12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Алексеевна Хандархаева282
Россия, Иркутская обл., п.Усть-Ордынский

Готовимся к экзамену по русскому языку

для учащихся 8-9 классов

Отрывок из повести В.П.Астафьева «Царь – рыба»

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Сомкнулась над человеком ночь. 2)Движение воды и неба, холод и мгла –все слилось воедино, остановилось и начало каменеть. 3) Ни о чем он (Игнатьич) больше не думал.

4) Все сожаления, раскаяния, даже боль и душевные муки отдалились куда-то, он утешался в себе самом, переходил в иной мир, мягкий, покойный…5) Густой комариный звон прорезало напористым , уверенным звоном из тьмы. 6) Человек напрягся, открыл

глаза - по реке звучал мотор «Вихрь». 7) Даже на погибельном краю , уже отстраненный от мира, он по голосу определил марку мотора и честолюбиво обрадовался прежде всего этому знанью , хотел крикнуть брата , но жизнь овладела им , пробуждала мысль.8) Первым ее током он приказал себе ждать : пустая трата сил , их осталось немного , орать

сейчас .9) Вот заглушат моторы, повиснут рыбаки на концах, тогда зови - надрывайся.

10) Волна от пролетевшей лодки качнула посудину, ударила о железо рыбу, и она, отдохнувшая, скопившая силы, неожиданно вздыбила себя, почуяв волну, которая откачала ее когда –то из черной мягкой икринки, баюкала в дни сытого покоя, весело

гоняла в тени речных глубин, сладко мучила в брачные дни , в таинственный час икромета.

11) Удар. 12) Рывок. 13) Рыба перевернулась на живот, нащупала вздыбленным гребнем

струю, взбурлила хвостом, толкнулась об воду , и отодрала бы человека от лодки, с ногтями, с кожей отодрала бы, да лопнуло сразу несколько крючков. 14) Еще и еще била рыба хвостом, пока не снялась с самолова, изорвав свое тело в клочья, унося в нем десятки смертельных уд. 15) Яростная, тяжко раненная, но не укрощенная, она грохнулась где –то уже в невидимости, плеснулась в холодной заверти буйство охватило освободившуюся , волшебную царь – рыбу.16) «Иди , рыба, иди! Я про тебя никому не

скажу. Поживи сколько сможешь!» - молвил ловец, и ему сделалось легче. 17) Телу - от

того , что рыба не тянула вниз , не висела на нем сутунком, а в душе - от какого – то ,

еще не постигнутого умом , освобождения.

(В.П.Астафьев «Царь – рыба» )

1.К какому стилю относится текст ?

А)публицистическому ;б) научному; в) художественному;

2.Каков тип речи ?

А) описание; б) рассуждение ; в) повествование;



3.Замените словосочетание душевные муки на синонимичное словосочетание с управлением.



4.Как образовано слово освобождение ?



5.Выпишите из текста все местоимения.



6.Из предложений 11-13 выпишите глагол в сослагательном наклонении.



7.Укажите номера предложений с приложением.



8.Выпишите диалектные слова.



9.Выберите верное объяснение написания не в слове невидимости в предложении 15.

А) не с существительным всегда пишется слитно

Б) не с существительным пишется слитно , если слово без не не употребляется

В) не с существительным пишется слитно , если можно заменить его синонимом

Или близким по значению выражением.



10.Как образованы слова : икромет , самолов ?



11.Выпишите из данного отрывка текстовые синонимы к словам : ловец, лодка.



12.Укажите номера бессоюзных сложных предложений.



13.Укажите номер предложения с обобщающим словом.



14.Укажите номера предложений с обособленными одиночными определениями.



15.Укажите номер сложноподчиненного предложения , осложненного деепричастными

оборотами.



16.Укажите номера предложений с неоднородными определениями.



17.Укажите номера односоставных назывных предложений.



18.Выпишите номера предложений , осложненных причастными оборотами.



19.Выпишите номер односоставного определенно –личного предложения .



20.Замените словосочетание в тени глубин на синонимичное с согласованием.



21.Выпишите номер сложного предложения , в состав которого входят неполные

предложения.

22. Укажите номер предложения с прямой речью.



23. Выпишите обращение.



24.Выпишите грамматическую основу из предложения 10.



25.Укажите номера сложносочиненных предложений.









Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.