Классный час на тему «Город-Фронт — блокадный Ленинград»
Город-Фронт – блокадный Ленинград
Цели и задачи мероприятия:
- ознакомить учащихся с информацией о 29 месяцах блокады Ленинграда
- напомнить о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне
- рассказать о "Дневнике Тани Савичевой"
- пробудить патриотические чувства, чувство гордости за ленинградцев, желание самостоятельно найти материал о других городах- героях.
Ход занятия
Учитель: из всех городов-героев невольно выделяешь один. Не просто город-герой, а город-стоик, город-фронт - Ленинград.
Ленинград, Ленинград, Ленинград
Да прославится хлеб его черствый,
И безмолвье ослепших громад,
И дыханье крутых баррикад,
И людей непрощающий взгляд,
И сердец возмужавших упорство.
22 июня 1941г началась Великая Отечественная война. "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами", - услышали ленинградцы заявление правительства.
1-й ученик: в городе всё нормировано. На хлеб, мясо, жиры, сахар, крупы - специальные талоны. Без них что-либо купить невозможно. В столовых и кафе без них не поешь, вырезают талончики. Рабочим полагалось 800г хлеба на день, служащим - 600г, детям и иждивенцам - 400г. Вместо " Купить" Стали говорить "отоварить", " Отовариться".
2-й ученик: в городе появились листовки: мы сравняем Ленинград с землёй ".
Фюрер решил стереть город с лица земли. Эту директиву от 22.09.41г. фашисты выполняли пунктуально. План города расчертили на квадраты, пронумеровали важные цели. Объект 295 - Гостиный двор, 89- больница им. Эрисмана. Свои номера получили Эрмитаж, храмы, общежития, школы...
1-й ученик: 129-ю воздушную тревогу объявили субботним вечером 6 сентября 1941г. Через сутки налёт повторился, враг блокировал Ленинград со всех сторон. К октябрю наступление ослабло. Началась блокада.
2-й ученик: к началу блокады в Ленинграде насчитывалось 2млн 807 тыс жителей, 400 тыс из них дети. Запас продовольствия оставалось на 2-3 недели. В пищу шло всё: овес, кожаные изделия, жмых подсолнечника, обои с мучным клейстером, домашние животные, птицы.. Постоянное недоедание подтачивало здоровье. Врачи всё чаще называли причиной смерти истощение организма. Две страшные болезни расползались по городу: цинга и алиментарная дистрофия.
Учитель: каждый из нас знает, что такое Дорога жизни. Это путь по Ладоге до блокадного города-фронта. Утро 20 ноября 1941г . Обоз из 350 саней, по 5 мешков муки на сани, люди пешие.
Мороз -20 градусов, ветер лицо, путь 30 км. Но голодным лошадям тяжело тянуть, и на санях оставляли по 2 мешка, остальные - на льду: завтра подберут другие обозники. А 22 ноября провалилась одна машина! Водитель успел выскочить. После войны водолазы подняли эту машину со дна. Ее установили в пос. Осиновец, на берегу Ладожского озера. Так зимняя дорога через Ладога работала до апреля.
Дорогой Жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги, -
Написала блокадница Ольга Берггольц.
1-й ученик: а хлеба уже в сентябре давали ниже нормы в два раза.
Хлеб такой я знал и до блокады:
С примесью мякины и коры.
Ел его давно - у землепашцев,
Бедняков тех мест, где начал жизнь.
Тот цинготный хлеб воскрес нежданно
В дни войны в голодном Ленинграде,
И такого маленькие дольки
Получали люди, умирая, -
Написал Александр Решетов.
2-й ученик: сколько слов сказано о блокадном кусочке хлеба в 125г. на весь день! Придет голодный, исхудавший человек домой, съест треть этого кусочка, не снимая шубы и шапки, запьет кружкой кипятка. На улице небывалый мороз, паровое отопление не работает. Печки -времени топят книгами, стульями, паркетом.. Но тепло, пока горит огонь. В остальное время холодно и темно в комнате, окна забиты фанерой (стекла давно вылетели во время бомбежки).
Нет света, тепла, воды в домах. Люди ходят по воду к Неве, набирают в вёдра, кастрюли, чайники.
Учитель: первая потеря в семье Савичевых. Таня в блокнотик сестры синим истершимся карандашом записала на странице с буквой "Ж": " Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра 1941г."
1-й ученик: на 1 января 1942 г мирных жителей было около 2-х миллионов. Ежедневно умирало до 4 тыс.
Учитель: второй стала бабушка. Она просила: "вы мои карточки сразу не сдавайте. Ты меня, Таня, не пугайся, я тихонечко полежу". Таня написала в блокноте на странице с буквой "Б": " Бабушка умерла 25 января в 3ч дня 1942г."
2-й ученик: долгожданные прибавки хлеба! Но этого по-прежнему было недостаточно! Люди продолжали умирать от голода.
1-й ученик: они без жалоб лежали в промерзших комнатах, ожидая своего часа. Ленинградцы делали всё, что могли, спасая пока ещё живых сограждан. Открывали стационары для ослабевших, создавали бытовые отряды. Девушки обходили дома, топили печи, отоваривали карточки, поили больных, уносили осиротевших детей в детские дома. По Дороге жизни эвакуировали больных детей, женщин, раненых. За январь и февраль было вывезено почти 170 тыс человек.
Учитель: люди продолжали жить. 8 Марта провели первый субботник, убрали грязь и нечистоты, вывезли трупы, освободили трамвайные пути. Заработала баня, люди впервые после зимы могли отмыться от въевшейся копоти и грязи. В стационаре для ослабевших умер Лека, брат Леонид. На букве "Л" Таня сделала запись: "Лека умер 17 марта в 5ч утра в 1942г"
2-й ученик: два-три раза в неделю Ленинградское радио выходило в эфир. Город-фронт не жалуется, сдержанно рассказывает о себе. Часто раздается низкий голос Ольги Берггольц:
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...
Во время воздушных тревог стучит для ленинградцев метроном, будто сердце стучит: так, так, тук.
1-й ученик: в дворницкой стоит бак-кипятильник, по 2ч в день продают населению кипяток по 1л на человека- 3 копейки за литр. Если выпить литр горячей воды, возникает ощущение сытости, но голод возникает с новой силой. Люди распухают от водянки, такая больная полнота ещё хуже, чем худоба.
Учитель: в Ленинграде умерли от голода в ноябре 1941 - 11 тыс человек, в декабре - около 53 тыс чел., в январе и феврале- около 200 тысяч, в марте и апреле - более 200.
2-й ученик: на рынке предлагают столярный клей, клочки лошадиных шкур. Торгуют горелой землей с бадаевских складов, она считается калорийной: пропитана жирами и сладковата на вкус.
1-й ученик: в гастрономе появились рецепты щей из подорожника, пюре из крапивы и щавеля, котлет из ботвы, биточков из лебеды. На домах расклеены машинописные "Памятки сборщика съедобных растений".
Учитель: следующий у Савичевых ослабели холостые дядья - мамины братья, жившие на 2-м этаже. Девочка записал на букве "В": " Дядя Вася умер 13 апр. в 2ч ночи 1942г." И чуть позже на "Л": на развороте, так как страница уже была занята Лекой: " Дядя Лёша 10 мая в 4ч дня 1942г."
2-й ученик: страшно Тане: стала сдавать мама. Выпал здоровый зуб. К дистрофии прибавилась цинга. Таня тайком отправилась на рынок, поменяла статуэтку на лук, так необходимый обеим.
От лука мама уже отказалась: иссохший желудок не принимал. Просила Таню в случае смерти уйти к тёте Дусе. Страшная запись на "М": " Мама 13 мая в 7.30 утра 1942г."
1-й ученик: девочка осталась одна. Шесть страничек блокнота исписано. До войны Савичевых было девять. Что с Мишей и Ниной - неизвестно.
Таня - девятая. Страничка с буквой "Т" Останется чистой, некому будет заполнить - боится она.
Учитель: девочка написала на "С": Савичевы умерли". Потом - " У": "Умерли все". И - "О": " Осталась одна Таня"
2-й ученик: тётя Дуся не очень обрадовалась приезду девочки: сама была истощена, да и родство было весьма далеким, по её мнению. Перевезла мебель в два рейса к себе. Выставляла Таню на улицу, когда уходила на работу, боясь оставлять одну в комнате (вдруг девочка начнет менять вещи на продукты). Потом, 10 июля, сдала её в детдом, который вскоре был эвакуирован. Девочка 9 месяцев не вставала. Потеряла зрение, тряслись руки и ноги. Как и многие выведенные из города, Таня была смертельно истощена. Умерла девочка 1 июля 1944г, если верить записям в книге.
1-й ученик: из большой семьи Савичевых в живых остался Михаил, ставший инвалидом. Он и пытался разыскать сестру, лежа в госпитале. Жил в шахтерском городе Станцы, на почте проработал 25 лет - до самой смерти. А блокнотик Тани нашла выжившая сестра Нина, зашедшая к тёте Дусе в поисках Тани. Блокнот- это последнее, что осталось от семьи. Родные Танюши чувствовали себя виноватыми, поэтому сделали многое, чтобы её имя не было забыто.
Учитель: в январе 1943г была прорвана блокада. После недельного боя соединились Ленинградский и Волховский фронты. 900 дней и ночей жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои.
2-й ученик: на Нюрнбергском процессе звучали чудовищные числа. За 900 дней немцы сбросили на Ленинград 207 тыс бомб, 150 тыс снарядов. Только на Пискаревском мемориальном кладбище похоронено 470 тыс жертв блокады.
1-й ученик:
Ленинградец душой и родом,
Более я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живёт.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идёт, -
С болью пишет Сергей Давыдов.
Учитель: блокадный дневник Тани Савичевой обжег сердца миллионов людей на планете.
Между Марсом и Юпитером следует по своей орбите малая планета номер 2127, Именуемая Таня. Это имя было официально присвоено ей в апреле 1980г.
2-й ученик:
Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить".
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне...
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы.
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!