12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Вячеславна218
Россия, Московская обл., г.о.Ленинский, р.п. Дрожжино
2

Статья «Гуманная педагогика в обучении или как отточить алмаз каждого ребёнка»

 

Макаревич Н.В.

 

Гуманная педагогика в обучении или как отточить алмаз каждого ребенка


 

Любовь к ребенку, любовь к ближнему, любовь как метод преподавания – гуманную педагогику предлагают нам классики педагогического мастерства для успешности взаимодействия с детьми в любом возрасте. Василий Александрович Сухомлинский, Шалва Александрович Амонашвили и мн.др. - рыцари гуманной педагогики убеждены, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека при помощи отвлечённых нравоучений невозможно. Вечные ценности усваиваются в том случае, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребёнку на его языке. И что немаловажно – уметь показать на своем примере.  

Константин Дмитриевичу Ушинский считал, что «весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа». Такое воспитание должно стать неотъемлемой составляющей предметного обучения. При этом сам процесс учебы должен быть интересным и наполненным сотворчеством учителей и детей. Он писал: «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Эта способность <…> должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения. Эта умственная сила сообщается ученику тем, что учитель указывает ему предмет, могущий возбудить деятельность тех или других его умственных способностей, и направляет эту деятельность, помогая ей, где необходимо, и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама».

Наша задача - не просто обучить академическим знаниям, которые тяжким грузом могут лечь на плечи неокрепших учеников, а воспитать в детях любовь к знаниям, интерес к предметам, зародить те зерна благородной личности, которые прорастут и станут примером доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания. Помочь ребенку обратиться к своему внутреннему миру, миру духовности и внутреннего достоинства. Пробудить в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки. А для этого, нужно прежде всего, учителю работать над собой. Стараться не просто казаться, а жить благородно, честно, духовно. Чтобы дети видели пример для подражания, хотели походить и также стремиться раскрывать свой богатый внутренний мир.

 

Я, как сторонник идей гуманной педагогики стремлюсь включать в каждый свой урок морально-нравственную составляющую знаний. Изучаем ли мы новую букву с первоклашками – я привожу пример красивых слов и поступков, зачитываю открывки классиков или рассуждаю о смысловом наполнении слов. Читаем ли мы про животных по окружающему миру – я включаю в урок мысли о необходимости заботиться о братьях наших меньших и приглашаю поразмыслить над разными вопросами. Так или иначе каждый ученик начинает откликаться и раскрываться, каждый в своем темпе.

 

Принципы гуманной педагогики:

Верить в каждого ребенка, в его предназначение и потенциал

Принимать ребенка с его индивидуальным внутренним миром, не быть диктатором, не ломать его волю

Проявлять терпение и искренность в отношении каждого

Очеловечивать среду вокруг ребёнка

Строить отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже ученик, а он - учитель).

 

Шалва Александрович обращается к педагогам: «Надо одинаково любить и шалуна и послушного, и сообразительного и тугодума, и ленивого и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство».
 

Ведь каждый приходит в эту жизнь с алмазом, и главная задача родителей и педагогов – не мешать оттачивать ребенку его бриллиант, помогать и направлять. Не использовать силу и агрессию, а мягко фокусировать внимание ребенка к новым открытиям, к сферам, близким по духу и внутренней природе. Помочь найти призвание и раскрыть таланты – это непосильная задача для педагога, лишенного главного – любви к детям. Работа учителя – это всегда призвание, а если такого нет, то как говорит Василий Александрович Сухомлинский: «Да, таким людям нужно оставить обучение и приобрести другую специальность. Или же воспитать в себе любовь к ребёнку. Третьего не дано. Педагог без любви к Ребёнку - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

Гуманизация в обучении – это всегда ориентир на личность, на особенности и возможности каждого ребенка, это уважение к склонностями и интересам, к самой природе каждого ученика. Задача учителя не запугивать и унижать, не делать приоритет детей с высоким уровнем знаний, а создавать условия для максимальной включенности каждого, без страха быть ущемленным, обсмеянным, без боязни получить двойку. Обучаясь таким образом дети с радостью ходят в школу, сама учеба становится интересной, понятной, хочется еще больше узнавать и познавать.

Развивать осознанность в детях – одно из главных направлений для педагогического воздействия. Мы, учителя, не можем заставить полюбить детей учиться, но действуя мягко и уверенно, обладая авторитетом и признанием, мы можем помочь раскрыть осознанный взгляд ученикам. Помочь найти ту ниточку, которую ребенок сам в себе бывает ищет и так и не находит годами. Как пишет Шалва Александрович, обращаясь к учителям: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но в их душах и сердцах».

 

Библиографический список

 

Педагогическая симфония, -М.: Ш.А. Амонашвили, Амрита-Русь, 2022 Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём.- М. : ООО « Издательский Дом Шалвы Амонашвили».-2004.-с.64 Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга I ./ Амонашвили Ш. А. – М.: Амрита, 2010.- 288с. Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жазнь героями духа.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003.-с.64( Антология гуманной педагогики). Амонашвили Ш. А. Рыцарь Гуманной Педагогики. Ларец Чести и служения / Ш. А. Амонашвили.- М.: Издательский Дом Амонашвили; Д.: ЗАО « Радегаст-Сервис», 2009.- 108с. Сухомлинский В. А.  Как любить детей.—М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, Антология гуманной педагогики

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.