1708590922aw.jpg t1708590922ax.jpg

t1708590922ay.jpg t1708590922az.jpg


 

t1708590922ba.jpg


 


 


 


 


 


 


 


 


 

В оформлении урока были использованы работы преподавателей

Работы Туляковой Е.В.

t1708590922bb.jpg t1708590922bc.jpg t1708590922bd.jpg

t1708590922be.jpg t1708590922bf.jpg

t1708590922bg.jpg t1708590922bh.jpg

t1708590922bi.jpg t1708590922bj.jpg t1708590922bk.jpg

Работы Маслихиной Д.Е.

t1708590922bl.jpg t1708590922bm.jpg t1708590922bn.jpg

Каляшина Н.В.

t1708590922bo.jpg

Дедактические пособия и схемы.

t1708590922ao.jpgt1708590922ao.jpg

Линейное построение декоративной композиции.

t1708590922ap.jpgt1708590922aq.jpg

Тональный эскиз. Цветовой эскиз.

t1708590922at.jpgt1708590922bp.jpg

Цветовые схемы. Схема цветового круга.


 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 22.02.24 в 11:55 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.