Подготовка к экзаменам по русскому языку (8–9 классы)
Готовимся к экзамену по русскому языку
для учащихся 8-9 классов
Отрывок из повести В.П.Астафьева «Царь – рыба»
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Сомкнулась над человеком ночь. 2)Движение воды и неба, холод и мгла –все слилось воедино, остановилось и начало каменеть. 3) Ни о чем он (Игнатьич) больше не думал.
4) Все сожаления, раскаяния, даже боль и душевные муки отдалились куда-то, он утешался в себе самом, переходил в иной мир, мягкий, покойный…5) Густой комариный звон прорезало напористым , уверенным звоном из тьмы. 6) Человек напрягся, открыл
глаза - по реке звучал мотор «Вихрь». 7) Даже на погибельном краю , уже отстраненный от мира, он по голосу определил марку мотора и честолюбиво обрадовался прежде всего этому знанью , хотел крикнуть брата , но жизнь овладела им , пробуждала мысль.8) Первым ее током он приказал себе ждать : пустая трата сил , их осталось немного , орать
сейчас .9) Вот заглушат моторы, повиснут рыбаки на концах, тогда зови - надрывайся.
10) Волна от пролетевшей лодки качнула посудину, ударила о железо рыбу, и она, отдохнувшая, скопившая силы, неожиданно вздыбила себя, почуяв волну, которая откачала ее когда –то из черной мягкой икринки, баюкала в дни сытого покоя, весело
гоняла в тени речных глубин, сладко мучила в брачные дни , в таинственный час икромета.
11) Удар. 12) Рывок. 13) Рыба перевернулась на живот, нащупала вздыбленным гребнем
струю, взбурлила хвостом, толкнулась об воду , и отодрала бы человека от лодки, с ногтями, с кожей отодрала бы, да лопнуло сразу несколько крючков. 14) Еще и еще била рыба хвостом, пока не снялась с самолова, изорвав свое тело в клочья, унося в нем десятки смертельных уд. 15) Яростная, тяжко раненная, но не укрощенная, она грохнулась где –то уже в невидимости, плеснулась в холодной заверти буйство охватило освободившуюся , волшебную царь – рыбу.16) «Иди , рыба, иди! Я про тебя никому не
скажу. Поживи сколько сможешь!» - молвил ловец, и ему сделалось легче. 17) Телу - от
того , что рыба не тянула вниз , не висела на нем сутунком, а в душе - от какого – то ,
еще не постигнутого умом , освобождения.
(В.П.Астафьев «Царь – рыба» )
1.К какому стилю относится текст ?
А)публицистическому ;б) научному; в) художественному;
2.Каков тип речи ?
А) описание; б) рассуждение ; в) повествование;
3.Замените словосочетание душевные муки на синонимичное словосочетание с управлением.
4.Как образовано слово освобождение ?
5.Выпишите из текста все местоимения.
6.Из предложений 11-13 выпишите глагол в сослагательном наклонении.
7.Укажите номера предложений с приложением.
8.Выпишите диалектные слова.
9.Выберите верное объяснение написания не в слове невидимости в предложении 15.
А) не с существительным всегда пишется слитно
Б) не с существительным пишется слитно , если слово без не не употребляется
В) не с существительным пишется слитно , если можно заменить его синонимом
Или близким по значению выражением.
10.Как образованы слова : икромет , самолов ?
11.Выпишите из данного отрывка текстовые синонимы к словам : ловец, лодка.
12.Укажите номера бессоюзных сложных предложений.
13.Укажите номер предложения с обобщающим словом.
14.Укажите номера предложений с обособленными одиночными определениями.
15.Укажите номер сложноподчиненного предложения , осложненного деепричастными
оборотами.
16.Укажите номера предложений с неоднородными определениями.
17.Укажите номера односоставных назывных предложений.
18.Выпишите номера предложений , осложненных причастными оборотами.
19.Выпишите номер односоставного определенно –личного предложения .
20.Замените словосочетание в тени глубин на синонимичное с согласованием.
21.Выпишите номер сложного предложения , в состав которого входят неполные
предложения.
22. Укажите номер предложения с прямой речью.
23. Выпишите обращение.
24.Выпишите грамматическую основу из предложения 10.
25.Укажите номера сложносочиненных предложений.
Селиванова Галина Геннадьевна