Урок биологии в 10 классе «Генотип и фенотип»
Тема: «Генотип и фенотип».
Цель: Познакомить учащихся с гипотезой чистоты гамет, с сущностью законов Менделя, объяснить причины расщепления признаков. Сформировать представления о независимом распределении генов при дигибридном скрещивании. Сформировать понятие о группах сцепления и роли перекрёста хромосом в комбинативной изменчивости. Сформировать у учащихся систему знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленном с полом (на примерах дальтонизма, гемофилии у человека, наследовании черепаховой окраски шерсти у кошек), познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
Развивать представления учащихся о механизмах передачи наследственных признаков.
Воспитывать научное мировоззрение по вопросу материальных основ наследственности, передачи наследственных заболеваний человека.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Законы Менделя».
План урока: I. Орг. момент + д/з
II.Контроль знаний учащихся.
III.Изучение нового материала.
IV.Закрепление.
V.Итоги урока.
Ход урока: I. Орг. момент + д/з:
Все любят сказки, вы наверняка знаете слова русского классика «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Вот и наша сказка сослужит нам добрую службу. В нашей сказке есть Принц, который хочет посвататься к самой императорской дочери. Я предлагаю вам помочь Принцу пройти достойно все испытания и получить согласие императора на его союз с императорской дочерью.
Проверим сможете ли вы помочь Принцу?
II.Контроль знаний учащихся.
Письменная работа учащихся на индивидуальных карточках.
Задание № 1 (ситуация «Выбор»):
Соотнесите определение с терминами.
Определения:
Клетка или организм, несущий одинаковые аллели одного гена (АА или аа).
Гомозиготный организм.
Признак, не проявляющийся у гибридов 1 поколения.
Совокупность всех генов организма.
Взаимоисключающие признаки.
Термины: А) генотип; Б) фенотип; В) гомозигота; Г) гетерозигота; Д) чистая линия;
Е) рецессивный; Ж) доминантный; З) альтернативные;
Правильные ответы: 1 – В; 2 – Д; 3 – Е; 4 – А; 5 – З.
Задание № 2:
1. Гомозигота по 2 доминантным признакам.
2. Дигетерозигота
3. Дан генотип ААВв, запишите возможные сорта гамет у данного генотипа.
4. Даны гаметы: Ав, АВ и ав, запишите генотипы у гибридов, полученных в результате слияния этих сортов гамет.
5. Запишите генотип организма, который является гетерозиготой по 1-ой паре признаков и гомозиготой по 2- ой паре рецессивного признака.
Правильные ответы: Нормы оценок:
ААВВ 12 – 11 = «5»
АаВв 10 – 9 = «4»
АВ,Ав 8 – 5 = «3»
Аавв, АаВв, ААВв менее 5 = «2»
Аавв.
III.Изучение нового материала.
Жил-был бедный принц. Королевство у него было совсем маленькое, но какое-никакое, а все же королевство, - хоть женись, и вот жениться-то он как раз и хотел.
Оно, конечно, дерзко было взять да спросить дочь императора: “Пойдешь за меня?” Но он осмелился. Имя у него было известное на весь свет, и сотни принцесс сказали бы ему спасибо, но вот что ответит императорская дочь?
А вот послушаем.
На могиле отца принца рос розовый куст, да какой красивый! Цвел он только раз в пять лет, и распускалась на нем одна-единственная роза. Зато сладок был ее аромат, понюхаешь - и сразу забудутся все твои горести и заботы.
Знал принц, что принцесса любит розы, но не всякие, а только алые. Но не был уверен принц, что в будущем на подаренном розовом кусте будут цвести только алые розы. И решил принц, что прежде чем подарить принцессе розовый куст нужно попросить помощи у учёного совета.
А еще был у принца соловей (варакушка), и пел он так, будто в горлышке у него были собраны все самые чудесные напевы на свете. Знал принц и о том, что у принцессы есть соловушка (красношейка) и мечтала принцесса о том, чтобы во всех рощах их королевства пели песни красногрудые соловьи. И опять принц решил просить ответа у учёного совета: «А возможно ли осуществить мечту принцессы, если скрестить варакушку и красношейку»?
Был у принца любимец - чёрный кот Каспер. Как это нестранно покажется, но часто принц брал с собой Каспера в далёкие путешествия. Знал принц, что у принцессы есть рыжая кошка Фанни и мечтала принцесса о том, чтобы иметь во дворце трёхцветных кошек, т.к. трёхцветные кошки приносят счастье. А принцесса очень хотела быть счастливой. Опять нужно было просить ответа у учёного совета: «А возможно ли осуществить мечту принцессы?»
Император был знатным охотником и в псарне у него были собаки чёрной окраски с висячими ушами, а у принца были собаки коричневой окраски со стоячими ушами. Знал принц, что император хотел иметь щенка коричневой окраски с висячими ушами. Как добиться желаемого результата? Снова нужно искать ответ у учёного совета.
Я предлагаю вам выступить в роли учёных и помочь принцу ответить на все выше поставленные вопросы. Работать вы будите в группах в течении 5 – 7 минут по индивидуальным заданиям. По прошествии обозначенного времени спикер группы даст ответ на поставленный вопрос и объяснит, как вы пришли именно к такому ответу.
Задание для группы № 1.
Анализирующее скрещивание.
Если у организма неизвестен генотип, то применяют анализирующее скрещивание.
Анализирующее скрещивание – скрещивание, при котором организм с неизвестным генотипом по доминантному признаку скрещивается с родительской гомозиготной рецессивной особью.
Гибриды, полученные от анализирующего скрещивания, определяют генотип неизвестного родительского организма. Если полученные особи будут единообразными, то генотип исследуемой особи гомозиготный.
Красная окраска цветков розы – доминатный признак, белая окраска цветков – рецессивный признак. У принца есть розовый куст с красными цветами, как определить будут ли в дальнейшем цветы на этом кусте красного цвета. Роза – растение перекрёстно опыляемое. Запишите схемы скрещиваний в результате которых можно установить генотип красноцветкового розового куста у принца.
Правильно записанные схемы скрещиваний.
Р: Ж АА х М аа
красн. бел.
G: А а
F1: Аа
красн.
Если полученные особи будут обладать разными признаками в соотношении 1:1, то генотип исследуемой особи гетерозиготный.
Р: Ж Аа х М аа
красн. бел.
G: А , а а
F1: Аа, аа
красн. бел.
Задание для группы № 2.
Неполное доминирование.
Р ассмотренные ранее примеры скрещивания организмов относятся к полному доминированию. Иногда в гетерозиготном поколении F1 доминантные признаки, проявляются неполностью, находятся в промежуточном состоянии. Такое
Соловей варакушка Соловей красношейка Соловей красногрудый явление называют
неполным домини-рованием. В случае неполного доминирования у F2 происходит совпадения расщепление по генотипу и по фенотипу, т.е. в соотношении 1:2:1.
Пусть признаки соловья варакушки будут доминантными (А), а признаки соловья красношейки (а). В данном случае ген А не полностью доминирует над геном а.
Запишите схему скрещивания соловья варакушки с соловьём красношейкой и схемы скрещиваний красногрудых соловьёв между собой. Будут ли среди гибридов второго поколения соловьи варакушки, красногрудые соловьи и соловьи - красношейки? Каких соловьёв будет больше всего?
Правильно записанные схемы скрещиваний.
Р: Ж АА х М аа
варакушка красношейка
G: А а
F1: Ж Аа х М Аа
красногрудый красногрудый
G: А , а А , а
F2: АА Аа Аа аа
варакушка красногрудый красногрудый красношейка
По фенотипу -1:2:1
По генотипу – 1:2:1
Задание для группы № 3.
У млекопитающих гетерогаметным является мужской пол, а гомо-гаметным – женский. При мейозе в каждый образующийся сперматозоид попадает либо одна Х-, либо одна У- хромосома, т. е. образуются гаметы 2 типов. В каждую яйцеклетку попадает по 1 Х – хромосоме.
Р: Ж ХХ х М ХУ
G: Х Х , У
F1: ХХ, ХУ
С оотношение 1:1 по признаку пола наблюдается именно потому, что гаметы с Х- и У- хромосомами образуются у мужских особей в равных количествах.
Существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Ген А, локализованный в Х
кот Каспер кошка Фанни хромосоме отвечает за рыжую окраску шерсти, ген а, локализованный в Х хромосоме отвечает за чёрную окраску шерсти, сочетание генов А и а приводит к появлению черепаховой окраски у кошек. Запишите схему скрещивания рыжей кошки Фанни и чёрного кота Каспера. Будут ли у них в потомстве кошечки черепаховой окраски.
Правильно записанная схема скрещивания.
ХА – рыжая окраска шерсти у кошки
Ха – чёрная окраска шерсти у кошки.
ХАХа – черепаховая окраска шерсти у кошки.
Р: Ж ХАХА х М ХаУ
рыжая чёрн.
G: ХА Ха , У
F1: ХАХа, ХАУ
черепах. рыж.
Задание для группы № 4.
Мендель производил скрещивания растений гороха, которые отличались друг от друга по 2 парам признаков: по окраске семян и по характеру кожуры семян.
А- ген желтой окраске семян В – ген гладкой кожуры семян
А- ген зелёной окраски семян в – ген морщинистой кожуры семян
Мендель скрестил гомозиготные растения с желтыми гладкими семенами с растениями с зелёными морщинистыми семенами. В результате скрещивания гомозитотных растений с противоположными признаками гибриды в первом поколении были единообразными по доминантным признакам: имели желтые гладкие семена, т.е. и в этом случае подтвердилась справедливость первого закона Менделя.
При самоопылении гибридов первого поколения у гибридов второго поколения произошло расщепление признаков, но в более сложном соотношении.
Запишем схему эти скрещиваний.
Р: Ж ААВВ х М аавв
жел.глад. зел.морщ.
G: АВ ав
F1: Ж АаВв х М АаВв
жел. глад. жел. глад.
G: АВ , Ав , аВ , ав АВ , Ав , аВ , ав
Ж м | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ Ж.г. | ААВв Ж.г. | АаВВ Ж.г. | АаВв Ж.г. |
Ав | ААВв Ж.г. | ААвв Ж.м. | АаВв Ж.г. | Аавв Ж.м. |
аВ | АаВВ Ж.г. | АаВв Ж.г. | ааВВ з.г. | ааВв з.г. |
ав | АаВв Ж.г. | Аавв Ж.м. | ааВв з.г. | аавв З.м. |
Таким образом, в результате скрещивания гибридов первого поколения м/д собой получилось 9 растений с желтыми гладкими семенами, 3 растения желтыми морщинистыми семенами, 3 растения с зелёными гладкими семенами и 1 растение с зелёными морщинистыми семенами или 9:3:3:1. Появляются растения с новыми признаками: желтыми и морщинистыми семенами и зелёные и гладкими семенами. Если подсчитать количество растений с желтыми семенами, то их окажется 12, а с зелёными семенами – 4 или 3:1. Если подсчитать растения с гладкими семенами, то их окажется 12, а с морщинистыми семенами – 4 или 3: 1. Из этого факта можно сделать вывод о независимом наследовании признаков по каждой паре признаков. Дигибридное скрещивание – это 2 независимых друг от друга моногибридных скрещиваний.
3-ий закон Менделя: «Гены, находящиеся в разных негомологичных хромосомах, наследуются независимо друг от друга. В потомстве гибридов возникает генетическая рекомбинация – новое сочетание признаков, нехарактерное ни для одного из родителей».
И мператор был знатным охотником и в псарне у него были собаки чёрной окраски (ген А) с висячими ушами (ген В), а у принца были собаки коричневой окраски (ген а) со стоячими ушами (ген в). Знал принц, что император хотел иметь щенка коричневой окраски с висячими ушами. Как добиться желаемого результата? Запишите схему скрещиваний в результате которых можно получить щенков коричневой окраски и висячими ушами. Сколько щенков с желаемой комбинацией признаков можно будет получить на псарне императора?
Правильно записанная схема скрещивания.
Р: Ж ААВВ х М аавв
чёр. вис. кор.ст.
G: АВ ав
F1: Ж АаВв х М АаВв
чёр. вис. чёр. Вис.
G: АВ , Ав , аВ , ав АВ , Ав , аВ , ав
Ж м | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ чёр.вис. | ААВв чёр.вис. | АаВВ чёр.вис. | АаВв чёр.вис. |
Ав | ААВв чёр.вис. | ААвв чёр.ст. | АаВв чёр.вис. | Аавв чёр.ст. |
аВ | АаВВ чёр.вис. | АаВв чёр.вис. | ааВВ кор.вис. | ааВв кор.вис. |
ав | АаВв чёр.вис. | Аавв чёр.ст. | ааВв кор.вис. | аавв кор.ст. |
По истечении времени спикеры групп дают объяснения решения задач. Остальные учащиеся из других групп записывают схемы скрещиваний.
Вы прекрасно справились с ролью учёных и помогли принцу ответить на все вопросы. Только зря принц волновался, что принцесса ему откажет…
= Как вы думаете почему?
IV.Закрепление.
Решение задач на моногибридное скрещивание.
Задача № 1.
У гороха красная окраска цветков (А) доминирует над белой (а). Гомозиготный красноцветковый горох опылили пыльцой белоцветкового сорта и получили F1. От самоопыления получено 92 растения F2.
Сколько типов гамет может образовать растение F1? (2)
Сколько различных генотипов может образоваться в F2? (3)
Сколько растений доминантных гомозигот образуется в F2? (23)
Сколько растений в F2 будут с красными цветками? (69)
Р: ж АА х м аа
Кр. Бел.
G: А а
F1: ж Аа х м Аа
Кр. Кр.
G: А,а А, а
F2: АА Аа Аа аа
Кр. Кр. Кр. Бел.
Задача № 2.
При скрещивании 2 гомозиготных растений гороха с гладкими и морщинистыми семенами в F1 получено 10 растений. Все они самоопылились и в F2 дали 848 зёрен.
Сколько растений в F1 будут гетерозиготными? (10)
Сколько разных фенотипов будет в F1? (1)
Сколько семян в F2 будут гомозиготными по доминантному признаку? (212)
Сколько семян в F2 будут гетерозиготными? (424)
Сколько в F2 будет морщинистых семян? (212)
V.Итоги урока.
Подвести итоги урока, дать оценку работе учащихся.
Задание для группы № 1.
Анализирующее скрещивание.
Если у организма неизвестен генотип, то применяют анализирующее скрещивание.
Анализирующее скрещивание – скрещивание, при котором организм с неизвестным генотипом по доминантному признаку скрещивается с родительской гомозиготной рецессивной особью.
Гибриды, полученные от анализирующего скрещивания, определяют генотип неизвестного родительского организма. Если полученные особи будут единообразными, то генотип исследуемой особи гомозиготный.
Красная окраска цветков розы – доминатный признак, белая окраска цветков – рецессивный признак. У принца есть розовый куст с красными цветами, как определить будут ли в дальнейшем цветы на этом кусте красного цвета. Роза – растение перекрёстно опыляемое. Запишите схемы скрещиваний в результате которых можно установить генотип красноцветкового розового куста у принца.
Задание для группы № 2.
Неполное доминирование.
Р ассмотренные ранее примеры скрещивания организмов относятся к полному доминированию. Иногда в гетерозиготном поколении F1 доминантные признаки, проявляются неполностью, находятся в промежуточном состоянии. Такое явление
называют не-
Соловей варакушка Соловей красношейка Соловей красногрудый полным доми-
нированием. В случае неполного доминирования у F2 происходит совпадения расщепление по генотипу и по фенотипу, т.е. в соотношении 1:2:1.
Пусть признаки соловья варакушки будут доминантными (А), а признаки соловья красношейки (а). В данном случае ген А не полностью доминирует над геном а.
Запишите схему скрещивания соловья варакушки с соловьём красношейкой и схемы скрещиваний красногрудых соловьёв между собой. Будут ли среди гибридов второго поколения соловьи варакушки, красногрудые соловьи и соловьи - красношейки? Каких соловьёв будет больше всего?
Задание для группы № 3.
У млекопитающих гетерогаметным является мужской пол, а гомогаметным – женский. При мейозе в каждый образующийся сперматозоид попадает либо одна Х-, либо одна У- хромосома, т. е. образуются гаметы 2 типов. В каждую яйцеклетку попадает по 1 Х – хромосоме.
Р: Ж ХХ х М ХУ
G: Х Х , У
F1: ХХ, ХУ
Соотношение 1:1 по признаку пола наблюдается именно потому, что гаметы с Х- и У- хромосомами образуются у мужских особей в равных количествах.
Существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Ген А, локализованный в Х хромосоме отвечает за рыжую окраску шерсти,
г ен а, локализованный в Х хромосоме отвечает за чёрную окраску шерсти, сочетание генов А и а приво-дит к появле-нию чере- паховой окраски у кошек.
кот Каспер кошка Фанни ожидаемое потомство Запишите схему скрещивания рыжей кошки Фанни и чёрного кота Каспера. Будут ли у них в потомстве кошечки черепаховой окраски.
Задание для группы № 4.
Мендель производил скрещивания растений гороха, которые отличались друг от друга по 2 парам признаков: по окраске семян и по характеру кожуры семян.
А- ген желтой окраске семян В – ген гладкой кожуры семян
А- ген зелёной окраски семян в – ген морщинистой кожуры семян
Мендель скрестил гомозиготные растения с желтыми гладкими семенами с растениями с зелёными морщинистыми семенами. В результате скрещивания гомозитотных растений с противоположными признаками гибриды в первом поколении были единообразными по доминантным признакам: имели желтые гладкие семена, т.е. и в этом случае подтвердилась справедливость первого закона Менделя.
При самоопылении гибридов первого поколения у гибридов второго поколения произошло расщепление признаков, но в более сложном соотношении.
Запишем схему эти скрещиваний.
Р: Ж ААВВ х М аавв
жел.глад. зел.морщ.
G: АВ ав
F1: Ж АаВв х М АаВв
жел. глад. жел. глад.
G: АВ , Ав , аВ , ав АВ , Ав , аВ , ав
Ж м | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ Ж.г. | ААВв Ж.г. | АаВВ Ж.г. | АаВв Ж.г. |
Ав | ААВв Ж.г. | ААвв Ж.м. | АаВв Ж.г. | Аавв Ж.м. |
аВ | АаВВ Ж.г. | АаВв Ж.г. | ааВВ з.г. | ааВв з.г. |
ав | АаВв Ж.г. | Аавв Ж.м. | ааВв з.г. | аавв З.м. |
Таким образом, в результате скрещивания гибридов первого поколения м/д собой получилось 9 растений с желтыми гладкими семенами, 3 растения желтыми морщинистыми семенами, 3 растения с зелёными гладкими семенами и 1 растение с зелёными морщинистыми семенами или 9:3:3:1. Появляются растения с новыми признаками: желтыми и морщинистыми семенами и зелёные и гладкими семенами. Если подсчитать количество растений с желтыми семенами, то их окажется 12, а с зелёными семенами – 4 или 3:1. Если подсчитать растения с гладкими семенами, то их окажется 12, а с морщинистыми семенами – 4 или 3: 1. Из этого факта можно сделать вывод о независимом наследовании признаков по каждой паре признаков. Дигибридное скрещивание – это 2 независимых друг от друга моногибридных скрещиваний.
3-ий закон Менделя: «Гены, находящиеся в разных негомологичных хромосомах, наследуются независимо друг от друга. В потомстве гибридов возникает генетическая рекомбинация – новое сочетание признаков, нехарактерное ни для одного из родителей».
Император был знатным охотником и в псарне у него были собаки чёрной окраски (ген А) с висячими ушами (ген В), а у принца были собаки коричневой окраски (ген а) со стоячими ушами (ген в). Знал принц, что император хотел иметь щенка коричневой окраски с висячими ушами. Как добиться желаемого результата? Запишите схему скрещиваний в результате которых можно получить щенков коричневой окраски и висячими ушами. Сколько щенков с желаемой комбинацией признаков можно будет получить на псарне императора?
Индивидуальная карточка учащегося __________________________________________
Задание № 1:
Соотнесите определение с терминами.
Определения:
Клетка или организм, несущий одинаковые аллели одного гена (АА или аа).
Гомозиготный организм.
Признак, не проявляющийся у гибридов 1 поколения.
Совокупность всех генов организма.
Взаимоисключающие признаки.
Термины: А) генотип; Б) фенотип; В) гомозигота; Г) гетерозигота; Д) чистая линия;
Е) рецессивный; Ж) доминантный; З) альтернативные;
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание № 2:
1. Гомозигота по 2 доминантным признакам.
2. Дигетерозигота
3. Дан генотип ААВв, запишите возможные сорта гамет у данного генотипа.
4. Даны гаметы: Ав, АВ и ав, запишите генотипы у гибридов, полученных в результате слияния этих сортов гамет.
5. Запишите генотип организма, который является гетерозиготой по 1-ой паре признаков и гомозиготой по 2- ой паре рецессивного признака.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Нормы оценок:
12 – 11 = «5» 10 – 9 = «4» 8 – 5 = «3» менее 5 = «2»
Моя оценка___________________