РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Направление Краеведение
Хоровод - один из основных танцевальных жанров русского севера
Исследовательская работа
Выполнена: ученицей 4 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «СШ №7 г. Няндома» Пудогиной Варварой Юрьевной
Научный руководитель - учитель муниципального бюджетного образовательного учреждения «СШ №7 г. Няндома» Богданова Галина Ивановна
г. Няндома, 2018
Оглавление
ГЛАВА I. История возникновения хоровода. 4
1.1 Откуда пришел этот танец?. 4
1.2 Значение слова «хоровод». 4
1.4 Региональные особенности хоровода. 5
ГЛАВА II. Особенности исполнения северного хоровода. 8
2.3 Хоровод - в разных районах Архангельской области. 9
Фотография с выступления ансамбля «Плясовуха». 13
Фотографии на тему «Рисунок хоровода» в исполнении солистов ансамбля «Плясовуха». 15
ВВЕДЕНИЕ
Древнерусское хореографическое искусство насчитывает немало чудесных танцев. Танец - это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении песен, породил также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. И подлинным шедевром танцевального искусства является русский хоровод. Это не просто танец, но, прежде всего, отражение образа жизни, верований и культуры наших предков. Такая пляска ведет историю из глубины веков.[4]
Занимаясь 5 лет в ансамбле народного танца «Плясовуха» (1) и неоднократно выезжая в составе коллектива на различные конкурсы и концерты, я заметила, что среди выступающих очень мало коллективов, которые занимаются народным танцем и совсем не многие водят хоровод. И я задумалась - почему? Может это от того что просто мало знают о хороводе? Ведь вызвать интерес сложно, если нет возможности зрительного восприятия, нет информации, наглядного примера или определенного стимула. Так появилась тема моей исследовательской работы. Объектом исследования в данной работе является северный «Хоровод. В связи с этим предметом исследования стали рисунок и фигуры хоровода. Цель моей работы – изучить особенности северного «Хоровода», научиться его исполнять. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:1.изучить историю появления танца;
2. познакомиться с историческими традициями исполнения хоровода на севере;
3. посредством исторических фактов понять его манеру исполнения;
4. изучить роль хоровода в жизни северной деревни.
Методы исследования: сбор и анализ информации, практическая работа. В качестве информационных источников использовались, книги, журналы, газеты, сеть интернет. Работая над данной темой, я изучала литературу, просматривала видеозаписи концертов, участвовала в мастер-классах. И всё это время меня интересовали вопросы: Что такое хоровод? Как зародился танец? Какие существуют разновидности такой пляски на севере? Каковы особенности танца?
ГЛАВА I. История возникновения хоровода
1.1 Откуда пришел этот танец?
Хоровод - это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца.
Невозможно обозначить время и место происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и составляли изначально часть древних праздничных обрядов. Вполне возможно, что эту традицию наши предки принесли с далёких звёзд. Обрядовые хороводы были у древних ассирийцев и вавилонян. У древних греков обряды обязательно включали торжественные хороводные танцы с песнями у жертвенников, называемые «каравино». Особые храмовые хороводы исполняли юные девы и отроки.
Известно, что в древности водились хороводы на Олимпийских играх, что прослеживается в настоящее время на церемониях открытия и закрытия современных Олимпийских игр.
Последние сотни лет хоровод был распространен в основном у славян. Славяне донесли этот дивный танец до наших дней не только для забавы, но и сохранили его сакральную суть.[3]
1.2 Значение слова «хоровод»
Обратимся к толковому словарю. Хорово́д (харагод, курагод; арх. ходеци; ю.-рус. карагод, танок, круг, улица; белор. карагод; польск. korowód) - древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия.
Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор(бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др.[2]
Исследователи древней славянской культуры отмечают связь понятия с именем языческого божества Хора. Именно этот идол в седые времена выступал символом солнечного светила. Определение слова "хоровод" также предположительно вытекает из понятия «хорошо», что у славянских народов выступало синонимом «солнечно». Согласно логической цепочке рассуждений, можно понять, что частица «хоро» указывает на символ солнца, который имеет круглые очертания. Что касается второй части слова, здесь все более очевидно. Частица «вод» означает "вести, оказывать сопровождение". Таким образом, становится ясно, что такое хоровод. Сутью понятия выступает групповая пляска по кругу, которая в традиционной культуре древних народов являлась символом поклонения небесному светилу. Говоря о движении хоровода, следует сказать, что движение хоровода осуществлялось как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Посолонь и противосолонь - термины, которые сегодня мало кто знает. Но раньше именно они использовались для описания движения по часовой и против часовой стрелки. По-солонь, то есть движение по солнцу. Противо-солонь - против солнца (против часовой стрелки)
1.3 Когда водили хороводы
Танцы - занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки - и по поводу. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни их не отпускает крестьянский труд. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались. Весной заводили игру «Ручеек» - символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов - вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки - символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага. С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки, посевной - с перерывом на страду. Летом - по праздникам, как на Троицу. Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа - осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.[4]
1.4 Региональные особенности хоровода
Хоровод распространен по всей территории России, и каждая область вносит что-то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Например, северные хороводы всегда отличались благородностью, выдержанностью и удивительной музыкальностью. Этот вид хоровода словно впитал в себя нежную и строгую красоту Севера, унаследовав неизменный темперамент русской души. Северные хороводы - самые сдержанные, чинные, спокойные, но, в то же время, сложно передать всю их эмоциональную насыщенность и глубину. В центральных районах России, близ Москвы, хороводы характеризовались веселостью, беззаботностью и украшались еще одним шедевром народного творчества - удивительными по своей природе песнями. Такие хороводы непременно сопровождались хлопаньем в ладоши, притопыванием, быстрыми и энергичными движениями. А теплый и ласковый юг России всегда славился безудержными и удалыми хороводами, порой переходящими в пляску и отличающимися замысловатым рисунком и многолюдностью. В этом танце - стремительность, сила и безграничный задор.[4]
1.5 Подготовка к танцу
Хоровод всегда был событием в жизни русского народа. Женщины и девушки, готовясь к хороводам, надевали лучшие наряды - предмет особенной заботы поселян. Девушки закупали ленты и платки на ярмарках, часто ткали, шили, вязали сами. Мужчины в хороводах представляли гостей, призванных разделять радости. Молодые неженатые ребята вступали в игры с девушками по приглашению хороводницы - каждый высматривал среди танцующих нарядных дев невесту. Девушки тоже не терялись и следили: кто же смотрит пристальнее всех, кто подойдет и позовет с собою в заводной игре. В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды и дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других повседневные. Для праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в жёлтый цвет яйца Девушки участвовали в хороводе всюду, повсеместно составляя его основу. Они начинали ходить в хоровод с 12-13 лет, в других местах - с 14-15. Для крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода не всегда решался только по возрасту. В семьях, где росло две или больше сестер, при решении его вступали в силу представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и оборачивались рядом ограничений для младших. Семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в тени до выхода замуж старшей.[4]
1.6 «Хороводница»
Царица народного веселья - хороводница, самая веселая и заводная женщина в округе, обычно зрелого возраста. Отвага, молодость и проворство отличали ее от других. Она вечно молода, игрива, говорлива, умеет отлично петь и танцевать. Хороводница распоряжалась всеми увеселениями, стояла во главе хоровода, внимательно следила за процессом, придумывала новые танцевальные фигуры и рисунки. Женщина, которая пользовалась всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем. В другое время хороводница может быть свахою на свадьбах, бабою-позываткою на пирах, кумою на крестинах. Основные фигуры хоровода - это хождение по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких, вновь схождением в один большой круг.[5]
1.7 Характер хороводов
Говоря о характере хоровода, следует отметить, что северный хоровод бывает двух типов: орнаментальный и игровой.
Орнаментальный хоровод. Если в хороводе нет ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники ходят кругом, рядами заплетают из хороводной цепи фигуры-орнаменты. Такой вид хоровода и носит название орнаментального. Чаще всего художественное содержание таких хороводов связано с образами русской природы. Тесная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями и танцами, помогла созданию множества рисунков - фигур хоровода. Замысловатые танцевальные переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев. И наоборот - тонкие узоры кружев, например, часто повторяют вензеля хоровода. Изобретательности танцевального рисунка на Севере придавалось большое значение. Часто хороводник или хороводница специально сочиняли новые хитросплетения, чтобы придать танцу интерес и выразительность. Исполнение орнаментальных хороводов отличается строгой последовательностью действий, ограниченным количеством фигур. Чаще всего подобные танцы включали несколько элементов, что органично переплетались и перестраивались между собой.
Игровой хоровод. Игровые же хороводы обязательно сопровождаются песней. В подобном действии есть сюжет и действующие лица: исполнители с помощью мимики, пляски, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц и зверей, подражают их движениям и повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: труд, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная и сказочная темы, высмеивание помещиков. К тому же хоровод, как драматическое действие, требовал не только талантливого актерского исполнения, но и некоторых аксессуаров: в нем появляются платочки, венки, палки, табуретки. Каждый предмет являлся также и определенным символом. Венок символизирует брачный союз, платок - подушку, шелковая плеточка - символ силы и покорности. Все в этом хороводе - творчество.[5]
ГЛАВА II. Особенности исполнения северного хоровода
2.1 Рисунок хоровода
Хороводы бывают сомкнутые и разомкнутые. Сомкнутые хороводы - это хороводы в форме круга или нескольких кругов, а разомкнутые хороводы - это хороводные танцы змейкой, линиями и фигурами. Движение сомкнутого хоровода может не ограничиваться одним лишь круговым рисунком, а струиться красивыми зигзагами и разными построениями. Каждый рисунок хоровода имеет свое определённое обрядовое значение и особенное название, например, «корзиночка», «воротца», «восьмёрка», «круг», «колонка», «карусель» и многие другие.
Существует несколько базовых рисунков хоровода, на которых может строиться танец: (2)
1. Круг - число участников в таком построении не ограничивается. Минимальным количеством выступает три человека. Находясь лицом друг к другу танцоры берутся за руки, формируя замкнутый круг. Движение участников происходит согласно часовой стрелке. Идут танцоры простыми, приставными либо переменными шагами.
2. Два смежных круга - кольца хоровода располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Каждая формация может двигаться, как по направлению часовой стрелки, так и в обратную сторону. Движения осуществляются шагами, аналогично предыдущему варианту.
3. Круг в круге - образовывается большое кольцо, а внутри другое, но поменьше. Движение участников может происходить в одном либо различных направлениях.
4. Корзинка - формация в данном случае не отличается от предыдущего варианта. Однако в определенный момент участники поднимают руки. Внутренний и внешний круги соединяются.
5. Восьмерка - отдельные круги движутся в противоположных направлениях. Затем хороводы разрывают сцепку. Участники одной формации проходят через другую, образовывая рисунок, который напоминает символ бесконечности.[5] (3)
2.2 Фигуры в хороводе
Теперь необходимо разобраться с основными фигурами в хороводе. (4) Движение по кругу - это лишь вершина айсберга. На самом деле в танце существует минимум 7 форм движения, о которых я сейчас расскажу. "Столбы" - чаще всего используется в самом начале хоровода. Несколько человек встают квадратом по парам. По очереди начинается движение от одной пары к другой по мере входа в квадрат новых участников. "Вожжа" - подразумевает собой движением волнами. Первая волна при этом самая большая. Постепенно волна становится меньше, в итоге превращаясь в точку. Затем из точки начинает образовываться спираль. Это фигура называется "Плетень". Начиная движение из точки и создавая спираль, символизируется творение вселенной. Плетень постепенно переходит в круг. Самое известное движение в хороводе сегодня. Круг символизирует завершение этапа сотворения мира."Сторона на сторону" - во время выдвижения этой фигуры девушки и парни выстраиваются в шеренгу друг напротив друга. Далее две шеренги начинается сближаться друг с другом и отдаляться. В процессе девушки "случайно" роняют платки, венки. А парни подбирают их, а затем возвращают вещи владельцам. Это фигура показывает взаимодействие мужского и женского начала."На четыре стороны" - участники хоровода образуют квадрат. Его стороны при этом символизируют четыре стороны света. Во время движения участники хоровода показывают "сеяние просо", чтобы вскоре собрать урожай.[6]
2.3 Хоровод – в разных районах Архангельской области
На Севере хороводы не водили, а "ходили" ("ходить в ходецу"). Тяжелые длинные сарафаны, высокие головные уборы - «повязки», «венцы», «кокошники» - способствовали плавности и величавости движения в хороводах. У девушек была плывущая поступь, сдержанная спокойная строгость в движениях, осанке, взгляде. В женском костюме общим для всех был длинный сарафан. Девушки ходили так, чтобы ноги не касались к сарафану, и он не шелохнулся бы.
В каждом уезде Архангельской губернии устанавливались участники хороводов. Так, в шенкурских орнаментальных хороводах участвовали только девушки и молодки.. В Пинежском уезде в хороводах участвовали только невесты. Они пели песню "Хожу я по травке" и ходили по улице. В Мезенском уезде, в поселениях на Зимнем берегу Белого моря, популярными были хороводы - "петровщины" (в праздник Петрова дня) - под песню "Не за реченькой девушки гуляли" девушки и молодки ходили по деревне парами и по кругу. На Севере "ходили" и веселые ("скорые") хороводы - "корзиночка", "змейка", "капустка" и др., которые исполнялись под ритмичные песни. К примеру, в Пинежском и Мезенском уездах - под песни "Уже я улком шла, переулком шла", "Я по жердочке шла". Хоровод начинался с круга, а затем хороводница (ведущая) разрывала круг и начинала заводить хороводную цепь "змейкой" - "кривулями". Красота рисунка зависела о выдумки ведущей. "Ходили" хороводы девушки и парни, женщины и мужчины.[1]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность русских хороводов в жизни северной деревни столь велика, что сложно назвать другой элемент национальной культуры, неизменно игравший на протяжении многих веков такую огромную роль. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, - хороводы отражают особенные черты нашей народности - самобытность, радость, творческую силу и восторг. И, несомненно, хоровод - это своеобразный символ красоты - красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой. Хороводы - это не только праздничные развлечения и отдых, хотя именно в хороводных игрищах юноши и девушки могли присмотреться друг к другу. Держась за руки в хороводе, люди соединяются, и становятся единым целым.
Хоровод - это мощная единая энергетическая цепь, сродни цепи молекулы ДНК. И как молекула ДНК, хоровод излучает множество психической энергии, и замыкает её в сложную структуру на всех энергетических уровнях. Хороводами целили больных. Танцоры кружились вокруг больного, создавая вокруг него огромный по силе энергетический вихрь, и передавали ему необходимую для выздоровления энергию.
Вот мы и выяснили, что такое хоровод, какое он имел символическое, социальное и культурное значение. Надеюсь, мой материал позволил разобраться, в чем заключается сила северного хоровода, каково культурное и духовное значение такого танца. К сожалению, в наши дни традиция несколько забыта и не практикуется в танцах. Однако ознакомиться с особенностями древней хореографии все же можно. Способствуют этому сценические выступления народных коллективов, одним из которых является «Плясовуха».
Хоровод и его элементы используются и в нашем коллективе. Все фрагменты танцевальных движений, которые я представила сегодня в презентации, исполнены участниками ансамбля «Плясовуха». Тема эта очень интересная. Я и дальше буду над ней работать.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Бачинская, Н.М. Русские хороводы и хороводные песни./ Н.М. Бачинская. - М.:-Л., 2005. С. 67
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Мир книги,2004.
- Терещенко, А.В. История культуры русского народа./ А.В. Терещенко. - М.:ЭКСМО, 2007. С. 433
- http://slavyanskaya-kultura.ru/ slavik
- http://ruspravda.info/Horovod-hozhdenie-za-solntsem
- www.ust-cilma.ru/gorka.htm
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Владимировна