Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (1 класс)

7
0
Материал опубликован 11 August 2023

ЧОУ «ШКОЛА ГРАН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функциональная грамотность

 

1 класс

 

Программа внеурочной деятельности

 

 

 

Автор работы:

Бондаренко Лариса Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

ЧОУ «ШКОЛА ГРАН»

г. Санкт-Петербург

 

 

2023

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 35 минут.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.

 

 

Содержание программы

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

 

 

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

 

Личностные результаты изучения курса:

осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

осознавать личную ответственность за свои поступки;

уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

 

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Регулятивные:

проявлять познавательную и творческую инициативу;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

 

Коммуникативные:

адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

способность проводить математические рассуждения;

способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

 

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

умение характеризовать виды и функции денег;

знание источников доходов и направлений расходов семьи;

умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

проведение элементарных финансовых расчётов

 

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

 

 

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

 

Тематическое планирование

 

п/п

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1.

Виталий Бианки. Лис и мышонок

Содержание сказки.

Качество: осторожность, предусмотрительность.

Определять жанр произведения;

называть героев сказки;

дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;

давать характеристику героям;

определять последовательность событий и рассказывать сказку;

составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

различать научно-познавательный текст и художественный;

определять, чему учит сказка.

2.

Русская народная сказка.

Мороз и заяц

Содержание сказки.

Качество: выносливость, упорство.

Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия;

отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

давать характеристику героям сказки;

наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);

делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);

сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста;

устанавливать истинность и ложность высказываний;

подбирать из текста слова на заданную тему;

определять, чему можно научиться у героя сказки;

строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

3.

Владимир Сутеев. Живые грибы

Содержание сказки.

Качество: трудолюбие.

Давать характеристику героям;

дополнять предложения на основе сведений из текста;

определять последовательность событий и рассказывать сказку;

составлять вопросы по содержанию сказки;

на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.

4

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко

Содержание сказки.

Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки.

Определять вид сказки;

называть героев сказки, находить среди них главного героя;

определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

определять последовательность событий сказки;

находить необходимую информацию в тексте;

определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;

соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;

объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;

определять, чему учит сказка.

5.

Михаил Пляцковский. Урок дружбы

Содержание сказки.

Дружба, жадность.

Определять лексическое значение слова;

анализировать содержание текста и составлять план;

определять по рисунку содержание отрывка из текста;

давать характеристику героям;

понимать, чему учит сказка;

составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

фантазировать и придумывать продолжение сказки.

Блок «Математическая грамотность»

6

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.

Определять количество предметов при счёте;

составлять и решать выражения с ответом 5;

решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;

решать задачу в два действия.

7

Про козу, козлят и капусту

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.

Определять количество предметов при счёте;

образовывать число 8;

составлять и решать выражения с ответом 9;

решать задачу в два действия;

находить остаток числа;

соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.

 

8

Про петушка и

жерновцы

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

Раскладывать число 9 на два слагаемых;

отвечать на вопросы на основе условия задачи;

анализировать данные и отвечать на вопросы;

анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

работать в группе.

9

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

Разложение числа 10 на два и три слагаемых.

Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;

раскладывать число 10 на три слагаемых;

раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

Блок «Финансовая грамотность»

10

За покупками

Цена, товар, спрос.

Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;

анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;

рассуждать об умении экономно тратить деньги.

11

Находчивый Колобок

Деньги, цена, услуги, товар.

Наблюдать над понятиями: товар и услуга;

определять необходимые продукты и их цены;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

работать в группе.

12

День рождения

Мухи-Цокотухи

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

Наблюдать над различием цены и стоимости;

определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;

определять стоимость покупки;

анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

объяснять смысл пословиц.

13

Буратино и карманные деньги

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;

выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;

анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

рассуждать о правильности принятого решения;

проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

Блок «Естественно-научная грамотность»

14

Как Иванушка хотел попить водицы

Вода, свойства воды.

Наблюдать над свойством воды – прозрачность;

определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;

определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;

объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;

определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;

использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

15

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Воздушный шарик, воздух.

Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;

показывать, что шарик можно наполнять водой;

объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;

рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;

объяснять, почему шарик не тонет в воде;

рассказывать, в каком случае шарик может летать;

делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

16

Про Снегурочку и превращения воды

Три состояния воды.

Объяснять, что такое снег и лёд;

объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;

наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;

наблюдать над формой и строением снежинок;

составлять кластер;

проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;

высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

17

Как делили апельсин

Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина.

Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;

объяснять, почему не тонет кожура апельсина;

объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;

определять в каком из апельсинов больше сока;

познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;

проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.

 

Учебно – методическое обеспечение.

 

Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажер для школьников деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 104 с. – (Учение с увлечением).

Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 1 класс. ФГОС / О. Б. Панкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2022. – 24 с.

Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.

 

Интернет ресурсы:


Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Банк заданий на официальном сайте Института стратегии развития образования.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

 

Материально - техническое обеспечение.

 

Компьютер, принтер

Бумага, карандаши

Разработки игр, конкурсов, викторин

Словари, справочники

 

10

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации