"Ганутель"

2
1
Материал опубликован 24 August

Пояснительная записка к презентации



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Дом творчества Спасского района Пензенской области .


Разработала педагог дополнительного образования:

Гузеватова Елена Александровна.

2025 учебный год.



Мастер-класс  на тему «Маки» (в технике «Ганутель»).


Мастер-класс рассчитан для детей среднего, старшего школьного возраста; для педагогов и родителей.


 Цель: формирование навыков работы в технике "Ганутель", освоение приёмов работы в этой технике.

 

Задачи:

Обучающие:

освоение новых приёмов изготовления цветов;

2.Развивающие:  

 развитие художественно-творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, фантазии;

3. Воспитательные:

       воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия, интереса к древнему виду искусства.


  

Материалы и инструменты:

·        проволока разного диаметра

·        флористическая лента,

·        бусины, бисер, паетки, нитки разных цветов

·        ножницы

·        плоскогубцы

 

Оборудование:

·        проектор, презентация работ в технике «Ганутель»;

·        образцы готовых изделий.

 

 

Ход занятия

1.Подготовительный этап 



Говорят, что новое – это хорошо забытое старое.

Мой рассказ будет о Ганутель.

Это не имя прекрасной принцессы из романа, а название старинной техники создания создания цветов и украшений.


Ганутель — искусство изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шелковой нити с добавлением бисера, бусинок разного размера, паеток.


На объединении «Бисероплетение» дети познакомились с новой нетрадиционной техникой рукоделия «Ганутель»



Само слово «ганутель» происходит от итальянского, которое означает «тонкая спиральная нить».

(Слайд 1).



Этот способ изготовления цветов возник на небольшом острове Мальта, который находится в Средиземном море, не так далеко от берегов Италии.

Ганутель полюбилась мальтийским монахиням, которые с ее помощью создавали цветы для украшения церквей и церковных алтарей. 

В Европу искусство «Ганутель» пришло в XVII — XVIII веках.



Со временем в Европе техника забылась, но только не на Мальте. Монахини до сих пор владеют техникой ганутель и развивают ее. Благодаря мальтийским монахиням уникальная техника дожила до наших дней, а недавно начала возрождаться.

Самое распространённое изделие в этой технике – это цветы, но бывают ещё серьги и украшения. Помимо нити для украшения используют бусы, бисер разного цвета и размера.

Сама по себе техника несложная, но требует аккуратности и терпения. Скрутить из проволоки спираль немудрено, а вот вплести между малюсенькими кольцами пружинки шелковые нити, добавить бусинки, бисер и сделать это аккуратно и превратить изделие в произведение искусства – задача не из простых.

(слайд 2, серьги)

Сам процесс изготовления ганутели представляет собой следующую процедуру: проволоку скручивают в пружинку, пружинку сворачивают в отдельные лепестки, после чего лепестки заплетаются нитью и собираются в целые цветы ( Слайд 3).

Размер и форма изготовляемых цветов зависит от формы лепестков, соединяемых друг с другом, а также от толщины проволоки и ниток.



Чем тоньше будет проволока, чаще накручены пружинки и тоньше шёлковая нить – тем изящнее будет изделие.

Основной этап.

Посмотрите образцы изготовления цветов. (орхидея и роза).

Существуют два вида плетения.

наматывание шёлковой нити на проволоку;

вплетание в шёлковую нить тонкую медную проволоку. Это делают для упругости изделия.



В своей работе сегодня мы будем использовать первый способ плетения.



- В преддверии праздника 80- летия Победы в Великой Отечественной войне, сегодня мы будем делать цветок - мак в технике «Ганутель».



Каждый из вас сделает по лепестку мака и в конце занятия мы соберём цветок.



Почему мак?



Цветок мак – символ Победы, он символизирует кровавый след от пули, напоминает о тех людях, которые в годы Великой Отечественной войны отдали свою жизнь ради победы, ради мира на земле!



Дикие маки - единственные цветы, которые могут цвести, когда все вокруг мертво. Вот почему на полях Фландрии, перепаханных четырьмя годами сражений, было море маков - ни до войны, ни после никто не видел ничего подобного!  Символом он стал потому, что именно этими цветами поросли поля Бельгии и северной Франции, где проходили самые кровопролитные сражения.



На столах у вас лежат все необходимые для работы инструменты и материалы.

Ход работы:

1.Тоненькой проволокой обматываем спицу, образуя спираль.
От конца проволоки отступите по 2 см для закрепления её на каркас.
Во время плетения спирали лучше сосчитать количество витков и определить где будет середина.


2.Когда спираль готова, делаем отрезок более толстой проволоки. Спираль снимаем с прутика. Продеваем в нее отрезок проволоки и растягиваем спираль. Степень растягивания определяете в зависимости от нитки, которую будете использовать в работе. Если у вас пряжа, то витки будут более редкими, чем при работе с тонкой нитью. У нас сложенная вдвое нить мулине. И так, соединяем концы проволоки, закручиваем, также соединяем кончики спиральки и тоже закручиваем. Хвостики можно отрезать.
Чтобы сразу придать лепесткам нужную форму, лучше использовать что-нибудь круглое, например, колпачок от косметического средства (помада, тоник, тушь и т.п.)


3. Оплетение каркаса нитью. Для этого сначала закрепляем нить возле хвостиков…
… и проводим ее к середине спирали (помните, мы считали количество витков и отмечали середину?). Перебрасываем через верх нить на другую сторону и возвращаем вниз, но уже проводим через первый виток, дальше – вверх через следующий виток.
Оплетаем всю окружность лепесточка против часовой стрелки.
Витки не пропускаем во избежание образования пробелов в лепестке.
Когда оплетем всю спиральку, нитку завязываем у основания лепестка.

4. Таким же образом оплетаем все лепестки, а листик обматываем, наматывая нитки параллельно друг к другу.


5.Из черной швейной нитки делаем серединку – маковые тычинки.


6. Пришло время создать из этих деталей цветочек.
Складываем все детали вместе, тычинки в центре, а лепестки накладывая друг на друга. Затем присоединяем листочек.


7.Хвостики оплетаем зеленой нитью, через какое-то расстояние от цветка присоединяем листок и дальше обматываем зеленой ниткой.
Наш цветок готов!

Самостоятельная работа.

Итог занятия. Рефлексия.

Каждый из вас сделал по цветку мака в технике «Ганутель». Сейчас соберём букет из маков, как память о погибших о войне.





Что понравилось в мастер-классе?

Что нового узнали на занятии, чему научились? 

С какими трудностями в работе столкнулись вы?



Ганутель- можно считать современным, редким, не избитым видом искусства.



Эта техника ювелирная, требует аккуратности и усидчивости.



Эта техника может стать хобби каждого.



В перспективе планируем в этой технике создавать украшения, которыми можно обеспечить себя, сделать подарок своим друзьям,родным, близким.




Предварительный просмотр презентации

ГАНУТЕЛЬ ТОНКАЯ СПИРАЛЬНАЯ НИТЬ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

В презентации представлены готовые работы! А, где конкретно "Мастер-класс на тему «Маки» (в технике «Ганутель»)" со слайдами презентации?

1
24 August