Гибридный урок «День космонавтики» (1–4 классы)
«День космонавтики»
(гибридный урок)
Тема: вспомнить интересные факты о космической
эпохи нашей страны в связи с 60-летием
со дня первого полета человека в космос.
Генеральская А.В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Введение
Недостаточное внимание обучающихся к празднику – Дню космонавтики. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника - День космонавтики. Проблема: 2021 год – юбилейный год для космонавтики. Тема космоса, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию, интересует современных школьников.
Цели урока: создать условия для обогащения знаний учащихся о празднике «День космонавтики» , привить чувства гордости и уважения к российской космонавтике.
Задачи:
1.Закрепить знания о первом космонавте Ю.Гагарине.
2.Привить чувство гордости и уважения к российской космонавтике.
3.Вызвать познавательный интерес к космосу, развить фантазию.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
3. Сообщения о фактах жизни Юрия Гагарина.
4. Викторина на платформе Kahoot.
4. Знакомство с солнечной системой.
5. Итоги внеклассного занятия
5.1.Создание модели Марсохода.
Планируемые результаты:
Личностные:
-воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;
-развивать мотивы внеучебной деятельности.
Предметные:
-развивать познавательную и творческую активность;
-прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.
Ход занятия
Учитель: Добрый день, уважаемое жюри! Здравствуйте, дети.
-Ребята, кто мне может сказать, какой праздник скоро будет отмечать страна? ( День космонавтики)
– А какое это число?
(12 апреля)
-Правильно.
-К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет)
-Верно. В этом году дата особая, 60 лет со дня первого полета человека в космос! Предлагаю посмотреть, какое же Видео-поздравление космонавтам у нас получилось (включается видео ролик, 3 минуты)
Дети: -Получилось очень здорово! Мы гордимся своей страной, нашими героями!
- Хочется тоже совершить полет в открытый космос.
- Интересно, а есть ли жизнь на марсе? Давайте проверим! (5 человек из класса убегают из точки роста в соседний кабинет, там уже подключена ссылка на зум.)
-Другие дети: Удачи, ребята! Ждем новостей. В это время презентация с фотографиями «Интересные факты о Юрии Гагарине»
1.Перед первым полётом в космос летчики из отряда космонавтов голосовали по выбору самого достойного кандидата. Победителем стал Юрий Гагарин.
2. Первый космонавт по происхождению был из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин, работал плотником, мать, Анна Тимофеевна Матвеева — на молочно-товарной ферме.
3.Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года – это указано в его документах, но существует легенда о том, что Юрий появился на свет в последние часы 8 марта. Но его отец якобы воскликнул, обращаясь к врачам: « Мужчина, а родился в женский день? Не хорошо, записывайте 9 марта».
4. В тяжёлых условиях формировался характер мальчика. Детство Юрия Гагарина было тяжелым – оно пришлось на военные годы.
5.Любимыми фильмами Юрия были те, в которых персонажи проявляли героизм, а любимое слово, чаще всего им употреблявшееся, было: «работа».
6.Когда решался вопрос о том, кто станет первым космонавтом, у Юрия Гагарина был за плечами немалый опыт полетов в аэроклубе. Но не это стало определяющим фактором. Психологи единогласно настаивали на его кандидатуре, основываясь на таких чертах характера юноши, как: воля к победе, лидерство, упорство.
7. Существуют две версии о фразе Гагарина «Поехали!». Одни считают, что эта крылатая фраза Гагарина была произнесена им с иронией: эту реплику сказал попугай в произведении Чарльза Диккенса «Крошка Доррит», когда кошка тянула его из клетки. Другие уверены, что фразу «Поехали!» вместо уставного «Экипаж, взлетаю» ввел в обиход летчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся подготовкой первого отряда космонавтов.
8.Перед полетом Юрий Гагарин написал прощальное письмо жене и детям на случай, если произойдёт катастрофа. Валентине Ивановне это письмо передадут позже, после трагической гибели космонавта.
9.Первый космонавт считал, что необходимо беречь и сохранять родную историю. Гагарин ратовал за восстановление храма Христа Спасителя в Москве с целью воспитания патриотизма у молодежи (это ведь был памятник войне 1812 года, воздвигнутый в честь победы над Наполеоном).
В Zoom появляются ребята. ( в скафандрах)
-Земля, прием! Мы на месте, но у нас проблема …пппшшш.. как слышно..прием!
- Ребята, для того, чтобы наладить свзяь, вам нужно выполнить правильно задание и тогда мы вас услышим! ( работа на платформе кахут, ссылка появляется на экране,а дети с телефоном отвечают, потом результат появится на экране.)
Викторина посвящённая полёту Ю.А.Гагарина в космос:
1. Юрий Алексеевич Гагарин родился в селе Клушино Смоленской области в 1934 году.
а - в мае
б - в апреле
в - в марте
2. Кроме Гагарина, на 1-й полёт в космос, было ещё несколько претендентов. Сколько?
а - 5
б - 10
в - 20
3. Для полета в космос был важен рост, вес, здоровье. Каким был рост Юрия Гагарина?
а - 1м.80см.
б - 1м. 65см.
в - 1м. 50см.
4. Старт корабля « Восток» был произведён в 9ч.07 минут по московскому времени 12 апреля 1961г. с космодрома:
а – «Домодедово»
б - «Байконур»
в - «Союз»
5. По радио при старте были слышны знаменитые слова Гагарина:
а - «Прорвёмся!»
б - «Поехали!»
в - «Помчались!»
6. Какое название имела ракета-носитель, которая должна была впервые в истории человечества вывести в космос корабль с человеком на борту?
«Восток»
«Восход»
«Веста»
7. Орбитальный полёт первого пилотируемого космического корабля « Восток» продолжался :
а - 1 час 8 минут
б - 38 минут
в - 108 минут
8. За полёт Гагарину было присвоено внеочередное звание:
а- майор
б - полковник
в - генерал
9. 27 марта 1968г. самолёт МиГ-15 с Гагариным и его инструктором разбился недалеко от города Киржач Владимирской области. Юрий Гагарин не дожил один год до:
а - 40 лет
б - 30 лет
в - 35 лет
10.В честь Юрия Гагарина названо много улиц, площадей, бульваров, парков, школ, клубов. Именем Гагарина назван астероид, кратер на Луне и даже город. Какой?
а - Киржач
б - Гжатск
в - Энгельс
В то время, когда ребята работают в кахут, мы беседуем
Учитель: - Дети, что вы знаете про солнечную систему?
Дети:
- Наша планета с огромной скоростью вращается вокруг Солнца. Точно так же вокруг Солнца вращаются и другие небесные тела: планеты, их спутники, кометы, астероиды. Всё вместе это называется Солнечной системой.
-Солнце - звезда, она находится в центре всей этой системы. Солнце силой своего притяжения удерживает космические тела на своих орбитах.
-Планет в нашей Солнечной системе 8. Учёные делят их на две группы: планеты-гиганты - это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, и планеты, схожие по размерам с Землёй, - это Меркурий, Венера, Марс. Их называют планетами земной группы. К этой же группе относится и наша планета. Планеты обращаются вокруг Солнца и вращаются вокруг своей оси.
-Начиная от Солнца планеты нашей солнечной системы расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
-Почти у всех планет есть спутники. Пока их не обнаружили только у Венеры и Меркурия.
-Ребята, а что вы знаете про планету Марс?
- Планета Марс это одна из самых маленьких планет нашей Галактики.\
-Марс четвертая от Солнца.
По мнению ученых, это единственное небесное тело, на котором могла бы существовать жизнь. Ведь в прошлом на поверхности
планеты была вода. Такой вывод можно сделать на основании того, что на
полюсах существуют большие ледяные шапки, а поверхность покрыта
множеством борозд, которые могли быть высохшими руслами рек.
Проверка ответов на платформе Kahoot. Связь наладилась.
- Ребята, у нас проблема. Мы прилетели на ракете, но как нам передвигаться? Земля, помогите! (Связь прерывается, Zoom выключается)
Физкультинутка
Дети в классе:
- Знания о Марсе нам пригодятся.
- Ребята, приступаем к созданию модели нашего Mарсохода.
- Наш аппарат должен быть устойчивым, надежным, способным выдержать суровый марсианский климат: ветры, перепады температур.
-Он должен быть приспособлен для работы в экстремальных условиях, передвигаться по поверхности рельфа местности.
Дети собрали Марсоход, демонстрируют.
Ученица: Ребята, я полетела выручать ребят. ( убегает в соседний кабинет. Ребята появляются в зум.)
-Земля, спасибо! Мы скоро вернемся!
Учитель: 60 лет назад впервые полетел в космос Юрий Гагарин. До чего дошел прогресс, что каждый человек может выйти в открытый космос. 60 лет назад мы даже не представляли, что можем это сделать.
«Космос – это не только удел мужественных и смелых. Он для любознательных и терпеливых, смекалистых и твёрдых, ищущих и верящих в будущее этого, пока ещё не познанного мира»
Ребята, спасибо за урок!